Публичное представление собственного педагогического опыта
статья
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного опыта
учителя начальных классов
МБОУ «Марьяновская средняя
общеобразовательная школа»
Большеберезниковского муниципального района
Республики Мордовия
Косынкиной Любови Андреевны
"Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами".
Ш. А. Амонашвили.
1. Тема инновационного педагогического опыта
«Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС»
2. Сведения об авторе:
Ф.И.О.— Косынкина Любовь Андреевна
Образование – высшее
Стаж педагогической работы- 30 лет.
В данной организации- 10 лет
3. Актуальность опыта
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой модели начальной школы. И одна из целей ФГОС является развитие интеллектуальных способностей младших школьников, освоение знаний, компетенций, необходимых для жизни в современном обществе. Под интеллектуальными способностями понимается - память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. И их развитие является одной из основных задач обучения младших школьников. Моя основная задача – раскрепостить мышление каждого ребёнка, использовать все возможности для развития способностей, которые дала ему природа, сохранить и развить их, то есть раскрыть индивидуальность каждого, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести устойчивость к социальным воздействиям.
Интеллектуально развитые личности- это будущее каждой страны и показатель уровня развития общества. Благодаря им меняется мир, появляются новые технологии. Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Я считаю, что развитие интеллектуальных способностей учащихся является важнейшей задачей современного учителя. Работа в новых условиях ФГОС оказала влияние на формирование моего педагогического опыта. Поэтому я с большим интересом взялась работать по этому направлению над этой проблемой.
4. Основная идея
Применяя на уроках методы, развивающие интеллектуальные способности младших школьников, я добиваюсь вовлечения учащихся в систематическую познавательную деятельность. От степени увлечённости зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному
самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.
Имея большой опыт работы в начальных классах, могу сказать, что интеллектуальное развитие происходит во время общения ребенка с другими людьми, в различных видах деятельности, в том числе и в учебной. Без практических навыков не будут прочными знания. Поэтому основной моей целью является создание условий для развития интеллектуальных способностей младших школьников. Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Выявить первоначальный уровень развития интеллектуальных способностей каждого учащегося.
2. Построить систему работы так, чтобы учение каждого ребенка происходило при максимальном напряжении его сил.
3. Формировать у детей способность самостоятельно мыслить, применять имеющиеся знания.
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:
принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала, индивидуализации в условиях коллективной работы.
Ученик является партнером по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. К урокам я подбираю материал таким образом, чтобы ученики получали не только знания, но и развивали свои интеллектуальные способности. Своим ученикам я даю возможность обосновывать свою точку зрения, искать свои пути решения заданий, что способствует совершенствованию интеллектуальных качеств.
Также применяю принцип позитивной мотивации. Широко использую создание «ситуации успеха», чтобы ученик поверил в свои силы и возможности.
5. Теоретическая база опыта
В истории педагогики проблема развития интеллектуальных способностей младших школьников всегда была одной из самых актуальных. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Он ратовал за развитие интеллектуальных способностей ребенка. "Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы, - писал он. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял". Проблема развития интеллектуальных способностей младших школьников привлекает к себе внимание учителей, ученых, таких как: Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова, З.Н. Новлянская. Известные педагоги придают большое значение развитию личности ребенка. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы, все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.
Я работаю по УМК «Школа России». Хочу сказать, что содержание материала, представленного в системе, позволяет учителю организовать с детьми совместную деятельность так, что они становятся активными участниками учебного и воспитательного процесса. В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися. Для этого использую следующие разработки:
- Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.
- . Выгодский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения.
- Любимова Т. Г. Развиваем творческую активность.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.
- Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно-методическое пособие для психологов и педагогов.
- Низамова, О. Н. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников. Савенков А.И. Методика исследовательскогообучения младших школьников.
- Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения.
В своей работе я использую и Интернет-ресурсы, такие как:
http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
https://educont.ru/ - ЦОК образовательная онлайн-платформа
https://uchi.ru –дистанционное образование для школьников и детей в интерактивной форме
https://resh.edu.ru – Российская электронная школа
Также, большую роль в формировании идеи сыграл опыт моих коллег, что в совокупности и определило тему моего педагогического опыта.
