Индивидуально-групповые занятия в 1 классе, вариант 6.2
рабочая программа (1 класс)

Старикова Ольга Юрьевна

Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах и направлена на развитие психических процессов у  обучающихся. Рабочая программа коррекционного  курса на уровне начального общего образования обеспечивает удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением опорно- двигательного аппарата (далее НОДА) с задержкой психического развития (далее ЗПР) (вариант 6.2.), их адаптацию к условиям в образовательной организации и освоение ими адаптированной основной общеобразовательной программы ( далее  АООП).  Вариант 6.2. предназначен для образования обучающихся с НОДА, достигших к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме. Но имеющий особенности психофизического развития, затрудняющие процесс овладения знаниями, нуждающийся в специальных условиях получения образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igz_na_konkurs_novye_standarty-_o.yu_.docx462.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап конкурса научно-методических материалов

«Новой школе-новые стандарты»

Номинация «Обучение детей с особыми возможностями здоровья с учётом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и концепций преподавания учебных предметов

(предметных областей)»

Рабочая программа

коррекционного курса

«Развитие познавательных функций у обучающихся  

с нарушением опорно-двигательного аппарата»

( вариант 6.2.)

1 класс

Старикова  Ольга  Юрьевна

Учитель  начальных  классов

МОУ начальная школа-детский сад № 11

Копейского городского округа

Челябинской области

  1. Аннотация к рабочей программе

   Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах и направлена на развитие психических процессов у  обучающихся. Рабочая программа коррекционного  курса на уровне начального общего образования обеспечивает удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением опорно- двигательного аппарата (далее НОДА) с задержкой психического развития (далее ЗПР) (вариант 6.2.), их адаптацию к условиям в образовательной организации и освоение ими адаптированной основной общеобразовательной программы ( далее  АООП).  Вариант 6.2. предназначен для образования обучающихся с НОДА, достигших к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме. Но имеющий особенности психофизического развития, затрудняющие процесс овладения знаниями, нуждающийся в специальных условиях получения образования.

       Рабочая программа коррекционного  курса  предусматривает:

  •  предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в    развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;
  •  коррекцию нарушений психофизического и психофизиологического развития   педагогическими средствами;
  •  формирование у обучающихся с НОДА ЗПР механизмов компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению и освоение ассистивных средств компенсации;
  •  формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся усваивать общеобразовательные предметы.

             

         Рабочая программа коррекционного  курса  обеспечивает:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с НОДА ЗПР, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
  • осуществление индивидуально ориентированной педагогической помощи детям с НОДА  ЗПР с учетом особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей и ресурсов детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК) ;
  •  возможность освоения детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития АООП и их адаптации к условиям образовательного учреждения.

   

Актуальность программы  обусловлена необходимостью в индивидуальных образовательных траекториях для детей с НОДА. Для этих детей характерно нарушение всех сторон деятельности, что создает проблему не только в усвоении учебного материала, но и накладывает свой негативный отпечаток на жизнь ребенка в целом. Высокая утомляемость, низкий уровень работоспособности, небольшой объем восприятия и сохранения информации, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных  процессов,  умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие  усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.  

 Преодолению перечисленных трудностей способствуют упражнения на развитие произвольной регуляции (ориентировку на листе тетради, слуховое сосредоточение, удержание зрительного внимания и т.п.). Предусмотрены задания, направленные на преодоление несформированности словесного опосредствования деятельности и поведения, для чего используются упражнения на вербальное обозначение сходств и различий, активизацию самостоятельного устного высказывания. Предполагается, что умения, приобретаемые на коррекционно-развивающих занятиях, будут перенесены на программный материал предметной области «Филология».

 Трудности овладения «Математикой» в значительной мере сопряжены с недостатками пространственных и квазипространственных представлений, соответственно, работа по их коррекции является необходимой и способствующей усвоению математических знаний, в первую очередь основ геометрии.

  Коррекционные занятия направлены так же на расширение знаний ребенка об окружающей предметной и социальной действительности. Значение имеют и задания, направленные на усвоение пространственных представлений, выделение ориентиров. Благодаря коррекционным занятиям облегчается овладение предметами «Технология», «Изобразительное искусство»,  (за счет совершенствования моторики, навыков самоорганизации).

