Методические материалы
методическая разработка

Методические материалы: конспекты занятий, презентации, программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия:

«Мхи»

Титова Галина Орестовна

Педагог дополнительного образования

МАУДО города Нижневартовска «ЦДТ»

                                       


Конспект занятия по программе «Азбука леса».

Тема: «Мхи».

Цель: ознакомить с особенностями мхов.

Задачи:

Образовательные задачи:

 – ознакомить с особенностями мхов, их строением, жизнедеятельностью, средой обитания, представителями, ролью в природе и жизни человека;

Развивающие задачи:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах и группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Воспитательные задачи:

- продолжить воспитание в детях любви к родной природе, экологической грамотности и интереса к исследовательской деятельности.

-воспитывать эстетический вкус детей;

Тип урока: сообщение новых знаний

Оборудование: презентация, листы сравнения, гербарии.

Результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

- умение определять свое отношение к миру;

- формируем любовь к природе и ее взаимосвязи с человеком, бережное отношение к живым организмам;

-  проявление любознательности к изучаемому материалу.

Регулятивные  УУД:

- формируем умение определять цель деятельности на уроке;

- формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

- формируем умение представлять информацию в виде схемы;

- формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формируем умение устанавливать аналогии;

- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД: 

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

- формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

- различать основные виды мхов;

- особенности строения и размножения мхов;

- знать роль мхов в природе и жизни человека;

Ход занятия:

Этапы занятия

Цель этапа

Деятельность  педагога

Деятельность обучающихся

Результат

Организационный момент

Формирование самооценки готовности  к уроку

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

А сейчас проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Психологический настрой

Создание положительного эмоционального фона

Сегодня такой чудесный день, вы на занятие с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним.

Улыбаются и прикасаются ладошками друг с другом.

Включение детей в  активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и

доверия.

Актуализация знаний

(подводящий диалог)

Актуализация: выявление и  закрепление  знаний обучающихся

по пройденному ранее.

На занятиях мы открываем перед собой  разнообразие природы нашего края. Давайте сегодня вспомним то о чем мы говорили на предыдущих занятиях.

Ботанический диктант:

  1. Напишите названия лиственных деревьев нашего края (3).
  2. Напишите названия хвойных деревьев нашего края (3).
  3. Напишите название лишнего растения в этом ряду: карликовая береза, полярная ива, осина.
  4. Напишите название лишнего природного объекта в этом ряду: пушица, камнеломка, багульник, росянка.

Взаимопроверка.

Береза, осина, рябина, тополь…

Ель, сосна, пихта…

Осина.

Багульник.

Выставление баллов.

Актуализируются знания, полученные в процессе обучения по программе.

Введение в тему занятия и постановка учебной проблемы

Открытие нового

знания

Минутка релаксации и отдыха

Первичное закрепление

Применение нового знания:

Практическая работа

Итог урока

Рефлексия

Сообщение знаний о мхах.

Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.

Развитие внимания и связной речи детей. Организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными  и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном.

Снять напряжение, дать обучающимся небольшой отдых.

Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Организация и осуществление

совместной работы в парах

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. 

 Формирование ценностного отношения к совместной деятельности.

Развитие рефлексивных умений

По ходу занятия я буду задавать вам вопросы, если вы правильно на него отвечаете на полях поставьте знак плюс.

Мы продолжаем знакомиться с представителями природной зоны – тундра.

Сегодня мы познакомимся с мхами.

Слайд 1

Постарайтесь отразить в тетради основные моменты в содержании материала.

Слайд 2

Словарная работа: ризоиды.

Слайд 3

Распространение мхов.

Слайд 4

Работа со схемой. Классификация мхов.

Слайд 5, 6

Марщанция.

Слайд 7

Загадка Лесовичка.

Слайд 8,9,10

Кукушкин лен.

Слайд 11

Жизненный цикл мха – кукущкин лен.

Слайд 12

 Размножение мха – кукущкин лен.

Упражнения для глаз.

Слайд 13,14,15

Мох сфагнум.

Слайд 16

Строение листа сфагнума.

Слайд 17

Роль сфагнума в природе.

Слайд 18.19

Роль сфагнума в жизни человека.

Слайд 20

Торфяные пожары их последствия и значение.

Слайд 21,22

Работа по таблице.

