Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс на тему: «Трудный путь становления медицины»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Катихина Ангелина Дмитриевна

Тема урока: «Трудный путь становления медицины».

Класс, УМК: 4 «А», «Система Л.В.Занкова».

Цель урока: создание условий для формирования представления о пути становления медицины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение среднего образования

«Саратовский областной педагогический колледж»

Технологическая карта урока окружающего мира на тему:

«Трудный путь становления медицины»

Выполнила студентка 33 группы:

Катихина Ангелина Дмитриевна

Методист: Храмова Вера Вячеславовна

Учитель: Спасская Елена Григорьевна

Дата: 28.09.22 г.

Класс: 4 «А»

Отметка: ____________

Подпись:____________

Саратов 2022г.

Технологическая карта урока

Тема урока: «Трудный путь становления медицины».

Класс, УМК: 4 «А», «Система Л.В.Занкова».

Цель урока: создание условий для формирования представления о пути становления медицины.

Планируемые  результаты  урока:

Предметные:  научатся понимать значение понятий «медицина», «здоровье», «болезнь», «врач»; извлекать информацию из познавательного текста; называть телефоны экстренной медицинской помощи; объяснять необходимость бережного отношения к здоровью.

Метапредметные  УУД: регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; адекватно воспринимают предложения и оценку учителя; отвечают на поставленный вопрос; познавательные: ориентируются в научно-популярном тексте; строят сообщения в устной форме; проводят сравнение, изученных объектов по заданным критериям; определяют причину и следствие; коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других; формулируют свои мысли и позицию, взаимодействие – выполняют задания в парах.

Личностные  УУД: проявляют положительное отношение к учёбе, осознают ценности собственного здоровья.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков УМК «Система Л.В. Занкова» 4 класс 1 часть; мультимедийная установка, презентация, карточки с заданием, видеофрагмент «Здоровый образ жизни».

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Метод: словесный.

Приём: беседа.

Представляется, приветствует обучающихся.

Обсуждение выражения: «Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля».

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

- Как вы думаете, верно ли оно? Почему вы так считаете?

- Верно! Ведь лучше быть бедным, но здоровым человеком, чем богатым, но больным.

- Вы готовы отправиться на поиски новых знаний?

Приветствуют учителя.

Включаются в учебную деятельность.

Настраиваются на учебный процесс, проверяют готовность к уроку, участвуют в учебном диалоге.

Ф

Презентация.

Устный контроль и самоконтроль.

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Метод: словесный.

Приём: беседа.

Проводит беседу по актуализации знаний.

Вспомним, что вы узнали на прошлом уроке.

1. Как развитие промышленности повлияло на человека?

2. Назовите плюсы и минусы технических достижений.

3. Какие угрозы нашему здоровью может нанести техника?

4. Какие достижения в области химии мы знаете, назовите их.

5. Докажите, что современный человек уже не может остановить научно-технический прогресс.

Отвечают на вопросы учителя.

1. Появилась новая техника, которая облегчает и часто полностью заменяет тяжёлый физический труд человека.

2. Плюсы: техника экономит время, которое можно тратить на другие дела. Минусы: человек меньше двигается, сидячий образ жизни грозит ухудшению здоровья.

3. Все электронные приборы испускают небезопасные лучи, частое использование плейера приводит к тугоухости.

4. Появились искусственные материалы, самый популярный: полиэтилен.

5. Высказывают свои предположения на счёт научно-технического прогресса.

Ф

Учебник.

Устный контроль.

3.Выявление места и причины затруднения.

Метод: словесный.

Приём: беседа.

Организует затруднение, путём наводящих вопросов.

– Человек живёт в окружающем его мире. Человек – часть этого мира. Можно ли человека считать частью природы? Докажите.

– Являясь частью самой природы, человек создаёт для себя условия, в которых он себя чувствует комфортно, он изобретает для того, чтобы облегчить свой труд. Человек стремится совершенствовать мир вокруг себя и самого себя в этом мире.

– Человек всегда стремился познать себя и свой организм. Как вы думаете, для чего?

- Чтобы узнать о том, что происходит внутри нашего организма, нам необходима медицина? Как вы думаете это древняя наука?

- Какая же тема нашего урока?

Отвечают на вопросы учителя.

Предполагают, зачем человек стремится познать себя.

Тема урока: Трудный путь становления медицины.

Ф

Презентация.

Устный контроль (наблюдение).

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Метод: словесный.

Приём: составление плана.

Помогает сформулировать цель и план урока.

- Какая же цель нашего урока?

- Ребята, нам необходимо составить план работы на уроке. Вам необходимо соединить начало с продолжением каждого пункта плана.

-Давайте проверим, правильно ли мы составили план:

1.Узнать, кто занимался лечением людей в древние времена.

2. Узнать, кто является «отцом» медицины.

3.Узнать, какие есть особенности у медицины.

4.Выполнить задания.

5.Закрепить свои знания о медицине.

Узнать путь становления медицины, её особенности и как бережно относиться к здоровью.

Составляют план.

Читают план.

Ф

Презентация.

Устный контроль (наблюдение).

5.Реализация построенного проекта.

Методы: словесный, наглядна.

Приёмы: беседа, рассказ, чтение текста, демонстрация материала.

Знакомит учащихся с новым материалом.

- Какие органы человека вы знаете?

- Рассмотрите плакат «Организм человека» и разгадайте кроссворд.

Учитель показывает (слайд презентации) на плакате органы, учащиеся заполняют кроссворд.

Ответы: 1. Желудок. 2. Сердце. 3. Лёгкие. 4. Глаз. 5. Печень. 6. Почки. 7. Зубы. 8. Мозг.

Ключевое слово: организм.

- Как вы понимаете, что такое организм человека? (Организм – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое – тело человека.)

- Люди с древнейших времён пытались изучать свой организм. В истории науки есть такой пример. Триста шестьдесят лет назад английский студент-медик Вильям Гарвей приехал в Италию закончить образование. Там он стал изучать внутреннее устройство человека, вскрывать трупы. В те времена трогать умершего считалось страшным преступлением. Тому, кто на это решался, угрожала казнь: его сжигали на костре как колдуна. Гарвею тайно приходилось вырывать на кладбище трупы и, прячась от свидетелей, вскрывать их в подвале заброшенного дома. Вот так, рискуя собственными жизнями, люди изучали свой организм.

-Как происходило становление медицины?

Сейчас я вам об этом расскажу: Медицина – это одна из самых древних наук. Люди всегда болели и всегда получали травмы и ушибы. Их надо было лечить. Первыми целителями были женщины. Как вы думаете почему?

Когда мужчины уходили на охоту, все обязанности ложились на женщину. Они ухаживали за детьми, готовили пищу, заботились о больных и раненных. Позже лечение занялись колдуны и знахари. Они воздействовали с помощью ритуалов, заговоров и различных трав. И уже позднее появилась профессия врача.

- Как же лечили людей в Египте? Чтобы ответить на этот вопрос, прочтите 1 абзац на стр.18.

- Далее, мы с вами узнаем, кто же является «отцом медицины».  Прочтём следующие абзацы (выборочное чтение).

Отвечают на вопросы учителя.

Разгадывают кроссворд.

Предполагают.

Слушают.

Предполагают.

Слушают учителя и высказывают предположение о том, что женщина – первый целитель.

Читают про лечение в Древнем Египте.

Читают про «отца медицины».

Ф, П

Учебник, презентация.

Устный контроль (наблюдение).

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Метод: словесный.

Приёмы: беседа.

Организует первичное закрепление с помощью беседы.

Чтобы закрепить наши знания о становлении медицины, ответим на вопросы, которые написаны на слайде:

- а) Кто был первым целителем?

- б) Кем был Гиппократ? Что такое клятва Гиппократа?

- в) Кто занимался лечением в древние времена?

- г) Назовите особенность медицины.

- д) Какие медицинские приборы вы знаете?

- е) Что изучает наука анатомия?

Отвечают на вопросы.

а) Женщины.

б) Древнегреческий врач. Главная заповедь: «Не навреди!»

в) Знахари и колдуны.

г) Эта наука зависит от достижений в других областях знаний.

д) Термометр, тонометр, фонендоскоп.

е) Изучает строение человеческого тела.

Ф, И

Учебник, презентация.

Контроль (наблюдение, опрос).

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Метод: практический.

Приём: выполнение упражнения на карточках.

Организует самостоятельную работу учащихся при помощи задания на карточках.

- На столах у вас лежит карточка, вам необходимо выбрать один верный среди трёх предложенных вариантов ответа.

1. Причина, по которой женщины стали первыми целителями:

а) так как женщины сильнее;

б) так как мужчины уходили на охоту, а женщины заботились о больных и раненных;

в) так как женщины являлись матерями, и им приходилось заботиться о детях.

2. Что из этого является главной заповедью Гиппократа:

а) «Не откажи!»

б) «Не ври!»

в) «Не навреди!»

3. Что египтяне использовали как лекарственные средства:

а) тыкву, редьку;

б) лук, чеснок;

в) ананас, банан.

4. Что из ниже перечисленного является медицинским прибором:

а) термометр;

б) пассатижы;

в) барометр.

5. Как называется наука, которая изучает строение человеческого тела:

а) ботаника;

б) зоология;

в) анатомия.

6. Назовите слагаемые здорового образа жизни:
а) закаливание, режим, смена труда и отдыха;
б) движение, отказ от вредных привычек;
в) все ответы верны.

Давайте проверим (эталон на слайде презентации). Обменяйтесь своими работами с соседом по парте и проверьте друг друга.

Самостоятельно выполняют тест.

1. б) так как мужчины уходили на охоту, а женщины заботились о больных и раненных.

2. в) «Не навреди!»

3. б) лук, чеснок

4. а) термометр

5. в) анатомия

6. в) все ответы верны

Проверяют.

И

Презентация, карточки с заданием.

Контроль (наблюдение). Самоконтроль (выполнение упражнения на карточках). Взаимоконтроль ( при проверке обмениваются работами).

8.Включение в систему знаний и повторение.

Метод: словесный.

Приёмы: беседа, рассказ.

Проводит беседу про ЗОЖ.

- Ребята, а что же такое здоровье?

- Почему мы должны бережно относиться к здоровью?

- Какие составляющие ЗОЖ вы знаете?

- Какой номер экстренной медицинской помощи?

Здоровье – это наш дар. Поэтому необходимо беречь и сохранять его с раннего детства любыми методами. Здоровый образ жизни для детей – основополагающий фактор физического и нравственного развития ребёнка, его гармоничного существования в обществе.

Главными составляющими здорового образа жизни являются:

* распорядок дня;

* свежий воздух;

* двигательная активность;

* здоровое питание;

* психическое и эмоциональное состояние.

- Как проходил путь становления медицины? Способствует ли медицина современному человеку?

Просмотр видеофрагмента «Здоровый образ жизни».

Отвечают на вопросы.

03 или 103

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Ф

Презентация, видеофрагмент «Здоровый образ жизни».

Контроль (наблюдение, устный опрос).

9.Рефлексия учебной деятельности.

Метод: словесный.

Приём: беседа.

- Какая была цель нашего урока? Достигли ли мы её?

- Давайте вернёмся к нашему плану, все пункты мы выполнили?

-Выскажите своё мнение, опираясь на фразы:

1." Сегодня на уроке я узнал, что..."

2."Я не знал раньше, что..."

3. "Оказывается, ..."

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Учебник страница 17-19 читать материал.

Отвечают на вопросы.

Предполагают.

Записывают домашнее задание.

Ф, И

Презентация, дневник.

