Статья на тему: "Использование мобильного интернета младшими школьниками"
статья

Магеррамова Айсель Видадиевна

Статья на тему: "Использование мобильного интернета младшими школьниками" посвящена проблеме использования современными школьниками мобильной сети Интернет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мобильного интернета младшими школьниками

Авторы: Анистенко Надежда Андреевна

Магеррамова Айсель Видадиевна

Интернет - опасная штука. Гениальная, но опасная.

Евгений Миронов

Мы живем в эпоху цифровых технологий. Мобильный телефон стал привычной вещью, как в руках взрослого, так и ребенка.  Доступ к интернету возможен не только с персонального компьютера, который находится дома, но и со смартфона, который делает возможным выход в сеть в магазине, в парке, в общем, где угодно, включая и школу.

Смартфон – это не только средство для связи, но и довольно мощная информационная, образовательная и игровая платформа. Тем не менее, многофункциональный гаджет в руках младшего школьника  может стать и источником проблем, связанных с посещением нежелательных сайтов в сети. Интернет содержит в себе «…столкновение с недостоверной, опасной, противоправной информацией; негативное влияние на развитие личности; нарушение прав человека; возможность интернет-зависимости; негативное влияние на психическое здоровье; вред для физического здоровья; девальвация нравственности; снижение культурного уровня; вытеснение и ограничение традиционных форм общения…» (1, с. 141-142).  Многим детям интернет заменяет общение в реальной жизни. Вследствие чего у подрастающего поколения возможны нарушения коммуникативных навыков.

  Российские ученые выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в школе, существенно отличающие их от сверстников, не использующих мобильный интернет. Негативные реакции проявлялись в виде ослабления смысловой памяти, снижения внимания, нарушений фонематического восприятия, скорости аудиомоторной реакции, нарушений сна, раздражительности (2). 

Исследования американских ученых показали, что голубой свет, который исходит от экранов телефонов, вызывает ухудшение  зрения (3). В связи с особенностями строения человеческого глаза, нам очень сложно фокусировать свой взгляд на минимальном по размерам объекте. Напряжение глазной мышцы достигает предела при максимальном долгом использовании телефона. Также стоит отметить, что  современный телефон – источник электромагнитного излучения.

Мы провели исследование с целью выявить особенности использования мобильного интернета младшими школьниками, в ходе которого нам удалось обнаружить интересные факты.

В анкетировании приняли участие 140 учащихся четвертых классов разных школ города Санкт-Петербурга. Среди 140 участников анкетирования лишь 11% не имели интернета в телефоне.

На вопрос «Сколько времени ты проводишь в интернете в телефоне?» 50% анкетируемых ответили, что проводят в интернете в телефоне менее 1 часа, в то время как 32% – 2-3 часа, а 18% – более трех часов в день. Таким образом, младшие школьники достаточно много времени проводят в интернете. Длительное использование мобильных телефонов может привести к нарушению еще даже неокрепшей психики ребенка, нарушению его сна, снижению работоспособности, а также к ослаблению мыслительных операций (2, с. 1). 

На вопрос «Используешь ли ты социальные сети и мессенджеры?» чуть меньше половины (48%) ответили, что используют мессенджеры (Viber, WhatsApp), 29% – социальные сети (ВКонтакте, Facebook) и  22% – ресурсы для обмена фотографиями и видео (Likee, Instagram, TikTok), 1% использует другие приложения. Как мы видим, коммуникация в интернете в телефоне является неотъемлемой частью жизни младших школьников.

На вопрос «Я использую интернет для …» респонденты ответили: для общения (38%), игр (34%), просмотра новостей (6%). Часть участников анкетирования использует интернет в телефоне в качестве средства выполнения домашнего задания (23%), тем самым они теряют поисково-исследовательские навыки, тратя свободное время не на поиск необходимой литературы, например, в библиотеке, а находят уже готовые варианты ответов на задания.

На вопрос «Как ты узнаешь о новостях?» 37% учащихся ответили, что используют для этого интернет, 36% узнают о новостях от родителей, 15% от друзей, 8% от учителей и 4%  из газет. Сведения в интернете не всегда являются достоверными и могут ввести в заблуждение.

В наше время родители в довольно раннем возрасте позволяют детям пользоваться интернетом в телефоне: с 4-6 лет (31%), учитывая, что дети еще не пошли в школу, и не имеют целостного представления о девайсах, остальные же учащиеся используют интернет с 7-10 лет. Дети с ранних лет привыкают к интернету в мобильных телефонах.

