Методическая разработка. Конспект открытого урока "Песни войны"
план-конспект урока (3 класс)

Мамедова Диана Руслановна

Сборная папка для открытого урока на тему "Военных песен" для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voennye_pesni.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока

ФИО студента:

Мамедова Диана Руслановна

Школа, класс:

ГБОУ школа №594 Московского района 3

Тема:

Военные песни


        

        

Тема:

Военные песни

Цель:

Создание условий для воспитания гражданско-патриотического поколения и сохранение памяти о Великой Отечественной Войне.

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

Название песен

Понимать:

Зачем были созданы военные песни и где они применялись и применяются

Применять:

Определять название песни

Анализировать:

Синтезировать:

Оценивать:

Метапредметные:

Регулятивные:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Познавательные:

Извлекать информацию, пред-ставленную в разных формах

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные

Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.


Ход:

9 мая мы празднуем День Победы. Фронтовики наденут ордена, и весь день в эфире будут звучать любимые песни военных лет, которые помогли нашему народу пережить все ужасы этой войны. Война! Жестокое, суровое время. Разве на войне до песен и музыки, спросите вы. Но послушайте строки поэта Василия Лебедева-Кумача и вы услышите четкий ответ на этот вопрос:

Кто сказал, что надо бросить песню на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне.

История песен – часть истории нашей Родины. Воевал весь наш народ – воевала и песня. Она была вдохновением и страстным политруком, строгим и требовательным командиром, веселым и неунывающим солдатом, ласковой медсестрой, нежной и любящей матерью, женой и невестой. Песня помогала идти в бой и переживать разлуку с близкими. Согревала сердца и вселяла веру в скорую победу в то, что мы обязательно победим, одолеем врага. Их пел весь наш народ, черпая в них оптимизм, душевные силы. Шла «народная, священная война», победа ковалась как на передовой, так и в глубоком тылу.

Рожденные в окопах и землянках, прошедшие фронтовыми дорогами и опаленные огнем сражений, эти песни могут составить своеобразную летопись Великой Отечественной войны. Мелодичные и лирические, они покоряют сердца, учат стойкости, мужеству и верности.

Музыка правдиво запечатлела мысли и чувства советского человека в годы войны и тем выполнила свое историческое предназначение.

Бегут годы. Сменяются поколения. Новое время – новые песни. Но и песни о войне, проверенные и отобранные временем, по-прежнему в строю. Такие песни в запас не уходят. Давайте же вместе полистаем страницы музыкальной летописи славных дел и побед нашей армии.

Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки. У каждой песни своя история, свой путь, и своя судьба.
1 слайд «Эх, дороги»
Песня эта как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдюжить в минувшей войне нашему народу.
Написана была эта песня вскоре после окончания Великой Отечественной войны для театрализованной программы «Весна победная», которую задумал и осуществил режиссер Сергей Юткевич. Все песни в ней, по замыслу постановщика, должны были связываться определенной сюжетной канвой. Будущим авторам «Дорог» — композитору А. Г. Новикову и поэту Л. И. Ошанину был вручен длинный их список, отпечатанный на машинке, и они приступили к работе. Совсем недавно над рейхстагом взвилось Красное знамя, прозвучал последний победный салют. Закончилась Великая Отечественная война. И нужно было написать песню, песню-раздумье о том, что свершил наш народ за долгие и тяжкие военные годы. Конечно, такая тема не могла не взволновать.

«Тогда казалось, что все, что можно написать о войне, уже написано, — вспоминает о времени создания песни Л.Ошанин, — И мы с Новиковым, в частности, написали немало военных песен. Может быть, поэтому и увлекла нас тема, которая была сформулирована скупо: «Под стук колес», а в скобках стояло — «Солдаты едут на фронт».Такой песни еще не было… Нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана только в 1945 году с позиций знания всего, что произошло на войне».

