Рабочая программа внеурочной деятельности "Я+театр"
рабочая программа

Рабочая программа предназначена для занятий в кружках внеурочной деятельности, способствует творческому развитию учащихся, их социализации, раскрывает внутренний потенциал обучающихся, воспитывает культуру поведения, увжительное отношение к культурному наследию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_yateatr_novyy.docx78.13 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы

«Я + театр»

Пояснительная записка.

Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

 Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся:

 - социализация как адаптация к существующим социальным условиям, обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума;

 - перевод ребёнка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты.

 Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социального творчества.

Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразование ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

 В начальных классах достижение в социально преобразующей добровольческой деятельности воспитательных результатов первого уровня обеспечивается формой социальной пробы (работу над понятием инициировал М.И. Рожков): инициативное участие ребёнка в социально значимых делах, организованных взрослыми.

 

Нормативные правовые акты для создания материально-технической базы авторской программы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля       2011 г., регистрационный номер 19676).
  • Концепция профильного обучения на старшей ступени образования;
  • Краевая Целевая программа развития образования в Краснодарском крае.
  • Примерные программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ;

Общая характеристика курса.

В основе реализации внеурочной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

 - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;

 - учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

 - обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;

 - обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Цель примерной внеурочной программы является участие учащихся в формировании  у них способности управления культурным пространством своего существования.

Задачи программы:

 - формирование внутренней позиции ученика, определяющей новый образ жизни школьника и перспективы личностного и познавательного развития;

 - формирование понимания и поддержания таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, уважение к труду, забота о товарищах, ответственность за другого человека;

 - развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных взаимодействий.

Признание ценности ребёнка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности – вот главное, что актуально сегодня, что является основой современной концепции воспитания.

 Мы живем в интересное время. Оно спешит и мы торопимся вместе с ним. Родители любят своих детей и стремятся дать своему ребенку как можно больше: рано учат чтению, математическим навыкам, письму, знакомят с компьютером.

Но ребенок смотрит  уставшими глазами. Это страдает эмоциональная сфера ребенка. Нет выплеска свободного творчества и полета фантазии. На занятиях театрального кружка дети учатся исследовать мир, принимать решения, грустить и радоваться, управлять своими чувствами и многому другому.

Занятие в театральном кружке отличается гибкостью и возможностью отталкиваться от интересов и потребностей самих учащихся с учетом их особенностей.

Одной из идей обучающей программы «Я + театр» является постепенное усложнение материала: от игр через импровизации к спектаклям, основанным на литературном материале. Большая роль формирования художественных способностей ребят отводится регулярному тренингу, что помогает пробудить творческую фантазию ребят к непроизвольности приспособления к сценической условности.

 

Участники программы.

Программа рассчитана на работу с ребятами возрастной группы 7-10лет .

Контроль за уровнем освоения программы .

После каждого года обучения педагог должен провести показательные уроки, уроки-концерты, мини-спектакли, на которых демонстрирует свои подходы к развитию обучающихс с, использованием творчества и фантазии учащихся.

Задачи курса:

- развивать познавательный интерес к театральной деятельности;

-учить навыкам общения и коллективному творчеству;

-развивать эстетические способности детей.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Обучающиеся должны знать:

- средства общения;

-виды текстов;

-понятия: «жесты», «мимика», «телодвижения»;

-основные группы мышц;

-театральные профессии.

Обучающиеся должны уметь:

- использовать средства общения;

- правильно распределять дыхание в речи;

- правильно использовать телодвижение, мимику, жесты;

- регулировать громкость, темп речи;

-находить необходимую литературу, работать с текстом;

-декламировать;

-составлять небольшие тексты-диалоги;

-вести диалог;

-обсуждать просмотренные спектакли, фильмы, делать выводы;

-правильно вести себя в театре.

Описание места курса в учебном плане.

 На  изучение  отведено  135 часов. В 1 классе - 33 часа в год; во 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю).

Темы занятий сформулированы согласно  авторским методическим рекомендациям.

          Кружок  даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, творческих вечеров, литературных гостиных.  Занятия включают Базовые формы учебных занятий: информационные (беседа, сообщение), постановочные, репетиционные, художественные образовательные события, общение со зрителями.

Формы и режим занятий.

Театральное занятие:

-это знакомство с волшебным миром театра и его жителями;

-это общение, умение вести себя на публике;

-это развитие речи, мимики, пластики и памяти;

-это работа над произношением звуков, артикуляцией в игровой форме;

-это развитие фантазии и творческих способностей;

-это выражение индивидуальности и неповторимости;

-это развитие творческой инициативы;

-это умение быть раскованным на сцене и коммуникабельным.

