Слова-действия - урок по предмету "Графика и письмо"
план-конспект урока

Яхнова Елена Аркадьевна

Урок по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, 2 вариант учебного плана.

Урок изучение нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

АООП:  адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, 2 вариант учебного плана.

Класс: 11Д

Учитель: Яхнова Елена Аркадьевна

Предмет: Графика и письмо

Тема урока: «Слова-действия. Подбор действий к предметам. Соотнесение слова с картинкой.  Выделение в словах гласных, деление на слоги, запись слов».

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель: формирование представлений о словах-действиях, умения подбирать действия к предметам, опираясь на вопрос.

Задачи:

Образовательные:
- формировать умение задавать вопрос к словам-действиям;
- знакомить с понятием «действие»;
- формировать умение подбирать/ соотносить действия с предметами, изображенными на слайдах;

-  повторять признаки весны;
- закреплять приёмы слогового, буквенного анализа слова.

      Коррекционно-развивающие:
- развивать мыслительные операции;
- развивать мелкую моторику, двигательные реакции;
- развивать зрительные реакции;
- развивать внимание, память;
- развивать словарный запас.

Воспитательные:
- воспитание умения слушать друг друга при подборе действий к предметам;
- воспитание аккуратности при записи слов;

- воспитание чувства прекрасного при взаимодействии с весенней природой.

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные (если есть)

Развитие навыка анализа слова (деление на слоги, буквенный анализ)

Развитие коммуникативных навыков (взаимодействие в диалоге при подборе действий предметов), формирование способности принимать учебную задачу, самостоятельно (с минимальной помощью взрослого) разбивая её на подготовительные этапы.

Межпредметные связи:

Развитие речи и окружающий мир

Ресурсы урока:

Мультимедийное оборудование (ноутбук), картинки с условным обозначением этапов работы над словом («Делим на слоги» - слоговые «комнатки», «подчёркиваем гласные» - «стелим» красные «коврики»;  карточки-схемы «Предмет и его действие»; листы-карточки со словами-действиями для чтения, слогового и буквенного анализа, предваряющих запись слова;  альбомы с крупной линейкой для записи слов; слайды с изображением снега, подснежников, набухших почек, птиц, возвращающихся с юга и птиц, вьющих гнёзда;  видео «Скворец. Весенняя песня скворца», «Весенний ручеёк», «Таяние сосулек».

Формы обучения:

Фронтальная

Ход урока

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности ученика

Формируемые базовые учебные действия

  1. Организационный этап

Приветствие учителем учащихся.
Учитель предлагает
выбрать символ урока (карточку,  обозначающую предмет «Графика и письмо»).

Выбранную карточку взрослый закрепляет на индивидуальной дорожке ученика на визуальном расписании.

Учащиеся выбирают необходимую карточку, обозначающую данный учебный предмет.

Способность к осмыслению себя в социальном окружении класса; закреплять умение пользоваться знаками-символами.

  1. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, послушайте предложение:

Птицы: скворцы, синицы, сороки поют по-разному: пищат, трещат, свистят.

- Какие слова передают разные голоса птиц?

- Зададим вопрос к этим словам  от слова «птицы».

- Молодцы! Слова, которые отвечают на вопрос «Что делает предмет?» называются словами-действиями. Действий очень много: одни действия показывают нам, как перемещается предмет (летит, бежит, идёт, плывёт), другие – какой звук издаёт предмет (гудит, свистит, поёт, шепчет), третьи передают эмоциональное состояние (грустит, радуется), четвёртые показывают, чем занят предмет (рисует, читает, моет и т.д.). Тема нашего урока – слова-действия.

Предмет и его действие будем изображать вот такой схемой (поясняет обозначения):

 

- Пищат, трещат, свистят.

Отвечают: «Птицы что делают?»

Умение задавать вопрос.

Концентрация внимания на говорящем.

Умение воспринимать элементарную схематическую информацию (понимать изображение).

  1. Актуализация необходимых знаний, постановка цели занятия

- Давайте вспомним, какое сейчас время года?

- Весной вся природа просыпается, оживает от долгого зимнего сна, наполняется действиями.

- А сейчас вспомним, с каких действий природы начиналась весна.

Будем создавать короткие предложения по схеме,

создадим копилку весенних слов-действий (карточки с действиями будем класть в копилку).

1.     Картинка снега

- Что это? (Указывает на «предмет» на схеме.)

- Что делает снег весной? (Указывает на «действие» на схеме.)

2. Видео «Весенний ручеёк».

- Что это?

- Правильно. Давайте подберём слова-действия к ручейку. Ручеёк что делает?

(Учитель поправляет, дополняет, если ответ неточный, неполный).

3. Слайд «Первая травка»

- Что это?