Первым исполнителем «Дорог» стал солист ансамбля НКВД,замечательный пропагандист патриотической песни Иван Шмелев. И песня понеслась, как на крыльях,по всей стране, она стала близкой и родной для советских людей, особенно для тех, кто помнил и пережил войну.
«Нас с Ошаниным, — вспоминал Анатолий Григорьевич Новиков, — стали приглашать в школы. Я садился за рояль, мы с поэтом пели «Дороги», и с нами вместе пели эту солдатскую песню ребята. Потом мы выходили из школы, и я спрашивал Ошанина: «Что же произошло, почему ребятишки, школьники поют эту песню, она же солдатская?»

2 слайд "Катюша"
Катюша — популярная советская песня. Автор музыки — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский. Михаил Исаковский начал писать слова песни в 1938 году. Сразу без труда были написаны первые 8 строк. Но потом работа застопорилась. Позже в редакции газеты «Правда» он познакомился с композитором Матвеем Исааковичем Блантером. Тот сразу стал расспрашивать, нет ли у Михаила стихов, на которые можно было написать музыку. Исаковский записал 8 строк «Катюши», отдал их и вскоре забыл об этом.

Летом того года творцы снова встретились, и стало известно, что написана музыка для «Катюши», осталось лишь домыслить слова. За пару месяцев Исаковский так и не смог этого сделать. Он отправился в Ялту, где неожиданно для него оказался Блантер, чтобы «подогнать» его и сообщить, что в Москве организован Государственный джаз-оркестр, руководит которым В. Кнушевицкий. «Катюша» была включена в программу первого концерта. Необходимо было закончить произведение. Через пару дней Исаковский передал Блантеру 5-7 «Катюши» - «Выбирайте любой». Сам автор слов выделил для себя один вариант, который приглянулся и композитору. На нём и сошлись.

«Время тогда было тревожное. Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти. Впрочем, мы не только предчувствовали, что война будет, но в известной мере уже переживали ее: ведь в 1938 году еще пылало пламя войны в Испании; в том же году Красная Армия вынуждена была вести и вела тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан: не очень спокойно было и на западных наших границах. По этим причинам тема родины, тема защиты ее от посягательств врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне»

"Катюша" перешагнула границы Советского Союза. Уже в сентябре 1939 года население Западной Украины и Западной Белоруссии, находившееся дотоле под властью польских панов, встречало нашу армию-освободительницу пением "Катюши". В годы Великой Отечественной войны "Катюшу" пели бойцы армии Сопротивления во Франции и Италии. Дошла "Катюша" и до Соединенных Штатов Америки. Побывав там вскоре после войны, украинский поэт Андрей Малышко писал в одном из своих стихотворений:
Негры пели русскую "Катюшу",
Ту, что Исаковский написал.
В последние годы "Катюша" стала очень популярной в Японии. В Токио и сейчас есть кафе под названием "Катюша", в котором эта песня исполняется по крайней мере один раз в течение вечера.


Переделки, приспособленные к местным условиям, распевались почти повсеместно. В этих переделках Катюша изображалась не только девушкой, которая любит и ждет своего возлюбленного, но и такой, которая сама борется с врагами, находясь в партизанском отряде; она же и на фронте: "С автоматом девушка простая", она – и медицинская сестра: "Раны Катя крепко перевяжет, на руках из боя унесет". Ныне покойный профессор И. Н. Розанов собрал около 100 переделок, продолжений "Катюши" и "ответов" на нее.
Вся эта история была передана со слов самого Михаила Исаковского. Вот что он сказал в заключение: «Я вкратце рассказал историю песни "Катюша". Говорил я преимущественно о своей работе. А между тем, у каждой песни обычно бывает два автора – поэт и композитор. И если я почти ничего не говорил о работе композитора, то только потому, что не считаю себя сколько-нибудь компетентным в музыке. Вместе с тем, популярность песни зависит не только от автора слов, но – вероятно, даже в большей степени – от автора музыки, от его уменья, от его таланта. Вот почему тот успех, который выпал на долю песни "Катюша", не принадлежит мне одному. Его с полным на то правом делит со мной композитор Матвей Исаакович Блантер».