Слайд 23

Сравнительная характеристика мхов: кукушкин лен и сфагнум.

- Что нового вы сегодня открыли для себя?

- Что повторили из того, что уже знали?

- С какими птицами встретились?

- Что было самое интересное?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чем испытали затруднения?

Кому сегодня было легко?

Кому ПОКА было трудновато?

Кто доволен сегодня своей работой?

Как бы вы оценили свою работу?

Всем большое спасибо!

Скоро прозвенит звонок.

Приведите в порядок рабочее место.

Дети кратко отражают основную информацию в тетради.

Начертить в тетради.

Высказывания детей.

Просмотр фильма.

Схематичное изображение в тетради.

Работа у доски и в тетради.

Высказывания детей.

Проговаривание критериев оценки. Самооценка.

 Дети поднимают карточки с самооценкой.

Дети убирают рабочее место.

Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); выделяется содержательная область («могу»).

Умение использовать научный метод познания – наблюдение.

Коммуникативные умения: умение выражать свои мысли, вступать в диалог,

слушать и слышать других.

Осознание ценности совместной деятельности.

Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Умение сравнивать, делать выводы.

Подтверждение своего открытия, положительная мотивация.

Успешное применение новых знаний.

Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе.

Осознание обучающимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по программе «Азбука леса»

ТЕМА: «Путешествие по земле Югорской».

Цель: организовать деятельность обучающихся по закреплению, обобщению, повторению знаний по изученному материалу. Развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы, узнавать объекты растительного и животного мира на картинках, гербарных образцах. Воспитывать ответственность, уважительное и бережное отношение к объектам природы.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности (итоговое занятие).

Оборудование: гербарий растений, изображения растений, раздаточные карточки, тестовые задания, сигнальные карточки, компьютер, экран, образцы шишек, муляжи грибов, спилы деревьев, ягоды.

План – конспект.

  1. Введение в ситуацию занятия.

Психологический настрой:

А сейчас проверь дружок
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все в порядке
Книжки, ручки и тетрадки (Обучающиеся тихо садятся)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят.

Педагог: А теперь сделаем установку на активную и плодотворную работу на занятии. Повторяем вместе:

«Я способен!
Я со всем справлюсь!
Мне нравится узнавать новое!!
Я хочу много знать!

Я буду много знать!»


   

  2. Путешествие по станциям.

Педагог: Сегодня мы отправимся в путешествие по земле Югорской. Ваша задача вспомнить все, что было изучено и применить на занятии. Путешествовать будем по станциям, где вас ждут испытания, задания, коварные вопросы, с которыми вы, конечно, блестяще справитесь. Итак, в путь!

1. Станция «Зеленый дом»

  1. Правила поведения в природе.

Сформулировать и назвать правила поведения в природе.

  1.  Карточка «Что такое хорошо, что такое плохо?!»

2. Станция «Лесная»

  1. Ярусы леса. Определить ярусы леса.
  2. Работа с гербарием. Определить растения по гербарию.

3. Станция «Болотная»

  1. Ягоды. Определить ягоды на вкус.
  2. Определить по образцам мхи, лишайники.

4. Станция «Речная»

  1. Речные рыбы. Карточка «Где какая рыба?»
  2. Ребусы.

5. Станция «Темный ящик»

  1. Определить шишки хвойных деревьев.
  2. Определить названия деревьев по спилам.

6. Станция «Полянка»

  1. Собрать в корзинку муляжи грибов.

7. Станция «Травы»

  1. Определение трав по внешнему виду и запаху.
  2. Карточка «Зеленая лечебница».

8. Станция «Птичья»

   

  1. Кроссворд «Зимующие птицы».
  2. Карточка «Перелетные птицы».

9. Станция «Древесная»

  1. Карточка «Части растений»
  2. Карточка «Хвоинки».

10. Станция «Экологическая»

  1. Тест «Мой край».
  2.  Карточка «С кем дружит ель?» (составить пищевую цепь).

11. Станция «Звериная»

  1. Сообщения о зверях.
  2. Карточка «Сколько?».

 

7. Итог занятия.

Подведение итогов игры. Награждение команд.

8. Рефлексия.


- Природа – наш дом и давайте сделаем все, чтобы его сберечь. Совсем скоро вы станете участниками акции «Спасти и сохранить». Это еще одна возможность приумножить природные богатства нашей земли.
- Занятие окончено . Спасибо за работу.

