Рабочая программа по внеурочной деятельности "Интеллектуальная мозаика"
рабочая программа (1 класс)

Цеплухина Татьяна Андреевна

В наше быстро меняющееся время требования к умственной деятельности учащихся непрерывно растут. Высокими  темпами происходит увеличение объема знаний, но продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Как показывает практика,  интеллектуально-пассивные дети  успешнее всего решают проблемы и задачи, которые предлагаются им в игровой, занимательной форме. Поэтому  и возникла необходимость в разработке данной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1g_intellektualnaya_mozaika_tsepluhina_ta.docx373.58 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Интеллектуальная мозаика»

для 1 Г класса 2021-2022 учебный год.  Цеплухина Т.А.

        

C:\Users\Илья\Downloads\Цеплухина+_Страница_3.jpg


1. Раздел

Пояснительная записка

Актуальность программы

Согласно ФГОС НОО второго поколения и Закону об образовании организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

В наше быстро меняющееся время требования к умственной деятельности учащихся непрерывно растут. Высокими  темпами происходит увеличение объема знаний, но продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Как показывает практика,  интеллектуально-пассивные дети  успешнее всего решают проблемы и задачи, которые предлагаются им в игровой, занимательной форме. Поэтому  и возникла необходимость в разработке данной программы.

Практическая значимость

Разнообразие творческо-поисковых задач неучебного характера, их систематическое и целенаправленное использование создает благоприятные возможности для развития познавательных способностей. А именно, позволяют развивать у детей подвижность и гибкость мышления, поисковой активности; учат детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, получать удовольствие от обучения.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Интеллектуальнаямозаика» направлена на совершенствование познавательных способностей учащихся. Система представленных в программе задач и упражнений позволит успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, поможет формированию нестандартного мышления, чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Источник программы

Программа является авторской, рассчитана на один год обучения.

Цель и задачи

Основная цель программы:совершенствование познавательных способностей.

Задачи первого года обучения:знакомство с понятиями изограф, анаграмма, ребус, кроссворд и правилами работы с ними; приемами складывания и перекладывания спичек с целью составления заданных фигур; приемами работы с магическим квадратом; развитие концентрации внимания, логического мышления, аналитических способностей, глазомера; совершенствование воображения и мыслительных операций; формирование навыков межличностного взаимодействия, активизация творческих способностей; развитие мелких мышц пальцев и кисти руки; воспитание трудолюбия и усидчивости.  

2. Раздел

Общая характеристика курса

     Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальнаямозаика» предназначена для обучающихся 1 класса. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения.  Все занятия проводятся после уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут.

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.

Занятия  рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.

Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку. После гимнастики проводится разминка, в которую включены легкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции. Затем выполняются упражнения, способствующие развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение и мышление.

В основной части занятия обучающиеся знакомятся с определенным видом нестандартных задач, анализируют их, коллективно обсуждают решения.

Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.

Наряду с традиционными занятиями используются их нетрадиционные формы: интеллектуальные игры, конкурсы, оформление математической газеты. Для решения задач, поставленных программой, используются следующие методы обучения: словесность, наглядность, проблемная ситуация, игровая  деятельность.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной для детей.

        В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (33 часа в год).

        Курс реализуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019)  «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

        Образовательной программой ГБОУ СОШ №453, Учебным планом ГБОУ СОШ №453 на 2021-2022 учебный год.

Формы организации детского коллектива: работа с классом и в малых группах (10-15 человек)

Описание изменений, внесённых в основную образовательную программу

На изучение программы учебным планом предусмотрено 33 учебных часа, за 2021 – 2022 учебный год будет дано 33учебных часа, за 2021-2022 учебный год будет дано 32 часа, так как:

8.03- праздничный день.

выполнение содержательной части образовательной программы будет реализоваться за счет объединения тем занятий.

Изменений, внесённых в основную образовательную программа нет.

3. Раздел

Тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1

Вводный раздел

1

1

0

2

Слушай, смотри, запоминай, думай

6

3

3

3

Обучение с увлечением

9

4

5

4

Считай, смекай, отгадывай

15

6

9

5

Заключительный раздел

2

1

1

Всего

32

15

18

Резервные занятия

1

Итого

33

4. Раздел

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

№ в разделе

Дата

Тема занятия

Вид занятия

Примечания

I Вводный раздел

1

07.09.2020

Давайте познакомимся

теория

II Слушай, смотри, запоминай, думай

1

14.09

Будь внимательным.

теория

2

18.09

Будь внимательным.

практика

3

21.09

Слушайте и запоминайте.

теория

4

28.09

Слушайте и запоминайте.

практика

5

05.10

Смотрите и запоминайте. Развитие быстроты реакции, мышления.

теория

6

12.10

Смотрите и запоминайте. Развитие быстроты реакции, мышления.

практика

III Обучение с увлечением

1

19.10

Рассмотри, дорисуй и раскрась.

теория

2

09.11

Рассмотри, дорисуй и раскрась.

практика

3

16.11

Графический диктант.

теория

4

23.11

Графический диктант.

практика

5

30.11

Штриховка.

теория

6

07.12

Штриховка.

практика

7

14.12

Умные палочки.

теория

8

21.12

Умные палочки.

практика

9

28.12

Викторина «Умники и умницы».

практика

Показатель результативности освоения курса

IV Считай, смекай, отгадывай

1

11.01

Учимся подбирать рифмы.

теория

2

18.01

Учимся подбирать рифмы.

практика

3

25.01

Учимся разгадывать анаграммы.

практика

4

01.02

Словесные прятки.

практика

5

08.02

Учимся разгадывать ребусы.

теория

6

22.02

Конкурс «Учимся разгадывать ребусы»

практика

Показатель результативности освоения курса

7

01.03

Магический  квадрат.

теория

8

15.03

Магический  квадрат.

практика

9

22.03

Поиск закономерностей.

теория

10

05.04

Кроссворд.

теория

11

12.04

Кроссворд

практика

12

19.04

Кроссворд.

практика

13

26.04

Наборщик.

практика

14

17.05

Логические задачи.

теория

15

24.05

Логические задачи.

практика

V Заключительный раздел

1

31.05

Интеллектуальная игра «Юные эрудиты».

практика

Показатель результативности освоения курса

2

08.03

Резервное занятие

5. Раздел

Содержание программы

I. Вводный раздел (1 ч)

Занятие 1. Давайте познакомимся.

Познакомить учащихся с правилами ТБ на занятии. Совместно с преподавателем учиться определять и формулировать цель деятельности.

II. «Слушай, смотри, запоминай, думай»  (6 ч)

Занятие 1. Будь внимательным.

Совместно с преподавателем учиться рационально использовать силы и время,целенаправленно сосредотачиваться.

Занятие 2. Будь внимательным.

Совместно с преподавателем учиться рационально использовать силы и время,целенаправленно сосредотачиваться.

Занятие 3. Слушайте и запоминайте.

Познакомить учащихся со специальными  приемами, облегчающими запоминание.

Занятие 4. Слушайте и запоминайте.

Совместно с преподавателем учиться запоминать различную информацию используя специальные приемы, облегчающие запоминание.

Занятие 5. Смотрите и запоминайте. Развитие быстроты реакции, мышления.

Совместно с преподавателем учитьсядобывать  новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).

Занятие 6. Смотрите и запоминайте. Развитие быстроты реакции, мышления.

Совместно с преподавателем учитьсядобывать  новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация). Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать,  устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий.

III. «Обучение с увлечением» (9 ч)

Занятие 1. Рассмотри, дорисуй и раскрась.

Научить учащихся работать по инструкции, сравнивать,  устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий.

Занятие 2. Рассмотри, дорисуй и раскрась.

Научить учащихся работать по инструкции, сравнивать,  устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий.

Занятие 3. Графический диктант.

Познакомить учащихся с правилами выполнения графического диктанта.

Занятие 4. Графический диктант.

Совместно с преподавателем  учиться ориентироваться на листе, рисовать графические фигуры под диктовку и штриховать их.

Занятие 5. Штриховка.

Познакомить учащихся с различными способами штриховки предметов.

Занятие 6. Штриховка.

Совместно с преподавателем  и самостоятельно учиться штриховать различными способами.

Занятие 7. Умные палочки.

Познакомить учащихся с приемами  работы по перекладыванию спичек.

Занятие 8. Умные палочки.

Совместно с преподавателем  и самостоятельно учиться складывать и перекладывать спички с целью оставления заданных фигур.

Занятие 9. Викторина «Умники и умницы».

Познакомить учащихся с правилами конструктивной работы в группе.

Использовать  изученные приемы и способы для решения заданий различного характера.

IV. «Считай, смекай, отгадывай» (15 ч)

Занятие 1. Учимся подбирать рифмы.

Познакомить учащихся с понятием рифма.

Занятие 2. Учимся подбирать рифмы.

Совместно с преподавателем  и самостоятельно учиться рифмовать слова, выбирая их из предложенных, соединяя их  попарно.

Занятие 3. Учимся разгадывать анаграммы.

Познакомить учащихся с понятием анаграмма. Совместно с преподавателем и самостоятельно учиться образовывать из одних и тех же букв различные слова.

Занятие 4. Словесные прятки.

Познакомить учащихся с понятием «словесные прятки». Совместно с преподавателем и самостоятельно учиться находить в слове «спрятавшиеся слова».

Занятие 5. Учимся разгадывать ребусы.

Познакомить учащихся с правилами решения ребусов.

Занятие 6. Учимся разгадывать ребусы.

Совместно с преподавателем  и самостоятельно учиться решать и составлять ребусы.

Занятие 7. Магический  квадрат.

Познакомить учащихся с приемами работы с магическим квадратом.

Занятие 8. Магический  квадрат.

Совместно с преподавателем  и самостоятельно учиться работать с магическим квадратом.

Занятие 9. Поиск закономерностей.

Познакомить учащихся с приемами поиска закономерностей. Совместно с преподавателем  и самостоятельно учиться сравнивать предметы, явления между собой, выявлять закономерности и проводить аналогии.

Занятие 10. Кроссворд.

Познакомить учащихся с правилами решения кроссвордов.

Занятие 11. Кроссворд.

Совместно с преподавателем  и самостоятельно учиться разгадывать и составлять кроссворды.

Занятие 12. Кроссворд.

Совместно с преподавателем  и самостоятельно учиться разгадывать и составлять кроссворды.

Занятие 13. Наборщик.

Познакомить учащихся с правилами игры «Наборщик». Совместно с преподавателем  и самостоятельно учиться составлять слова из букв другого слова.

Занятие 14. Логические задачи.

Совместно с преподавателем  и самостоятельно учиться классифицировать предметы, слова; делать выводы, простейшие умозаключения.

Занятие 15. Логические задачи.

Совместно с преподавателем  и самостоятельно учиться решать логические задачи.

V. «Заключительный раздел» (1 ч)

Занятие 1. Интеллектуальная игра «Юные эрудиты». Подведение итогов года.

Проверить уровень сформированности знаний и умений по различным разделам курса. Использовать  изученные приемы и способы для решения заданий различного характера.

6. Раздел

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностными результатами   в 1-м классе является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Высказывать своё предположение (версию).

-  Работать по предложенному учителем плану.

 - Отличать верно выполненное задание от неверного.

- Давать оценку работе класса на занятии.

Познавательные УУД:

- Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на занятии.

- Делать выводы вместе с учителем.

- Сравнивать и группировать предметы.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться работать в группе.

Предметными результатами  в 1-м классе являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

7. Раздел

Учебно-методическое обеспечение курса

Список литературы для учителя

  • Агапова И.А. Головоломки, шарады, ребусы на уроках и во внеурочное время.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
  • Сушинскас Л.Л. Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы. 2 изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2012
  • Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 -10лет). Рабочие тетради в 2-х частях. Москва: РОСТ книга, 2007 г.
  • Холодова О. Юным умникам и умницам: Методическое пособие для 1-4 классов, Москва: РОСТ книга, 2007 г.

8. Раздел

Материально – техническое обеспечение курса

Современные программно-технологические комплексы (используются в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.20120 (пункт 10.18 «Продолжительность непрерывного применения  технических средств на уроках»):

- фото-, видео-, мультимедийная аппаратура;

- компьютерная техника, программное обеспечение.


Корректировка рабочей программы «Интеллектуальная мозаика»

для 1Г класса

на 2021– 2022 учебный год

Преподаватель: Цеплухина Татьяна Андреевна

Чет-верть

Тема занятия

Кол-во часов по плану

Кол-во фактически данных часов

Причина отставания

Способ преодоления отставания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...