"Дидактические и подвижные игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР"
методическая разработка (1 класс)

В статье предложены дидактические и подвижные игры для детей с ЗПР, которые могут быть использованы как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе. Игры направлены на развитие познавательных процессов учащихся, снятие мышечных зажимов, развитие эмоциональной устойчивости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактические и подвижные игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР»

  1. Игра «Говори наоборот»

Цель: развитие умения выделять противоположности.

Содержание: ребёнку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот… да, «маленький».

Можно предложить следующие пары слов: большой-маленький, толстый-тонкий, черный-белый, старый-новый, горячий-холодный, пустой-полный, легкий-тяжелый, чистый-грязный, ученик-учитель, больной-доктор, ребёнок-взрослый, лед-вода, силач-слабак, артист-зритель, ходить-стоять, смеяться-плакать и т. д.

  1.  «Смысловые ряды»

Цель: развитие мышления.

Содержание: я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.

1. птица-гнездо, собака -…

2. куртка-ткань, сапоги-…

3. лошадь-жеребенок, корова-…

4. книга-обложка, дом -…

5. собака- щенок, человек-…

6. каша-ложка, мясо-…

7. лодка-вода, поезд-…

8. белка-дупло, человек — …

9. цветок-стебель, дерево-…

10. окно-подоконник, шкаф — …

11. береза-листья, сосна — …

12. солнце-светло, ночь-…

13. шуба-пуговица, ботинок -…

  1.  «В какое время года нужны эти предметы?»

Цель: формирование временных представлений; закрепление представлений о временах года и сезонных изменениях в природе.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением времён года, предметные картинки.

Содержание: взрослый показывает ребенку изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.

  1. Игра «Робот»

Цель: формирование пространственных представлений.

Содержание: взрослый предлагает ребенку представить, что он робот с дистанционным управлением и подает ему команды, которые он должен выполнять четко и дословно, например: «Иди вперед, поверни вправо, подними левую руку, повернись налево». Поменяйтесь ролями, теперь вы робот, а ребенок пусть вами руководит.

  1. Игра «Звери фотографируются»

Цель: определение положение предметов относительно других предметов.

Оборудование: игрушки зверей, игрушечный фотоаппарат.

Содержание: учитель-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику, ребенку, надо их рассадить: лисичку - справа от зайца, мишку – слева от мышки и т.д.

  1.  «Сочиняем сказку»

Цель: развитие мышления, воображения, расширение словарного запаса учащихся.

Оборудование: демонстрационная доска, картинки с изображениями героев.

Содержание:

  • Учитель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.
  • Учитель предлагает детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок. «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …». «Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

Учитель предлагает в определённой сказке изменить либо героя, либо сказочный предмет, заклинание и т. д.  Например: Сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” - придумай сказочное заклинание, с помощью которого братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка “Иван Царевич и Серый волк” - представь себе, что волк заболел и не смог помочь Ивану Царевичу, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигался Иван Царевич.

  1. «Склеенное предложение»

Цель: формирование умения находить слова в тексте, выполнять звуко-буквенный анализ; развитие устойчивости и концентрации внимания.

Содержание: отдели слова друг от друга вертикальной чертой, пример: шар/корзина.

Б О Т И Н К И Б И Н О К Л Ь Е Д А О Б Е З Ь Я Н К А

2) Отдели слова в предложении и предложения друг от друга.

Б Ы Л А З И М А М О Р О З Щ И П А Л Щ Е К И П О Т О М С Т А Л О Т Е П Л О В Ы П А Л О М Н О Г О С Н Е Г А А Д Е Т И С Л Е П И Л И С Н Е Г У Р О Ч К У О Т С Н Е Г А Р У К И О З Я Б Л И З А Т О С Н Е Г У Р О Ч К А В Ы Ш Л А Х О Р О Ш А.

  1. Игра «Зеркало»

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Содержание: детям предлагается вслед за ведущим повторить его движения (как отдельные движения, так и их последовательность).

  1. Игра «Морские волны»

Цель: развитие переключения внимания, снятие мышечного напряжения.

Содержание: по сигналу педагога «Штиль» все дети в классе замирают. По сигналу «Волны» дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают дети, сидящие за первыми партами, через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми, садятся т.д. По сигналу учителя «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а сразу встают.

  1. Игра «Воробушки и кот»

Инвентарь: обручи.

Цель: совершенствование техники знакомых движений при отвлекающем отслеживании действий другого объекта, распределение внимания, развитие выразительности имитационных движений, быстроты двигательной реакции, периферического зрения; развитие ловкости, согласованности действий с партнером при ограниченных двигательных возможностях, дифференцировка усилий при перемещении, быстроты реакции, точности движений мелкой моторики, воспитание ответственности, дисциплины, доверия к партнеру

Содержание. «Воробушки» ставят свои домики (обручи) в пределах игровой площадки, где они ходят на носочках, машут крылышками, клюют зернышки, пьют водичку и т.п. За игровой площадкой ходит «кот», который мяукает, показывает коготки, угрожая «воробушкам». По команде ведущего: «Воробушки, полетели!» — дети выбегают из своих домиков, резвятся, прыгают, купаются, чирикают. По команде ведущего: «Кот идет!» — воробушки прячутся в домики, а кот старается их поймать. Пойманный меняется местами с котом, и игра продолжается

  1. Игра «Узнай по голосу»

Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве. Количество игроков — 5—20.

Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай

Кто назвал тебя, узнай.

С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет ею по имени измененным голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.

Вариант: водящий должен узнать голос своей мамы.

Методические указания

• Во время игры следует соблюдать полную тишину.

  1.  Игра «Лохматый пес»

Цель: развитие быстроты реакции внимания, координация элементарных движений, ловкость увертывания, активизация речевой деятельности, ритмичность движений заданной речитативом, развитие скоростных качеств, акцентирование внимания на сохранении правильной осанки, профилактика плоскостопия.

Содержание. В определенном месте (на скамейке, внутри обруча) сидит на корточках, спящий «пес». Дети из своего дома с противоположной стороны (на носочках, руки на пояс, плечи расправлены, спина прямая) крадучись двигаются по направлению ко «псу», хором, тихо приговаривая:

Вот сидит лохматый пес,

В лапы свои уткнувши нос,

Тихо-мирно он сидит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что же будет?

С последними словами, дети вплотную подходят ко псу, хлопают в ладоши и быстро убегают в свой дом. Пес их ловит, пойманный становится псом.

Варианты усложнения:

    При большой группе играющих может быть увеличено количество псов.

    Вместо ходьбы на носочках, могут быть использованы другие упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на коррекционно-развивающих занятиях.

В рамкам коррекционно-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в классах охраны зрения проводятся коррекционно-развивающие занятия тифлопедагога, психолога и логопеда...

"Дифференциация и индивидуализация- основа построения коррекционно-развивающего процесса обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта"

Организация коррекционно-развивающего процесса  обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта строится с учётом речевых и психофизических особенностей детей на принципах индивидуализаци...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ОВЗ. В соответствии с тре...

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ЗПР

Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучени...

Коррекционно-развивающие занятия психолога с детьми, имеющими комплексные тяжелые нарушения развития

Главная цель данной работы психолога, это создание условий для успешной адаптации и социализации детей с УО....

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога с детьми младшего возраста с ЗПР в третьем классе.

Коррекционно-развивающее занятие в третьем классе школы VII вида.Цель занятия: расширять представления учащихся о творчестве Г. Х. Андерсена.Ученики знакомятся с биографией писателя и его творчес...

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...