6. Технология опыта
В своей педагогической деятельности я определяю цели, а также выбираю средства и методы работы. Сознательное и прочное усвоение детьми знаний происходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому свою работу я стараюсь организовать так, чтобы образовательный материал становился предметом активных действий воспитанника. Игры и занятия подбираю таким образом, чтобы они вырабатывали у детей способность самим находить ответ на неизменный вопрос. Стараюсь делать всё возможное, чтобы каждое занятие было насыщено интересным содержанием, творческими задачами. В занятия включаю познавательные задачи, проблемные ситуации, загадки, ребусы, игровые упражнения, развивающие у детей умение воспринимать, запоминать, получать результат, сравнивать, что способствует развитию интеллектуальных способностей у младших школьников. Также стараюсь, чтобы в процессе обучения было обеспечено возникновение положительных эмоций. В этом случае глубокие внутренние переживания личности подключаются к когнитивным процессам (внимания, памяти, запоминания, осмысления) и делают более эффективным процесс развития интеллектуальных способностей. В качестве важного метода поддержания мотивации использую создание «ситуации успеха», когда обучающийся получает удовлетворение от познавательной деятельности. Считаю очень важным формировать умение самоанализа и самооценки. Для этого в конце каждого урока при подведении итогов задаю учащимся следующие вопросы: Что понравилось на уроке? Что узнали нового? Что показалось трудным? Что следует повторить? Какое задание было самым интересным? На своих уроках часто предлагаю детям задания типа: «догадайся», «подумай», «что изменилось», «установи закономерность», «расшифруй», «составь фигуру», «разгадай ребус» - которые способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся.
Домысливание.
1. Предлагается тема урока и слова «помощники»:
А) Повторим.
Б) Изучим.
В) Узнаем.
Г) Проверим.
С помощью слов «помощников» обучающиеся формулируют цели урока.
2. На уроке русского языка по теме "Будущее время глаголов"
предлагаю детям продолжить ряды слов:
Рисовать – рисовал – рисую –…
Смотреть – смотрел – смотрю –…
В процессе выполнения упражнений у учащихся развиваются умения выражать суждения, осуществлять основные мыслительные операции.
Например, нам уроке математики во 2 классе «Страничка для любознательных»
можно предложить задачу:
Два ананаса весят столько же, сколько 4 яблока, а одно яблоко – столько, сколько
3 абрикоса. На одной чаше весов – два ананаса. Сколько абрикосов надо положить на
вторую чашу для равновесия?
Проблемная ситуация
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе
актуализации. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового
материала. Последовательность применения данного приема:
–Самостоятельное решение
–Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
–Постановка задачи урока.
Урок русского языка, 4 класс.
Тема: «Неопределенная форма глагола».
На доске записаны слова: играть, ехать, колоть, пить.
Даю задание, определить лицо и число глаголов. Выясняется,что это задание невыполнимо. После этого ставится тема и задачи урока.
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагаю задание, в ходе которого должны возникнуть
трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или за недостаточностью
времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким
образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь
восстановить в памяти и обосновать. Часто применяю такой прием, при котором тема урока определяется через кроссворд, ребус, головоломку, шифровку. Все это способствует развитию мыслительных способностей у детей.
Свой опыт я применяю и во внеурочной деятельности. Стараюсь создать условия для всех учащихся, чтобы они достигли успеха в соответствии с их способностями. Учимся сотрудничать друг с другом, вырабатываем общую стратегию решения задач, распределяем обязанности, осуществляем взаимопомощь. Так у детей развивается творческая активность, познавательные способности.
Часто провожу интеллектуальные игры по различным предметам. Игра учит детей анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также использовать знания, полученные из собственных наблюдений и опыта.
Конечно, есть и сложности в использовании моего педагогического опыта. К каждому уроку нужно проводить очень большую подготовительную работу, которая требует большого количества времени. Но все это оправдывается полученным хорошим результатом.
5.Анализ результативности
Результатом моего инновационного педагогического опыта является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, успешная их социализация, снижение стрессообразующих факторов в ходе учебного процесса, положительная динамика качества знаний по предмету.
Свидетельства, подтверждающие результативность инновационного педагогического опыта:
- Благодарственное письмо за активное участие и помощь в организации олимпиады по программированию для 1–9 классов. 2020 г.