- Подберите слова-действия к первой травке. Задайте от слова «травка» к ним вопрос.

4. Слайд «Подснежники»

- Что это?

- Какие слова-действия к ним подберём? Задайте от слова «подснежники» к ним вопрос.

Если обучающиеся затрудняются в ответе, учитель предлагает им прочитать «цветочное» действие – «расцветают» на карточке.

5. Слайды «Птицы возвращаются домой», «Птицы вьют гнёзда»

- Кто это?

- Подберите слова-действия к птицам весной.

Видео «Скворец. Весенняя песня скворца». 

Что ещё делают птицы весной?

6. Видео «Таяние сосулек»

- Что это?

- Что они делают весной?

- Правильно. Ещё говорят: «сосульки плачут», «звенит капель».

 

 

- Весна.

- Снег.

- Тает.

Смотрят, слушают.

- Это ручеёк.

- Бежит, журчит.

- Травка.

- Травка (что делает?) появляется, прорастает.

 

- Подснежники.

- Подснежники (что делают?) появляются, расцветают.

- Птицы.

- Возвращаются, вьют (гнёзда).

- Поют.

- Это сосульки.

- Сосульки тают.

 

Умение отвечать на поставленный вопрос.

 

Умение работать с элементарной схематической информацией (понимать изображение).

Работать с несложной по содержанию информацией (понимать изображения).

Наблюдать под руководством взрослого за предметами окружающего мира, узнавать их по изображению, звуку.

Актуализировать из пассивного словаря нужные слова.

  1. Динамическая пауза

 Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложим назад (вперёд).

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Готовность  выполнять движения по образцу.

  1. Практическая работа

Игра «Вспомни предмет по его действию»

- Будем доставать карточки с действиями из «Копилки весенних действий», читать их, вспоминать, чьё это действие, и потом записывать.

Журчит.

- Что может журчать?

- Запишем слово-действие «журчит».

- Повторим, что нужно сделать, чтобы грамотно записать слово? (Можно посмотреть подсказки-карточки на столе).

- Разделим слово на слоги.

- Что ещё нужно сделать со словом?

- Правильно, пропоём каждый слог,

найдём гласные, чтобы их не потерять при записи слова.

- У нас получилась песенка гласных «У – И». Теперь можно записать слово.

- Какой первый слог?

- Какая первая буква? Вторая? И т.д.

Звенит

- Что может звенеть?

- Запишем слово-действие «звенит».

Что сначала сделаем?

 - Теперь можно записать.

Вьют, поют

- Кто может это делать?

- Запишем слово-действие «поют».

Что сначала сделаем?

- Теперь можно записать.

Набухают

- Что может набухать?

- Запишем слово-действие «набухают».

Что сначала сделаем?

- Теперь можно записать.

Без чтения с карточки можно вспомнить, что прорастает, а что расцветает.

- Ручеёк.

- Разделить на слоги, выделить в каждом слоге гласный.

Делят, отхлопывая каждый слог.

- Найти  гласные.

Выделяют гласные, пропевая каждый слог.

- Жур.

- Буква Ж.

Записывают по слогам, выделяя в слоге каждый звук (букву).

 

- Капель.

- Выделим слоги, гласные в слогах.

Делят слово на слоги, выделяют гласные.

Записывают по слогам, выделяя в слоге каждый звук (букву).

- Птицы.

- Выделим слоги, гласные в слогах.

Делят слово на слоги, выделяют гласные.

 Записывают по слогам, выделяя в слоге каждый звук (букву).

- Выделим слоги, гласные в слогах.

Делят слово на слоги, выделяют гласные.

Записывают по слогам, выделяя в слоге каждый звук (букву).

Вспоминают травку, подснежник.

Принимают учебную задачу.

Поэтапное выполнение учебной задачи, сосредоточение на предложенном задании.

Выполняют элементарные операции анализа и синтеза.

Записывают с комментарием.

  1. Рефлексивный этап

- Вспомним, какие слова мы сегодня изучали?

- Какой вопрос поставим от слов-предметов к словам-действиям?

- Вспомним условные обозначения схемы.

Слова-действия.

- Что делает предмет?

Вспоминают.

Умение отвечать на поставленный вопрос.

Способность к элементарному обобщению.

- Понятна ли вам тема урока? Выберите смайлик: если понятна – радостный, если непонятна – грустный.

Умение оценить свои знания, выразить своё состояние в знаковой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».

Конспект урока по русскому языку  с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».Цели: формировать ...

Урок русского языка по теме: Правописание мягкого знака после шипящих в словах - предметах и словах - действиях.

Данный урок направлен на формирование у учащихся умения правильной проверки нефонемных написаний  мягкого знака после шипящих в словах , называющих предметы и действия  Каждый этап урока сод...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс

Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...

Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ

Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....