Личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании детей
статья

Внукова Светлана Сергеевна

В статье описываются личностно-ориентированные подходы работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannyy_seminar.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании детей

Автор: С.С. Внукова

  Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизма познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

            Если в традиционной системе образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризация ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития.

            Ключевые понятия и звенья личностно-ориентированного обучения таковы: личностно-ориентированный подход, индивидуальность, личность, самовыражение, субъект, субъективность, субъективный опыт, стратегия познания, траектория развития личности, познавательный стиль учащихся, Я-концепция, обучающий стиль учителя.

            Ведущие идеи личностно-ориентированного обучения:

·         Цели личностно-ориентированного обучения: развитие познавательных способностей ребенка, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка.

·         Обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс.

·         Учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально значимых образцов усвоения, заданных в обучении.

·         Субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая.

·         Усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально-значимые ценности.

Перечислим ряд позиций, которые представляются важными для личностно-ориентированного обучения:

·         Личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

·         Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности, поведении.

·         Обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладение знаниями, умениями и навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений окружающего мира на основе личностно-значимых ценностей и внутренних установок.

Рассмотрим личностно-ориентированные технологии в дополнительном образовании детей. Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников.

Система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Сегодня все больший масштаб приобретает образовательный блок, связанный с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и подростков в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования. Дополнительное образование детей – это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития, самореализации и самоактуализации.

Система дополнительного образования, в отличие от школы, в которой при всем сегодняшнем разнообразии все равно существуют жесткие стандарты, имеет все возможности для действительно вариативной педагогической деятельности. Специфические особенности УДО позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей. Существующая вариативность создает возможность для быстрой и безболезненной коррекции программы дополнительного образования и технологии ее реализации в зависимости от возможностей и способностей конкретного ребенка. Причем такая коррекция возможна не только на уровне группы, но и на внутригрупповом уровне. Таким образом, объективные условия дополнительного образования детей позволяют реализовывать личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, в которых ребенок рассматривается не только как личность, которой предстоит социализироваться, а для этого приобрести определенные качества, знания, развитие и т.д. Ребенок рассматривается как ценность со своими интересами, потребностями, взглядами, жизненным опытом.

В дополнительном образовании детей наиболее часто применяются такие технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе, как:

·         Педагогика сотрудничества.

·         Технология полного усвоения знаний.

·         Адаптивная система обучения.

·         Технология исследовательского обучения.

·         Технология игрового обучения.

·         Технология разноуровневого обучения.

·         Дифференциация и индивидуализация обучения.Хочу такой сайт

Целевые ориентиры технологий, основанных на педагогике сотрудничества, заключаются в переходе от педагогики требований к педагогике отношений, в гуманно-личностном подходе к ребенку, также в единстве обучения и воспитания.

Для технологии полного усвоения знаний характерно то, что уровень знаний единый, а время, методы, формы и условия труда для каждого ученика различны (спортивные секции, группы театрального, хореографического коллективов).

Адаптивная система обучения – это обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания (работа в парах).

Технология исследовательского обучения – поиск новых познавательных ориентиров (занятия по естественнонаучному циклу дисциплин) в лабораторных исследованиях.

Технология игрового обучения – готовые игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом.

Технология разноуровневого обучения – для ученика отводится определенное время, которое соответствует его личным возможностям для усвоения учебной программы.

Более подробно следует остановиться на дифференциации и индивидуализации обучения, так как именно эти подходы составляют методическую основу многих личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания.

Дифференциация может осуществляться по разным основаниям, но наиболее часто применяются две основные формы:

1)      Внутренняя дифференциация, основанная на различии индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и др.); она может осуществляться в традиционной форме учета индивидуальных особенностей или форме системы уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.

2)      Внешняя дифференциация, т.е. создание на основе определенных качеств (интересов, склонностей и т.д.) относительно стабильных групп детей. Что касается внешней дифференциации, то она в учреждениях дополнительного образования происходит естественным путем при выборе ребенком того направления деятельности, которым он бы хотел заниматься. Внешняя дифференциация позволяет педагогу дополнительного образования корректировать программы и отводить для детей определенной группы столько времени, сколько им необходимо для полного и прочного усвоения этой части программы. Причем педагог имеет возможность как замедлять, так и ускорять процесс освоения программы в зависимости от той категории детей, с которой он работает.

Индивидуализация означает максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка и создание условий для его персонифицированного развития. Объективным фактором, способствующим индивидуализации обучения и воспитания в дополнительном образовании, является относительно небольшое количество детей, с которыми педагог работает одновременно.

Таким образом, можно говорить о том, что в системе дополнительного образования детей существуют объективные предпосылки для использования личностно-ориентированных технологий, более того, сама суть педагогического процесса в этом направлении изначально ориентирована на личность, т. к. основывается на принципах гуманизма, добровольности, дифференциации и индивидуализации обучения. На практике реализация личностно-ориентированных технологий дополнительного образования заключается в создании особой воспитательно-образовательной среды, ориентированной не только на получение ребенком определенных знаний и умений, но и осуществляющей педагогическую поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное – саморазвиваться и самореализовываться.

                   Для  реализации  личностно-ориентированных технологий  в  дополнительном

            образовании необходимо применение различных подходов:

1.      Разноуровневый подход – это ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. Различия основного количества учащихся по уровню обучающихся сводится, прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения материала. Уровневая дифференциация осуществляется путем деления класса (группы, коллектива) для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном).

2.      Дифференцированный подход – это выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типам  образовательного учреждения.

3.      Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

4.      Субъективно-личностный подход – отношение к каждому ребенку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Все вышеперечисленные подходы применимы как в системе общего  школьного образования, так и в системе дополнительного образования детей.

    Модернизация системы дополнительного образования осуществляется таким образом, чтобы дополнительное образование детей было привлекательным, удобным, комфортным, максимально удовлетворяющим потребностям детей и их родителей. Оно охватывает различные сферы деятельности и интересов – образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт, фактически является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего. Развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Поэтому необходимо создать условия для применения личностно-ориентированных технологий, социализации и проявления детьми и подростками творческих способностей, организовать культурно-досуговую деятельность таким образом, чтобы привлечь в нее как можно больше учащихся. ОДОД старается профессионально организовать педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, осуществляя свободный выбор ребенком направления деятельности, и удовлетворить познавательные интересы детей и их потребности в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии.       Но не нужно забывать о том, что дополнительное образование детей – это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития личности, самореализации и самоактуализации. Сущность и результативность Специфические особенности ЦДТ, как учреждения дополнительного образования, позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня   физического, культурного и социального развития детей. Существующая вариативность создает возможность для быстрой и безболезненной коррекции программы дополнительного образования и технологии ее реализации в зависимости от возможностей и способностей конкретного ребенка. Таким образом, реализуются личностно- ориентированные технологии обучения и воспитания, в которых ребенок рассматривается не только как личность, которой предстоит социализироваться, а для этого приобрести определенные личностные качества, а также знания, умения и навыки. Ребенок рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, взглядами, жизненным опытом. Практическая значимость В Центре детского творчества наиболее часто применяются такие технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе, как: – технология игрового обучения; – технология проектов; – технология разноуровневого обучения; – дифференциация и индивидуализация обучения. Технология игрового обучения – чаще применяется на 1-2 ступени развития общих компетенций с учетом психологических особенностей обучающихся младшего школьного и среднего возраста, когда происходит возникновение интереса и мотивации посещения детского объединения, взаимодействие с другими членами коллектива, адаптация. Технология разноуровневого обучения – для обучающегося отводится определенное время, которое соответствует его личным возможностям для усвоения учебной программы. Например, для детей с ограниченными возможностями здоровья или воспитанника, занимающегося по индивидуальной образовательной траектории. Технология проектов - на 3-4 ступени развития общих компетенций внедряется социальная практика, т.е. реальное включение подростков в различные виды деятельности, участие в различных социальных мероприятиях и проектах. Это повышает активность обучающихся, развивает творческую инициативу, включает в общественную жизнь, формирует ответственность и чувство долга. Технология проектов предполагает не только участие, но и создание воспитанниками собственного проекта, начиная с идеи и заканчивая реализацией проекта. Дифференциация и индивидуализация обучения прослеживается на всех ступенях развития общих компетенций т.к. именно эти подходы составляют методическую основу многих личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания. Дифференциация происходит естественным путем при выборе ребенком того направления деятельности, которым он бы хотел заниматься и осуществляет принцип доступности и возможности выбора дополнительной образовательной программы.Индивидуализация означает максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка и создание условий для его персонифицированного развития. Объективным фактором, способствующим индивидуализации обучения и воспитания в ЦДТ, является относительно небольшое количество детей, с которыми педагог занимается одновременно, т.е. использование такой формы работы учебного занятия, как работа с подгруппой. Реализация личностно-ориентированных технологий в ЦДТ заключается в создании особой воспитательно-образовательной среды, ориентированной не только на получение ребенком определенных знаний и умений, но и осуществляющей педагогическую поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное – саморазвиваться и самореализовываться. Педагогический коллектив Центра детского творчества придерживается в своей работе принципов личностно – ориентированного подхода: 1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление обучающихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. 2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности воспитанника. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. 3. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы обучащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в ЦДТ. 5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающихся и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности воспитанника, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». 6. Принцип доверия и поддержки говорит о решительном отказе от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Таким образом, можно говорить о том, что в Центре детского творчества имеются объективные предпосылки для использования личностно-ориентированных технологий, более того, сама суть педагогического процесса в этом направлении изначально ориентирована на личность, так как основывается на принципах гуманизма, добровольности, дифференциации и индивидуализации обучения.


Создание развивающей среды как одно из условий обеспечения личностно-ориентированного взаимодействия в ДОУ.
 
В современном российском обществе формируются новые ценности – ценности саморазвития и самообразования, которые стали основой личностно-ориентированного образования.
Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в ДОУ. Чем более плотно личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее саморазвитие.
Современный уровень организации жизни детей в условия ДОУ предполагает амплификацию развития в целом. Каковы же условия, обеспечивающие поступательное развитие ребенка-дошкольника? Одним из главных условий является создание личностно-ориентированной развивающей среды.
Большое внимание нужно уделять созданию среды, способствующей культурному развитию ребенка и активизирующей его творческую деятельность. Ребенок нуждается в профессионально организованной развивающей среде, где педагог – и организатор среды, и ее неотъемлемая часть.
Развитие ребенка происходит во взаимодействии его с окружающей предметной и социальной средой. Окружающая среда есть средство, которым мы можем оказать большое влияние на ребенка. Она должна соответствовать возможностям каждого ребенка на грани перехода к следующему этапу его развития, т.е. создавать через предметную среду зону ближайшего психического развития ребенка.
Среда должна быть гибкой и управляемой, гетерогенной и сложной (нести в себе возможности для выбора), связной, индивидуализированной и аутентичной (обеспечивать субъектам образовательного процесса функционирование в наиболее благоприятном для них ритме).
Стратегия и практика построения развивающей среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели взаимодействия. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность ребенка что-то для себя открывать, применять свою фантазию.
В «Концепции по дошкольному воспитанию» изложены 8 принципов построения развивающей среды в дошкольных учреждениях.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Одно из условий среды, которое дает педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя – это разновозрастная мебель.
В современном ДОУ появилась такая мебель, которая легко трансформируется и дает возможность педагогу ставить ее по разному. Это очень удобно, т. к. дети, например, сидящие за круглым столом, чувствуют себя психологически более защищенно.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
Помогает педагогам создать развивающую среду, учитывая интересы и наклонности детей, развивая их активность, самостоятельность и творчество.
Ребенок и взрослый как бы становятся творцами своего окружения, в процессе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка - творцами своей личности.
3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды.
Развивающая среда меняется в зависимсти от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой программы. Легкая мебель, ширмы позволяют ограничить или расширить игровое пространство. Важно помнить, что ребенок не " пребывает" в среде, а преодолевает, "перерастает"ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. Следовательно, должно меняеться для него и его окружение.
4. Принцип комплексирования игибкого зонирования.
Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересикающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
Необходимо создавать для детей оптимальное условие для игр, обучения и развития в различных видах деятельности. Каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство ( кровать, шкафчик для одежды и хранения игрушек, принесенных из дома.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
В группе должно быть не только уютно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного. Он должен меняться.

7. Принцип открытости-закрытости.
Организация "зеленых комнат" способствует единству человекв с природой.
Элементы культуры - настоящей живописи, литературы,музыки - должны входить в дизайн группы.
Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа"Я".
Для этого в помещении детского сада развешиваются разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающие возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для ребенка месте.
8. Принцип учета половых и возрастных различий.
При создании среды необходимо учитывать возрастные особенночти воспитанников, интересы, наклонности мальчиков и девочек.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии - один из принципов построения развивающей среды в ДОУ.
Важно помнить, что у каждого человека - и у ребенка в том числе - своиособые представления о комфортной дистанции взаимодействия. В связи с этим, размер и планировка помещений должны быть твковы, чтобы каждый ребенок мог найти место удобное и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.
Таким образом, организуя развивающую среду необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психовизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а так же эмоционально-потребностной сферы. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями личностно-ориентированного подхода в дошкольном обучении и воспитании.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"

Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработк...

««Современные подходы к деятельности педагога дополнительного образования детей (оригами)» Аттестационная работа «Морское путешествие»

Для более увлекательного и интересного изучения оригами, в данной работе я использую прием сочинения сказки. Тема: «Морское путешествие».  Я рассказываю сказку собственного сочинения. Сказка про ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

«Применение технологии личностно – ориентированного обучения в дополнительном образовании детей»

Содержание, методы и приемы личностно - ориентированного  обучения . Основные направления. Технологии....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...