        Базовые формы учебных занятий: информационные (беседа, сообщение), постановочные, репетиционные, художественные образовательные события, общение со зрителями.

       Информационное занятие предполагает беседы и сообщения. Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Назначение сообщений состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.

      Постановочные занятия - творческий процесс создания представления, который осуществляется постановщиком совместно с художником, балетмейстером, музыкантом и костюмером.

       Репетиционные занятия - основная форма подготовки представлений путём многократных повторений (частями и целиком).

       Художественное образовательное событие - акт художественного творчества, выносимый на публичное рассмотрение с образовательными целями. Учебный и воспитательный эффект художественного события для автора произведения обусловлен общением со зрителем, с отношением последнего к произведению и его презентации.

       Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время, на сцене актового зала школы. Показ представления готовится для учащихся младших классов, родителей,  учащихся из среднего звена, выездные представления (по договорённости с руководителями).

Описание ценностных ориентиров содержания курса.

Одним из результатов занятий в кружке «Я+театр» является решение задач воспитания – овладение  младшими школьниками системой ценностей и их осмысление.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основанными на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий : поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден, будь честен со всеми и прежде всего с самим собой, не осуждай.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Осознание возможности через театральное искусство нести людям радость , говорить со сцены о том, что тревожит.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства, по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; осознание восхищения культурным наследием предшествующих поколений, литературными произведениями классиков и современных писателей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

программного материала

Личностными результатами является формирование следующих умений:

осознавать роль речи, жестов, мимики, телодвижений  в жизни людей;

оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

объяснять и оценивать  поведение людей в общении, в том числе через мимику, жесты, телодвижения;  

-делать выводы о настроении человека по его внешнему состоянию;

осознавать свою ответственность перед коллективом.

 

Познавательные УУД:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной   литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве,  энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

      -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно­ следственные связи в изучаемом круге понятий;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений на заданную тему;

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

соблюдать правила общения в урочной и внеурочной деятельности;

реализовывать творческие способности в совместной деятельности;

ориентироваться в литературных  произведениях, уметь отличать пьесу от других произведений; 

самостоятельно работать с художественным текстом;

– учиться договариваться о распределении ролей в диалогах;

делать выводы и обобщения в результате совместной работы;

-высказывать свою точку зрения и уметь ее аргументировать;

анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи во время коллективной работы;

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

-различать словесное и несловесное, вербальное общение;

        различать характер общения , его смысловой направленности с учетом знания вербальных способах общения ;

- осознавать роль несловесного, вербального  общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

распознавать и вести диалог;

отличать художественный текст от других видов текстов;

-использовать артикуляционный аппарат для передачи настроения;

-называть основные профессии, связанные с театральной деятельностью;

-создавать несложные костюмы, декорации, маски для постановок и инсценировок;

-– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

определять и  характеризовать особенности героев произведения ;

использовать изученные театральные приемы в работе над ролью.

Ожидаемые результаты реализации программы.

 Достижением результатов являются:-

-приобретение школьниками социальных знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, их структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством;

 овладение способами самопознания, рефлексии;

 усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия,

 об организации собственной частной жизни и быта;

 освоение способов исследования поведения человека в различных ситуациях, инструментов воздействия на аудиторию,

понимания партнёра.

Основное содержание (135 ч)

п/п

Темы

Количество часов

Всего часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Вводное занятие

1

1

1

1

4

2.

Мастерская тела

6

9

-

-

15

3.

Общение

6

9

-

2

17

4.

Речевые жанры

7

1

6

-

14

5.

Актерская мастерская

8

9

8

7

32

6.

Игра

5

1

2

-

8

7.

Волшебные краски чудесной страны

-

4

-

10

14

8.

Магия слов

-

-

8

3

11

9.

Театральные игры

-

-

9

11

20

Итого:

33

34

34

34

135

1 класс

Вводное занятие

Мастерская тела (6 ч)

Жесты. Мимика. Телодвижения. Основные группы мышц. Ритмопластика.

Общение (6 ч)

Словесное и несловесное общение. Речевые ситуации. Средства общения.

Речевые жанры (7 ч)

Текст. Виды текстов. Басня. Чтение по ролям. Загадки. Скороговорки. Считалки. Кукольный театр.

Игра. (5 ч.)

Развитие памяти. Упражнения для внимания. Твори, придумывай, импровизируй. Запомни фотографию.

