Методический семинар.
материал

Тырина Ольга Альбертовна

"Использование средств и инструментов информационно-коммуникативных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Методический семинар»

Тырина Ольга Альбертовна

учитель начальных классов

МБОУ Черёмушкинская СОШ

 Слайд 1. Уважаемое жюри, коллеги, вашему вниманию предоставляется методический семинар на тему:

«Использование средств и инструментов информационно-коммуникативных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС»

   Сегодня перед педагогами стоит важнейшая проблема: как сделать процесс образования еще более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы среди них не было скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? ( Слайд 2) Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание и использование  мультимедийных презентаций. Использовать презентации можно на всех этапах урока. ( Слайд 3)  Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов. Основной целью применения информационно-коммуникационных технологий считаю повышение результативности, т.к. информационно-коммуникационные технологии помогают активизировать познавательную деятельность и сделать образовательный процесс более эффективным.

Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:

  • Развить высокую мотивацию к обучению, интерес к предмету
  • Поспособствовать снижению дидактических затруднений    учащихся при осуществлении проектной деятельности.
  • Повысить творческий потенциал младших школьников.
  • Повысить активность на уроке.

Я считаю, что компьютер – важное звено в обучении. ИКТ помогают оживить уроки, выступают в роли яркого наглядного образа, позволяющего учащимся начальной школы лучше усвоить программный материал. Ребятам нравится исправлять ошибки, помогать выходить из трудных ситуаций героям, предлагать свои пути решения, при этом дети непринуждённо общаются, не боятся высказать своё мнение или принять другое обоснованное решение.

Какой бы сложной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.  Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

В своей педагогической деятельности выделяю пять направлений использования современных информационно-коммуникационных технологий.

Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Образовательный процесс, как известно, начинается с планирования. План работы кабинета, календарно-тематическое планирование уроков,   предметной   недели   или    просто крупного мероприятия удобно составлять на компьютере: в записи можно всегда внести поправки и дополнения. Информацию, записанную в память компьютера или сохраненную на съемном носителе (дискете, диске, карте памяти), можно быстро найти, так как материалы упорядочены по специальным папкам. (Слайд 4)

Для улучшения качества образования и результативности обучения использую электронные образовательные ресурсы - это второе направление использования ИКТ в образовательном процессе. Традиционный урок при нехватке лабораторного оборудования, наглядных пособий становится «бедным». На помощь приходят электронные ресурсы: учебники, приложения, энциклопедии. Рынок предлагает сегодня большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста.

Я хочу остановиться на программах «Русский язык» и «Математика». Данные программы содержат разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий, отличающиеся по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого. Работая с тестами в рамках этих программных комплексов,  даже отстающие учащиеся успевают за 5 - 10 минут выполнить такое количество заданий, которое в обычном режиме займёт у них в 3 – 4 раза больше времени. Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, дополнительно можно предложить задания повышенной сложности. Во время таких занятий у детей формируются начальные умения работать с информацией и компьютерными технологиями, повышается уровень мотивации учащихся к учёбе, а учитель за короткое время получает объективную картину уровня усвоения изучаемого материала каждым учеником и возможность своевременно его скорректировать.(Слайд 5-6)

Тесты методического комплекса использую при устном счете, изучении нового материала, закреплении изученного материала, контроле по математике. На русском языке – при орфографической разминке, при повторении определенной темы, при изучении нового материала, закреплении пройденного и также тест-контроль. Компьютерные тесты использую в различных режимах. Режим тестирования выбираю в зависимости от того, какую цель преследую на уроке.  Детям больше нравится «Самоконтроль с поощрением», тогда они сразу видят результат и получают «награду» в виде смайлика.

Виды работы различны и рассчитаны на учеников с разным уровнем обученности.

Проверку сформированности навыка чтения в 3 классе я провожу по тренажеру:

  1. выбирается нужный класс
  2. время проведения
  3. нужный текст из 2 предложенных вариантов
  4. ученик читает текст с включенным секундомером, когда текст прочитан до конца, компьютер выдает результат.

Надо отметить, что задания тестов предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, повышают активность, познавательный интерес, самоконтроль. Использование тестов позволяет экономить учебное время, эффективно провести урок.

Применяя на своих уроках  ИКТ, я, прежде всего, заинтересовываю  детей своим предметом, делаю его необычно интересным и разнообразным.  Уроки становятся наиболее наглядными, а, как известно, наглядность – это основной «конек» учителей начальной школы. (слайд 7)

Третье направление использования ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране – медиа презентация. А это красочное оформление урока, его четкая организация и продуманность, повышение интереса учащихся. За счёт использования мультимедийных технологий также происходит развитие наглядно-образного мышления школьников, а возможность моделировать объекты и явления способствует повышению познавательной активности и мотивации к учению. Повышение эффективности образовательного процесса происходит за счёт одновременного изложения материала учителем и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности.

