Трудности достижения планируемых результатов АООП НОО, возникающие у обучающихся с РАС
статья

Закорина Анастасия Валерьевна

В статье описаны основные трудности, с которыми сталкиваются ученики с РАС (расстройствами аутистического спектра) при изучении отдельных предметов в начальной школе, возможные причины их возникновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_dostizheniya_planiruemyh_rezultatov_aoop_noo.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности достижения планируемых результатов АООП НОО, возникающие у обучающихся с РАС

Неспецифические трудности. К ним относятся трудности овладения навыками чтения, письма, счета (предметные области), трудности, обусловленные недостаточной мотивацией к учебной деятельности (личностные результаты), трудности планирования, регуляции и контроля собственной деятельности, трудности поиска информации, понимания и принятия учебной задачи, недостаточная сформированность мыслительных операций (метапредметные результаты).

Специфические трудности напрямую связаны с особенностями детей с ОВЗ, и так же как неспецифические трудности, осложняют достижение личностных, предметных и метапредметных результатов АООП НОО. Трудности достижения личностных результатов связаны с недостаточной сформированностью жизненных компетенций, включая сложности освоения функциональных навыков, необходимых для повседневной жизни, и с неспособностью применить усвоенные на уроках знания и умения в условиях повседневной жизни.

Часто дети с ОВЗ, не испытывающие особых проблем в освоении образовательной программы по предметным областям, сталкиваются со стойкими затруднениями в освоении навыков, необходимых для решения повседневных жизненных ситуаций. Невозможность использовать усвоенные на уроках знания, умения и навыки в реальной жизни связана со специфическими социальными и когнитивными нарушениями – непониманием социальных контекстов, и как следствие, с невозможностью усвоить социальные нормы поведения; с трудностями генерализации усвоенных знаний и навыков. Например, владея знаниями о явлениях природы, усвоенными на уроках по предмету «Окружающий мир», ребенок с РАС может не уметь самостоятельно одеться в соответствии с погодными условиями. Хорошо владея вычислительными навыками, усвоенными на уроках по предмету «Математика», ученик может затрудняться при использовании денег в повседневной жизни (делая покупки в магазине). Ученик может бегло читать, но не использовать этот навык при ориентировке в метро или на улицах города, и т.д.

В рамках усвоения тем по предмету «Математика» наиболее труднодостижимыми результатами являются решение и составление задач. В большинстве случаев проблема решения задачи связана с недостаточным пониманием прочитанного текста (ее условия и вопроса) и невозможностью наглядно представить себе то, о чем говорится в условии задачи. Очень часто запись решения и ответа задачи вызывает меньше трудностей, чем ориентировка в ее содержании и оформление краткой записи. Особенно сложно ученикам с ООП освоить решение задач с денежными единицами, мерами длины, объема, веса, что связано с трудностями овладения абстрактными понятиями. Составление задач затруднено в связи с особенностями воображения и недостатком творческих идей, характерными для детей с РАС. Часто возникают сложности и с постановкой вопроса к задаче. Рассмотрим, какие наиболее типичные трудности испытывают ученики с РАС на уроках математики.

Так, в 1-м классе могут возникнуть сложности с решением простых задач в одно действие на сложение и вычитание, обусловленные недостаточным пониманием условия задачи, трудностями соотнесения слов с арифметическими действиями («купила», «приехал», «положила», «сколько всего» и т.п. (действие сложения); «съели», «уехала», «сломалась», «сколько осталось» и т.п. (действие вычитания). При этом счетные операции в пределах 10-ти у ученика могут быть сформированы. Во 2-м классе наблюдаются сложности с использованием математических терминов (делимое, делитель, частное и др.) при решении уравнений. Ученик, способный списать уравнение и решить его без ошибок, может оказаться неуспешным, если задание предполагает восприятие уравнения на слух (устный счет, устный математический диктант). В 3-м классе отмечаются трудности при решении задач с единицами измерения времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век), что обусловлено у учащихся с РАС недостаточной сформированностью временных представлений. В 4-м классе оказывается проблемным решение простых и составных задач с различными величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние). Отмечаются стойкие трудности при решении задач, связанных с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях. Это обусловлено не только абстрактностью используемых понятий, но и недостаточностью практического опыта учащихся. Не все учащиеся с РАС имеют опыт посещения магазинов, торговых центров: часто из-за нежелательного поведения в этих местах родители отказываются от их посещения.

В рамках усвоения тем по предмету «Русский язык» наиболее труднодостижимыми результатами являются написание изложений и сочинений. Трудности написания изложений связаны с неполным пониманием прочитанного. Проблемы подготовки сочинений на темы, касающиеся жизни ребенка (например, «Как я провел лето»), обусловлены недостаточной самоидентификацией, сложностями анализа личных воспоминаний, понимания последовательности событий и их эмоциональной оценки, а также особенностями ориентировки во времени. Сложности, связанные с написанием изложений и сочинений, а также с осуществлением схожих видов деятельности, отмечаются на всех этапах школьного обучения. Например, детям с РАС, обучающимся в 1-м классе, трудно устно составлять текст из 3–5 предложений на заданную тему. Во 2-м классе учащимся сложно восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей. В 3-м классе возникают проблемы с написанием изложений и сочинений по плану, с подготовкой сочинений повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным наблюдениям, даже после предварительной подготовки. При обучении в 4-м классе у детей с РАС отмечаются сложности с определением темы и основной мысли текста, в котором они прямо автором не сформулированы.

В рамках усвоения тем по предмету «Литературное чтение» наиболее труднодостижимыми результатами являются следующие:

  • понимание прочитанных художественных текстов;
  • понимание последовательности и логики событий;
  • понимание социальных взаимоотношений героев;
  • понимание моральных, нравственных аспектов в тексте;
  • понимание скрытого смысла;
  • понимание слов с переносным значением;
  • понимание образных выражений, в том числе пословиц, поговорок;
  • поиск в тексте необходимой информации;
  • оценочные суждения о прочитанном в тексте;
  • пересказ текста;
  • придумывание собственных историй;
  • использование при чтении интонационно-выразительных средств.

Трудности понимания социальных взаимоотношений героев и нравственных аспектов текста очень характерны для обучающихся с РАС и обусловлены недостаточным пониманием социальных ситуаций и контекстов. Нарушения понимания скрытого смысла, переносных значений и образного языка обусловлены гиперреализмом, «буквальностью» восприятия детей с РАС, недостаточной гибкостью мышления. Слова и тексты, как правило, воспринимаются ими только в прямом значении. Например, «море цветов» – много цветов в море, «золотые руки» – руки золотого цвета, «холодное сердце» – сердце в виде льдинки и т.д. Проблемы при поиске информации по тексту и пересказе связаны с недостаточным пониманием прочитанных текстов и являются вторичными. Часто дети с РАС быстро находят информацию в тексте по точной цитате. При этом создается впечатление, что они хорошо понимают текст. Однако в таких случаях учащиеся подбирают нужный ответ автоматически, не анализируя смысл текста. Когда же их просят найти информацию в тексте, изменив формулировку, зачастую возникают серьезные затруднения. Часто дети с РАС вместо пересказа начинают дословно «механически» цитировать текст, что также вызывает ложное впечатление его понимания. Пересказать историю «своими» словами обучающиеся с РАС, как правило, затрудняются. У многих возникают сложности даже при выделении основной мысли небольшого абзаца. Трудности создания собственных историй связаны со специфическими нарушениями воображения, негибкостью мышления, с трудностями генерирования творческих идей. Проблемы, связанные с использованием интонационно-выразительных средств в процессе чтения, возникают вследствие эмоциональных и когнитивных нарушений. Дети с РАС обычно затрудняются в выражении эмоций общепринятым способом: при помощи характерных интонаций, мимики, экспрессивных жестов и не понимают, что определенные знаки препинания могут нести в себе эмоциональную нагрузку. Например, восклицательный знак может использоваться для обозначения радости, злости, страха. Эти особенности приводят к серьезным сложностям при формировании навыка выразительного чтения. Перечисленные трудности характеризуются стойкостью и в большинстве случаев сохраняются в течение всего периода обучения, на уровне начального общего образования и дольше. Например, для ребенка с РАС, обучающегося в 1-м классе, может быть сложно воспроизводить содержание эпизода из текста даже с опорой на вопросы и иллюстрации к нему, отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Во 2-м классе ребенку с РАС, возможно, будет трудно устанавливать последовательность действий в произведении, взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением. У учащихся с РАС 3-го класса могут возникнуть сложности с выделением главной мысли произведения, с пониманием логики повествования, установлением смысловых связей в тексте; трудности составления плана прочитанного произведения и краткого пересказа его содержания. В 4-м классе отмечаются стойкие проблемы с придумыванием начала повествования, его возможным продолжением и завершением, трудности понимания смысла пословиц, крылатых выражений и объяснений, в каких жизненных ситуациях они употребляются. Может быть сложным выделение в тексте слов автора и действующих лиц.