Актерская мастерская (8ч.)

           Кукольный театр. Урок-спектакль.

2 класс

Вводное занятие (1 ч)

Мастерская тела (9 ч)

Ритмопластика. Упражнения с предметами. Телепаты. Телодвижения. Тень. Игры. Эстафеты. Жесты. Мимика.

Общение ( 9 ч)

Приветствия. Для чего люди общаются? Диалог-монолог. Вежливая речь. Рассуждения. Поздравления.

Волшебные краски чудесной страны (4 ч)

История театра. Устройства зала. Создатели спектакля. Запомни фотографию. Внимательные матрешки. Афиша. Плакат.

Актерская мастерская.( 9 ч.)

Импровизация. Агитбригада- плакатное искусство. Агитируем за здоровый образ жизни. Урок-концерт. Мини-спектакль.

Речевые жанры.

Загадки. Чайворды. Кроссворды.

Игра.(1 ч.)

Запомни фотографию. Внимательные матрешки.

3 класс

Вводное занятие (1 ч.)

Речевые жанры ( 6 ч)

Текст. Виды текстов. Личное письмо. Объявления. Поздравления. Сочинения. Рассуждения.

Магия слов (8 ч)

Учимся говорить красиво. Как помочь понять главное. Приветствия. Вежливая речь. Загадки-описания. Сила воображения.

Театральные игры ( 9 ч)

Уроки-концерты. Кукольный театр. Теневой театр. Мини-спектакли.

Актерская мастерская.

Агитируем за здоровый образ жизни. Живой телефон.

Игра. (2 ч.) Развитие памяти и внимания.

4 класс

Вводное занятие (1 ч.)

Общение (2 ч.)

Изучение правил техники безопасности и этических норм. Значение творчества в жизни человека и общества.

Актерская мастерская (7 ч)

Индивидуальные показы. Групповые показы. Распределение ролей. Репетиция пьесы.

Волшебные краски чудесной страны.( 10 ч.)

Знакомство с особенностями пьесы-сказки. Слушание и обсуждение небольшой пьесы. Просмотр профессионального театрального спектакля.

Рождение школьной пьесы. Задачи постановочного искусства. Театральные профессии сценариста, режиссёра, актёра, костюмера, балетмейстера, оформителя. Групповые показы. Распределение ролей. Репетиция пьесы. Отработка действий и речевого материала по сценарию. Премьера пьесы. Встречи и общение со зрителями. Подведение итогов. Обсуждение показа театральной постановки. Установка на продолжение творческой деятельности.

Магия слов ( 3 ч.)

Философия рекламной акции.

Что такое здоровый оптимистический образ жизни.

Театральные игры (11 ч.)

Учебные театральные миниатюры. Техника театральной миниатюры. Театральный калейдоскоп: декорации, бутафории, украшения и игрушки. Театральный капустник.

Тематическое планирование

1 класс ( 33 часа)

№ п/п

Раздел программы

Темы

Кол-во часов

Вид занятия,

содержание

Основные виды учебной деятельности

Вводное занятие.

Вводное занятие. Театральная игра.

1

 Аудиторное

Беседа с учащимися о театре, актуализация знаний по теме. Поиск ответа на вопрос : «Что такое театральная игра?»

Игра –инсценировка ( импровизация по сказке Репка»)

Общение

Знакомства. Наблюдения

2

Внеаудиторное

Учиться общаться, знакомиться с незнакомыми людьми ( учащимися из параллельного класса), делать вывод о том, когда лучше удается знакомство и почему.

Мастерская тела

Игры. Эстафеты. Жесты. Мимика

4

Аудиторное

Познакомиться с понятиями «жесты»,  «мимика», учиться наблюдать за жестами и мимикой, угадывать по лицам настроение, эмоции других людей, передавать свои чувства путем жестов. Игра « Угадай словечко», эстафета «Это я могу»

Мастерская тела

Телодвижения. Таинственное превращение

2

Аудиторное

Познакомиться с искусством пантомимы, попробовать самостоятельно посредством телодвижений объясниться с окружающими, игра «Таинственное превращение»

Общение

Общение. Речевые ситуации. Учимся общаться.

3

Аудиторное

Тренироваться в словесном жанре, учить строить диалоги, работать в паре.

Игра

Развитие памяти. Упражнения для внимания.

