Использование сетевых и дистанционных форм взаимодействия во внеурочное время
статья

В статье обобщается опыт использования сетевых форм взаимодействия на занятиях внеурочной деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование сетевых и дистанционных форм взаимодействия

во внеурочное время

Научить детей учиться – главнейшая задача, поставленная современным обществом перед учителем начальных классов.  «Как научить мыслить, искать ответы на вопросы, добывать самостоятельно новые знания малышей, совсем недавно переступивших школьный порог?» - ответ на этот вопрос я получила, принимая со своими учениками участие в дистанционных и сетевых конкурсах.

Постоянно растущий объём информации, необходимость ориентироваться в ней, требуют навыков поиска, отбора, переработки, хранения и использования разного рода данных, а также навыков продуктивного сетевого взаимодействия.

С этой целью необходима работа по формированию информационной и сетевой культуры уже в младшем школьном возрасте, что поможет учащимся подготовиться к жизни в современном обществе.

Данная работа ведется мною с учащимися во внеурочное время.

Уже первый опыт участия моих учеников в дистанционной викторине показал всю значимость таких мероприятий даже для самых маленьких школьников: компьютер и интернет приобретают новый статус – теперь это проводники не только в мир игр и развлечений, но и в мир знаний, которыми можно как поделиться, так и наполниться.  

Система моей работы включает в себя организационный, основной и этап рефлексии.

Организационный этап

1

Составление «Карты увлечений» каждого учащегося.

2

Педлекторий для родителей «Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников через участие в дистанционных и сетевых конкурсах».

3

Создание электронной почты, веб-страниц, личных сайтов обучающихся.

4

Составление списка сетевых и дистанционных конкурсов для выбора учащимися.

5

Помощь в выборе конкурса, олимпиады, викторины совместно с ребенком и родителями, выстраивание индивидуальной образовательной траектории. 

К безусловным плюсам дистанционных конкурсов я бы отнесла и то, что они дают шанс проявить себя обучающимся с разным уровнем подготовки: достаточные временные рамки, возможность творческого подхода к решению поставленных задач, опора на различные источники получения информации – всё это создаёт ситуацию, при которой ребёнок понимает, что его успех зависит не только от уже имеющихся знаний, но и от его собственного упорства в поиске ответов на самые сложные вопросы и задания.  

Основной этап

1

Помощь в подготовке к олимпиаде, викторине, конкурсу. Подбор материалов для подготовки.

2

Индивидуальное консультирование родителей.

3

Работа куратора с электронной почтой.

4

Проверка и оценивание работ обучающихся.

5

Рассылка отзывов  присланных работ.

6

Техническая поддержка, оформление и отправка работ на конкурс.

7

Обсуждение результатов работ участников конкурса.

8

Оповещение результатов конкурсов школьном стенде в таблице «Наши успехи».

 

Из осознания собственной значимости в достижении поставленной цели рождается стремление к учению, стремление к познанию. Отрадно, что это стремление было замечено родителями, чьи дети приняли участие в викторине, что послужило своего рода рекламой для тех мам и пап, кто сомневался в пользе подобного мероприятия.  

 Участие и победы в конкурсах оставляют незабываемые впечатления, дают стимул для дальнейшего совершенствования. И поэтому особенное внимание я уделяю этапу рефлексии.  Он включает:

Рефлексия

1

Награждение участников и победителей.

2

Создание архива творческих работ участников дистанционных и сетевых конкурсов

3

Анализ итогов участия с детьми и родителями класса. Планирование работы на следующий год.

4

Сбор материала в Портфолио каждого ребенка.

Дистанционные олимпиады, конкурсы, викторины, интернет-проекты, дистанционные образовательные курсы позволяют ученикам выражать собственные мысли, учат изобретать, понимать и осваивать новое, открывать в себе скрытые таланты, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, сравнить свои знания и умения с успехами учащихся других городов и стран. Кроме развития мышления, творчества, расширения кругозора, дистанционные формы взаимодействия помогают школьникам в овладении компьютерными и информационными технологиями, развивают навыки сетевого общения, работы в сети Интернет, с поисковыми системами и электронной почтой.

Разнообразие дистанционных конкурсов, проектов с каждым годом увеличивается, и любой ученик может выбрать именно то, что ему нравится, то, к чему он стремится, при этом выбираются индивидуальные или командные формы работы.

Если на первоначальном этапе основополагающей была роль учителя, который организовывал дистанционные турниры, находил центры, регистрировал участников, помогал оформлять, архивировать бланки ответов, то на данный момент значительно повысилась самостоятельность и инициативность учащихся. Ряд обучающихся самостоятельно (либо с помощью родителей) находят новые конкурсы, позволяющие им реализовать свою творческую активность, интересы, самостоятельно регистрируются и выполняют задания.

Благодаря построению внеурочной деятельности на основе использования сетевых и дистанционных форм взаимодействия у обучающихся постоянно проявляется неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность исследователя, радость познания, желание экспериментировать, размышлять, что способствует повышению качества знаний моих учеников и подтверждается стабильно высокими показателями участия детей в конкурсах и олимпиадах.

Реализация вышеперечисленных форм взаимодействия способствует формированию современного выпускника начальной школы – активного и грамотного пользователя информационными ресурсами для самостоятельного поиска и осознанного выбора информации, владеющего навыками сетевой культуры, умеющего использовать сетевое общение для развития общей культуры личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр и упражнений для развития внимания младших школьников в урочное и внеурочное время с применением форм индивидуальной и групповой работы.

Внимание как один из познавательных процессов. Виды внимания.Возрастные особенности внимания у младших школьников.Групповые игры на развитие внимания.        Подвижные игры и упраж...

Использование метода проекта в урочное и внеурочное время.

В данной работе описывается как я применяю метод проектов в своей практике в урочное и внеурочное время....

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИС...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ .

Материал содерит информацию обобщения опыта работы педагога по заявленной теме....

Доклад "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МУНИЦИПАЛИТЕТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВЫХ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ".

Использование сетевых форм, вмды взаимодействия и общая информация о них. Как и с кем осуществляет сетевое взаимодействие детский центре "Кристалл"...

Учебно-сетевые проекты как форма развития УУД в рамках внеурочной деятельности

Выступление на семиноре по теме: "Учебно-сетевые проекты как форма развития УУД в рамках внеурочной деятельности"...

Применение ИК, в том числе сетевых и дистанционных технологий в учебной и во внеурочной деятельности

Применение ИК, в том числе сетевых и дистанционных технологий в учебной и во внеурочной деятельности...