На разных этапах урока работа строится с опорой на информацию, вынесенную на экран:

  • на этапе знакомства с новой темой на слайде может быть отражено правило или алгоритм нахождения правильного решения примера или задачи;
  • на этапе закрепления может быть представлен перечень заданий или тест, содержащий вопросы, помогающие первичному закреплению полученных на уроке знаний
  • а такой этап как физкультминутка вообще может стать отдельным видеороликом или презентацией (слайд 8)

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Четвертое направление использования современных информационно-коммуникационных технологий – участие в  творческих проектах учащихся начальных классов. Исследовательская деятельность – это один из способов развития школьников. Выполняя собственные исследования, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Меняется и работа учителя: из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора и координатора познавательной, исследовательской деятельности  своих учеников. В данном направлении средства ИКТ используются мною на всех этапах работы над проектом.

  • Написание самого проекта и предоставление его в электронном виде;
  • Просмотр видеофильмов, роликов и презентаций при накоплении теоретической базы, необходимой для работы над проектом;
  • Видео регистрация опытов и экспериментов, реализуемых в рамках проекта;
  • Анализ результативности проекта

Самообразование и саморазвитие – важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога и еще одно направление использования информационно-коммуникационных технологий, которое выражается в разнообразных формах деятельности. Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников влияет также на рост профессиональной компетентности учителя. Невозможно работать, не беря на вооружение новые педагогические технологии, не используя ставшие доступными в школе технические информационные средства обучения. Использование информационно – коммуникативных технологий позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, повысить качество обучения, уровень грамотности учащихся и свой собственный профессиональный уровень. Для саморазвития и самореализации я создала свой сайт, в котором систематизировала и оптимизировала имеющиеся у меня дидактические и методические материалы. При помощи данного сайта я могу поделиться своими собственными методическими разработками и воспользоваться разработками моих коллег.  (слайд 9)

     Oбoбщaя  пoлучeнныe  peзультaты, мoжнo гoвopить o тoм, чтo пpиeмы обучения с использованием ИКТ, которые я применяю в работе, дaют cвoи пoлoжитeльныe результаты. Если раньше на уроке можно было заметить пару-тройку скучающих детских лиц, «поймать» кото-то в том, что он не следит за ходом урока и т.д. То сeйчac, на уроках с использованием информационно-коммуникационных технологий, практически у всех детей класса виден живой огонек заинтересованности вплоть до конца урока; информация усваивается и запоминается быстрее, а главное переходит в долговременную память; существенно увеличивается познавательная активность ребят и многое другое.(Слайд 10)

Требования, предъявляемые к образованию, изменились: помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми навыками современный учитель должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы. Сегодня от него требуется умение творчески мыслить и  принимать решения.

На дворе 21 век, общество вступило в информационную стадию развития, а компьютер занял прочные позиции не только в науке, производстве, но и в образовании и в быту. Следовательно, перед учителем ставится задача не просто помочь школьнику овладеть знаниями в соответствии со школьной программой, но и  раскрыть богатство личности, подготовить информационно грамотную личность. С компьютером не надо бороться, а использовать как инструмент, с помощью которого обучение может стать интересным, быстрым, простым, а полученные знания – более глубокими и обобщенными.

Пользуясь информационными технологиями, мы не должны забывать, что технологии – это просто инструмент, который помогает нам достичь стратегических образовательных целей. Многие навыки, которые дети получают при обучении в начальной школе, не заменяются технологиями, а технологии помогают усовершенствовать эти навыки. Все «штучки», которые можно показать в слайд-шоу, не могут заменить хороших ораторских навыков.

Изучение  темы «Использование информационных технологий в обучении детей в начальной школе» помогает мне строить  образовательную и воспитательную работу с детьми с применением ИКТ. Уроки, внеклассные мероприятия, выступления на МО, родительские собрания я провожу с применением информационных технологий. С помощью Интернета обмениваюсь опытом с коллегами. (Слайд 11)

 Благодаря Интернету я могу подготовить мультимедийное сопровождение  урока по любому предмету начальной школы, которые я веду. Детям нравятся такие уроки, и они ждут их с нетерпением. В заключение хочу сделать такой вывод. Педагогу в настоящее время необходимо    научиться пользоваться компьютерной техникой так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. (Слайд 12

Для учителя компьютер – это уже не роскошь – это необходимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"

Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Методический семинар из опыта работы.

Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...