2

Аудиторное

Игры на внимание и память. Аукцион «Самое большое стихотворении наизусть»

Игра

Твори, придумывай, импровизируй

2

Аудиторное

Познакомиться с понятием импровизация, учиться импровизировать на заданную тему ( словесно, посредством мимики и жестов)

Игра на выбывание «Я-волшебник»

(упражнения  на перевоплощение в добрых и злых героев любимых сказок)

Речевой жанр

Текст. Виды текстов

1

Аудиторное

Чтение и анализ текстов, различных литературных жанров. Знакомство с пьесой, выяснение ее особенностей. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной   литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые

Речевой жанр

Басня. Чтение

1

Внеаудиторное

Поход в библиотеку. Осуществлять поиск необходимойлитературы. Знакомство с авторами басен, чтение басен, конкурс на лучшее выразительное чтение басни ( для учащихся, умеющих бегло читать)

Речевой жанр

Чтение по ролям

2

Аудиторное

Упражнение в чтении по ролям русских народных сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», смена ролей, конкурс на самого лучшего актера.

Речевой жанр

Загадки. Скороговорки. Считалки.

3

Внеаудиторное

Поход в библиотеку, подбор загадок, скороговорок и считалок, обмен информацией. Конкурс на самую хитрую загадку, на самую трудную скороговорку, на самую веселую считалку, конкурс на самого быстро говорящего артиста.

Актерская мастерская

Кукольный театр . "Три поросенка".

3

Внеаудиторное

Поход в библиотеку, знакомство со сказкой.

Распределение ролей ( два состава),

Репетиции мини-спектакля, представление.

Общение

Что ты слышишь? Игра «Чей голос?»

2

Аудиторное

Знакомство с искусством кукольного театра. Игра «Чей голос?» ( угадать голос говорящего не видя его, угадать голос, если он изменен)

Мастерская тела

Веселые обезьянки. Тень

1

Аудиторное

Театр теней, знакомство с искусством теневого театра, игра «Веселые обезьянки»

Игра

Запомни фотографию. Кто во что одет?

1

Аудиторное

Театральный костюм, его предназначение, рассматривание старинных фотографий, сцен из детских спектаклей, игра «Запомни фотографию»

Актерская мастерская

Заключительные занятия.

Подготовка к уроку-спектаклю.

3

Аудиторное

Постановочные мероприятия по подготовке и показу спектакля ( выбрать из поставленных ранее мини-спектаклей)

Актерская мастерская

Показ спектакля.

2

Аудиторное

Показ спектакля в классе и на родительском собрании

Тематическое планирование

2 класс ( 34 часа)

№ п/п

Раздел программы

Тема

Кол-во часов

Вид занятия

Основные виды учебной деятельности

Вводное занятие

Вводное занятие. Театральная игра.

1

Аудиторное

Беседа, актуализация знаний, знакомство с планами на предстоящий учебный год, анализ предыдущего года.

Мастерская тела.

Упражнения с предметами .

1

Аудиторное

Чтение и анализ сказки Г.-Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Беседа по прочитаному, обсуждение характера персонажей сказки. Упражнение в описании предметов. Игра «Угадай предмет по описанию». Пантомима «Угадай предмет по позе». Характер предметов.

Мастерская тела.

Упражнения со стульями. Передай позу.

1

Аудиторное

Упражнение в описании предметов. Игра «Угадай предмет по описанию». Пантомима «Угадай предмет по позе». Характер предметов.

Беседа «Какие бывают стулья», Просмотр презентации «История возникновения стула», обсуждение. Беседа по теме «Зависит ли характер от внешнего вида?». Мини-инсценировка «Кресло и стул».

Мастерская тела.

Игры. Эстафеты. Жесты. Мимика.

2

Аудиторное

Беседа «Мимика и жест. Их сходство и различия».Игра «Передай настроение» ( учащиеся при помощи мимики и жестов пытаются объяснить свое настроение окружающим, остальные отгадывают). Эстафета «Рассмеши меня». Учащиеся передают эстафету хорошего настроения друг другу используя только мимику в первой эстафете, а затем , во второй эстафете, только жесты. Беседа «Нужно ли понимать окружающих?»

Мастерская тела.

Телепаты. След в след  .

2

Аудиторное

Внеаудиторное

Беседа «Кто такие телепаты?», «Как понять друг друга, если ты не телепат?» Игра «След в след» (один учащийся идет по воображаемой дорожке, преодолевая воображаемые препятствия, остальные цепочкой повторяют движения за, ним стараясь преодолеть препятствия)

Экскурсия в парк или сквер, наблюдения за прохожими. Игра «Телепат». По мимике и жестам постараться определить в каком настроении наблюдаемый прохожий. ( наблюдение должно проходить ненавязчиво).

