Программа по внеурочной деятельности Все цвета, кроме черного 4 класс
материал (4 класс)

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vse_tsveta_krome_chernogo_4klass.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного"

4 класс

Пояснительная записка

Введение

Программа составлена на основе программ: М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета кроме черного», Москва 2013г.;        О.В Хухлаева «Тропинка к своему Я», Москва 2013г.

Разработана программа внеурочной деятельности на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Актуальность  программы

Программа имеет социально-педагогическую направленность. Она дает возможность сформировать у детей навыки, позволяющие успешно справляться с возникающими проблемами, реализовать свои желания и потребности за счёт внутренних личностных ресурсов. Темы программы «Все цвета, кроме чёрного» актуальны, так как направлены на развитие у учеников познавательных интересов, способности эффективно строить взаимоотношения с окружающими (в том числе сопротивляться негативному давлению), умения анализировать свои чувства и переживания. Все эти свойства и качества обеспечивают ребенку личностную устойчивость к любым внешним негативным влияниям.

Цель программы

Формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе.

Занятия курса «Все цвета, кроме черного» направлены на воспитание у младшего школьника позитивного мироощущения, а также преодоление явлений социальной дезадаптации. В процессе занятий дети учатся воспринимать мир с оптимистической точки зрения, осознают необходимость познания себя и окружающих людей с целью установления толерантных дружеских отношений, понимания человека как индивидуальности.

Задачи программы

• формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

  • расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, формирование готовности соблюдать эти правила;
  • создание условий для успешной адаптации в школе, классе;
  • формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;

• формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;

• развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);

• формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

• пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовывать потребность в признании, общении, получении новых знаний;

• просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.

Содержание программы

 Программа «Все цвета, кроме черного» отвечает следующим принципам

• научной обоснованности - содержание программы базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;

• практической целесообразности - содержание программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации;

• необходимость и достаточность представляемой информации - детям предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, т.е. имеет для них практическую значимость; 

• динамическому развитию и системности - содержание программы цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа;

• используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста.

Механизм реализации:

Программа «Все цвета, кроме черного» выстроена по 5 направлениям:

физическое здоровье; психическое здоровье; межличностное общение;    коммуникативные способности, познавательно-эмоциональные процессы.

Реализуется во внеурочной деятельности по ФГОС в 1-4 классах, рассчитана на 4 года (1 час в неделю).

Место факультатива в учебном плане

Программа «Все цвета кроме черного» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа один раз в неделю.

Форма проведения занятий.

Занятия проводятся в групповой форме.

Возраст детей: 6,5 – 11 лет

В структуру занятия входят три части: разминка, работа по теме, подведение итогов.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и «психотехнические упражнения» направленные на развитие познавательной  и эмоционально - волевой сферы, навыков адекватного социального  поведения школьников. Вместе с тем, еще необходимым элементам всех  занятий должны быть психотехники, направленные на развитие собственно  групповых структур и процессов, поддержание благоприятного  внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского  сообщества.

Рефлексия занятий предполагает ретроспективную оценку занятия в  двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось,  было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).  

При реализации программы используются следующие методы и приемы:

  • тестирование;
  •  психогимнастика;
  •  рисование (тематическое и свободное);
  •  подвижные игры;
  •  игры-драматизации и ролевые игры;
  •  беседы и проблемные ситуации;
  • техники и приемы саморегуляции;
  • коллективно- творческие дела (КТД);
  • арт-терапевтические приемы.

Ожидаемые результаты освоения программы

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

• извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

• учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

• строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

• уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

• учиться исследовать свои качества и свои особенности

•учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

•учиться наблюдать

•моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

•учиться  доверительно и открыто говорить о своих чувствах

•учиться работать в паре и в группе

•выполнять различные роли

•слушать и понимать речь других ребят

•осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Личностные  результаты

Знать: • о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

• правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

• правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к      победе, поражению;

Уметь: • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять   настойчивость в достижении цели

• налаживать контакт с людьми;

• соблюдать правила игры и дисциплину;

• правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея      взаимовыручку и т.д.).

• выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка     видах творческой  и игровой деятельности.

Предметными результатами занятий по программе «Все цвета,  кроме черного»  являются:

  • создание условий для успешной адаптации в школе, класса;
  • создание у детей представления о ценности здоровья и  необходимости бережного отношения к нему;
  • сформированность важнейших учебных умений и действий.

Календарно-тематическое планирование кружка «Все цвета, кроме черного»

4 класс 1 час в неделю (34 часа в год)

№ п/п

Кол-во часов

Тема

Дата

примечание

план

факт.

1

1

Моё лето

03.09.

2

1

Кто я?

10.09.

3

1

Какой я? Большой или маленький?

17.09.

4

1

Мои способности

24.09.

5

1

Мой выбор, мой путь

01.10.

6

1

Мой внутренний мир

08.10.

7

1

Кто в ответе за мой внутренний мир?

15.10.

8

1

Нужно ли  человеку изменяться?

22.10.

9

1

Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

12.11.

10

1

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

19.11.

11

1

Что значит верить?

26.11.

12

1

Право на уважение.

03.12.

13

1

Что вы знаете друг о друге.

10.12.

14

1

Твой класс

17.12.

15

1

Кто твой друг

24.12.

16

1

Как научиться жить дружно

14.01.

17

1

Умение слушать и слышать.

21.01.

18

1

Как помириться после ссоры

20.01.

19

1

Какой у тебя характер

04.02.

20

1

Самопрезентация

11.02.

21

1

Как воспитывать свой характер.

18.02.

22

1

Учусь высказывать свое мнение

25.02.

23

1

Как сказать «нет» и отстоять свое мнение

04.03.

24

1

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам

11.03.

25

1

Как разрешить конфликты мирным путём?

18.03.

26

1

Искусство спора. Доказательство и убеждение.

01.04.

27

1

Безопасное общение в интернете

08.04.

28

1

Фантастическое путешествие

15.04.

29

1

Моё детство

22.04.

30

1

Моё будущее

29.04.

31

1

Кем бы я хотел стать?

06.05.

32

1

Хочу вырасти интеллигентным человеком.

13.05.

33

1

Хочу вырасти здоровым человеком.

20.05.

34

1

Итоговое занятие

27.05.

Список используемой литературы

  1. М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова Все цвета, кроме чёрного. Учусь общаться. ФГОС. Рабочая тетрадь 4- класс: - М.: Вентана-Граф, 2013.

2. М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А.Филиппова Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. ФГОС: Пособие для педагогов. — М.: Вентана-Графф, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета, кроме, черного"

Данная программа предназначена для обучения младших школьников в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, ...

Рабочая программа внеурочной деятельности Все цвета, кроме черного 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета,кроме черного"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета,кроме черного"...

Рабочая программа для внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" 3 класс

Рабочая программа кружка "Все цвета, кроме черного" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Все цвета, кроме черного»

   Рабочая программа по внеурочной деятельности «  Все цвета, кроме черного»  ...

Программа по внеурочной деятельности "Все цвета ,кроме черного " 2 класс.

      Данная рабочая программа составлена на основании следующих нормативно - правовых документов: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании ...