Мастер - класс "Эмоциональный интеллект"
методическая разработка

Демьяненко Елена Николаевна

конспект, сценарий мастер - класса "Эмоциональный интеллект"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_eq.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги.

Слайд2

 Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Как вы думаете, что мешает этим детям решить конфликт конструктивным способом.

- не умеют управлять собой

- не сдерживают своих эмоций

Почему так получается?

Слайд3

- из-за загруженности родителей дети предоставлены сами себе;

- в связи с чем не имеют навыка общения и условий для формирования данных навыков;

- остаются наедине с играми, гаджетами,

- как следствие,не умеют сопереживать, управлять  своими эмоциями.

Слайд 4

А между тем, эмпатия и эмоциональный интеллект входят в базовые компетенции XXI века.

Слайд 5

Известный американский психолог Дэниэл Гоулманв 1995 году пришел к выводу,

Слайд 6

что люди с высоким эмоциональным интеллектом (EQ) часто успешнее людей с высоким коэффициентом умственного развития (IQ). Именно эмоциональный интеллект повышает качество жизни человека и делает его более приспособленным к жизни.

Слайд 7

А что такое эмоциональный интеллект?

Слайд 7(!)

Эмоциональный Интеллект  – это способность осознавать свои эмоции, понимать эмоции других людей, управлять своими эмоциями и управлять эмоциями других.

  Не поспоришь, что данная проблема актуальна для современного общества.

Слайд8

Я, набрав первый класс, по результатам стартовой диагностики, проводимой в рамках мониторинга  и по наблюдению, вижу, что у моих учеников еще не сформированы навыки самоконтроля, навыки общения (частые конфликты, непринятие другой точки зрения, эгоцентризм, дети не могут управлять своими эмоциями), я понимаю, что это еще и возрастные особенности, но  так же понимаю, что необходимо работать над формированием данных умений.

Слайд 9

Перед вами 5 основных показателей эмоционального интеллекта.

Какие результаты, регламентируемые ФГОС НОО,напоминает Вам данная схема? (метапредметные (УУД) и личностные)

К сожалению, работая над формированием метапредметных результатов, мы уделяем меньше внимания личностным.

Слайд 10

Но, тем не менее, при общении с другими людьми на первое место мы ставим именно эти качества.

А как мы, учителя, можем развивать эмоциональный интеллект у обучающихся?

Слайд 11

 (на примере художественных произведений, при работе с текстами)

Слайд 12

Тема моего мастер-класса «Работа с текстом как способ формирования эмоционального интеллекта».

При формировании читательской грамотности мы учим работать с информацией, а не с эмоциональным содержанием.

Слайд 13

   Давайте посмотрим на читательские умения, которые подлежат проверке, на примере КДР по ЧГ,соответственно на которые и работает учитель.

Слайд 14

На какую чашу весов положим? ………….( весы).

Отрабатывая читательскую грамотность, мы сместили акцент в сторону читательских умений. Но я вижу литературные произведения в качестве ресурса  для формирования эмоционального интеллекта.

Слайд 15

Я давно работаю с приёмом «Антиципация», этот приём очень хорошо работает на формирование читательской грамотности. И я, видя проблемы своих детей, решила исследовать возможность применения данного приёма для формирования Э.И.

Слайд 16

1 шаг в формировании эмоционального интеллекта, это распознавание  эмоции. Чтобы научить детей распознавать эмоции, использую приём предвосхищение.На доску

Слайд 16(!)

Сейчас я предлагаю вам поработать с литературным произведением «Прыжок».

Слайд 16(!)

Как вы думаете, о чем может быть текст?

Слайд 16(!)

Сейчас у вас было предвосхищение содержательное или эмоциональное?

Слайд 16 (!)

Послушайте музыкальный отрывок. Подумайте, какие эмоции он у Вас вызывает.

Слайд 16(!)

Скажите, пожалуйста, какие эмоции у вас вызвала музыка, какую эмоциональную окраску будет иметь текст?(тревога, страх, волнение)

Слайд 17

Сейчас мы будем работать с текстом. Нужно прочитать текст, вставить пропущенные слова.

Это будет содержательное или эмоциональное предвосхищение?

Слайд 17 (проверка текста группы 1)

Читают текст, затем проверяем каждое слово на слайде.