Мастерская тела.

Телодвижения. Таинственное превращение.

2

Аудиторное

Просмотр мультфильма «Маугли», обсуждение. Ответ на вопрос, как передают авторы мультфильма  характер   героев при помощи телодвижений.

Обсуждение отдельных фрагментов. Игра «Таинственное превращение»

При помощи жребия учащиеся выбирают для себя роли различных животных и  передают их характер

Актерская мастерская

Импровизации.

1

Внеаудиторное

Посещение библиотеки, анализ литературы, выбор сказки о животных ( «Теремок», «Рукавичка», «Кот, петух и лиса» и др.) чтение по ролям одной из сказки, импровизированный мини-спектакль.

Общение

Приветствия .

2

Внеаудиторное

Беседа «Что такое приветствие?», обсуждение того, как приветствие помогает в общении, нужно ли использовать приветствия , какие приветствия бывают. Экскурсия на детскую площадку в сквер или парк, наблюдение за детьми и их родителями, обсуждение по теме «Знакомы -незнакомы», как ведут себя знакомые друг с другом люди и незнакомые, обсуждение того, как определить, что люди знают друг друга, как ведут себя незнакомые люди.

Общение

Диалог. Монолог .

2

Аудиторное

Внеаудиторное

Беседа по теме «Для чего люди общаются?», что такое диалог и монолог, посещение детского спектакля, обсуждение и определение наличий в нем диалогов и монологов.

Общение

Средства общения. Для чего люди общаются?

1

Внеаудиторное

Беседа по теме «Для чего люди общаются?», «Какие средства общения ты знаешь?», является ли монолог средством общения.

Где можно общаться друг с другом?» Экскурсии в парк и на детскую игровую площадку, наблюдение за детьми, их общением, обсуждение.

Общение

Вежливая речь. Умей вежливо отказать.

2

Аудиторное

Беседа «Всегда ли вежливый человек доброжелателен?», «Искренность и хитрость», как человек может быть введен в заблуждение. «Может ли вежливость принести вред?» Найти способы отказать вежливо, но быть непреклонным. Игра «Вежливый-невежливый». Разобрать способы вежливого отказа от того, что может принести неприятности и даже вред жизни и здоровью

Волшебные краски чудесной страны

О чем говорит афиша и плакат.

1

Внеаудиторное

Аудиторное

Найти и рассмотреть афиши в городе. Сравнить с плакатами. Найти разницу. Определить назначение афиши и плаката.

Определить по афише, о чем она говорит.

Актерская мастерская

Агитбригада- плакатное искусство

1

Аудиторное

Познакомить с понятием «агитация», «бригада». Дать представление об агитбригаде, как о словесном творческом жанре, плакатном искусстве. Проследить историю агибригад, их назначение. Обсудить, за что может агитировать агитбригада в наши дни.

Речевые жанры

Загадки. Кроссворды. Чайнворды .

1

Аудиторное

Беседа «Как можно развлекаться интересно». Посещение библиотеки, работа с литературой и периодической печатью, подбор загадок, кроссвордов, чайнвордов для организации дружеской встречи, обмен материалами, конкурс загадок, конкурс на самого быстрого решателя кроссворда

Общение

Рассуждения.

1

Аудиторное

Беседа «Что такое рассуждение», можно ли  рассуждать правильно, нужно ли считаться с чужим мнением, всегда ли может быть прав один человек. Беседа «Что такое компромисс?» Деловая игра «Найди компромисс» ( Учащиеся разбиваются на команды, задача которых совместно найти правильное решение задания не поссорившись), побеждает та команда, которая быстрее остальных справилась с заданием.

Общение

Поздравления. Сочиняем поздравления.

1

Внеаудиторное

Экскурсия на почту «Путешествие в мир открыток», обсуждение увиденного ассортимента на витринах, выводы.

Сочинение и оформление поздравительной открытки для друга.

Актерская мастерская

Агитбригада- плакатное искусство. Агитируем за здоровый образ жизни.

3

Аудиторное

Знакомство со сценарием, распределение слов .Репетиция, подготовка агитбригады.

Волшебные краски чудесной страны

История театра .

1

Аудиторное

Знакомство с историей театра, просмотр презентации по теме.

Волшебные краски чудесной страны

Устройство зала.

1

Внеаудиторное

Просмотр презентации «Устройство зала»,  Экскурсия в театральный зал , сравнение и обсуждение увиденного. Выводы.

Волшебные краски чудесной страны

Создатели спектакля: художники в театре

1

Аудиторное

Знакомство с профессией театрального художника, его задачи, просмотр презентации о выдающихся театральных художниках.

Игра

Запомни фотографию. «Внимательные матрешки».

1

Аудиторное

Работа с семейными фотоархивами, рассказ о самой необычной фотографии, фотовыставка детских фотографий ребят, игра «Угадай, где я».

Игра «Внимательные матрешки» (сложить фотографии одного из одноклассников  в соответствии с возрастом от младшего к старшему)

Мастерская тела

Тень.

1

Аудиторное

Театр теней. Упражнение в складывании пальцев рук. Изображения на стене.

Актерская мастерская

Урок-концерт.

1

Аудиторное

Выступления для одноклассников с заранее подготовленными номерами.

Обсуждение того, что получилось, что не получилось, как исправить ошибки.

Актерская мастерская

Мини-спектакль

3

Аудиторное

Подготовка, репетиции мини-спектакля « Что такое хорошо и что такое плохо» по одноименному стихотворению В.Маяковского. Обсуждение, выводы

Тематическое планирование

3 класс (34 часа)

№ п/п

Раздел программы

Тема

Кол-во часов

Вид занятия

Основные виды учебной деятельности

Вводное занятие

Вводное занятие

1

Аудиторное

Беседа, актуализация знаний, знакомство с планами на предстоящий учебный год, анализ предыдущего года.

Речевые жанры

Текст

2

Внеаудиторное

Беседа «Что такое текст?», упражнения в распознавании текстов, знакомство с жанрами. Посещение школьной библиотеки, анализ литературы, подбор текстов разного жанра

Речевые жанры

Виды текстов

1

Внеаудиторное

Актуализация по теме «Что такое текст?», упражнения в распознавании текстов, знакомство с видами текстов. Посещение школьной библиотеки, анализ литературы, подбор текстов разных видов.

Речевые жанры

Поздравления. Сочиняем поздравления  

1

Внеаудиторное

Экскурсия на почту «Путешествие в мир открыток», обсуждение увиденного ассортимента на витринах, выводы.

Сочинение и оформление поздравительной открытки для друга. Проба пера «Сочиняем  поздравление в стихах»

Речевые жанры

Сочинения. Личное письмо

1

Аудиторное

Особый вид текста- письмо. Просмотр презентации «Эпистолярный жанр», знакомство с историй письменности. Правила составления письма. Написание письма другу.

Речевые жанры

Рассуждения

1

Аудиторное

Беседа «Что такое рассуждение», можно ли  рассуждать правильно, нужно ли считаться с чужим мнением, всегда ли может быть прав один человек. Беседа «Что такое компромисс?» Деловая игра «Найди компромисс» ( Учащиеся разбиваются на команды, задача которых совместно найти правильное решение задания, не поссорившись, побеждает та команда, которая быстрее остальных справилась с заданием.)

Актерская мастерская

«За» и «против».  Агитируем за здоровый образ жизни

4

Аудиторное

Внеаудиторное

Беседа о том, что такое здоровый образ жизни. Обсуждение плюсов и минусов вредных привычек.  Агитбригада как один из способов донести до окружающих пользу здорового образа жизни. Распределение слов и ролей. Репетиции. Выступления на школьной линейке и на классных часах .

Театральные игры

Слова. Басня .

2

Внеаудиторное

Посещение школьной библиотеки, анализ литературы и периодической печати, подбор материалов для инсценировки басни . Чтение по ролям, заучивание текста, разыгрывание представления двумя составами, выбор лучшего актера.

Театральные игры

Представление

1

Внеаудиторное

Выступление с инсценировкой на школьной линейке ( по согласованию с администрацией)

Актерская мастерская

Живой телефон. Есть или нет?

4

Аудиторное

Чтение сказки К. Чуковского «Телефон». Беседа «Для чего нужен телефон», правила общения по телефону, упражнение в диалогах, игра «Воображаемый телефон». Чтение по ролям сказки «Телефон». Подготовка инсценировки, показ инсценировки в младших классах школы

Магия слов

Учимся говорить красиво

1

Аудиторное

Знакомство с речевым жанром, использование в речи эпитетов. Чтение стихов поэтов-классиков русской литературы, обсуждение, выбор интересных и красивых речевых оборотов.

Магия слов

Слова, слова, слова …

2

Аудиторное

Игры со словами «Поле чудес», «Звездный час».

