Публичное представление собственного педагогического опыта
статья

материал к аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie.odt25.21 КБ

Предварительный просмотр:

 Публичное представление

собственного инновационного опыта

 учителя начальных классов

               МБОУ «Марьяновская средняя  

   общеобразовательная школа»

Большеберезниковского муниципального района

Республики Мордовия

Косынкиной Любови Андреевны

"Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами".

Ш. А. Амонашвили.

1. Тема инновационного педагогического опыта

«Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС»

2. Сведения об авторе:

   Ф.И.О.— Косынкина Любовь Андреевна

   Образование – высшее

   Стаж педагогической работы- 30 лет.

   В данной организации- 10 лет

3. Актуальность  опыта

     Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой модели  начальной школы. И одна из целей ФГОС является развитие интеллектуальных способностей младших школьников, освоение  знаний, компетенций, необходимых для жизни в современном обществе.   Под интеллектуальными способностями понимается - память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание.  И их развитие является одной из основных задач обучения младших школьников. Моя основная задача – раскрепостить мышление каждого ребёнка, использовать все возможности для развития способностей, которые дала ему природа, сохранить и развить их, то есть раскрыть индивидуальность каждого, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести устойчивость к социальным воздействиям.

    Интеллектуально развитые личности- это будущее каждой страны и показатель уровня развития общества. Благодаря им меняется мир, появляются новые технологии. Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Я считаю, что развитие интеллектуальных способностей учащихся является важнейшей задачей современного учителя. Работа в новых условиях ФГОС  оказала влияние на  формирование моего педагогического опыта. Поэтому я с большим интересом взялась работать по этому направлению над этой проблемой.  

4. Основная идея

    Применяя на уроках методы,  развивающие интеллектуальные способности младших школьников, я добиваюсь  вовлечения учащихся в систематическую познавательную деятельность. От степени увлечённости зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному

самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.

  Имея большой опыт работы в начальных классах, могу сказать, что интеллектуальное развитие происходит во время общения ребенка с другими людьми, в различных видах деятельности, в том числе и в учебной.  Без практических навыков не будут прочными знания.  Поэтому основной моей целью является создание условий  для развития интеллектуальных способностей младших школьников. Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Выявить первоначальный уровень развития интеллектуальных способностей каждого учащегося.

2. Построить систему работы так, чтобы учение каждого ребенка происходило при максимальном напряжении его сил.

3. Формировать у детей способность самостоятельно мыслить, применять имеющиеся знания.

         В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:

принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала, индивидуализации в условиях коллективной работы.

Ученик является партнером по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. К  урокам я подбираю материал таким образом, чтобы ученики получали не  только знания, но и развивали свои интеллектуальные способности. Своим ученикам я даю возможность обосновывать свою точку зрения, искать свои пути решения заданий, что способствует совершенствованию интеллектуальных качеств.

Также применяю принцип позитивной мотивации. Широко использую создание «ситуации успеха», чтобы ученик поверил в свои силы и возможности.  

   5. Теоретическая база опыта

    В истории педагогики проблема  развития интеллектуальных способностей младших школьников всегда была одной из самых   актуальных.  Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Он  ратовал за развитие интеллектуальных  способностей ребенка. "Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы, - писал он. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял". Проблема развития интеллектуальных способностей младших школьников привлекает к себе внимание учителей, ученых, таких как: Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова, З.Н. Новлянская.  Известные педагоги придают большое значение развитию личности ребенка. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы, все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.  
    Я работаю по УМК «Школа России». Хочу сказать, что содержание материала, представленного в системе, позволяет учителю организовать  с детьми совместную  деятельность так, что они становятся активными участниками учебного и воспитательного процесса. В своей работе постоянно стремлюсь к новым  формам и методам работы с учащимися. Для этого использую  следующие разработки:

  • Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.
  •  . Выгодский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения.
  • Любимова Т. Г. Развиваем творческую активность.
  • Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.
  • Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно-методическое пособие для психологов и педагогов.
  • Низамова, О. Н. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников.                                                                    Савенков А.И. Методика исследовательскогообучения младших школьников.
  • Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения.