Карточка «Хвоинки»

ДЕРЕВО

КОЛИЧЕСТВО

ХВОИНОК


1. Ель



2. Пихта



3. Сосна



4. Кедр


5. Лиственница


Карточка «Хвоинки»

ДЕРЕВО

КОЛИЧЕСТВО

ХВОИНОК


1. Ель



2. Пихта



3. Сосна



4. Кедр


5. Лиственница



Предварительный просмотр:

«последний герой»

Игра для школьников

С

овременная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к практике, не объяснять, а действовать. Поэтому школе нужен выбор таких видов учебной деятельности, которые способствовали бы активной сбалансированной работе детей.

Думается, что предлагаемая игра поможет создать условия для практического применения знаний и умений учащихся.

Игра проходит в форме соревнования двух команд в пять этапов: «Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста. После успешного выполнения каждого задания команды получают жетоны («солнышки»). В течение игры негромко звучит шум океанского прибоя с музыкальным сопровождением.

Оборудование (по количеству команд): карточки к играм «Водоемы» и «Путаница», рисунки «Биологические показатели чистоты водоема»; камни, песок, ракушки, ткань, водоросли, листья растений, сосуды с неочищенной водой, сосуды для очищенной воды; минеральная вода; план острова; листы чистой бумаги; фломастеры; ветки, листва, трава, мох для костра; карта-схема «Типы костров»; продукты: кофе, растительное масло, хлеб, листья салата, картофель, сахар; карты- модели растений; коробочки с различными запахами; гербарий растений; жетоны «солнышки».

* * *

Ведущий. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся в путешествие по реке. Давайте представим себе, что судно, на котором вы плыли, потерпело крушение. Те, кто спасся, добрались до необитаемого острова. Ваша задача: выжить до прихода помощи. У вас есть знания о природе и о ее законах, вы можете использовать их.

За каждое преодоленное препятствие вы будете получать «солнышко», которое даст вам шанс дождаться прихода помощи.

Этап I. «Вода»

Ведущий. Первостепенные компоненты, необходимые для выживания человека, — это воздух, вода, пища и т.д.

Вы остались живы, вы дышите, ваша следующая задача — найти воду. Задумывались ли вы когда-нибудь, что вода, которую мы используем сегодня — это та же самая вода, которую использовали древние египтяне тысячи лет назад. Вы согласны с этим ут верждением? Действительно, наша планета богата водой. Однако в последнее время перед людьми все чаще возникает проблема ее нехватки. Это вызвано, в основном, неравномерным распределением воды и ее неразумным потреблением. Вода движется в замкнутой системе без дополнительных поступлений из атмосферы. На земле никогда не будет воды больше, чем есть сейчас. 97,3% всей воды содержится в морях и океанах. Это соленая вода. На долю пресной воды приходится лишь 2,7%. Посмотрите на таблицу.

Таблица 1 Распределение пресной воды

Ледяные «шапки» гор и ледники

77,2%

Подземные воды и почвенная влага

22,4%

Озера и водоемы

0,35%

Атмосфера

0,04%

Реки и ручьи

0,01%

Из таблицы видно, что 90% пресной воды находится в ледниках, атмосфере и в подземных водах.

  1.  Игра «Водоемы». Командам предлагаются карточки с видами водоемов (океан, озеро, море, родник, лужа, ручей, капля, река). Установите закономерность и разложите карточки в соответствии с ней. Время выполнения задания 2 мин.
  2.  Постарайтесь визуально определить чистоту водоема. Обоснуйте свой ответ. Время выполнения задания 1 мин.

(Ответ. Биологические показатели чистоты водоема: стрекозы, лилии, личинки поденок и веснянок.)

Загрязненный водоем: обилие водорослей (вызывают нитраты и фосфаты), личинки ручейника и пиявки).

3. При помощи подручных средств подготовьте воду для питья.

Командам предлагаются: камни, песок, ракушки, ткань, водоросли, листья растений... Задача - сделать фильтр. Время выполнения задания 3 мин.

Ведущий. Итак, вы освоили способ получения воды для питья. Вода — один из важнейших факторов в борьбе за выживание. Вы получаете «солнышко».

Этап II. «Жилище»

Ведущий. Основная жизненная потребность удовлетворена. Сейчас ваша задача построить себе жилище. Что может стать вашим кровом?

  1.  Нарисуйте свой вариант жилища, укажите материал, который вы использовали для его постройки, и объясните свой выбор. Время выполнение задания 2 мин.
  •  Что может стать кровом? (Шалаш: крупные ветви ели ставят конусом, мелкие - по принципу черепицы между ними.)
  •  На чем спать? (На матраце: осока, еловые ветки, уложенные в несколько слоев.)
  •  Подушка не помешает? (Можно использовать пух иваняая, рогоз.)
  •  Без одеяла не будет холодно? (Будет! Накройся сухой травой, мхом.)
  1.  На плане острова расположите свой дом в наиболее выгодном месте, ответ обоснуйте. Время выполнения задания 1 мин.

Ведущий. А теперь необходимо разжечь костер.

У вас осталась одна спичка, вам нужно развести костер. Типов костров много, какой из них разгорится быстрее? Задача каждой команды сложить костер, назвать его тип и объяснить свой выбор. Можно использовать ветки, сухую листву, траву, мох. Время выполнения 2 мин. За правильные ответы командам вручаются «солнышки».

(Ответ. Типы костров:

  •  «Шалаш» - поленья укладываются под углом к центру, пламя в верхней части костра получается концентрированным, жарким. Такой костер разгорается очень быстро, удобен для освещения лагеря и варки. Дает высокое пламя, но имеет узкую зону нагрева и образует мало углей.
  •  «Колодец» - это жаровой костер, загорается медленнее, но горит дольше и образует много углей. Костер удобен для приготовления пищи, для обогрева и сушки одежды.
  •  «Нодъя» - разгорается долго, горит ровным жарким пламенем несколько часов. Такой костер позволяет варить пищу для большой группы, сушить вещи и ночевать рядом без палатки.)

Этап III. «Пища»

Ведущий. Вы обустроили свой дом. Пора подумать о хлебе насущном.

  •  Определите, какими растениями можно заменить следующие продукты питания. Укажите, какую часть растения вы используете. Время выполнения задания 3 мин.

Задание команде № 1.

Кофе

(Ответ: Одуванчик — корень, Цикорий — корень, Шиповник — плоды.)

Масло

(Ответ: Кедровый орех Лещина — орех, Сосна — семена.)

Хлеб

(Ответ: Иван-чай — корень, Рогоз — корень, Кувшинка — корень.)

Задание команде № 2.

Салат

(Ответ: Примула —листья, Крапива — листья, Хвощ — стебель, лист.)

Картофель

(Ответ: Иван-чай — корень, Стрелолист — клубни, Лопух — корень.)

Сахар

(Ответ: Камыш — корень,

Можжевельник — шишки, Медуница — корень весной.)

Дополнительное задание.

Морковь

(Ответ: Лопух — корень.)

Капуста

(Ответ: Молодило — листья,                             Сныть — листья.)

Огурец

(Ответ: Борщевик — стебли.)

  •  Перечислите как можно больше растений, из которых можно приготовить чай. На это задание дается 2 мин.

(Ромашка, иваняай, брусника, малина, смородина, земляника, шиповник, зверобой, душица, мята, примула, клевер, черника, клюква, вереск, голубика...)

  •  На острове находиться еще долго, и поэтому вам пригодятся правила поиска съедобных растений.

Правила поиска съедобных растений

Никогда не употребляйте:

растения, выделяющие на изломе белый (похожий на молоко) сок;

грибы с неприятным запахом; луковицы без характерного луковичного или чесночного запаха;

* косточки и семена плодов (они часто ядовиты).

В северных и умеренных широтах все ягоды, похожие на малину, клубнику и чернику, безопасны.

Незнакомые плоды, луковицы, клубни желательно проваривать, так как варка уничтожает многие органические яды.

Наибольшая часть очень ядовитых растений встречается на болотистых почвах и на субальпийских лугах.

Ведущий. Вам повезло, волна принесла сундук. Постарайтесь по запаху определить «сокровища», которые в нем находятся.

Игра «Что знает нос?». Командам предлагаются коробочки с различными запахами (лимон, чеснок, ваниль, пихта, облепиха). Время выполнения задания 1 мин.

За правильные ответы команда получает «солнышки».