Магия слов

Как помочь понять главное

2

аудиторное

Донести в беседе важность слов и высказываний, показать их силу и возможности. Упражнение в повторе одной и той же фразы с азными интонациями, сила убеждения словом Агитируем за безопасность . Распределение слов и репетиция агитбригады по ПДД и пожарной безопасности .

Магия слов

Вежливая речь

1

Аудиторное

Беседа на тему «Какую речь можно назвать вежливой», просмотр мультфильма «Карусель», обсуждение героев фильма, положительный и отрицательный примеры поведения.

Игра

Развитие памяти и внимания

2

Аудиторное

Игры на развитие памяти и внимания «Выучи стихотворение», «Восстанови порядок слов и предметов», «Разложи предметы», «Запомни слова».

Магия слов

Загадки-описания

1

Внеаудиторное

Посещение библиотеки, подбор материалов по теме занятия, конкурс загадок.

Магия слов

Сила воображения

1

Аудиторное

Беседа «Воображение и фантазия». Игры на развитие воображения «Нарисуй воображаемое животное», конкурс  «Необычная история».

Театральные игры

Кукольный театр

2

Аудиторное

Знакомство с кукольным театром. Изготовление пальчиковых кукол, мини-инсценировка «Заюшкина избушка»

Театральные игры

Теневой театр

2

Аудиторное

Актуализация знаний. Игра в театре теней. Прошлое и настоящее театра.

Театральные игры

Урок-концерт

1

Аудиторное

Подготовка индивидуального номера художественной самодеятельности, концерт для родителей

Театральные игры

Мини-спектакль

2

Аудиторное

Внеаудиторное

Обсуждение всех постановок, коллективный выбор наиболее удачной, репетиция и выступление ( по согласованию с администрацией)

Календарно-тематическое планирование

4 класс (34 часа)

№ п/п

Раздел программы

Тема

Кол-во часов

Вид занятия

Описание основных видов деятельности

Вводное занятие

Вводное занятие

1

Аудиторное

Беседа, актуализация знаний, знакомство с планами на предстоящий учебный год, анализ предыдущего года

Общение

Изучение правил техники безопасности и этических норм поведения.

1

Аудиторное

Знакомство с правилами техники безопасности в театре и на его подмостках, техника безопасности во время занятий, правила поведения во время спектакля.

Магия слов

Философия рекламной акции.

2

Аудиторное

Повторение назначения афиши и плаката. Значение рекламы для привлечения зрителей на театральное представление. Индивидуальная работа над созданием эскизов театральной афиши , обсуждение и выбор лучших идей, оформление афиш в группе ( на ватмане), презентация, коллективное обсуждение

Общение

Значение творчества в жизни человека и общества.  

1

Аудиторное

Беседа на тему «Что такое творчество?», кого можно назвать творческим человеком, привести примеры из жизни, как творчество помогает человеку, нужны ли творческие люди обществу. Презентация на тему «Творчество»

Магия слов

Что такое оптимистический образ жизни?

1

Аудиторное

Беседа на тему «Кто такой оптимист», просмотр мультфильма «АХ и ОХ», обсуждение просмотренного, примеры из жизни.

Театральные игры

Учебные театральные миниатюры.

2

Внеаудиторное

Повторить понятие театральная миниатюра. В библиотеке найти в периодической печати материалы для создания миниатюр, обсуждение выбранных материалов, коллективный выбор понравившихся текстов и диалогов для постановки миниатюр. Распределение ролей для агитбригады по теме «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

Театральные игры

Техника театральной миниатюры.

2

Внеаудиторное

Работа над отобранным материалом, репетиции. Выступления на классных часах.

Актерская мастерская

Индивидуальные показы.

1

Аудиторное

Конкурс на лучшего актера, коллективный просмотр и обсуждение, выбор лучшего мастера миниатюры.

Актерская мастерская

Групповые показы.

1

Аудиторное

Конкурс на лучшую группу, представившую миниатюру, коллективный просмотр и обсуждение.

Театральные игры

Театральный капустник.

1

Аудиторное

Беседа «Что такое капустник», просмотр найденных в интернете школьных капустников, обсуждение.

Театральные игры

Театральный калейдоскоп: декорации, бутафория, украшения и игрушки.

4

Аудиторное

Подбор материалов и составление сценария на школьную тематику для агитбригады, обсуждение декораций, бутафории, украшений, распределение ролей, репетиция, показ на родительском собрании миниатюр из школьной жизни.

Волшебные краски чудесной страны

Знакомство с особенностями пьесы-сказки.

2

Внеаудиторное

Актуализация знаний о пьесах и их авторах, поход в библиотеку, поиск пьес для школьников, выбор пьес для обсуждения в классе

Слушание и обсуждение небольшой пьесы .