 3 слайд "Смуглянки"
Трудно предугадать судьбу военных песен. Одни из них становятся популярными уже после первого исполнения. Другим же приходится преодолевать долгий тернистый путь к известности. Сегодня трудно поверить, но одной из таких песен, пролежавшей "на полке" несколько десятков лет, прежде чем ее запела вся страна, стала песня композитора Анатолия Новикова и поэта Якова Шведова "Смуглянка". Песню подхватили в тылу и на фронте. Песня, в которой говорилось о событиях войны гражданской, была воспринята как песня о тех, кто боролся за освобождение Молдавии в Великую Отечественную войну, ее воспринимали как собирательный образ любви молодых людей, объединенных общей борьбой с гитлеровскими захватчиками.

4 слайд "В землянке"
Тихая, проникновенная Песня «В землянке» вошла в историю Великой Отечественной Войны и стала в последующие мирные годы неопровержимым свидетельством стойкости советского воина, характеристикой душевного состояния тех, кто выдержал бешеный натиск бронированного врага и разбил его, спас Европу от фашистского рабства, повернул судьбы мира. Её авторы- поэт Алексей Сурков и композитор Константин Листов.

Рождение песни. Когда поэт писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он не собирался его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта. Написал их Сурков действительно в землянке, «в белоснежных полях под Москвой», в районе Истры, в конце ноября 1941 года под живым впечатлением очень трудного дня, когда автору-корреспонденту фронтовой газеты- пришлось вместе со штабом одной из гвардейских частей вести тяжелый бой с гитлеровцами.
Написанные строки Сурков поместил в письме своей жене Софье Антоновне, написав на обороте листка слова «Тебе, солнышко моё!».

«Землянка» Пользовалась любовью на всех фронтах, и особенно у тех воинов, которые воевали под Москвой, кто гнал ненавистного врага от стен родной столицы.

Да, «Землянка» произведение лирическое, чуть-чуть грустное. Но не уныние она вызывала у бойцов, не тоску. Нет, она звала в бой, воодушевляла на подвиг, звучала как вызов врагу, как презрение к смерти. Её пели перед атакой, ее пели, идя в бой.
Эта песня считается одной из наивысших лирических удач во всей фронтовой поэзии.
-Я горжусь тем,- говорит композитор, что - «Землянка» была бойцом, участвовала в борьбе и помогала победе!

5 слайд  "День Победы"
Как известно, фронтовики народ не сентиментальный. Многим не раз приходилось смотреть смерти в глаза. Но когда они слышат по телевидению или на встрече ветеранов знакомые мелодию и слова никто не остается равнодушным. Эта песня посвящена всем тем, кто прошёл суровые испытания в годы Великой Отечественной войны и тем, кто ковал Победу в тылу. Песня «День Победы» появилась на свет спустя три десятилетия после того, как отстреляли последние залпы Великой Отечественной. Поэт Владимир Гаврилович Харитонов рассказывал: «Давно мечтал об этой песне. Но всё не находилось главной строчки, которая определила бы весь её настрой. И вдруг однажды вырвалось: «Это радость со слезами на глазах…». Да, конечно же, именно это самое главное. И тут же сразу, буквально на одном дыхании написал весь текст. Музыку сочинил Давид Федорович Тухманов за считанные дни. Тухманов нашёл для неё такую интонацию «тех лет», что она сразу вонзилась в сердце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Методическая разработка. Конспект открытого логопедического занятия. Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".

Конспект урока.Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".8 класс (для учащихся с умеренной умственной отсталостью)....

Методическая разработка. Конспект открытого урока на тему "Большой-маленький" для учеников 1 класса с недоразвитием интеллекта.

Цель урока: обобщение представлений о понятиях «большой», «маленький», «один», «много» на материале домашних животных.Задачи:- уточнить, обобщить, обога...

Методическая разработка конспекта открытого занятия по шахматам «Шахматная композиция»

Шахматная композиция —  это создание  или составление шахматных задач и этюдов Базируется на средствах и правилах практической игры и представляет собой независимую форму шахматно...

Методическая разработка «Конспект открытого занятия по ритмике “Отработка элементов классического танца“»

Методическая разработка «Конспект открытого занятия по ритмике “Отработка элементов классического танца“» разработана по направлению дополнительного образования...

Методическая разработка конспекта открытого урока по физической культуре

Методическая разработка предназначена  в качестве дидактического материала для учителей физической культуры и может быть использована на уроках физкультуры для 4-х классов....