Этап IV.   «Болезни»

(Два ученика поют «Песенку Медуницы».)

Как не стыдно человеку —

Чуть чего, бежать в аптеку?!

Ты прими хоть сто пилюль,

Все равно здоровья — нуль!

Зато у матушки-природы Полным-полно других даров.

Прими леса, поля и воды,

И гор хребты, и неба своды —

И ты практически здоров!

И ты практически здоров!

Ведущий. У участников игры появились симптомы каких-то заболеваний.

У команды № 1 — это укусы насекомых и ОРВИ.

У команды № 2 — раны и ожоги, желудочно-кишечные расстройства.

(Дополнительное задание: авитаминоз.)

Помогите себе, найдите лекарство в «лесной аптеке». Время выполнения задания 2 мин.

( Ответ.

  •  Укусы насекомых (оса, пчела, комар).

Снимет боль и раздражение - сок одуванчика,

листья подорожника и черемухи, мята перечная.

  •  Раны и ожоги.

Помогут остановить кровотечение - крапива, пастушья сумка, тысячелистник.

Ранозаживляющие - подорожник, матъ-и-маче- ха, зверобой, заячья капуста.

Перевязочные средства - сфагнум, кукушкин лен.

  •  ОРВИ.

Жаропонижающие травы - отвар листьев малины, клюква (сок ягод), примула, полынь, кипрей.

При кашле - мать-и-мачеха, подорожник, прострел, примула, корень солодки, медуница, багульник.

  •  Авитаминоз - брусника (С), голубика (C,Fe), клюква, земляника, шиповник, черная смородина, спорыш, примула, пастушья сумка.
  •  Желудочно-кишечные заболевания - ромашка аптечная, полынь, аир болотный, одуванчик, тысячелистник, черника, мята перечная, подорожник (листья), зверобой, хвощ, черемуха, крапива.)

Ведущий. Хотя остров и необитаем, здесь мопт быть хищные звери. Чтобы снова не пришлось залечивать раны, вам не помешают знания основ маскировки.

  •  Игра «Прятки».

Ведущий закрывает глаза и считает: «1, 2, 3, 4, 5 - я иду искать, кто не спрятался, я не виноват». Играющие «прячутся» возле предметов, соответствующих их цвету одежды.

За правильные ответы команды получают «солнышки».

Этап V. «Зрелища»

Ведущий. Сурова жизнь Робинзона. Каждая минута — борьба за выживание. Вы обеспечили себя всем необходимым, теперь можно и отдохнуть.

1) Участники получают карточки с названиями растений и животных. Они должны образовать пары (растение — животное) и объяснить причину выбора (одним, двумя словами). Время выполнения задания 1 мин.

(Ответ. Еж - сосна (имеются иголки); крапива - пчела (жалят); мать-и-мачеха - крот (мягкие покровы); росянка - паук (едят насекомых); репейник - пиявка (цепляются); осина - заяц («трусишки»).

  1.  Каждому, находящемуся в лесу, желательно знать, какая погода будет в ближайшее время: нужно ли срочно строить шалаш для укрытия от дождя или можно спокойно продолжать путешествие. Открываем метеобюро. На выполнение задания дается 2 мин.

Знаете ли вы признаки хорошей и плохой погоды? Докажите! Каждая команда выбирает 8 признаков погоды.

(Признаки хорошей погоды:

  •  паук быстро ткет паутину;
  •  утренняя роса на траве;

» вечером квакают лягушки;

  •  днем тепло, а ночью холодно;
  •  муравьи тащат куколок;
  •  стрекочут сверчки и кузнечики;
  •  утром стелется туман;
  •  красная вечерняя заря, серое утро.

Признаки плохой погоды:

  •  ласточки летают низко;
  •  паук сворачивает паутину;
  •  утром нет росы;
  •  муравьи бегут к муравей н и ку;
  •  дым от костра стелется по земле;
  •  при восходе небо красное;
  •  мухи становятся назойливыми;
  •  дождевые черви вылезают наружу.)
  1.  «Доска объявлений»

Ведущий. Вы видите объявления, предложенные тем или иным живым организмом. Отгадайте авторов этих посланий.

  •  Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. (Улитка, черепаха.)
  •  Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж, дикобраз, ель.)
  •  Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк.)
  •  Помогу всем, у кого сломался будильник. (Петух.)

« Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (Медведь.)

  •  Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья. (Птица.)
  •  Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк.)
  •  Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно отращу новый! (Ящерица.)
  •  Уже 150 лет жду друга! Характер положительный, недостаток один — медлительность. (Черепаха.)
  •  Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось.)
  •  Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (Сова.)
  •  Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеев- ной больше не называть. (Лиса.)
  •  Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. (Кукушка.)

За правильные ответы команды получают «солнышки».

Ведущий. Завершить нашу игру можно хорошей песней. Объявляется конкурс песен о природе. (Команды представляют свои песни.)

Ведущий. Сегодня для вас открылись некоторые тайны природы. За время путешествия вы кое-чему научились. Команда, победившая в игре, отправляется домой на катере. количество мест на нем ограничено. Оставшимся участникам игры придется ждать следующего рейса.

«Когда вы испробовали хоть раз лагерную жизнь, когда вы познали радости здоровой, счастливой товарищеской жизни в маленькой палатке или грубом шалаше, тогда ни одно развлечение не будет иметь для вас отныне такой притягательности, как жизнь под парусиновой крышей или на бивуаке...» — говорил любитель лесных походов и приключений В.Попов.

Дерзайте, друзья!

ЛИТЕРАТУРА                 

Верзилин Н.М. По следам Робинзона. — М., 1994.

Егоренко Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. — М., 2000. Поломис К. Дети на отдыхе. - М., 1995. Ганиченко Л. Котелок над костром.М., 1994. Рыжавский Г.Я. Биваки. - М., 1995.

Г. О. Титова,  Центр детского творчества, Нижневартовск



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Программа: «Азбука леса»

Автор: Титова Галина Орестовна

Тема: Природоохранная акция «Кормушка»: изготовление листовок.

Тип занятия: Комплексное изучение и применение новых знаний и способов деятельности.

Цель: Создание условий для формирования представления об агитационной деятельности, как человек может помочь зимой птицам.

Задачи: 

  1. Формировать представления о зимующих птицах нашего края, особенности помощи птицам и изготовление листовки;
  2. Развивать познавательный интерес путем привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций, навыки сотрудничества в группе;
  3. Воспитывать заботливое отношение к птицам, путем формирования активной жизненной позиции в деле охраны природы.

Формы работы на занятии:

  • индивидуальная;
  • игра;
  • самостоятельная работа;
  • работа в мини группе;

Методы:

  • словесный;
  • частично-поисковый;
  • наглядный;
  • беседа;
  • практическая работа

Планируемые результаты обучения (формирование УУД):

Познавательные: формирование представлений об особенностях жизни птиц зимой, изготовлений агитационных материалов.  

Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе.

Регулятивные: следование инструкции при выполнении задания.

Личностные: умение соотносить поступки с принятыми природоохранными принципами, проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта, изготовление листовки.

Метапредметные связи: учебно-исследовательская, игровая, трудовая деятельность.

Ресурсы: Иллюстрации зимующих птиц, корм, раскраски, образцы листовок и кормушек, презентация занятия, компьютер,  мультимедийный проектор.  

Этапы занятия

Формируемые УУД

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап

Цель: Мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

В кабинет входит взволнованный педагог и сообщает детям о том, что стая птиц залетела в помещение и спряталась в кабинете.

Обучающие сидят за учебными столами, приветствуют педагога, вступают в психологический контакт.

2. Самоопределение к деятельности

Цель: повторение материала о зимних явлениях. Формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод),

Развивать коммуникативные качества.

Коммуникативные  

-  Сотрудничество с педагогом и детьми, высказывание своего мнения

- Слушать и понимать речь других

Познавательные: практическое освоение познания

Коммуникативные: умение работать в коллективе, распределять практические действия

Универсальные логические действия:

анализ объектов с целью выделения признаков

Малоподвижная игра «Найди и назови»

 Я  предлагаю найти птиц назвать их и ответить на вопрос:

- Почему птицы залетели в помещение, ведь они живут на улице (холодно, голодно)

- Как вы думаете, легко ли приходится птицам? (нет)

- А можем ли мы им помочь?

Ответы обучающихся

  1. Формулирование темы занятия, постановка цели

Цель:

- формулирование темы занятия обучающимися;

- постановка цели занятия обучающимися.

Познавательные

формулирование познавательной цели

регулятивные

-постановка и формулирование проблемы

- Предположите, о чем пойдет речь на занятии? (о помощи птицам зимой).

- Правильно ребята, я прошу, присядьте на свои места и продолжим нашу работу.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: усвоение новых знаний

о зимующих птицах нашего края, особенностях внешнего вида, о питании каждой птицы, приспособления к среде обитания;

Познавательные: установление причинно-следственных связей между питанием и местом обитания птиц

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной  форме

Регулятивные:

умение формулировать цель и учебную задачу занятия.

Личностные:

умение выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

- Итак, на какой вопрос мы должны ответить?

(как помочь птицам зимой)

- Ребята, вспомните, каких птиц вы видели зимой  в городе (дятел,      воробей, сорока, ворона, свиристель, снегирь, синица, голубь).

- Как  называют группу птиц, которые зимуют в нашем крае? (  Зимующие)

-   Дидактическая игра «Кто лишний»   

Цель: определить «лишнюю птицу» по картинке, объяснить почему. Закрепить понятия - зимующие, перелетные

Показ и проверка   на слайдах:  

    - клест, ласточка, ворона, снегирь      

   - воробей, синица, грач, голубь          

   - дятел, лебедь, снегирь, свиристель  

- ИТАК: Подумайте и скажите, как называют группу птиц, которые улетают зимовать на юг – ПЕРЕЛЁТНЫЕ;

Остаются зимовать – ЗИМУЮЩИЕ

- Правильно, молодцы.

- Загадка .  Послушайте, пожалуйста

Здесь и   птичье пенье,

Здесь есть даже угощенье:

Крошки хлеба и пшено.

Отгадайте, что это?  (кормушка - педагог показывает)

- Для чего нужна она, где её можно применить?

 (столовая для птиц)

- Такую кормушку смастерили дети школьного лесничества.

- ПА «Кормушка» каждый год проходит по всей нашей стране и множество взрослых и детей становятся ее участниками.

- Мы тоже участники этой акции.

- Ведь птицы радуют нас своим пением, помогают лесу, уничтожая огромное количество насекомых. Но им трудно пережить холодную зиму: из 10 синиц выживает только 6.

- А для того, чтобы как можно больше людей обратили внимание на зимующих птиц мы и рисуем листовки.  

(педагог показывает на слайдах листовки и комментирует)

- Что такое листовка?

ТРЕБОВАНИЯ К ЛИСТОВКЕ

- Как вы понимаете призыв?

ОБРАЗЦЫ ЛИСТОВОК

постановка вопроса новой темы

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Слайд 2

Слайд 3

Слайд  4

Слайд  5 6

Практический этап

Цель: организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы.

Индивидуальная практическая работа  

Цель: Помочь птицам зимой и призвать к этому других, изготовить листовку «Покормите птиц зимой».

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий по выбору призыва, оценивать результаты своей деятельности.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости.

Индивидуальная практическая работа  

Задание: Изготовление листовки «Покормите птиц зимой».

Цель: Помочь птицам зимой и призвать к этому других.

Оборудование: раскраски, карандаши, фломастеры.

-Предлагаю изготовить листовку.

- Хорошо получилось, после занятия мы разместим листовки на местах для объявлений.

 Выставка листовок.

Изготовление листовки.

Демонстрация своих работ, фото для конкурса.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Цель: установить степень усвоения обучающимися знаний по теме.

Организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

проявлять активность в природоохранной  деятельности, иметь желание самостоятельно  помочь птицам зимой.

Подведение итогов.

- Кто готов помогать птицам весь зимний период – подкармливать птиц!!! Поднимите руки!!!

- Кто разместит листовки ?

- Мне очень понравилось с вами  сотрудничать.

- Покормите птиц зимой      

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо…

Приучите птиц в мороз

К своему окну

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Желаю Вам удачи!! Занятие окончено.

               

       

               

Слайд  9

Слайд 10



Предварительный просмотр:

Тема: Где живут звери?

Тип занятия: открытие и формирование новых знаний.

Цель: создать условия для формирования представлений обучающихся о том, где живут звери.

Задачи занятия: 

а) образовательные: создать условия для организации деятельности обучающихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о группах животных; формировать представление о том, где живут звери.

