Проект "Герой нашего времени"
проект (2, 3 класс)

Аксенова Надежда Ивановна

Проект посвящён памяти выпускников нашей школы Харитонова Валерия и Каменского Юрия, геройски погибших в Афганистане, спасая своих товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_geroy_nashego_vremeni.docx712.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села красный Яр»

Саратовской области Энгельсского района

Муниципальный фестиваль «Созвездие талантов» для учащихся

1-4-х классов «Мы Родины своей сыны!»  

Номинация «Герои нашего времени»

(информационный проект – презентация)

Подготовили:

коллектив 2 Б класса

МБОУ «СОШ с. Красный Яр»

классный руководитель Аксенова Надежда Ивановна

Содержание

Введение                                                                                  

 Глава 1.Теоретическая часть

 1.1. Причина ввода советских войск в Афганистан                     

 1.2. Причина вывода войск                                                    

 1.3.  Знакомство с земляками, выполнявшими интернациональный долг

 1.4. Историческое  значение войны                                      

Глава 2. Практическая часть

 2.1. Проведение опроса                                                        

 2.2. Посещение школьного музея «Боевой славы»            

Заключение                                                                           

Список литературы                                                              

Приложения                                                                          

Проблемный вопрос:

Кто он, герой нашего времени?

Гипотеза :

Герои нашего времени - это люди, которые стоят на защите Отечества.

Актуальность проекта

Становление и развитие  современного гражданского общества и правового государства в России во многом зависит от уровня патриотического воспитания молодежи.  

Статистика неумолимо показывает, что в молодежной среде происходит  падение нравственности, размываются патриотические  ценности, растут преступность и наркомания, различные антиобщественные проявления, которые представляют серьезную угрозу не только подрастающему поколению, но и нашему обществу в целом.

Использование данного материала дает возможность сформировать представление у подрастающего поколения о подлинных нравственных ценностях, долге, чести и доблести.

Цель проекта:

Познакомить обучающихся с причиной ввода советских войск в Афганистан, причиной вывода войск, познакомить с нашими земляками, выполнявшими интернациональный долг, определить историческое значение войны.

Задачи проекта:

 Расширение кругозора обучающихся, воспитание чувства долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма.

Способствовать формированию у подрастающего поколения готовности к защите Родине, представление о долге, чести, доблести, ответственности.

Привитие чувства гордости за своих героев - земляков, геройски погибших во время исполнения служебного долга.

Аннотация проекта

Проект посвящен памяти выпускников нашей школы Харитонова Валерия и Каменскова Юрия, геройски погибших в Афганистане, спасая своих товарищей.

Ход исследования:

Узнали причины ввода советских войск в Афганистан

Познакомились с нашими земляками, выполнявшими  интернациональный долг.

Определили историческое значение войны.

Посетили школьный музей, где хранятся личные вещи Валерия Харитонова и Юрия Каменскова.

Провели анализ и систематизацию полученного материала.

Сделали выводы.

     Почти 25 лет назад закончилась десятилетняя война в Афганистане. В учебниках истории еще не описаны эти события. Хотя они сыграли существенную роль в истории нашей Родины. А знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок.

     История войны в Афганистане долгое время была тайной за семью печатями. Дело в том, что в 1973 году в этой стране произошел переворот, и свергнута была монархия. К власти пришел брат свергнутого монарха. Но в 1978 г. в результате заговора он был также убит. На весь мир было объявлено, что в Афганистане произошла социалистическая революция, на самом деле это был лишь очередной государственный переворот.

     12 декабря 1979 года в Москве, на заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение - ввести советские войска в Афганистан. 25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через 2 часа. Боевая машина пехоты не удержалась на дороге, и перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника). Так началось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить!

     Ситуация в Афганистане была осложнена тем обстоятельством, что само афганское общество было расколотым на две части, одна из которых воспринимала поддержку от СССР как помощь в установлении порядка, а другая часть расценивала это как вмешательство и агрессию, поэтому оказывала сопротивление нашим войскам. Чем активнее были советские операции, тем сильнее нарастало сопротивление оппозиции, все чаще носившей религиозный оттенок.

     В Москве в это время шла Олимпиада.

В Москве идет Олимпиада

Под ликование трибун...

А на чужой земле снаряды

Рвут жизни тех, кто смел и юн.

Смеется олимпийский мишка,

Весь город в праздничных огнях...

А здесь - советские мальчишки

Свинцом распяты на камнях.

Рекорды ставят чемпионы,

Для них - цветы и пьедестал...

А здесь, в пустыне раскаленной,

Еще один солдат упал.

В Москве идет Олимпиада,

Там - спорта мирового цвет...

Ну, что ж, наверное, не надо

Вам знать о тех, кого уж нет.

     В абсолютном большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. Большая часть граждан СССР, не знала о реальных событиях, происходивших в далекой стране, и лишь после того как стал приходить груз под наименованием 200, стало понятно, что где-то идет война и наши мальчишки погибают.

     Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее, состарились солдаты и офицеры. Но только память о далекой Афганской войне жива и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстояния..

     Красноярские ребята, как и все, кто был призывного возраста, должны были служить там, куда их послала Родина. Многие с той войны вернулись окрепшими, возмужавшими, их грудь украсили ордена и медали. Но, многим не суждено было вернуться к родному порогу, немало полегло совсем юных мальчишек на каменистой афганской земле, среди них были и наши ребята Валерий Харитонов и Юрий Каменсков.

     Валерий Харитонов родился и вырос в селе Красный  Яр. Здесь он закончил 10 классов. В ноябре 1979 года его призвали в армию. 2 месяца обычной учебки и потом неизвестная страна Афганистан. Что происходило в это время там, односельчане не знали.

     Недалеко от Кабула есть электростанция Саруби, которая построена была в 60-е годы советскими специалистами. Именно ее охраняло подразделение десантников, куда попал служить Валерий Харитонов. Для душманов это был лакомый кусок и они осуществляли нападение на нее в течение 10 лет. Операция 18 мая 1980 года была тщательно подготовлена душманами. Отряд из 150 человек атаковал отряд десантников, которых было в три раза меньше. Десантники уверенно заняли оборону. Бой длился несколько часов. Помощь нашим солдатам запаздывала. Пулемет Валерия действовал безотказно. Валерий получил приказ отвлечь на себя огонь противника, чтобы дать возможность товарищам выйти из-под обстрела, и занять боевую позицию. В этот момент все силы душманов и повернули против него, он отстреливался до конца, в ход шли гранаты. Пока пулемет не замолчал. В этом бою погибли вместе с Валерием еще 19 десантников из 40 человек. Захватить эту электростанцию боевикам удалось лишь после вывода советских войск из Афганистана.

     Весть о смерти Валерия поразила всех односельчан, оказалось, что в Афганистане идет война, солдаты и офицеры совершают подвиг. А дома стареют матери и жены, получив груз 200. Провожать Валерия в последний путь пришло все село. Это было как раз 24 мая. Когда школа готовилась к празднику Последнего Звонка. В похоронах участвовала вся школа.

     Юрий Каменсков родился 3 октября 1964 года в селе Красный Яр. Во многом детские и школьные годы похожи на годы Валерия Харитонова. Увлекался спортом, хорошо пел и играл на гитаре. После окончания 8 класса он поступает в профессионально-техническое училище, чтобы получить рабочую профессию и помогать семье. В 1982 году ему исполнилось 18 лет. В Красном Яре уже знают о войне в Афганистане, и то, что Юру направляют в десантные войска тревожит всех родственников. 3 ноября 1982 года его призвали в армию, полгода в «учебке», а 4 мая 1983 года он пишет сестре, что он находится в Афганистане, в войсковой части 96/ 044. Но разве можно обмануть сердце матери.

     Когда мать узнает о службе сына, он пишет ей: «Мама, ты не расстраивайся, за меня не волнуйся. Я еду на учения на два - три месяца до самого моего дембеля в Афгане. Не хотел я тебе этого говорить, ведь я знаю, что ты будешь ночи не спать, думать и плакать. Я тебя очень прошу, береги себя....». Юрий прослужил в         Афганистане 1,5 года и когда до «дембеля» осталось несколько дней, он принял участие в боевой операции.

     29 сентября  1984 года автоколонна двигалась по маршруту Газни - Кандагар. Двигались медленно, так как дорога была узкая и вся изрыта от взрывов гранат. Юрий должен был обеспечивать сопровождение колонны. В районе с. Калаг душманы устроили засаду. В этом случае уничтожалось в первую очередь сопровождение для дальнейшего захвата колонны. Взрыв, а затем шквальный огонь обрушился на наших ребят. Наши солдаты приняли бой. Юрий помог вынести с поля боя раннего товарища. Из Кандагара на помощь должна прилететь подмога. Но до их прилета нужно продержаться. Юрий был ранен, но продолжал сражаться. Уже слышен был спасительный гул вертолетов, когда душманы предприняли последнюю атаку и наш земляк получил ранение в голову. От полученного ранения он скончался в госпитале. Юра должен был быть уволен 4 октября 1984 года. Его друг, спасенный во время последнего боя, живет в г. Йошкор - Ола и назвал своего сына в честь Юры.

Валерий Харитонов и Юрий Каменсков посмертно награждены Орденом Красной Звезды.

Им бы звезды не на погоны.

Не на могилы, не на грудь

Им звезды неба родного.

Да здоровья, да жизнь вернуть.

Нет, не трусили-погибали

Множа мужество, славу, честь

В гроб цинковый их одевали

Черной птицей летела весть

Им бы звезды не на погоны.

Не на могилы, не на грудь

Им звезды неба родного.

Да здоровья, да жизнь вернуть.