- Благодарственное письмо от команды BRICSMATH за успешное выступление учеников на олимпиаде по математике. 2021 г.
- Благодарственное письмо за активное участие и помощь в проведении всероссийской онлайн-олимпиады по финансовой грамотности и предпринимательству для 1–9 классов. 2022 г.
- Благодарственное письмо за активное участие и помощь в организации олимпиады по русскому языку и литературе для 1–9 классов. 2022 г.
Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждают результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. Качество знаний по итогам внутреннего мониторинга учебных достижений обучающихся за 3 года по русскому языку составляет - 58,3 %, а по математике - 66,6%. Процент обученности учащихся составляет 100%. По результатам внешнего мониторинга качество знаний по математике в 3 классе составляет 75%, а уровень обученности - 100%.
Положительная динамика интеллектуального развития наблюдается и в индивидуальной успешности учащихся, что подтверждается их высокими результатами на олимпиадах и конкурсах различного уровня.
ФИ учащегося | Класс | Название конкурса | Год | Место |
В сети «Интернет» | ||||
Чикнайкин Андрей | 3 | Всероссийская онлайн- олимпиада Учи. Ру по русскому языку и литературе для учеников 1-9 классов. | 2022 | Победитель |
Козырева Юлия | 2 | V международная онлайн олимпиада по математике для учеников 1-11 классов. | 2021 | Победитель |
Муниципальный уровень | ||||
Урмашкина Арина | 1 | Конкурс детского творчества «Веселые нотки» | 2018 | Победитель |
Калинина Полина | 2 | Конкурс «Калейдоскоп профессий» | 2018 | Победитель |
Калинина Полина | 3 | Конкурс «В свете елочных огней» | 2018 | Победитель |
Тюрюшкина Татьяна | 3 | Конкурс «Рождественская звезда» | 2018 | Призер |
Урмашкина Арина | 3 | Конкурс «Рождественская звезда» | 2018 | Призер |
Урмашкина Арина | 3 | Конкурс детского творчества «Веселые нотки» | 2019 | Призер |
Шелдяков Михаил | 3 | Конурс «Новогоднее чудо» | 2019 | Призер |
Медведева Алёна | 1 | Конкурс детского творчества «Веселые нотки» | 2021 | Победитель |
Республиканский уровень | ||||
Ларькина Мария | 3 | Республиканский дистанционный конкурс творческих работ обучающихся на родном (мокшанском, эрзянском) языке, посвященный 115-летию мордовского поэта, прозаика, драматурга Никула Эркая. | 2021 | Победитель |
Тюрюшкина Таня | 5 | Республиканский дистанционный конкурс творческих работ обучающихся на родном (мокшанском, эрзянском) языке, посвященный 115-летию мордовского поэта, прозаика, драматурга Никула Эркая. | 2021 | Призер |
Кипаев Кирилл | 1 | Конкурс сочинений профориентационной направленности «Я выбираю…» | 2021 | Призер |
Таким образом, я считаю, что мой педагогический опыт является инновационным, так как он ориентирован на достижение личностных результатов освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС, готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению. Проводимая мною работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Опытом своей работы я делюсь на заседаниях методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Марьяновская СОШ», выступаю с докладами на педсоветах, районной секции учителей начальных классов, провожу открытые уроки, мероприятия, предметные недели, участвую в профессиональных конкурсах, выкладываю собственные наработки на личном учительском сайте: https://nsportal.ru/k-lyubov
публикую свои работы на сайтах: https://infourok.ru/user/kosinkina-lyubov-andreevna
https://proshkolu.ru/user/iubov33/
http://www.myshared.ru/slide/242811/
Литература:
1.Федеральные государственные стандарты начального общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2011.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособие для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература".
3. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения / Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). М., 1966.
4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-4831-1413693313.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/30/picture-466514-1406701174.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"
В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-423362-1395674604.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление моего опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-522266-1428687124.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/15/picture-667951-1442336617.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Представлен опыт моей работы, где раскрывается практическая и теоретическая его часть....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-515823-1415175818.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны
Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Использование технологии проблемно-диалогического обучения как средства достижения планируемых результатов освоения ФГОС НОО....