   Предложенный коррекционный курс составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития.

     В работе используются дидактические игры и задания, направленные на активизацию познавательных процессов, с элементами занимательности, проблемных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны.  

    Упражнения,  ориентированные на развитие высших психических функций, создают основу для максимального использования возможностей, резервов организма ребенка в компенсации нарушения его развития. Совершенствуя психические процессы, учитель тем самым закладывает фундамент успешности учебной деятельности. Задания направлены на развитие тех сторон психической деятельности, которые отстают у ребенка в большей степени, препятствуя усвоению учебного материала. Именно поэтому,  вся коррекционно-развивающая работа должна проводиться во взаимодействии с психологом и логопедом.

 Рабочая программа коррекционного курса является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО НОДА

На индивидуальные и групповые занятия  по учебному плану выделяется   2 часа в неделю, что составляет 66 часов в год, продолжительность занятий 20-25 минут.

  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися 1 класса, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата и задержку психического развития, разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного Стандарта  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (НОДА и ЗПР);

- адаптированной основной общеобразовательной программы  МОУ начальная школа-детский сад № 11;

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, ФГОС НОО ОВЗ и рассчитана на 1 года обучения:

1 класс- 66 часов, продолжительность занятий 20-25 мин. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Цель программы:  максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с НОДА ЗПР, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта,  его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи:        

  • способствовать полноценному психическому и личностному развитию  школьника, коррекции  недостатков  познавательной деятельности  обучающихся путем    целенаправленного    систематического    развития    у    них    правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;
  • выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
  • развивать и корректировать психические функции учащихся;
  • развивать способность учащихся к обобщениям; содействовать    развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, классифицировать;
  • снижать эмоциональную напряженность учащихся; создавать ситуацию успеха;
  • корректировать поведение  учащихся с помощью игротерапии;
  • изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;
  • способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки  их  общей моторики  совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве.

Практическая  реализация  поставленных  задач  осуществляется  в  процессе коррекционно-развивающих  занятий,  проводимых  в  МОУ начальная школа-детский сад № 11,  с  учетом  требований  Федерального  Государственного Образовательного  Стандарта,  СанПиНов,  Уставом  

Основные направления коррекционной работы:

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
2.
 Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6.  Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

3.Общая характеристика  коррекционного  курса

        Занятия по данной программе является коррекционно-направленными: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Работа на занятиях проводится как подгруппами, так и  индивидуально, чтобы у каждого обучающегося была возможность успешно выполнить несколько игровых заданий. Занятия  носят практическую направленность, тесно связаны с другими учебными предметами, готовят обучающихся к жизни в обществе.

         Формой организации является комплексное занятие, которое проводится в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

        Программа имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

Основным содержанием занятий по программе являются:

  • дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;
  • упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;
  • пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;
  • игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений учащихся младших классов с нарушением развития.

 4. Описание места коррекционного  курса в учебном плане

 Курс  рассчитан на один учебный год, в 1 классе выделяется – 66  часов   (33 учебных недели, по 2 часа  в неделю).

5. Планируемые результаты усвоения программы

Личностные результаты

  • Осознание языка как основного средства человеческого общения.
  • Ценностно-смысловая ориентация.
  • Личностное, жизненное самоопределение.
  • Действие смыслообразования, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
  • Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
  •  Форсированность адекватной самооценки, положительное отношение к учебной деятельности

Метапредметные  результаты:

  • Включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные УУД:

  • Понимать, принимать и сохранять учебную задачу.
  • Действовать по плану и планировать свои учебные действия.
  • Контролировать процесс и результаты деятельности.
  • Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД:

  • Фиксировать информацию разными способами.
  • Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной.
  • Выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение.
  • Подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения люд ей.
  • Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.
  • Понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных задач.
  • Развивать навыки вербального и невербального общения
  • Преодолевать тревожность и страхи
  • Конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми: одноклассниками, педагогами, родителями.

6. Содержание программы  коррекционного курса

1 класс

Обследование детей, диагностика (2 часа) (Приложение1,2)

Развитие мелкой моторики (8 часов)

Развитие графомоторных навыков посредством пальчиковых упражнений, работы с предметами, использование пособий шнуровка,  камни «Марлбс». Рисование по контуру, по точкам, по фигурным дорожкам, крупой, рисование двумя руками одновременно. Массаж пальчиков рук.