б) развивающие: содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать познавательный интерес к окружающему миру;

в) воспитывающие: создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в парах, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Планируемые достижения обучающихся:

Личностные: проявление себя как индивидуальность, овладение умениями и навыками самоконтроля, самооценки.

Предметные: осознание развития жизни на Земле; когда на Земле появились звери.

Метапредметные: формирование умственных действий обучающихся, которые направлены на применение полученных знаний в реальной жизни

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, работа в парах.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; технология работы в группе, паре; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Оборудование: литературные сборники, мультимедийные презентации, карточки, игра «Парочки».

Ход занятия:

1. Организационный момент    

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

2. Актуализация знаний

Ребята! Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется “Животный мир” и сегодня будем открывать для себя удивительные вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы.

-Вспомните, какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые, птицы)

Игра “Кто в группе лишний»

Комар, воробей, пчела, муха.

Кузнечик, ворона, дятел, сова.

Сорока, щука, сом, окунь.

Жук, паук, оса, стрекоза.

Проверка:

По какому признаку вы объединили насекомых? (У насекомых 6 ног)

Назовите признак рыб. (Тело рыб покрыто чешуей)

Назовите признаки птиц. (Тело птиц покрыто перьями)

Как одним словом назвать птиц, рыб, насекомых? (животные)

Игра «Парочки» (по командам)

Объединить животных по группам.

3. Сообщение темы, цели урока.

Чтобы путешествовать дальше мы должны знать когда появились звери и кто они такие, уметь их отличать от других групп животных, разгадать особенности зверей, где они живут.
Сегодня мы ответим на вопрос -
где живут звери.

4. Основная часть.

Мультимедийные презентации «Тундра», «Тайга».

Место обитания по природным зонам.

Жилища животных.

Работа в тетради.

Физкультминутка

5. Сообщения детей о динозаврах.

6. Рубрика «Рисуем быстро и красиво».

7. Выставка работ.

Итог урока.

Где живут звери?

VIII. Рефлексия

Понравился ли вам занятие?

 Что больше всего понравилось?

 Кто понравился?

Что было особенно интересно?

Игра “Кто в группе лишний»                      

Комар, воробей, пчела, муха.

Кузнечик, ворона, дятел, сова.

Сорока, щука, сом, окунь.

Жук, паук, оса, стрекоза.

Игра “Кто в группе лишний»

Комар, воробей, пчела, муха.

Кузнечик, ворона, дятел, сова.

Сорока, щука, сом, окунь.

Жук, паук, оса, стрекоза.

Игра “Кто в группе лишний»

Комар, воробей, пчела, муха.

Кузнечик, ворона, дятел, сова.

Сорока, щука, сом, окунь.

Жук, паук, оса, стрекоза.

Игра “Кто в группе лишний»        

Комар, воробей, пчела, муха.

Кузнечик, ворона, дятел, сова.

Сорока, щука, сом, окунь.

Жук, паук, оса, стрекоза.

Игра «Узнай по фрагменту»

Нор звериных, птичьего гнезда

                                               Разорять не будем никогда!

         Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом!

Если мы будем по -настоящему заботиться о природе, мы станем добрее!

Тема: Когда на Земле появились звери?

Тип занятия: открытие и формирование новых знаний.

Цель: создать условия для формирования первоначальных представлений обучающихся о том, кто такие звери, на основе выделения существенных признаков.

Задачи занятия: 

а) образовательные: создать условия для организации деятельности обучающихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о группах животных; формировать представление о том, кто такие звери;

б) развивающие: содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать познавательный интерес к окружающему миру;

в) воспитывающие: создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в парах, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Планируемые достижения обучающихся:

Личностные: проявление себя как индивидуальность, овладение умениями и навыками самоконтроля, самооценки.

Предметные: осознание понятия «звери», умение находить и определять отличительные признаки зверей.

Метапредметные: формирование умственных действий обучающихся, которые направлены на применение полученных знаний в реальной жизни

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, работа в парах.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; технология работы в группе, паре; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова, мультимедийная презентация, индивидуальные карточки, клип, лупа, пучки шерсти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы на основе ФГОС и примерных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса и т.д.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно - познавательное напрвление) «Мир профессий» для 1 класса. Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познават...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплекс,разработать учебно - методические материалы

ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплекс,разработать учебно - методические материалы...