Внеурочная деятельность "Функциональная грамотность"
рабочая программа (4 класс)

Босова Валентина Николаевна

Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 2 ст. Кардоникской»

Рабочая  программа

внеурочной деятельности

( общеинтеллектуальное направление)

«Развитие  функциональной грамотности»

 (наименование учебного предмета (курса)

_начальное общее образование, 4 класс

уровень

Рабочую учебную программу составила:

Босова Валентина Николаевна

                                                                                                                                                   (Ф.И.О. разработчика)

                                                                                                                                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                                                                                                                                                      высшей категории

2022- 2023 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 4 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).

Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.

Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей третьеклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

        Центральным понятием в данном курсе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется как «функциональная грамотность». Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Изучение данного курса начинается в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности- письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом

Известны недостатки в обучении младших школьников (по результатам ВПР в 4 классе, результатов участия российских школьников в международных исследованиях PIRLS, TIMS):

– недостаточно владеют смысловым чтением;

– не справляются с задачами на интерпретацию информации;

– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;

– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.

Поэтому авторы программы предлагают начинать формирование навыков функциональной грамотности именно в начальных классах.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Цель изучения курса: создание условий для развития функциональной грамотности.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно- научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно- научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Для достижения основной цели курса предполагается решение следующих задач:

- формировать умение читать тексты; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

- находить и извлекать информацию из различных текстов;

- привлекать извлечённую из текста информацию для решения разного рода проблем;

- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе изучения прочитанного;

- обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т. д

- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным и бескорыстным поступкам.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 Программа курса «Функциональная грамотность» разработана на три года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала. Всего – 102 часа (34 часа в каждом классе). Весь курс состоит из 4 блоков :  читательская грамотность (по 8 часов в каждом классе) ;  математическая грамотность (по 8 часов в каждом классе);  компьютерная грамотность (по 8 часов в каждом классе);  грамотность в естественных науках (по 8 часов в каждом классе)..

Содержание программы

      Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.

Естественно- научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.

Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– способность различать тексты различных жанров и типов;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

–  способность проводить математические рассуждения;

–  способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

–  способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– представление о банковских картах;

– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;

– представление о различных банковских услугах;

– проведение элементарных финансовых расчётов.

Предметные результаты изучения блока «Естественно- научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно- научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно- научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 4 КЛАССА

№ п/п

Наименование разделов

и тем программы

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности

Форма проведения занятия

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1 четверть

РАЗДЕЛ 1.  «Читательская грамотность» 8ч.

1.

 Старинная  женская одежда

1

07.09

Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования.

Беседа.Практическая работа.

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

2.

Старинные женские головные уборы

1

14.09

Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным.

Викторина.

Практическая работа.

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/);

3.

Старинная мужская одежда и головные уборы

1

21.09

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Дискуссия.

Практическая рабоата.

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

4.

Жилище крестьянской семьи на Руси

1

28.09

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Парная работа.

Практическая работа.

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

5.

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы

1

5.10

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Самостоят. работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

6.

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.

1

12.10

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа с обсуждением.

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

7.

История  посуды на Руси

1

19.10

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Мозговой штурм

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

8.

Какие деньги были раньше в России

1

26.10

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Квиз

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

2 четверть

2. «Естественно- научная грамотность» 8ч

9

Томат

1

09.11

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа.

Работа в паре.

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

10.

Болгарский перец

1

16.11

 Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

Работа в группах

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

11.

Картофель

1

23.11

Выявлять и анализировать финансовую информацию.Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

12.

Баклажан. Семейство Паслёновые

1

30.11

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Самост.работа

13

Лук

1

07.12

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Работа в паре

14.

Капуста

1

14.12

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

15.

Горох

1

21.12

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Оценивать результаты своей деятельности.

Парная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

16.

Грибы

1

11.01

 Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

Работа в группах

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

Творческое занятие

17.

Творческая работа

1

18.01

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Практическая работа.

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

3. «Финансовая грамотность»

18.

Потребительская корзина

1

25.01

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

19.

Потребительская корзина

1

01.02

Выявлять и анализировать финансовую информацию.Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

20.

Прожиточный

минимум

1

08.02

Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности:

Самост. работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

21.

Инфляция

1

15.02

Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

Работа в группах

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

22.

Распродажи, скидки, бонусы

1

22.02

Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

23.

Распродажи, скидки, бонусы

1

01.03

Выявлять и анализировать финансовую информацию.Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

24.

Благотворительность

1

09.03

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Парная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

25.

Страхование

1

15.03

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Оценивать результаты своей деятельности.

Беседа, игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

4 Блок «Математическая грамотность»

26.

В бассейне

1

22.03

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Викторина

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

27.

Делаем ремонт

1

05.04

Выявлять и анализировать финансовую информацию.Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

28.

Делаем ремонт

1

12.04

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Самост. работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

29.

Праздничный торт

1

19.04

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Беседа.

Практическая работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

30.

Обустраиваем  участок

1

26.04

Развить активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.

Работа в группе

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

31.

Поход в кино

1

03.05

Выявлять и анализировать финансовую информацию.Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

32.

Поход в кино

1

10.05

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Работа в паре.Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

33.

Отправляемся в путешествие

1

17.05

Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Беседа.Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

Творческая работа

34.

Составляем словарик по финансовой грамотности

1

24.05

Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

Итого по разделу

34

ОБЩЕЕ        КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО   ПРОГРАММЕ

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной грамотности: 
https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)

ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ.

1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/).

3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества образования».

4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению" в 1 классе.

Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю.Рабоча...

Программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 4 класса

Программа предназначена для проведения занятий по  факультативному курсу "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению". Основной задачей курса является формирование читательской само...

Программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель"

программа внеурочной деятельности для 3 класса, 18 занятий 1 раз в 2 недели...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель".

Цель курса: формирование у учащихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" 4 класс

Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Срок реализации - 1 год, 34 часа.Содержит разделы: "Результаты освоения курса внеурочной...