Дидактическая кукла в работе с детьми с ОВЗ
статья (1 класс)

Алексеева Любовь Игоревна

В статье рассказывается, как дидактическая кукла может помочь педагогу в его работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_kukla_v_rabote_s_detmi_s_ovz.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. У обучающихся отмечается нарушение базовых психических функций, памяти и мышления, всех структурных компонентов речи. Восприятие имеет диффузный, слабо дифференцированный характер. Слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного и несвоевременного перехода от одного вида деятельности к другому. Внимание у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. 
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений. У части детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений. У других – повышенная возбудимость сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Одним из средств развивающей работы с детьми с ОВЗ может стать "дидактическая кукла"

Кукла в жизни ребенка:

Кукла очень важна для эмоционального и психического развития ребенка. Она – наше отражение. Играя с куклой, малыш реализует весь свой пока еще крохотный жизненный опыт, учится моделировать ситуации, воспроизводить действия окружающих. Благодаря играм с ней, кроха не только развивает воображение и творческие способности, но и проживает эмоции.

Дидактическая кукла - обучающая кукла как вид наглядного пособия, используемого для решения коррекционно-образовательных задач в специальной  педагогике.

Функции куклы:

 • игровая;

• дидактическая;

 • развивающая.

Какие задачи можно решить при помощи "дидактической куклы"?

  • закрепление у детей знаний о человеке и частях его тела;
  • ознакомление с различными видами сезонной одежды;
  • обогащение сенсорного опыта детей: распознавание цветов, определение тканей на ощупь и т.д.;
  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации и укрепление мышц руки (при одевании/раздевании кукол, использовании различных видов застежек);
  • развитие логических представлений и освоение операций: сравнивать и обобщать (например, предметы одежды и обуви), анализировать и делать выводы (например, для чего нужна одежда, почему в разные сезоны люди обуваются в разную обувь).

Кроме этого игры с куклами позволяют ребенку:

 Поверить в себя

-Помогают придти на помощь другому

-Помогает лучше узнать окружающий мир(Куда собирается кукла, какую одежду ей нужно выбрать для этого, чем ее можно угостить, на эти и другие вопросы придется ответить ребенку в игре, а для этого понадобятся знания)

-Развивают мелкую моторику(Мы просим: Погладь, потяни, сомни, расстегни, прикрепи, соедини, привяжи)

Способствуют развитию психически психические процессов, таких, как:

внимание

память

мышление

воображение

Активизируют  речевую активность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как методологический прием в логопедической работе с детьми ОНР

Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предме...

Использование системы дидактических игр в логопедической работе с детьми с ЗПР

Представлен опыт использования системы дидактических игр в логопедической работе с детьми с ЗПР...

Дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ в начальной школе.

Дидактический материал представлен в виде творческих заданий для детей с ЗПР. Он  включает в себя программный материал 1-4 классов инклюзивного и интегрированного обучения. Материал составлен на ...

"Дидактические и подвижные игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР"

В статье предложены дидактические и подвижные игры для детей с ЗПР, которые могут быть использованы как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе. Игры направлены на развитие познавательных ...

Дидактический материал для работы с детьми ОВЗ по русскому языку во 2 классе

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению....

Дидактические игры в работе психолога с детьми.

Дидактические игры в работе психолога с детьми занимают особое место. Их использование способствует: повышению активности детей в процессе коррекционно-развивающих занятий. Формированию интереса ...