Нет, не трусили-погибали

Множа мужество, славу, честь

В гроб цинковый их одевали

Черной птицей летела весть        

     На здании нашей школы открыли мемориальные доски воинам-интернационалистам - Валерию Харитонову и Юрию  Каменскову.

     Некоторые заявляют, что наши солдаты были оккупантами. Но они не знают, что наши воины под огнем врага освобождали узников тюрем в Герате и Кабуле, прикрывали школы в Самархане и Шибаргане, спасали лециисток в Кандагаре и Балхе от надругательств душманов.

Наши войска на прострелянных МИ-8, на опаленных КАМАЗах везли в кишлаки хлеб, сгущенку, книги, тетради, керосин и мыло обездоленным и голодным. Жители Кабула навсегда запомнили, как из прорвавшегося Пакистана террористы обстреляли город из артиллерии и минометов, как убивали мирных людей, грабили и рушили все, что могли. И лишь советские воины пришли на помощь.

     Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на самом высоком пьедестале, венчая собой лучшие качества человека- гражданина, патриота, интернационалиста. В наше время в российских парнях не иссякли верность долгу, отвага и традициям старших поколений: непреклонная воля к победе, отвага, мужество.

Подтверждение тому - тысячи солдат и офицеров награждены государственными наградами за самоотверженность и мужество, героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Республике Афганистан.

     Труднее всего пережить смерть самых дорогих и близких пришлось на долю матерей наших героев, ведь именно материнское сердце больше всех чувствует надвигающуюся беду, постоянно находится в тревоге за своих сыновей. Мать всегда умеет ждать вопреки всему и навсегда сохраняет память.

     Мы не имеем право забывать войну в Афганистане. На ней оборвалась жизнь 15 тыс. сыновей нашего народа. Не забудут эту войну те, кто там воевал, те, кто лицом к лицу столкнулся со смертью

     Время неумолимо делает свое дело. Вглубь истории уходит война в Афганистане. Существует поверье, что души ребят погибших на войне превращаются в птиц. Птицы обретают свободу, парят над нами, наблюдают за человеческими страстями и удивляются, что мы растрачиваем себя по мелочам.    

     Несмотря на трудные испытания, выпавшие на долю воинов-интернационалистов, они и сегодня остаются преданными памяти той Афганской войне. Трудятся на разных участках нашей необъятной Родины  и свято верят в то, что Россия  была, есть и будет самой сильной и процветающей страной.

Выводы:

На основании исследования подвига Валерия Харитонова и  Юрия Каменскова пришли к выводу, что таких отважных людей, как наши земляки Валерий и Юрий, можно назвать героями нашего времени, а святое отношение к своему великому долгу - высшим проявлением героизма. Герои нашего времени живут среди нас. Они никогда не прячутся за чужие спины ни в мирной жизни, ни в боевой обстановке. Валерий и Юрий служили Родине и отдали за нее жизнь.

     Гипотеза подтвердилась.

        

Информационные источники:

1.В.И. Даль «Толковый словарь русского языка».

2. Стихи  Игоря Россихина.

3.http://yandex.ru/images/search 

4. https://www.google.ru/search 

 5. http://www.kresttsy.ru

6.Материалы из школьного музея «Боевой славы»

Приложения:

Фотографии из школьного музея «Боевой славы»

C:\Users\Stiff\Desktop\фото музей\IMG_3612.JPG     C:\Users\Stiff\Desktop\фото музей\IMG_3608.JPG

C:\Users\Stiff\Desktop\фото музей\IMG_3611.JPG     M:\музей 2.jpg

C:\Users\Stiff\Desktop\фото музей\IMG_3614.JPG

   M:\для Наумовой Е.В\музей\IMG_3174.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Есть ли герои у нашего времени?

    Понятия "долг", "честь", "патриотизм" неразрывно связаны с понятием "подвиг", "герой".Цели беседы:1. Сформировать понимание значения слова "герой".2. Узнать, в какой стране рождаю...

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА – ЭТО ВАЖНЕЙШАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА НАШЕГО ВРЕМЕНИ.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования...

Праздник-состязание "Рыцари нашего времени"(3 - 4 класс).

Сценарий праздника - состязания для мальчиков и отцов, посвящённый 23 февраля. (3 - 4 класс). Праздник проводится в спортивном зале....

Новые формы работы и постоянное самообразование — вызовы нашего времени.

За годы работы с детьми опытным путем пришла к выводу, что ничто так не возвышает учителя в глазах детей, как его умение разбираться в своем предмете, в людях, во многих вопросах, которые окружают люб...

Герой нашего времени

Герой нашего времени. Это внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов....

Есть ли герои у нашего времени?

?  С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю – матушку, трудились во славу Родины. В литературных произведениях, в полотнах художников...

презентация "Если герои у нашего времени?"

Герой – выдающийся своей храбростью , доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвигГерой – выдающийся своей храбростью , доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиг...