АДАПТАЦИЯ ВТОРОКЛАССНИКОВ К ОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
статья (2 класс)

Марченко Наталья Валерьевна
В статье рассматривается интенсивное формирование приемов запоминания. Процесс усвоения системы понятий, системы научных знаний требуемые от младшего школьника активного применения мыслительных операций: сравнения, обобщения, синтеза на протяжении всего периода учебы, развивается теоретическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_vtoroklassnikov.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ ВТОРОКЛАССНИКОВ

К ОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

Второклассники относятся к возрастному периоду от 7 до 8 лет. Во второй класс дети приходят уже "бывалыми" школьниками. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.

Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, к новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Ученик- второклассник приобрел внутреннюю позицию школьника - учебную мотивацию. Учебная деятельность стала ведущей. Большие изменения произошли в познавательной сфере. Память приобрела ярко выраженный характер. Также идет интенсивное формирование приемов запоминания. Восприятие становится более произвольным. Процесс усвоения системы понятий, системы научных знаний требует от младшего школьника активного применения мыслительных операций: сравнения, обобщения, синтеза на протяжении всего периода учебы, развивается теоретическое мышление.

Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется прежде всего содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т. п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений.

Итак, у второклассника появились новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя и с выполненными домашними заданиями, потребность в одобрении со стороны взрослых (особенно учителя), потребность выполнять сменные поручения (друзья учебы, друзья чистоты и порядка, друзья книг, друзья спорта).

Переход ребенка во второй класс знаменуется тем, что детям начинают ставить отметки. Система оценки - сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий влекут за собой и изменение системы оценивания. 

Традиционная пятибалльная система оценивания выполняет функцию внешнего контроля, не предполагает ни самооценки ученика, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней, затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого учащегося,   приходится лавировать между фиксацией результатов ребенка по определенным нормативам и фиксацией успешности данного ребенка по сравнению с ним самим. Данная система оценивания является малоинформативной. Учителю и учащимся трудно определить направления дальнейших усилий – над чем надо еще поработать, что улучшить. Система часто имеет травмирующий для не только на ребенка, но и его родителей характер.
       Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащихся в обучении, повышению тревожности и как следствие – к ухудшению физического здоровья школьников.
         Безотметочное обучение — это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания. Учителя начальной школы, работающие по безотметочной системе, отмечают, что в этих классах: 
выше уровень учебной активности; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное; 
ниже уровень тревожности, меньше проявлений отрицательных эмоций

(а именно это и снижает эффективность обучения); 
задания, выполняемые детьми, носят не только репродуктивный, но и творческий характер. Выдающимся практиком и теоретиком безотметочного обучения является Ш.А. Амонашвили. Он занимается этой проблемой уже более 25-ти лет. По его наблюдениям, а также, по мнению большинства учителей начальной школы, все дети с радостью идут в школу.
Поэтому, по словам Амонашвили, отметка становится для одних детей «доброй феей, а для других
 – Бабой Ягой».

 В одиночку за реформирование системы оценивания браться не стоит. Задача построения технологии безотметочного обучения по силам только коллективу всей школы, включая и основную, и старшую.

Решение проблемы по адаптации второклассника к отметочной системе обучения тесно связано с формирования контроля и самоконтроля, с обучением самооценке. По мнению А.Б. Воронцова «с самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться». Если учитель целенаправленно работает над этой проблемой, то младший школьник научится не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать для себя возникшую трудность, но и анализировать ее причину. Это приводит к безболезненному восприятию отметки.

Поэтому с первых шагов ребенка в школе нужно учить его самооценке своих достижений, используя «линеечки» как инструмент небаллированной оценки (терминология Г. Цукерман). «Линеечки» - это педагогический инструмент оценки и самооценки, разработанный на основе классического метода измерения самооценки, авторами которого являются Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн. С помощью «линеечек» предельно лаконично оценивается все то, что подлежит оцениванию в терминах «больше – меньше».

 Для грамотного письма и более внимательного отношения к своим ошибкам на уроке русского языка провожу игру «Ситечко». На отдельных листочках ребята выписывают слова, в которых они допустили ошибки.В конце четверти подсчитываем , сколько слов попало в «Ситечко». Чем меньше слов, тем лучше. Затем ученики заучивают слова и пишут их под диктовку соседа по парте. Ребята проявляют интерес к этой игре, им нравится добиваться пустого «Ситечка». 

Для наглядного изображения своих личных достижений, для повышения самооценки я использую «Ступеньки роста» в рамках долгосрочного социального проекта «Наши лидеры». Дети сами продвигаются по ее ступенькам, суммируя баллы, набранные за неделю в учебной деятельности, а также за выполнение поручений, олимпиадное движение, поведение. В конце четверти подводим итоги. Учащиеся, набравшие большее количество баллов, получают значок «Наши лидеры». Лидерами становятся не только дети, успешные в учебе, что помогает второкласснику в становлении самооценки.

Существует еще один способ оценивания деятельности и личности младшего школьника. Это «хорошие слова» или комплименты.  Этот прием хорошо известен учителям начальной школы и широко ими используется. Комплимент нормирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться. При этом похвала учителя должна быть заслуженной и пропорциональна достижению ребенка.

Существуют риски. У некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Например, ребенок думает о себе так: «Я нехороший, потому что плохо пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, будто родителей очень огорчают его неудачи. Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной деятельности.

                               Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания.

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. Не последнюю роль играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

 Работа по адаптации второклассника к отметочной системе обучения не эффективна без отслеживания и анализа результатов участников образовательного процесса – учащихся, учителя, родителя.

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение отметочной системы.

Презентация для родительского собрания 2 класс по Системе оценивания....

Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...

Наставничество как способ повышения эффективности социальной адаптации школьников в системе дополнительного образования

Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования является воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем перед...