В своей работе я использую и Интернет-ресурсы, такие как:

http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

https://educont.ru/ - ЦОК образовательная онлайн-платформа

https://uchi.ru –дистанционное образование для школьников и  детей в интерактивной форме

 https://resh.edu.ru – Российская электронная школа

        Также, большую роль в формировании идеи сыграл опыт моих коллег, что в совокупности и   определило тему моего педагогического опыта.

 6. Технология опыта

     В своей педагогической деятельности я определяю цели, а также выбираю средства и методы работы. Сознательное и прочное усвоение детьми знаний происходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому свою работу я стараюсь организовать так, чтобы образовательный  материал становился предметом активных действий воспитанника. Игры и занятия подбираю таким образом, чтобы они вырабатывали у детей способность самим находить ответ на неизменный вопрос. Стараюсь делать всё возможное, чтобы каждое занятие было насыщено интересным содержанием, творческими задачами. В  занятия включаю  познавательные задачи, проблемные ситуации, загадки, ребусы, игровые упражнения, развивающие у детей умение воспринимать, запоминать, получать результат, сравнивать, что способствует развитию интеллектуальных способностей у младших школьников. Также стараюсь, чтобы в процессе обучения было обеспечено возникновение положительных эмоций. В этом случае глубокие внутренние переживания личности подключаются к когнитивным процессам (внимания, памяти, запоминания, осмысления) и делают более эффективным процесс развития интеллектуальных способностей. В качестве важного метода поддержания мотивации использую создание «ситуации успеха», когда обучающийся получает удовлетворение от познавательной деятельности. Считаю очень важным формировать умение самоанализа и самооценки. Для этого в конце каждого урока при подведении итогов задаю учащимся следующие вопросы: Что понравилось на уроке? Что узнали нового? Что показалось трудным? Что следует повторить? Какое задание было самым интересным?                                                                                                  На своих уроках часто предлагаю детям задания типа: «догадайся», «подумай», «что изменилось», «установи закономерность», «расшифруй», «составь фигуру», «разгадай ребус» - которые способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся.

Домысливание.

1. Предлагается тема урока и слова «помощники»:

А) Повторим.

Б) Изучим.

В) Узнаем.

Г) Проверим.

С помощью слов «помощников» обучающиеся формулируют цели урока.

2. На уроке русского языка по теме "Будущее время глаголов"

предлагаю детям продолжить ряды слов:

Рисовать – рисовал – рисую –…

Смотреть – смотрел – смотрю –…

В процессе выполнения упражнений у учащихся развиваются умения выражать суждения, осуществлять основные мыслительные операции.

Например, нам уроке математики во 2 классе «Страничка для любознательных»

можно предложить задачу:

 Два ананаса весят столько же, сколько 4 яблока, а одно яблоко – столько, сколько

3 абрикоса. На одной чаше весов – два ананаса. Сколько абрикосов надо положить на

вторую чашу для равновесия?

Проблемная ситуация 

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе

актуализации. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового

материала. Последовательность применения данного приема:

–Самостоятельное решение

–Коллективная проверка результатов

– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

–Постановка задачи урока.

Урок русского языка, 4 класс.

Тема: «Неопределенная форма глагола».

На доске записаны слова: играть, ехать, колоть, пить.

Даю задание, определить лицо и число глаголов. Выясняется,что это задание невыполнимо. После этого ставится тема и задачи урока.

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагаю задание, в ходе которого должны возникнуть

трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или за недостаточностью

времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким

образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь

восстановить в памяти и обосновать. Часто применяю такой прием, при котором тема урока определяется через кроссворд, ребус, головоломку, шифровку. Все это способствует развитию мыслительных способностей у детей.

    Свой опыт я применяю и во внеурочной деятельности. Стараюсь создать условия для всех учащихся, чтобы они достигли успеха  в соответствии с их способностями. Учимся сотрудничать друг с другом, вырабатываем общую стратегию решения задач, распределяем обязанности, осуществляем взаимопомощь. Так у детей  развивается  творческая активность, познавательные способности.

 Часто провожу интеллектуальные игры  по различным предметам. Игра учит детей анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также использовать знания, полученные из собственных наблюдений и опыта.

     Конечно, есть и сложности в  использовании моего педагогического  опыта.   К каждому уроку нужно проводить очень большую подготовительную работу, которая требует большого количества времени. Но все это оправдывается полученным хорошим результатом.