В рамках усвоения тем по предмету «Окружающий мир» наиболее труднодостижимыми результатами являются следующие:

  • усвоение абстрактных понятий (например, «экономика», «промышленность»);
  • усвоение временных понятий, последовательностей;
  • соблюдение социальных правил поведения и др.

Например, обучающимся с РАС в 1-м классе часто трудно называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице, в общественных местах, в транспорте. Во 2-м классе обучающиеся могут выучить определенные правила поведения, но по-прежнему испытывать трудности при их соблюдении в повседневной жизни. В 3-м классе детям с РАС сложно понять роль денег, природных богатств в экономике, основ семейного бюджета. Трудно устанавливать взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы. В 4-м классе ученикам с РАС сложно составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них, устанавливать временную последовательность исторических событий. Многие трудности, возникающие у учащихся с РАС при изучении предмета «Окружающий мир», связаны с тем, что последовательность преподаваемых тематик недостаточно учитывает потребность обучающихся с РАС в развитии представлений о себе и своем теле как приоритетных на начальном этапе обучения, а также связь учебного материала с личным опытом ребенка, с возможностью применения полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Большинство изучаемых тем либо совсем не связаны, либо очень незначительно связаны с жизнью ребенка, а предлагаемые для усвоения понятия являются слишком абстрактными. Вышеописанные труднодостижимые результаты по предмету «Окружающий мир» обусловлены специфическими особенностями обучающихся с РАС. Но есть и такие труднодостижимые результаты, которые характерны не только для обучающихся с РАС, но и для других категорий детей с ОВЗ: недостаточный словарный запас, трудности усвоения обобщающих понятий, неполная сформированность временных представлений (части суток, дни недели, месяцы, времена года) и др.

В рамках освоения предметной области «Искусство», то есть предметов «Музыка», «Изобразительное искусство» («Рисование»), наиболее труднодостижимыми результатами являются следующие:

  • распознавание содержания картин с социальным подтекстом;
  • эмоциональная интерпретация цвета (светлые тона – радостное настроение, темные тона – грустное, печальное настроение);
  • передача эмоциональной составляющей при помощи цвета;
  • интерпретация смысла музыкального произведения, соотнесение его с сюжетной линией произведения.

Многие из этих трудностей возникают в связи с особенностями понимания обучающимися с РАС эмоций: невозможностью их символического обозначения с помощью цвета, с непониманием символической связи между настроением и музыкой, а также из-за трудностей ассоциировать определенные события с музыкальным произведением.

В рамках усвоения тем по предмету «Физическая культура» наиболее труднодостижимым результатом является освоение детьми с РАС командных игр с правилами, что связано с их специфическими социально-коммуникативными нарушениями, не позволяющими усваивать и соблюдать правила и адекватно взаимодействовать в процессе игры.

Таким образом, мы представили наиболее характерные для обучающихся с РАС специфические трудности в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов, а также возможные причины этих трудностей. Знание специалистами, работающими с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, этих трудностей и возможных причин их возникновения позволит внести необходимые корректировки в рабочие программы по предметам; выстроить порядок изучаемых тем таким образом, чтобы они сначала касались самого ребенка и его опыта, а уже затем его окружения.

Эти знания также помогут разработать и применить способы адаптации учебного материала, подходящие для конкретного ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический инструментарий оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов

В этом документе помещены методики, позволяющие отследить развитие УУД....

Методический инструментарий оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов

Методический инструментарий оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися образовательной программы в свете требований ФГОС»

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющи...

Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.

Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...

Оценка достижения планируемых результатов обучающихся в свете стандартов второго поколения

В статье приведены виды заданий, используемые для оценки достижения планируемых результатов обучающихся....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...