Устный контроль (опрос, наблюдение). Самоконтроль (запись домашнего задания).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля»

Слайд 2

Трудный путь становления медицины.

Слайд 3

1. Узнать, кто занимался… 2. Узнать, кто является… 3. Узнать, какие… 4. Выполнить… 5. Закрепить свои… есть особенности у медицины. лечением людей в древние времена. знания о медицине. задания. «отцом» медицины. План

Слайд 4

План 1.Узнать, кто занимался лечением людей в древние времена. 2. Узнать, кто является «отцом» медицины. 3.Узнать, какие есть особенности у медицины. 4.Выполнить задания. 5.Закрепить свои знания о медицине.

Слайд 6

Медицина – одна из древних наук. Ведь люди всегда болели, получали раны, ушибы. Их надо было лечить.

Слайд 7

Первые целители – женщины. Когда мужчины уходили на охоту, все обязанности по устройству быта в роду ложились на женщин. Они ухаживали за детьми, стариками, готовили пищу, заботились о больных и раненых.

Слайд 8

Позже лечением стали заниматься колдуны, знахари. Они воздействовали на людей в основном ритуальными танцами, заклинаниями, заговорами, применяли для лечения различные травы и минералы.

Слайд 9

Большое внимание здоровью человека уделяли в Древнем Египте. Считалось, что многие болезни происходят от плохой пищи. Поэтому людям советовали быть умеренными в еде и три раза в месяц обязательно очищать свой организм рвотными средствами. Египтяне использовали как лекарственные средства лук, чеснок и некоторые другие растения. Египетские врачи могли уже делать операции на черепе, вставлять и пломбировать зубы.

Слайд 10

«Отец медицины» грек Гиппократ прежде всего старался понять причину заболевания. Для этого он изучал, какое влияние на человека оказывает климат, погода, образ жизни и даже законы страны. Главной заповедью врача Гиппократ считал «Не навреди!». Эти слова положены в основу «Клятвы Гиппократа», которую давали его ученики и до сих пор дают врачи нашей страны и всего мира.

Слайд 11

Медицина зависит от достижений и открытий в других областях знаний, особенно в физике, химии, биологии. В кабинете врача много разных приборов и аппаратов. Многие из них созданы не врачами, а инженерами.

Слайд 12

Врачи древности были лишены этого. В течение многих веков в Европе существовал запрет на вскрытие тел умерших людей. Как же изучить строение тела человека?

Слайд 13

Анатомия – наука о строении человеческого тела.

Слайд 14

Проверь себя! 1. б 2. в 3. б 4. а 5. в 6. в

Слайд 15

Распорядок дня Подъём. Зарядка, умывание. Завтрак. Дорога в школу. Занятия в школе. Прогулка на воздухе. Помощь по дому. 7. Подготовка уроков. 8. Свободное время (игры, телевизор). 9. Ужин. 10. Свободное время (тихие игры, чтение). 11. Подготовка ко сну.

Слайд 16

1. “Сегодня на уроке я узнал, что...” 2. “Я не знал раньше, что...” 3. “Оказывается, ...” Продолжи предложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Общение – путь к познанию», 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века».

Нестандартный урок, позволяющий научить детей думать, анализирова, формулировать собственную точку зрения. ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Трудные времена на русской земле", 4 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представления о военном деле на Руси, изучение с героических страниц истории Отечества;Задачи урокаДидактические:узнать значени...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"На пути к единству"(4 класс, УМК"Перспектива").

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование представлений о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества.Задачи урокаДидак...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о первом полёте человека в космос.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания об истории страны в период СССР;Познакомить ...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Трудные времена на русской земле"

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Трудные времена на русской земле"...

Технологическая карта урока окружающего мира «Чтобы путь был счастливым, дорожные знаки» УМК "Школа России", 3 класс

Тема урока «Чтобы путь был счастливым, дорожные знаки»Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование знаний безопасного передвижения на улице, в транспорте, ...