Программа по внеурочной деятельности Все цвета, кроме черного 3 класс
материал (3 класс)

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vse_tsveta_krome_chernogo_3_klass.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                           

Программа по внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного"

3 класс

Пояснительная записка

Введение

 Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Ситуация с

потреблением алкоголя, наркотиков среди детей остается катастрофической.

Актуальность данной проблемы

Актуальность программы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возникает ряд проблем: детская преступность, алкоголизм и наркомания. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, социальных учреждений. Вопросов много. Одно можно сказать, что оставленные без внимания дети, если ничего не изменить, составят угрозу для общества.

Цель Программы

Формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Задачи

Данная цель направлена на реализацию следующих задач:

• формирование у детей представлений о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

• расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

• формирование умений оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;

• формирование представлений об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;

• развитие коммуникативных навыков (умений строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);

• формирование умений противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

• пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении, но и их знаний;

• просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.

                

Содержание программы

Основное содержание групповых занятий составляют игры и «психотехнические упражнения» направленные на развитие познавательной и эмоционально - волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Вместе с тем, еще необходимым элементам всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества.

Наибольший развивающий эффект достигается не за счет увеличения разнообразия психотехнических приемов, а за счет наиболее, полного использования потенциальных возможностей каждого из комплексных упражнений, включенных в занятие. Например, упражнение на развитие внимания может одновременно способствовать выработке навыков общения, способствовать сплочению группы, позволять ребенку познать еще какие - либо новые стороны своего Я. С другой стороны, каждое упражнение должно быть проведено несколько раз: с усложнениями, с передачей функций ведущего от взрослого к каждому желающему ребенку, с другими возможными вариациями. Если упражнение полностью отработано, но очень нравится детям, его надо включать в работу группы до тех пор, пока желание выполнять его сохраняется. Как показывает практика, для ребенка, находящегося в процессе адаптации, каждый новый вид активности, тип решаемой задачи составляет определенную проблему. Структура группового занятия со школьниками должна включать в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксации технике и др. Игр должно быть 2-4, некоторые из которых были разучены на прошлом занятии.

Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

Излагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направленных на формирование у младших школьников необходимого уровня психологической готовности к школе в сферах обучения, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности.

Место кружка во внеурочной деятельности

Программа рассматривает проблемы профилактики вредных привычек и формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников. Данный курс рассчитан на детей в возрасте 7 - 9 лет. Эффективность профилактической работы в группе, в которой больше 9 и меньше 16 человек, более высокая. В группу входят мальчики и девочки как из нормативных семей, так и из семей группы риска. Тематическое планирование в начальной школе рассчитано на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 33 часа в год (1 класс) 34 часа в год (2 классы). 

Ожидаемые результаты освоения программы

Уровень 1.

Приобретение умений тренировать свою память, внимание, мышление. Знать полезные и вредные привычки. К концу обучения обучающиеся будут знать:

-полезные и вредные привычки;

-основные режимные моменты;

-от чего зависит здоровье человека;

-как улучшить настроение;

-упражнения для тренировки внимания, памяти.

Уметь:

- планировать свое время;

- тренировать свою память, мышление;

- улучшать свое настроение.

Владеть:

-основными упражнениями по тренировке памяти, внимания;

-практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье.

Уровень 2.

Развитие коммуникативных способностей, общение друг с другом. Приобретение школьниками опыта общественной деятельности, работы в коллективе, опыта заботы о младших.

Предметными результатами занятий по программе «Все цвета, кроме черного» являются:

- создание условий для успешной адаптации в школе, класса;

- создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

- сформированность важнейших учебных умений и действий.

Метапредметными результатами являются:

- культурно- познавательная, коммуникативная компетентности;

- приобретение опыта в преодолении возникших трудностей;

- расширение кругозора, сферы актуальных интересов и способностей.

Личностными результатами занятий являются:

-обучение планированию, самоконтролю и взаимоконтролю;

-развитие способности эффективно строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;

- формирование установки на здоровый образ жизни;

- развитие личностных ресурсов детей за счет расширения кругозора, сферы актуальных интересов и способностей.

Календарно-тематическое планирование кружка «Все цвета, кроме черного»

3 класс 1 час в неделю (34 часа в год)

№ п/п

Кол-во часов

Тема

Дата

примечание

план

факт.

1

1

Что изменилось за год.

04.09.

2

1

Твое настроение в течение недели.

11.09.

3

1

Что изменилось в твоем режиме?

18.09.

4

1

Твоя работоспособность.

25.09.

5

1

Как научиться разговаривать с людьми.

02.10.

6

1

Вредные привычки.

09.10.

7

1

Предложение. Отказ. Согласие. Несогласие.

16.10.

8

1

Обратиться за помощью. Предложить помощь.

23.10.

9

1

Начать разговор. Похвала. Поддержка.

06.11.

10

1

Что такое интонация?

13.11.

11

1

Огорчение. Благодарность. Обида.

20.11.

12

1

Найти общий язык.

27.11.

13

1

Ответственность за свои поступки.

04.12.

14

1

К.Чуковский «Телефон».

11.12.

15

1

Как научиться преодолевать трудности вместе.

18.12.

16

1

Когда тебя хвалят.

25.12.

17

1

Почему важно поддерживать других?

15.01.

18

1

Как обратиться с просьбой.

22.01.

19

1

Признать ошибку.

29.01.

20

1

Любишь ли ты получать подарки.

02.02.

21

1

Делать или руководить.

12.02.

22

1

Согласиться или отказаться.

19.02.

23

1

Как понять друг друга без слов.

26.02.

24

1

Наша мимика и жесты.

05.03.

25

1

Одобрение, страх, запрет, угроза.

12.03.

26

1

Для чего нужна улыбка.

19.03.

27

1

Умеешь ли ты дружить?

02.04.

28

1

Десять законов дружбы.

09.04.

29

1

Поступки героев литературных произведений.

16.04.

30

1

Для чего нужна дружба.

23.04.

31

1

Кто твой друг.

30.04.

32

1

Черты характера, которые тебе нравятся в людях.

07.05.

33

1

Как сказать «нет» и отстоять свое мнение.

14.05.

34

1

Конкурс знатоков.

21.05.

Список используемой литературы

1. М. М. Безруких, Т. А. Филиппова - «Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении», Москва «Просвещение» 2013г.

2. М.М.Безруков, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова - рабочая тетрадь «Учусь понимать других», Москва «Вентана-Граф» 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета, кроме, черного"

Данная программа предназначена для обучения младших школьников в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, ...

Рабочая программа внеурочной деятельности Все цвета, кроме черного 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета,кроме черного"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все цвета,кроме черного"...

Рабочая программа для внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" 3 класс

Рабочая программа кружка "Все цвета, кроме черного" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Все цвета, кроме черного»

   Рабочая программа по внеурочной деятельности «  Все цвета, кроме черного»  ...

Программа по внеурочной деятельности "Все цвета ,кроме черного " 2 класс.

      Данная рабочая программа составлена на основании следующих нормативно - правовых документов: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании ...