Петр 1 и медицина
статья (4 класс)

Кондратова Наталья Вячеславовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr_i_i_meditsina.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петр I по достоинству считается одним из самых прогрессивных российских монархов. Он получил превосходное образование и обладал пытливым умом, а также тяготел к разным наукам. И особенно интересовало его военное дело, математика, навигация и медицина. Именно в этих областях он и провел самые серьезные реформы, навсегда изменившие Российскую Империю, и положившие начало ее активному развитию. Сам Петр I неплохо разбирался в медицине, и даже порой проводил несложные операции, исследовал внутренности, обучаясь на трупах, и никогда не расставался со своим хирургическим набором.

Реформы Петра I это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По его мнению, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Стараясь преобразовать страну, Петр I  изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками. К основным мероприятиям относятся: реорганизация Аптекарского приказа в Медицинскую канцелярию, открытие госпиталей и специальных школ для подготовки лекарей, борьба с незаконной торговлей лекарствами на базарах и улицах, открытие вольных аптек для населения и много других мероприятий, закрепленных законодательными актами.

Среди преобразований, проводимых Петром I, так же были указы, которые касались учета рождаемости и смертности – введения специальных метрических книг (особенно детская смертность беспокоила представителей медицины), открытия домов «для сохранения зазорных младенцев» с наказанием тех родителей, которые будут уличены «в умерщвлении тех младенцев, и они за такие злодейственные дела сами казнены будут смертью». Были изданы указы и о надзоре за пищевыми продуктами на рынках, о поведении продавцов на рынках: «Носили бы белый мундир и наблюдали бы во всем чистоту». Чрезвычайно интересен указ о благоустройстве Москвы, который гласил: «... По большим улицам и по переулкам чтобы помета и мертвечины (животных) нигде, ни против чьего двора не было, а было б везде чисто... А буде ... кто станет по большим улицам и по переулкам всякий помет и мертвечину бросать, ... тем людям за то учинено будет наказание, биты кнутом, да на них же взята будет пеня»...[1, с.86]

В 1701 г. Петром I были изданы указы о закрытии зелейных лавок и открытии в Москве 8 частных аптек. К этому времени многие зелейные лавки наряду с лекарствами стали продавать всякие "непотребные зелья и иное нелекарственное питье". Одновременно с изданием указа об открытии частных аптек вводилась государственная аптечная монополия, которая устраняла конкуренцию между открываемыми аптеками.

В 1735 г. был издан специальный «Генеральный регламент о госпиталях». Во главе каждого госпиталя стоял врач, хозяйственная часть госпиталя подчинялась медицинской. Устанавливались обязательные патологические вскрытия трупов умерших в госпитале, рекомендовалось делать зарисовки всех наиболее интересных в медицинском отношении больных и препаратов. В 1745 г. по инструкции для госпитальных школ России подчеркивалось научное и практическое значение вскрытий. В 1754 г. медицинская канцелярия составила другую инструкцию, где уточнялись формы работы патологоанатома.[2, с.45]

Распространению медицины при Петре Великом много способствовала страсть этого монарха к анатомии и хирургии. В хирургии император приобрел многие познания и даже практический навык. Обыкновенно монарх носил при себе два набора: один с математическими, другой с хирургическими инструментами и до того любил хирургию, что под руководством Термонта методически вскрывал трупы, делал разрезы, пускал кровь, перевязывал раны и выдергивал зубы.

Основной заботой Петра I оставалось создание национального медицинского образования. Для армии, флота, многих других государственных нужд необходимо было большое количество врачей.

 Поэтому в годы царствования Петра I в России были открыты крупные военные госпитали - в Москве (1707), Петербурге (1716), Кронштадте (1720), Ревеле (1720), Казани (1722), Астрахани (1725) и других городах страны. Указом Петра I (1721) магистраты обязывались строить «земским иждивением госпитали». В результате еще при жизни Петра I в стране было создано 10 госпиталей и свыше 500 лазаретов.

Среди больших госпиталей выделялись генеральные госпитали, открытые сначала в Москве, а затем в Петербурге и Кронштадте. При генеральных госпиталях и были открыты первые медико-хирургические (госпитальные) школы, которые представляли собой принципиально новый тип высших медицинских учебных заведений: здесь готовили врачей, хорошо ориентирующихся и во внутренней медицине, и в хирургии.[3, с.18]
Петр I прослушал курс в Лейденском университете, там же познакомился с лучшими больницами, анатомическими музеями, выдающимися врачами. В Голландии он приобрел знаменитую анатомическую коллекцию «монстров» (рожденных с пороками развития), ставшую основой первого анатомического музея России — «Кунсткамеры». Со всех стран собирали в «кунсткамеру» раритеты и «монстров», старинные книги и т.д. Петр не жалел на это денег. Одновременно создавалась и Публичная библиотека, костяк которой состоял из книг Аптечного приказа. В 1719 г. «Кунсткамеру» и Публичную библиотеку открыли.

Старинная опись коллекции перечисляет такие препараты: «головы, с коих череп снят, а мозг с мозговою его объемлющей сорочкой и множеством простирающихся по нем тончайших нервов оставлен в естественном его виде и положении; множество зародышей величиной с булавочную головку до совершенно образованного младенца; собрание кожи, мускулов, мозгов, органов чувств, сердец, кишок, желудков, большая коллекция монстров». Так называли тогда уродов. Их подбором царь особенно увлекался.

По петровскому указу со всех концов страны в кунсткамеру доставляли мертвых и живых монстров, и они составили вскоре значительный раздел музея.[4,с.116]
           В начале XVIII века был открыт первый завод (мастерская) по производству хирургических инструментов. Большим событием в развитии медицины и фармации в России явилось открытие в 1725 г. Академии наук, которое было подготовлено Петром I. во главе с президентом Лейб-медиком врачом Лаврентием Блюментрост. Царь сумел привлечь к работе в Академии крупнейших европейских ученых: математиков Эйлера и Гольдбаха, физика Крафта, историка Миллера и других. Российская Академия наук становится одним из основных центров российской и европейской науки. В XVIII столетии, в период осуществления больших преобразований в экономике, науке, культуре и медицине, совершенствовались и органы управления здравоохранением: в 1721 г. появилась Медицинская канцелярия, в 1763 г. — Медицинская коллегия.

Обязательное привлечение медицинских врачей для вскрытия трупов при насильственной смерти было определено Воинским уставом Петра I в 1716 г. С выходом же указа 1746 г. занятия на трупах приняли характер обязательных. Будущие лекари получили возможность приобретать навыки в производстве вскрытий, а объяснения «докторов» и «операторов» должны были расширять представления о существе болезней и причинах смерти.

Петр I и сам нередко посещал лекции, демонстрировал ученикам свои умения, практиковался на трупах и живых людях. Также он поспособствовал тому, чтобы на базе учебного заведения начали составляться пособия и книги для врачей.

Строго следили и за врачебной практикой будущих российских лекарей. Она проходила в полках, а если будущий медик от нее отлынивал, то «быть в наказанье без пощады». Строго наказывались лекари, окончившие свое образование и отказавшиеся ехать на определенную им службу. Срок обучения колебался в зависимости от успеваемости учащихся. Как правило, учащимся через 2–3 года обучения и успешной сдачи экзаменов присваивалось звание подлекаря, а еще через 2–3 года они сдавали «генеральный» экзамен и получали диплом лекаря. «Генеральный» экзамен в основном проводили по хирургии, которой в госпитальных школах уделялось особое внимание. Клинические обходы, вскрытия трупов в анатомическом театре, хирургические операции в госпиталях дали толчок развитию российской хирургии.[5.]

Первым лекарям Московского государства приходилось сталкиваться со многими болезнями, такие как цинга, лихорадки, золотуха, кароста, «каменная», «чечуйная»(геморрой), «пильные» (болезни суставов), «чепучичные» (венерические заболевания), «проносная», желтуха, рожа, астма и другие. Уже через несколько лет работы данной медицинской школы, и с появлением первых квалифицированных отечественных хирургов, подобные учебные заведения начали появляться и в других крупных городах страны. [6]

Стоит отметить, что сама больница существует и до сих пор, и является не только памятником культуры, но и одним из крупнейших медицинских учреждений современной России.

Список литературы:


1. Петрище Т.Л. Курс лекций. Под ред. д.м.н., профессора Глушанко В.С. ВГМУ, 2010.
2. Гольфарб М.Л., Прусак А.В. Некоторые данные об организации лекарскойпомощи при Петре I в С.-Петербурге // Врачебное дело. – 1952. - №3.

3. Бидлоо Н.Л. Наставление по хирургии. – М., 1979.
4. Мирский Н.Б. Очерки истории медицины в России ХVI - ХVIII в.в. – Владикавказ, 1995. – 170 с.
5.http://www.rmj.ru/articles/istoriya_meditsiny/Pervaya_medicinskaya_shkola_Rossii/ - статья «Первая медицинская школа России».

6. http://professiya-vrach.ru/article/reformy-petra-i-v-oblasti-meditsiny/ - статья «Реформы Петра I в области медицины».

PETER I AND RUSSIAN MEDICINE

Kondratova Natalia Vyacheslavovna

Municipal Budgetary educational Institution "Pervomayskaya Secondary School", Pervomaysky village, Russia

Annotation. The article describes the history of the formation of medicine, the creation of national medical education.

Keywords: Peter I, medicine, science, discovery of the new.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства траволечения и их место в современной медицине

Исследовательская работа.  Может  быть использована как дополнительный материал к урокам окружающего мира или во внеурочной детельности....

“Нанотехнологии в области медицины”

Эта презентация - 3этап  сетевого проекта "Нанотехнологии"...

«Площадь прямоугольного треугольника. Становление медицины в Древнем Египте»

Цель:1)      Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные, регулятивные, познавательные, коммуника...

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс на тему: «Трудный путь становления медицины»

Тема урока: «Трудный путь становления медицины».Класс, УМК: 4 «А», «Система Л.В.Занкова».Цель урока: создание условий для формирования представления о пути становле...

Разработка внеурочного занятия «Проектируем будущее» «Стенд/Баннер«Медицина»

Цель: формировать у воспитанников знание о профессии «врач»; дать представление о некоторых врачебных специальностях (окулист, стоматолог, хирург, педиатр).  Задачи:  расширить з...