Современный взгляд на трудности обучения
методическая разработка

Современный взгляд на трудности обучения (лекция).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_vzglyad_na_trudnosti_obucheniya.docx383.68 КБ

Предварительный просмотр:

Современный взгляд на трудности обучения

В настоящее время возрастает количество учеников начальной и средней школы с трудностями обучения.

Под трудностями обучения часто обозначают стойкие трудности в усвоении школьной программы.

Чаще под школьными трудностями понимают: трудности овладения навыком чтения - дислексия, трудности овладения навыком письма - дисграфия, трудности овладения математическими навыками - дискалькулия.

Эти все нарушения нередко встречаются совместно, например, дислексия часто за собой влечет дисграфию, или, например, дислексия и дискалькулия, когда ребенок из-за непонимания прочитанного текста не может понять условие задачи.  Также данные расстройства встречаются и по отдельности, изолированно, например, ребенок может быть отличником по многим предметам, но как только встречается предмет, с которым «трудности», он допускает множество ошибок. Например, при дисграфии - по математическим дисциплинам у ребенка все хорошо, а по письменным сложности.

Трудности освоения навыка письма, счета, чтения могут ребенка сопровождать и после школы, мешать сдавать экзамены, получать профессию, реализовываться в жизни.

Такие проблемы являются стойкими и проявляются регулярно. Стоит отметить, что при попытках решить данный вопрос «воспитательными мерами», с помощью дополнительных занятий и уроков по предмету, с которым возникают сложности, а также с помощью репетитора-успехом это не заканчивается и эти проблемы не уходят, а порой наоборот усугубляются, как правило, у детей теряется мотивация к обучению.

Если следовать статистике, то 35 лет назад такие ученики встречались в 10% случаев, а в настоящее время- 35-40% учеников.

Дисграфия, дислексия, дискалькулия, как диагноз, может быть подтвержден врачом-неврологом, для этого необходимо провести некоторые обследования. Но стоит отметить, что ранее 5-6 лет данные диагнозы не ставятся. Т.к., во-первых, не все структуры головного мозга готовы воспринимать школьную программу, а во-вторых, диагноз можно поставить только при наличии систематического чтения, письма и счета, т.е. не раньше второй половины второго класса, когда ребенок каждый день пишет, каждый день читает, каждый день считает.

Но предпосылки к данным расстройствам мы можем увидеть еще до школы.

Давайте разберем некоторые мифы, которые наиболее часто встречаются, когда говорят о трудностях в обучении:

Первый миф связан с тем, что родители и педагоги уверены, что эти трудности ребенок «перерастет». Но, к сожалению, это не так. Данные расстройства вызваны особенностями работы определенных структур головного мозга.

Второй миф связан с тем, что ребенок недостаточно усердный, ленивый, именно поэтому он встречается с трудностями письма, чтения и счета.

Миф третий - классика: Все успешные люди- бывшие «двоечники». На самом деле, такой статистики нет. И конечно определить, что скрывается за понятием «успешный» человек.

Миф четыре - «семейная» проблема, т.е. кто-то в семье тоже столкнулся в школе с трудностями обучения. Частично с этим мифом можно согласиться, но необходимо учитывать, индивидуальное развитие конкретного ребенка.

Миф пятый - для профилактики школьных трудностей необходимо учить детей школьной программе еще до школы. В последующих лекциях мы будем разбирать устройство головного мозга и увидим, что это не так, а даже наоборот вредит ребенку.

Это основные мифы, которые чаще встречаются, касаемо дисграфии, дислексии, дискалькулии у школьников начальной школы.

На следующей диаграмме Вы можете увидеть причины школьных трудностей, по мнению учителей начальных классов и родителей учеников, которые с ними столкнулись (*сбор данных происходит в нескольких школах Москвы и Подмосковья, 2021 год)

По мнению учителей и части родителей отсутствие мотивации, учебной, а порой и познавательной является ведущей причиной возникновения школьных трудностей. Но на самом деле это скорее вторичные последствия, чем первичные.

Далее по убыванию Вы можете проследить перечисленные варианты.

Также в некоторых школах были отмечены еще факторы:

  • частые пропуски школы;
  • «не подходит» программа обучения;
  • эмоциональная лабильность ребенка, тревожность;
  • недостаточно развитая моторная сфера.

В целом, если структурировать знания и объединить замечания педагогов и родителей, можно выделить следующие причины, влияющие на школьное обучение:

  • медицинские;
  • нейропсихологические;
  • психологические;
  • логопедические.

Для того, чтобы разобраться в истинных причинах дислексии, дисграфии и дискалькулии, нужно понять как устроен наш мозг.

     Советским врачом-невропатологом, одним из основателей отечественной нейропсихологии была разработана системно-динамическая теория локализации высших психических функций. Она трактует следующее: локализация ВПФ — это сложная система, совместно работающих зон мозга, каждая из которых вносит свой вклад в реализацию определенной функции. Благодаря этому мозг обретает пластичность, благодаря этому человек может выполнять огромное количество действий, выполнять сложные мыслительные операции.

Также Александром Романовичем была разработана теория о трех функциональных блоках мозга. Эта теория является основной по сей день для понимания тех школьных трудностей, с которыми сталкиваются наши дети.

Билет № 6

Итак, первый функциональный блок включает стволовые структуры, структуры промежуточного мозга. Они помогают реализовать тонус, сон-бодрствование. Два типа активизации: генерализованная и целенаправленная.

Второй блок головного мозга отвечает за получение, хранение и переработку информации, которую мы получаем из окружающего мира. Какая эта информация? Зрительная, слуховая, тактильная и т.д.

Третий функциональный блок мозга отвечает за программирование и контроль произвольной психической деятельности.

Первый функциональный блок закладывается еще внутриутробно и дозревает к концу первого года жизни. Он отвечает за активность ребенка, режим, активный интерес, мышечный тонус, координацию и движения глаз.

Второй функциональный блок созревает по не всегда равномерно, т.е. есть различные сроки формирования, на это может оказывать влияние уровень тех зон, которые созревают. Под определением «зон» мы подразумевает поля головного мозга. Первичные поля головного мозга обрабатывают сенсорные раздражители, т.е. сенсорную информацию. К концу первого года, как правило, они уже созревают.

Вторичные поля будут обеспечивать более сложный синтез. Например, цвето и формагнозис, т.е. различение цвета и формы. Как правило, эти поля созревают к 5 годам.

Третичные поля - эти поля дают возможность интегрировать зрительную, слуховую, тактильную информацию одновременно. Это еще более сложно устроенные поля. Как правило, они созревают самыми последними.

При недостаточной сформированности первого блока мозга на диагностике, при обучении мы будем видеть, что ребенок часто зевает, утомляется, пишет «всем телом», такой ребенок может быть плаксивым, тревожным, часто болеть, быть обидчивым, раздражительным. Про таких детей педагоги часто говорят «ленивый».

При недостаточной сформированности второго блока головного мозга мы можем увидеть трудности при обработке информации, например, зеркальное письмо, путаница букв, ошибки устного счета и пр.

При несформированности третьего блока головного мозга ребенок может знать на «отлично» все правила, но при этом регулярно допускать ошибки, не может себя контролировать, часто отвлекаем, не соблюдает нормы поведения.

На онлайн лекции, мы с Вами подробно поговорили про каждый из блоков мозга, также подробную информацию Вы сможете найти в наглядных материалах - файл «Три блока мозга» и в списке рекомендуемой литературы.

Далее хочу привести таблицу с сенситивными периоды для освоения той или иной деятельности. Опираясь на вышеизложенную информацию, мы можем сделать вывод о том, что школьное обучение, обучение школьным навыкам не должно быть реализовано ранее 7 лет, т.к. структуры головного мозга находятся в стадии формирования. Т.е. физиологически ребенку до 7 лет это осуществить сложно.

Список основной литературы:

  1. Т.Г. Визель Основы нейропсихологии.
  2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
  3. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.

Список дополнительной литературы:

  1. Семенович, А.В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии / А.В. Семенович. — 2-е изд. (эл.). -  Москва: Генезис, 2017. - 429 с
  2. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с: ил. http://yanko.lib.ru/books/psycho/luriya=lekcii_po_ob_psc.pdf 
  3. Хомская Е. Д. Х76 Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. http://yanko.lib.ru/books/psycho/homskaya=neuropsychology.pdf 
  4. З.А. Абасов. Как работать с неуспевающими детьми.
  5. Л.И. Сорокина. Использование нейропсихологической диагностики в выявлении причин неуспешности старших дошкольников.
  6. Н. Ф. Анохина. Факторы школьной неуспеваемости с позиций тайм-менеджмента.
  7. Особенности преодоления трудностей при решении мыслительных и практических задач младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью / О.Н. Толстикова // Дефектология : научно-методический журнал : издается с 1969 года / Ред. Н.Н. МалофеевИ.А. Коробейников. – 2014. – №2 2014. – С. 36-42.
  8. С.Блайт. Хорошо сбалансированный ребенок. Движение и раннее развитие. Серия: Антология образования. 2020 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Факторы, влияющие на возникновение школьных трудностей. Виды трудностей обучения детей»

Основные рассматриваемые вопросы:  1. Психолого-педагогический фактор: возраст ребенка, начинающего систематическое обучение в школе. Сензитивные периоды развития. Обучение детей по традиционной ...

Статья на тему "Особенности работы в классах с раздельным обучением детей "(современный взгляд на проблему)

Данная статья помогает узнать об особенностях  работы в классах с раздельным обучением....

Теоретические основы формирования письменной речи у детей и современный взгляд на проблему дисграфии.

Нарушения в  формировании письменной речи отрицательно отражаются  на успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в форм...

Современный взгляд на воспитание детей

В настоящее время дети и подростки оказались наиболее незащищенной частью нашего общества. В воспитании образовывается вакуум, который успешно заполняется различными представителями криминальных струк...

трудности обучения чтению современных детей

Вот уже много лет я работаю над темой "Трудности обучения чтению детей младшего школьного возраста". Много лет я собираю различный материал, который использую в своей работе. Хочется поделит...

Тагирова Э.Р. Современный взгляд на педагогические идеи татарского просветителя Шакирзяна Хамиди

        В данной работе рассматривается особенности использования педагогического наследия татарского просветителя Шакиржана Хамидуллина в процессе подготовки будущего покол...

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Научный семинар "Школа художников" выступлениеСОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Аннотация: В ста...