1

Аудиторное

Чтение и обсуждение пьес

Волшебные краски чудесной страны

Рождение школьной пьесы, спектакля.

1

Аудиторное

Творческое задание попробовать написать пьесу для двух-трех персонажей  (разобрать, что необходимо для  написания, сложно ли это сделать, почему, любой ли человек может создать пьесу). Что общего между пьесой и спектаклем, в чем их разница. Коллективное обсуждение темы пьесы, составление диалогов и монологов.

Волшебные краски чудесной страны

Задачи постановочного искусства.

1

Аудиторное

Разобрать , что такое постановка, где она может происходить, ее задачи, сложности  с которыми можно встретиться при постановке спектакля.

Волшебные краски чудесной страны

Театральные профессии.

4

Аудиторное

Внеаудиторное

Знакомство с театральными профессиями драматург, режиссер, актер, декоратор, костюмер, их обязанности , трудности профессии

Волшебные краски чудесной страны

Просмотр профессионального театрального спектакля.

2

Внеаудиторное

Поход ( или поездка по возможности) на профессиональное театральное представление, обсуждение просмотренного с точки зрения режиссера, актера, драматурга, костюмера, декоратора,

обычного зрителя.

Волшебные краски чудесной страны

Распределение ролей.

1

Аудиторное

Чтение отобранной пьесы ( инсценировки) для школьного театра, распределение ролей с учетом индивидуальных особенностей.

Актерская мастерская

Репетиция пьесы.

1

Аудиторное

Чтение текстов, работа над интонациями, логическими ударениями, сценических движений

Актерская мастерская

Отработка действий и речевого материала по сценарию.

3

Аудиторное

Отработка действий и речевого материала по сценарию, работа над интонациями, логическими ударениями, сценических движений

Театральные игры

Премьера пьесы.

1

Внеаудиторное

Показ спектакля ( по согласованию с администрацией)

Театральные

Подведение итогов.

Установка на продолжение творческой деятельности.

1

Аудиторное

Обсуждение показа. Встречи и общение со зрителями.

Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.  М., «Просвещение», 2010.  (Стандарты  второго поколения)

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  М., «Просвещение», 2010.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.  (Стандарты второго поколения)

Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., «Знание», 2009.

Д

Д

Д

Д

Д

2. Печатные пособия

1

2

3

4

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения

Детские книги разных типов из круга детского чтения

Портреты поэтов и писателей.

Плакаты с изображениями русских костюмов различных эпох

Д

            Д

            Д

Д

3. Технические средства обучения

Д

1

2

3

4

5

6

7

Классная  магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Интерактивная доска

Ноутбук

Мультимедийный проектор

Телевизор

ДВД-плейер

Д

Д

Д

Д

4. Экранно-звуковые пособия

1

2

3

4

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике.

            Д

Д

Д

Д

Д

5. Игры и игрушки

1

2

3

4

5

6

Куклы в русской (национальной) одежде и другие предметы окружающего мира ребенка, передающие этнический облик русских и других представителей Российской Федерации.

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

Наборы для ролевых игр.

          Маски.

            Д

Д

Д

Д

Д

6. Оборудование кабинетов

1

2

3

4

Аудиопроигрыватель.

Персональный компьютер.

Интерактивная доска.

Мультимедийный проектор

            Д

Д

Д

Д

Литература.

 При составлении программы использованы методические пособия:

 1. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010);

 2. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010);

 3. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» (Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010);

 4. «Планируемые результаты начального общего образования» (Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой, - М.: Просвещение, 2010).

5. Программы учителя МОУ СОШ № 22 г. Самара Лукичёвой О.Г, учителя начальных классов МОУ СОШ №1 г.Лермонтов, .,  Л.Н. Коваль,  2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТР «ПЕТРУШКА»

программа внеурочной деятельности для начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр кукол"

программа  и тематическое планирование для началбьной школы....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр и мы" для 2 класса

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС 2 поколения . Направлена на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности, на развитие задатков и творческих способностей младших школьников....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Театр на английском"

Программа внеурочной деятельности «Театр на английском»  имеет общекультурную направленность, разработана как целостная система работы с детьми, неразрывно связана с урочной программой по ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр Петрушка"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр Петрушка" 1-4 класс ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр Айболита"

Преставлена рабочая программа "Театр Айболита", построеннная на принципах здоровьясбережения. Она включает приёмы и методы  для сохранения здоровья младших школьников....