Рабочие программы для 1 класса по обновлённым ФГОС
рабочая программа (1 класс)

Соболева Татьяна  Алексеевна

Пвредставлены рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству, музыке в соответствии с обновленными ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическим объединением

Заместитель директора по УВР

Директор

учителей

______________

Рукеоводитель МО

Протокол №

Приказ №

______________

от    "  "    г.

От    "   "  г.

Протокол №

От   "  " г.

                                        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

               «Читательская грамотность»

для 1 класса начального общего образования

на 2022-2023   учебный год

Составитель: Соболева Татьяна Алексеевна

Учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Читательская грамотность» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Сущность читательской грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основы читательской грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.  Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

Содержание предмета «Читательская грамотность» раскрывает следующие направления

литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения,творческая деятельность.

В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих

способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также  изучения предмета «Литературное чтение».

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.

Предмет «Читательская грамотность» является продолжением предмета «Литературное чтение». На освоение предмета отводится 33 часа, 1 час в неделю.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Целью предмета «Читательская грамотность» является формирование читательской компетенции младшего школьника.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы.

Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:

 – формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

-находит и извлекает информацию из различных текстов;

- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

 – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Содержание

1 класс

Раздел 1. Настоящий читатель

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.

Раздел 2. Технология продуктивного чтения

Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой»

Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания мате-риалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на раз-вороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизнен-ный опыт и информацию, полученную на уроках;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других;

Предметные результаты:

- Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.

- Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному.

- Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя.

- Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении.

- Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.

- Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам.

- Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.

Содержание

1 класс

Раздел 1. Настоящий читатель

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.

Раздел 2. Технология продуктивного чтения

Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой»

Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Раздел 1. Я - настоящий читатель.

1.1.

Кого можно считать настоящим читателем?

1

Представление о настоящем читателе. Вводный мониторинг.

Устный
опрос;

libking.ru

1.2

Любимая книга.

1

Обложка любимой книжки.

Устный
опрос;

libking.ru

1.3

Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др.

1

Чтение и обсуждение книг.

Устный
опрос;

libking.ru

1.4

Экскурсия в библиотеку.

1

Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг».

Устный
опрос;

libking.ru

1.5

Домашняя библиотека.

1

Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель - много читает. Лента времени для учёта длительности чтения.

Устный
опрос;

libking.ru

1.6

Писатели и их книги.

1

Портреты писателей.

Устный
опрос;

libking.ru

1.7

Быстрое чтение и получение информации.

1

Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения.

Устный
опрос;

libking.ru

1.8

Сходство и различие текстов разных предметов.

1

Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.

Устный
опрос;

libking.ru

1.9

Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе».

1

Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации

Устный
опрос;

libking.ru

  1.10

Проведение рубежной аттестации.

1

Работа над текстом.

Устный
опрос;

libking.ru

Итого по разделу

10

Раздел 2. Технология продуктивного чтения.

2.1

Продуктивное чтение – что это? Мониторинг.

2

Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Работа над текстом.

libking.ru

2.2

Глубокое восприятие и понимание текста.

2

Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Работа над текстом.

libking.ru

2.3

Читаем и переживаем.

4

Чтение рассказов Н. Сладкова: «Воздушный замок», «Болтливые окуни», « Бюро лесных услуг».. Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя» В. Драгунский «Денискины рассказы».

Чтение, обсуждение, выполнение заданий на развитие читательской грамотности..

libking.ru

2.4

Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.[a]

4

Чтение рассказов  В.Осеевой:  «Долг», « Картинки» .  

Рассказ В. Голявкина «Вот, что интересно».

 Рассказы Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса», «Мишина каша».

 Работа над текстом. Смысловое чтение.

libking.ru

2.5

Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении

4

Основные этапы работы над произведением. Практическая работа. грамотности.

libking.ru

2.6

Проведение рубежной аттестации.

1

1

Проверочная работа.

libking.ru

Итого по разделу

17

Раздел 3. Проект «Я дружу с книгой»

3.1

Уточнение, выбор подтем проекта. Составление плана работы над проектом.

1

Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом.

libking.ru

3.2

Выполнение проекта.

4

Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта.

libking.ru

3.3

Итоговый мониторинг.

1

Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

libking.ru

Итого по разделу

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 1 2

33

Календарно- тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание.

Дата проведения

Я - настоящий читатель.

1.

Кого можно считать настоящим читателем?

1

Представление о настоящем читателе. Вводный мониторинг.

2.

Любимая книга.

1

Обложка любимой книжки.

3.

Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др.

1

Чтение и обсуждение книг.

4.

Экскурсия в библиотеку.

1

Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг».

5.

Домашняя библиотека.

1

.Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель - много читает. Лента времени для учёта длительности чтения.

6.

Писатели и их книги.

1

Портреты писателей.

7.

Быстрое чтение и получение информации.

1

Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения.

8.

Сходство и различие текстов разных предметов.

1

Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.

9.

Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе».

1

Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации

10.

Проведение рубежной аттестации.

1

Работа над текстом.

Технология продуктивного чтения.

11-12.

Продуктивное чтение – что это? Мониторинг.

2

Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Работа над текстом.

13-14.

Глубокое восприятие и понимание текста.

2

Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Работа над текстом.

15-18.

Читаем и переживаем.

4

Чтение рассказов Н. Сладкова: «Воздушный замок», «Болтливые окуни», « Бюро лесных услуг».. Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя».

В. Драгунский «Денискины рассказы».

Чтение, обсуждение, выполнение заданий на развитие читательской грамотности.

19- 22.

Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.

4

Чтение рассказов  В.Осеевой:  «Долг», « Картинки» .  

Рассказ В. Голявкина «Вот, что интересно».

 Рассказы Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса», «Мишина каша».

 Работа над текстом. Смысловое чтение.

23- 26.

Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении

4

Основные этапы работы над произведением. Практическая работа.

27

Проведение рубежной аттестации.

1

Проверочная работа.

Проект «Я дружу с книгой»

28

Уточнение, выбор подтем проекта. Составление плана работы над проектом.

1

Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом.

29-32

Выполнение проекта.

4

Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта.

33.

Итоговый мониторинг.

1

Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Родничок, Большая книга для внеклассного чтения 1-4 классы, Издательство «АСТ», 2021г

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Родничок, Большая книга для внеклассного чтения 1-4 классы, Издательство «АСТ», 2021г

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

libking.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Ноутбук

Мультимедийный проектор

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Ноутбук

Мультимедийный проектор

Колонки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1 класс школа 2100 ФГОС

Рабочая программа вместе с тематическим планированием по основным предметам...

Рабочая программа 2 класс школа 2100 ФГОС

Рабочая программа вместе с календарно-тематическим планированием по основным предметам для 2 класса с учётом ФГОС....

рабочие программы 1 класс "Школа России" ФГОС

рабочие программы "Школа России" 1 класс...

Рабочие программы 1 класс. Школа России. ФГОС.

Рабочие  программы  по  русскому  языку, обучению  грамоте, письму, математике, окружающему  миру,  изобразительному  искусству,  технологии....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...