   

5.Анализ результативности

     Результатом  моего инновационного педагогического опыта является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, успешная их социализация, снижение стрессообразующих факторов в ходе учебного процесса, положительная динамика качества знаний по предмету.

     Свидетельства, подтверждающие результативность инновационного педагогического опыта:

  •  Благодарственное письмо за активное участие и помощь в организации олимпиады по программированию для 1–9 классов. 2020 г.
  • Благодарственное письмо от команды BRICSMATH за успешное выступление  учеников на олимпиаде по математике. 2021 г.
  • Благодарственное письмо за активное участие и помощь в проведении всероссийской онлайн-олимпиады по финансовой грамотности и предпринимательству для 1–9 классов. 2022 г.
  • Благодарственное письмо за активное участие и  помощь в организации олимпиады по русскому языку и литературе для 1–9 классов. 2022 г.

      Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждают результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. Качество знаний  по итогам внутреннего мониторинга  учебных достижений обучающихся за 3 года по русскому языку составляет - 58,3 %, а по математике - 66,6%. Процент обученности учащихся составляет 100%. По результатам внешнего мониторинга качество знаний по математике в 3 классе составляет 75%, а уровень обученности - 100%.

    Положительная  динамика интеллектуального развития наблюдается и в индивидуальной успешности учащихся, что подтверждается  их высокими результатами на олимпиадах и конкурсах различного уровня.

ФИ

учащегося

Класс

Название конкурса

Год

Место

В сети «Интернет»

Чикнайкин Андрей

3

Всероссийская онлайн- олимпиада Учи. Ру по русскому языку и литературе для учеников 1-9 классов.

2022

Победитель

Козырева Юлия

2

V международная онлайн олимпиада по математике для учеников 1-11 классов.

2021

Победитель

Муниципальный уровень

Урмашкина Арина

1

Конкурс детского творчества «Веселые нотки»

2018

Победитель

Калинина Полина

2

Конкурс «Калейдоскоп профессий»

2018

Победитель

Калинина Полина

3

Конкурс «В свете елочных огней»

2018

Победитель

Тюрюшкина Татьяна

3

Конкурс «Рождественская звезда»

2018

Призер

Урмашкина Арина

3

Конкурс «Рождественская звезда»

2018

Призер

Урмашкина Арина

3

Конкурс детского творчества «Веселые нотки»

2019

Призер

Шелдяков Михаил

3

Конурс «Новогоднее чудо»

2019

Призер

Медведева Алёна

1

Конкурс детского творчества «Веселые нотки»

2021

Победитель

Республиканский уровень

Ларькина Мария

3

Республиканский дистанционный конкурс творческих работ обучающихся на родном (мокшанском, эрзянском) языке, посвященный  115-летию мордовского поэта, прозаика, драматурга Никула Эркая.

2021

Победитель

Тюрюшкина Таня

5

Республиканский дистанционный конкурс творческих работ обучающихся на родном (мокшанском, эрзянском) языке, посвященный  115-летию мордовского поэта, прозаика, драматурга Никула Эркая.

2021

Призер

Кипаев Кирилл

1

Конкурс сочинений профориентационной направленности «Я выбираю…»

2021

Призер

     Таким образом, я считаю, что мой педагогический   опыт    является инновационным, так как он ориентирован на достижение личностных результатов освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС, готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению. Проводимая   мною работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Опытом своей работы я делюсь на заседаниях методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Марьяновская СОШ», выступаю с докладами на педсоветах, районной секции учителей начальных классов, провожу открытые уроки, мероприятия, предметные недели, участвую в профессиональных конкурсах, выкладываю собственные наработки на личном учительском сайте:  https://nsportal.ru/k-lyubov                 

публикую свои работы на сайтах:  https://infourok.ru/user/kosinkina-lyubov-andreevna 

https://proshkolu.ru/user/iubov33/

https://uchitelya.com/

http://www.myshared.ru/slide/242811/

Литература:

1.Федеральные государственные стандарты начального общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2011.

2.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособие для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература".

3. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения / Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). М., 1966.
4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998.

                                               

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление моего опыта работы...

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Представлен опыт моей работы, где раскрывается практическая и теоретическая его часть....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны

Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Использование технологии проблемно-диалогического обучения как средства достижения планируемых результатов освоения ФГОС НОО....