Развитие восприятия и воображения (9 часов)

Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.

Развитие внимания (7 часов)

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.

Развитие памяти (7 часов)

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”. Развитие речи. Формирование активного словаря, навыков обучения чтению и письму, активизация моторно-двигательной артикуляции. Чтение сказок, упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов.

Развитие мышления (8 часов)

Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.

Развитие математических представлений (17 часов)

Числа и операции над ними. Признаки предметов (свойства предметов, выделение предметов из группы, сравнение предметов, разбиение предметов на группы). Текстовые задачи. Элемента геометрии.

Формирование навыков чтения и письма (8 часов)

Языковое и речевое развитие ребёнка. Звуковой состав слова и обозначение звуков буквами. Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу). Конструирование предложения из слов (первое слово с прописной буквы, пробелы между словами, точка в конце предложения). Определение количества букв и звуков в слове

                             Структура  уроков  коррекционного  курса

 1. Вводная часть.  Задачей вводной части является создание у обучающихся определенного положительного эмоционального состояния. Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.

2. Основная часть. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления. Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса обучающихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразием внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

 3. Заключительная часть.  Задача заключительной части: подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы обучающихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке. В заключительную часть занятия так же включаются упражнения на дыхание, расслабление, упражнения выполняются под музыку.

7. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Основные  виды учебной деятельности учащихся

1-2

Диагностика

2

Беседа, ответы на вопросы, практическая деятельность

3

Развитие мелкой моторики-8 ч.

Фигурные дорожки

1

Работа карандашом на листе бумаги

4

Рисование по точкам

1

5

Рисование по контурам

1

6

Рисование двумя руками одновременно

1

7

Работа с камнями «Марблс»

1

Продуктивный. Выкладывание камней по образцу.

8

Рисование крупой

1

Продуктивный. Рисование манной крупой на листе.

9

Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами

1

Работа с предметами по образцу

10

Застёгивание пуговиц, шнуровка

1

Работа с пособием

11

Развитие восприятия и воображения-9 ч.

Форма   и цвет

1

Соотносить и дифференцировать цвета и формы предметов, называть основные цвета

12

 Маленький - большой

1

Различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты

13

 Право и лево

1

Различать правую — левую стороны в изображении на картине

14

«Волшебные листочки». Ориентирование на листе бумаги

1

Ориентироваться на листе бумаги, в пространстве; умение дифференцировать понятия правое — левое, верх — низ

15

«Сложи картинку» Упражнение в соотнесении фигур

1

Складывание картинки по образцу из геометрических фигур

16

Незаконченные изображения

1

Восстанавливать изображения

17

Временные представления

1

Знакомство с частями суток, с их последовательностью

18

Нелепицы

1

Нахождение ошибок художника

19

Игра «Найди ошибку»

1

20

Развитие внимания-7 ч.

Парные изображения

1

Поиск отличий

21

Разрезанные изображения

1

Сбор изображения из частей

22

Исключение лишнего

1

Работа с  различными рисунками

23

Геометрические фигуры

1

Работа с рисунками, состоящими из геометрических фигур

24

Игра «Считаем вместе»

1

Игры на внимание с мячом

25

Игра «Кто внимательный?»

1

Игры на внимание

26

«Что это?» Рисование прямых линий.

1

Вертикальные и горизонтальные прямые линии

27

Развитие памяти-7 ч

«Запомни цвета» Отношение порядка следования

1

Понятия: первый, последний, крайний, перед, после

28

«Запомни картинки». Прямоугольник

1

Знакомство с геометрической фигурой

29

«Запоминание предметов»

1

Устанавливать опосредованные связи, и пользоваться ими при воспроизведении

30

Игра «Слова»

1

31

Упражнение «Заячьи дорожки»

1

Изображение фигур под диктовку

32

Графический диктант

1

33

Расставь в нужном порядке

1

Устанавливать опосредованные связи, и пользоваться ими при воспроизведении

34

Развитие мышления-8 ч.

Игра «Что произошло»

1

Установить причинно-следственные связи, которые лежат в основе изображенной ситуации.

Делать обобщения; давать оценки воспринимаемым ситуациям; уровень речевого развития ребенка.

Определения количественных и качественных соотношений предметов

35

Игра «Третий лишний»

1

36

Группировка предметов

1

37

Одежда-мебель-посуда

1

38

Рыба – птицы - звери

1

39

Овощи – фрукты - ягода

1

40

Игра «Какая дорожка самая короткая?»

1

41

Игра «Кто самый маленький?»

1

42

Развитие математических представлений -17 ч

Число и цифра 1.

 Написание цифры 1.

1

Соотносят число и цифру. Пишут изученную цифру.

43

Один, одна, одно, одни. Сказка про 1.

1

44

Число и цифра 2. Образование числа 2.Написание цифры.

1

Соотносят число и цифру. Пишут изученную цифру.

45

Понятие «пара». Сказка про 2.

1

46

Точка. Линии. Прямые и кривые линии.

1

Изучают понятия. Чертят линии при помощи чертежных предметов.

47

Число и цифра 3.Написание цифры 3. Сказка про 3.

1

Соотносят число и цифру. Пишут изученную цифру.

48

Образование числа 3. Сказка «Три медведя».

1

49

Число и цифра 4.Написание цифры 4.

1

Соотносят число и цифру. Пишут изученную цифру.

50

Образование числа 4.Сказка про 4.

1

51

Число и цифра 5.Написание цифры 5. Сказка про 5.

1

Соотносят число и цифру. Пишут изученную цифру.

52

Сложение и вычитание в пределах 5.

1

Считают, решают примеры и задачи в пределах изученного числа.

53

Число и цифра 0.Написание цифры 0.Сказка про 0 и 1.

1

Соотносят число и цифру. Пишут изученную цифру. Называют «соседей» числа.

54

Число и цифра 6.Написание цифры 6.Сказка про 6.

1

Соотносят число и цифру. Пишут изученную цифру. Называют «соседей» числа.

55

Число и цифра 7.Написание цифры 7. Сказка про 7.

1

Соотносят число и цифру. Пишут изученную цифру. Называют «соседей» числа.

56

Образование числа 8. Сказка про 8.

1

Соотносят число и цифру. Пишут изученную цифру. Называют «соседей» числа.

57

Образование числа 9.Сказка про 9.

1

Соотносят число и цифру. Пишут изученную цифру. Называют «соседей» числа.

58

Число 10.Порядковый счет в пределах 10. Сказка про 10.

1

Соотносят число и цифру. Пишут изученную цифру Называют «соседей» числа.

59

Формирование навыков чтения и письма-8

Речь устная и письменная

1

Определение звукового состава слов, обозначение звуков буквами. Конструирование предложения из слов. Определение количества букв и звуков в слове

60

Звуки речи

1

61

Гласные  звуки и буквы

1

62

 Согласные звуки и буквы

1

63

Игра «Отгадай букву»

1

64

Слог. Слова – предметы.

1

Определение звукового состава слов, обозначение звуков буквами. Конструирование предложения из слов. Определение количества букв и звуков в слове

65-66

Предложение. Схема предложения.

2

Оценка  результатов  коррекционного  курса

По  окончании  цикла  коррекционно-развивающих  занятий  учитель   проводит итоговую  диагностику,  которая  оценивается  по  тем  же  параметрам.    Далее  проводится  сравнительный  анализ,  который  показывает  процент  положительной  динамики  по отношению к первоначальной диагностике.

Механизм оценки результатов:

1. Визуальный (метод наблюдения).

2. Контрольные срезы качества достижения ожидаемых результатов в рамках урочной деятельности.

8. Условия реализации программы

 С учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями  ОДА необходимо соблюдать следующие условия:

1.Соблюдение охранительных режимов (ортопедический, двигательный, зрительный, психологический).

2. Создание  комфортной коррекционно-развивающе         образовательной среды  для обучающихся с НОДА, построенной с учетом их образовательных потребностей.

3.Соблюдение рекомендаций лечащего врача по определению режима нагрузок, организации образовательного процесса (смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.).

4.Подбор мебели, соответствующей потребностям детей.

5.Использование ассистивных технологий.

6.Проведение  параллельных занятий с психологом и логопедом.

7.Оказание консультативно-просветительской помощи педагогам и родителям в организации коррекционной работы с детьми, требующими дифференцированного подхода на уроке в классе.  

9. Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы необходимо:

отдельный,  просторный кабинет, соответствующий требованиям  СанПиН,  дидактические  настольные  игры,  цветные карандаши, бумага, пластилин, краски, мячи различной величины, лото, конструктор «Лего», счетные палочки, мозаика, магнитофон,  пальчиковые тренажеры Топотуша  «Страусенок» (для правой и левой руки), тренажёр для письма с рельефными дорожками,  мультимедийное обучение нового поколения детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Песочные часы, так как «вынесенное вовне время» хорошо структурирует детей, имеющих проблемы с формированием произвольной регуляции деятельности. Компьютер,  принтер,   клавиатура, адаптированная с крупными кнопками с пластиковой накладкой, компьютерный роллер,

Учебно-методическое обеспечение:

- комплекты контролирующих заданий, включающих в себя различные виды тестов;

- различные виды дидактического материала, справочники, раздаточный материал;

- карточки - задания с алгоритмическими предписаниями или инструкциями для детей;

- карточки - задания с образцами выполнения задания, программированные задания;

- предметные дидактические игры и игровые ситуации;

- различные виды диктантов (графические, выборки, дополнения);

- система дифференцированных заданий;

- опорные схемы;

- методические рекомендации специалистов.

Список  литературы:        

1. С.Г. Шевченко, Н.В. Бабкина, А.Д. Вильшанская  Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.

2. А.Е. Соболева, Н.Н. Кондратьева  Русский язык с улыбкой. Игровые упражнения для  предупреждения  и преодоления  дисграфии.- ТЦ «Сфера», 2007.

3. Т.Ф. Воронская Методические рекомендации по обучению математике детей, испытывающих трудности в обучении. АРКТИ Москва, 2002.

4. Юлия Соколова.  Тесты на готовность к школе ребёнка шести-семи лет.- М.: Изд-во Эксмо, 2007.

5. В.И. Ковалько. Младшие школьники на уроке. .- М.: Изд-во Эксмо, 2007.

6. Т.В.Голубь  Графические диктанты. М.: ВАКО, 2010.

Интернет ресурсы:

http://nachalka.info 

https://uchi.ru    .

https://infourok-lichnyj-kabinet.ru/

https://znanija.com 

 

                           Вопросы для беседы                             Приложение 1

1.Сведения о себе:

– Назови свое имя, фамилию, отчество______________________________

– Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастишь: женщиной или мужчиной?

– Сколько тебе лет? Сколько будет через год? Сколько было год назад?________

– Где ты живешь? Назови свой адрес._________________________________

– Кто есть в твоей семье? Кто ты бабушке, маме, брату? Кто бабушка маме?

__________________________________________________________________

– Как зовут твоих родителей?________________________________________

– Кем работают твои родители?______________________________________

– Как называется город, страна, в которой ты живешь?__________________

– Для чего человеку нужны: глаза, рот, уши...?_________________________

– Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь? Какое время года было до... и после…_________________________________________________________

– Чем отличается день от ночи?______________________________________

– Каких диких и домашних животных ты знаешь?_______________________

– Каких птиц ты знаешь?____________________________________________

– Когда можно кататься на санях – зимой или летом? Почему?____________

– Что делает почтальон, строитель, учитель?___________________________

– Кто больше – корова или собака? Кто меньше – птица или пчела? У кого больше лап – у кошки или петуха?

– Какого человека называют хорошим? плохим?________________________

– Чем ты любишь заниматься? __________________________________________________________

2.Пространственно-временные понятия и отношения.

  Покажи или назови:

А)  Времена года (последовательность, признаки, на картинках) __________________________________________________________________

Б) Части суток _____________________________________________________

В) Дни недели _____________________________________________________

Г) Схема собственного тела:
-Покажи правую руку
-Покажи левую руку
-Дотронься правой рукой до левой ноги
-Дотронься левой рукой до правого уха

Д) Ориентировка на листе бумаги:

- Кто нарисован вверху?
- Кто нарисован внизу?
- Кто нарисован посередине?
- Кто нарисован слева?
- Кто нарисован справа?

Е) Понимание и употребление предлогов, обозначающих пространственные отношения между предметами:

- Спрячь карандаш в коробку.
- Положи карандаш на коробку.
- Положи карандаш под коробку.
- Спрячь матрешку за коробку.
- Помести матрешку над коробкой.
- Поставь матрешку между машинками.

3. Сформированность сенсорных эталонов (цвет, форма, величина):

Покажи  большой  зелёный  треугольник, маленький синий круг и т.д.https://presentacii.ru/documents_4/b652f2532ca394db6a054e67c8da5c39/img1.jpg


4. Исследование внимания:

-Какое слово встречается чаще других:

Тучи, снег, зима, окно, лицо, мак, зима, дочка, мама, зима, стол, дерево, зима.__________________

5. Мышление:

А) Обобщение родовых категорий:

Шкафы, кровати, стулья-

Футболки, брюки, куртки-

Сапоги, туфли, тапочки-

Васильки, ландыши, розы-

Дубы, ёлки, берёзы-

Вороны, голуби, утки-

Смородина, малина, клубника-

Картошка, морковь, помидоры-

Яблоки, груши, мандарины-

Б) 4-ый лишний:

 Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

 Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

 Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

 Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

В) Сравнение понятий:

Девочка – кукла _____________________________

птица - самолёт ___________________________

Мяч – арбуз ________________________________

утка – лодка ______________________________

Г) Понимание метафор:

Золотые руки ______________________________

Каменное сердце ___________________________

Д) Установление причинно-следственных связей

 • Если положить лед на ладонь, то … .
 • Если полететь высоко-высоко, то … .
 • Если съесть много мороженого, то … .
 • Если летом пойдет снег, то … .__________________________________________________________________

Е) Составление рассказа по серии сюжетных картин __________________________________________________________________

6. Математика (счет, состав числа до 10, счетные операции, сложения и вычитания, решение простых задач)

-счет до 10____________

от 10 до 0_____________

от 3 до 8______________________

-цифровой  гнозис__________________________________________________

-счетные операции:  2+1,       4-2,       6+1,      10-1

- задача:

У Пети 5 флажков, а у Вани  2 флажка . Сколько флажков у мальчиков?________

7. Чтение:

Б) Чтение (побуквенное,  послоговое,  целыми словами)

        Практическое   задание                        Приложение 2

1. Развитие  мелкой  моторики: продолжи  рисунок

hello_html_2cec13a2.png

2. Зрительная  память:

- Запомни, что нарисовано (10 картинок)

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a7d1fe2b1c986ff5eefe5619f509efc6-l&n=13_______________________________________________

3. Восприятие

- «Зашумленные» изображения.  Найди  и  раскрась бабочку.

C:\Users\Лера\Desktop\Новая папка (3)\cfi63f4ugew.jpg

- «Наложенные» изображения». Найди и раскрась  яблоко.

http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2010-07/1277985486_1.jpg

- «Недорисованные» изображения.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/01ed/00144d3c-7fe13df8/hello_html_30a5a823.jpg

10. Письмо :

А) Знание букв, написание букв (печатных, письменных) ___________________________________

Б) Списывание  печатными буквами:

Алёша поймал щуку. Щука была большая.

____________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 1 класс, вариант обучения 7.1 и 7.2

Данная методическая разработка предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми с ОВЗ. Занятия проходят 3 раза в неделю. Всего 33 учебных недель....

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс (вариант обучения 7.2)

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 2 класса составлена с учётом примерной программы основного общего образования, на основе ФГОС второго поколения, адаптированной образовательной п...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 3 класс, вариант обучения 7.2

Данная рабочая программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися 3 класса по варианту обучения 7.2 из расчёта на 34 учебных часа или 68 учебных часа...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс вариант обучения 7.2

Данная индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена с учётом потребностей определённого учащегося для успешного усвоения программного материала 2 класса , вариант обуче...

Рабочая программа коррекционного курса «логопедические занятия» 1 класс(вариант 7.2)

Рабочая программа коррекционного курса «логопедические занятия» 1 класс(вариант 7.2)...

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий 1 класса вариант 9.1.

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий 1 класса вариант 9.1...

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий 1 класса вариант 9.2

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий 1 класса вариант 9.2...