Это были проявления эмоций. А каких эмоций?

Слайд 18 (проверка текста группы 2)

Читают текст, затем проверяем каждое слово на слайде.

Какие эмоции проявляли герои произведения в данной части ?

Слайд 19 (проверка текста группы 3)

Читают текст, затем проверяем каждое слово на слайде.

А в данной части рассказа, какие встретились проявления эмоций?

Что мы учились делать на данном этапе? (распознавать эмоции)                                        на весы!!!!

Вставляя слова в текст, мы работаем над распознаванием эмоций. Детям для облегчения задания я могу предложить пиктограммы, слова для справок.

Слайд20

    2 шаг - понимание причин данных эмоций (приём диалог с автором):на доску!!!

«Продолжите фразу: ….»обращаясь к доске и представл. эмоциям-смайликам

  1. На палубе все матросы смеялись, а потом вдруг замерли, потому что…
  2. Мальчик безрассудно полез за обезьяной, потому что…
  3. Капитан вдруг закричал и заплакал, потому что…

Чему учит данный этап?                                                                                     на весы!!!!

Слайд21

  3 шаг  –  управление эмоциямина доску!!!    

 Детям могу предложить написать письмо героям рассказа с заголовками:

- А что бы вы посоветовали мальчику?

- Что бы Вы посоветовали матросам, которые были в тот момент рядом и не остановили мальчика?

А у Вас хочу спросить, что бы Вы сказали отцу мальчика?

Таким образом, работая над эмоциональным содержанием текста, мы формируем эмоциональный интеллект.

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?

Слайд 22

Можно сделать вывод, что Эмоциональный интеллект развивать нужно!

Слайд22(!)

А сейчас я приглашаю трех добровольцев. Перед Вами «кубик эмоций». Я предлагаю вам произнести фразу «Развивайте эмоциональный интеллект!» с разными эмоциями.Для этого киньте кубик и какую эмоцию вам покажет кубик, ту и используйте.(радость, обида, злость, грусть).

На слайд можно и картинку (ЭИ - это способность с которой мы рождаемся, но над которой при этом работать  нужно ежедневно)

- На  какое умение будет работать данное упражнение?

Проявление/целенаправленное

 управление своими эмоциями.

Данным заданием, используя театрализацию и мы учимся управлять своими эмоциями.На весы!!!

Этот прием я тоже часто применяю на своих уроках и во внеурочной деятельности. Веду курс внеурочной деятельности «Школьный театр»

Слайд23

Спустя полгода обучения у детей моего класса прослеживается положительная динамика в формировании Эмоционального Интеллекта.

Есть множество видов диагностик эмоционального интеллекта. Если вы захотите определить свой эмоциональный интеллект, можете сделать это, используя тесты, представленные на моем сайте. В буклетах вы найдете ссылку и QRкод.

Слайд24

Ведь прежде чем обучать других, мы должны научиться управлять  своими эмоциями!

Слайд 24(!)

Эмоциональный Интеллект –это инструмент, который открывает для нас двери, помогает развиваться как отдельной личности, так и обществу в целом.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Развитие речи у обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) с помощью пальчиковой гимнастики"

Задача мастер-класса рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики на уроках в коррекционной школе и показать некоторые примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках....

Мастер-класс «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Конкурсное задание в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель года 2015"...

Мастер-класс "Учёт особенностей типов интеллекта на разных этапах урока"

Мастер-класс проводился для учителей начальной школы. На нем были показаны разные приемы работы на этапах изучения нового материала и закрепления изученного с учетом особенностей типов интеллекта обуч...

мастер-класс "Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников"

В мастер-классе рассказывается о том, как с помощью применения данного метода можно сделать уроки окружающего мира более интересными и познавательными....

"Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников", мастер-класс

Мастер-класс об использовании метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе....

Мастер класс "Метод интеллект-карт как инструмент проектирования учебного процесса"

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, формирование коммуникативной компетентности, метапредметных результатов.Итак, одним из приемов развития и формирования логических действий, критичес...

Мастер-класс " Использование интеллект-карты на уроках окружающего мира"

Материал содержит рекомендации о том, как подготовить урок математики с применением технологии сотрудничества...