Отвечая на вопрос «Кто тебя зарегистрировал в социальных сетях?» 56% опрошенных ответили, что родители. Родители сами приучают детей к ведению социальных сетей и общению в интернете. В то время как 44% учащихся регистрируются самостоятельно, что может привести к тому, что родители могут быть не осведомлены, какие социальные сети посещает их ребенок. 

Хочется отметить, что дети испытывают негативные эмоции при отсутствии интернета в телефоне. 87% респондентов отметили такие варианты как: боль, обида, отчаяние, злость, раздражение и всего 3% отметили радость и 10% безразличие. Учащиеся эмоционально болезненно переносят отсутствие интернета в телефоне.

На вопрос «Как ты думаешь, интернет в телефоне вреден для человека?»  24% ответили «нет», 45% – «не знаю» и всего лишь 31% – «да». К сожалению, многие младшие школьники  не в полной мере осведомлены о влиянии интернета в телефоне на человека.

Мы  как студенты, получающие профессию учителя начальных классов, разработали ряд рекомендаций для будущих педагогов:

  1. Проведение классных часов и внеурочных мероприятий на тему «Безопасный интернет», «Мобильный интернет: за и против», «Вреден ли интернет в телефоне?» и др.;
  2. Ознакомление родителей с методами обеспечения безопасности в мобильном интернете: программы родительского контроля, использование возможностей браузера, установка приложений, услуги операторов связи;
  3. Развитие поисково-исследовательских умений младших школьников, обучение работе с научной литературой, энциклопедиями, книгами, журналами, учебниками;
  4. Проведение интерактивных родительских собраний на тему «Защита младших школьников в сети Интернет», «Мобильный интернет: за и против», «Досуг школьников», «Общение младших школьников» и др.;
  5. Способствование развитию коммуникативных умений и эмоциональной сферы детей: зачем младшему школьнику делиться своими эмоциями в интернете, когда он может сделать это в классе со своими друзьями, учителями, родителями и одобрение получить не с помощью «лайков» и комментариев в сети, а живых и настоящих эмоций близких.  Если у ребенка богатая событиями и интересная жизнь, ему стоит поделиться  этим со своими товарищами, участвуя во внеурочных и досуговых мероприятиях, чтобы он мог не только делиться своими эмоциями, но и развиваться творчески;
  6. Организация взаимодействия и общения детей в классе. Например, классные   часы, классные уголки: «Как я провел выходные», «Новости в моей жизни» и др. На переменах, классных часах и других мероприятиях создавать условия, чтобы учащиеся делились новостями, опытом, впечатлениями, эмоциями;
  7. Ограничение на ношение телефонов в школу: бесспорно, смартфон является средством коммуникации между родителем и ребенком, но нужен ли он ребенку на уроках и переменах? Поддерживать связь с ребенком необходимо, но не обязательно делать это посредством интернета;
  8. Если необходимо дать задание по поиску информации к уроку в интернете, то необходимо порекомендовать конкретные сайты и организовать работу не в телефоне, а под контролем родителей в компьютере.

 Литература:

  1. Солдатова Г.В., Золотова Е. Ю., Чекалина А. И.,  Гостимская О. С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете. – М., 2011. 141-142 с.
  2. Роспотребнадзор. Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях. – М., 2019 https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=12456
  3. https://iz.ru/776154/2018-08-09/uchenye-dokazali-vred-mobilnykh-telefonov-dlia-glaz

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...

Статья на тему "Формирование мотивации обучения младших школьников"

Самоанализ педагогической деятельности по теме "Формирование мотивации обучения младших школьников". Приоритетной целью образования становится в современной школе  развитие личности, готово...

статья Применение мастерских в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в 1 классе

Творческие мастерские способствует активизации знаний, умений и навыков учащихся, стимулирует потребность ребенка к самореализации в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реа...

Статья Формирование экологических понятий и представлений младших школьников

Начальная школа- важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению ,способствующий становл...

Статья "Осуществление проектов во внеурочной деятельности младших школьников."

Осуществление проектов во внеурочной деятельности  младших школьников....

Статья по теме "Использование ЭОР в начальной школе для повышения эффективности обучения школьников"

Использование ЭОР в начальной школе для повышения эффективности обучения школьниковМеняется время – меняется подход к обучению детей. Ведь мы живем в XXI веке. А XXI век,  как известно — век высо...

Статья на тему "Использование графических схем на уроках окружающего мира как средства улучшения запоминания материала обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития"

Задержка психического развития- является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психическ...