Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
консультация (1 класс)

Измайлова Лариса Алексеевна

Работа со слабоуспевающими учащимися 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_so_slabouspevayushchimi_izmaylova_.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа индивидуальной работы

со слабоуспевающими учащимися 1 «Е» класса.

Учитель – Измайлова Л.А.

2019 – 2020 учебный год

Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, недостатки в развитии познавательных интересов, повышенная отвлекаемость, инертность, пассивность, неустойчивое внимание.

I. Можно так классифицировать слабоуспевающих:

  • те, кто имеет слабые умственные способности
  • те, кто имеет слабые учебные умения;
  • те, у кого низкие навыки устной и письменной речи;
  • те, кто не владеет нормой чтения текста;
  • те, кто не владеет техникой устного счета;
  • те, у кого низкий уровень памяти; (тестированием определяет школьный психолог)
  • те, у кого не сформировались навыки исполнительного труда;
  • те, у кого не сформировалось прилежание — сознательно
  • сформулированное отношение к трудному делу;
  • низкая мотивация к обучению:

 1)" не хочу и все..."- это не системно, а лишь единичные случаи в

 учебном году, возможны из-за перегрузок, эмоционального

 состояния др.;

 2) "не хочу, т. к.... «- истинная причина в том, что ученик уже не

 может наверстать пробелы в знаниях.

Низкую успеваемость надо рассматривать комплексно — в рамках всей школы и семьи.

По мнению доктора психологических наук, профессора Ю.З. Гильбуха, неуспеваемость можно подразделить на общую и специфическую. Общая неуспеваемость - это стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам: математике и русскому языку. Специфическое отставание затрагивает лишь один из этих предметов. Причем, учащийся может удовлетворительно заниматься по остальным предметам начальной школы.

Школьные программы рассчитаны на среднего ребенка, но в классе обычно встречаются дети с разной подготовкой к учебной деятельности, с разными возможностями и

способностями к обучению. Слабоуспевающие ученики, как правило, пассивны на занятиях,

не стремятся получить знания, избегают трудностей. Способности этих детей не находят полной реализации, их умственное развитие совершенствуется медленнее, чем могло бы быть.

Современная дидактика предлагает в качестве основных путей преодоления неуспеваемости:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. 
2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия). 
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

 

Цель работы со слабоуспевающими учащимися:

-  принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

Задачи:  

  1. Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.
  2. Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников.
  3. Реализация разноуровнего обучения.
  4. Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
  5. Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
  6. Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
  7. Активизация слабых учащихся.
  8. Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации.

Что необходимо учитывать в работе учителю со слабоуспевающими учащимися

  1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.
  2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их исправлению.
  3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.
  4. Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне его.
  5. Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по предмету.
  6. Учитель должен предвидеть возможные затруднения по предмету и обучать способам их преодоления.

Формы и методы работы со слабоуспевающими:

  • Личностно – ориентированный подход: обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда — это дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору.
  • С новым материалом знакомить постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания.
  • Организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный модуль завершать контролем знаний на усвоение. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.
  • Необходим мониторинг на весь год обучения предмета, в котором по основным разделам-темам учитывать теоретические знания и практические навыки учащихся на день зачёта по теме. Для отслеживания динамики, оформить индивидуальные карты на слабоуспевающих учеников. В дальнейшем с течением времени отмечать изменения, которые произошли в знаниях обучающегося. По этому учёту виден «рост ученика», прочность его знаний.
  • На дополнительных занятиях использовать «карточки помощи». Это образец задания с решением и аналогичное задание. К типовым задачам составить алгоритмы решения.
  • Использование занятий с играми. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания.
  • Необходимо создавать ситуацию успеха.

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию в учебнопознавательной деятельности можно разделить по целям:

1) развивать положительную мотивацию;

2) обучать в условиях низкой мотивации.

Методы развития положительной мотивации учения:

  • интерес к предмету;
  • задания с условием, отражающим важное практическое применение;
  • материал важный для будущей жизни;

К изучению темы могут побудить:

  • желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности; (на уроке от 50% до 70% времени необходимо отвести на самостоятельную дифференцированную работу в группах, в парах или индивидуально).
  • желание быть первым в соревновании, в игре, не подвести команду (чувство ответственности и взаимопомощи).

 В индивидуальной работе используются:

  • Задания с выбором ответа.
  • Деформированные задания.
  • Тесты- тренажеры.
  • Творческие задания.
  • “Карточки-информаторы” - памятки, карточки - с образцами решения”

На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.

Четыре важных правила в работе со слабоуспевающими учениками:

1. Заинтересованность в процессе обучения;

2. Психологический комфорт, доброжелательная атмосфера в классе;

3. Включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей;

4. Творческий подход, мастерство учителей, работающих с детьми.

Основные этапы работы и сроки реализации программы с со слабоуспевающими учащимися

Содержание работы

сроки

 

1.

Выявить учащихся, имеющих отклонения в обучении.

1 класс

2.

Осуществлять индивидуальную работу с такими учащимися, контролировать посещение уроков.

Постоян.

3.

Контроль и анализ успеваемости учащихся.

Еженед.

5.

Учёт промежуточных результатов.

1 раз в месяц

6.

Учёт проделанной учителем работы.

1 разв месяц

План работы со слабоуспевающими учащимися

                                         Мероприятия

    Сроки реализации

  1.

Проведение входной педагогической диагностики готовности учащихся к овладению грамотой и математикой с целью определения фактического уровня знаний детей, выявления пробелов в знаниях учащихся.

Сентябрь

  2.

Беседы со школьными специалистами, родителями и самими учащимися для установления причин отставания

слабоуспевающих обучающихся.

Сентябрь

  3.

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающих учеников на учебный год.

Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости

  4.

Повторный итоговый контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях, выявленных в ходе проверочных работ.

В течение учебного года

  5.

Дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке с фиксированием в плане урока.

В течение учебного  года

  6.

Различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный) для объективности результата.

В течение учебного года

  7.

Систематическое определение уровня знаний по каждой теме

(опрашивать регулярно) со своевременным оценочным заключением.

В течение учебного года

  8.

Мониторинг диагностических работ, выявление пробелов в знаниях, индивидуальная работа над ошибками.

В течение учебного года

  9.

Своевременное извещение родителей обучающихся о низкой успеваемости.

В течение учебного года

  10.

Обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих обучающихся класса посредством ведения индивидуальных карт.

В течение учебного года

  11.

Дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих обучающихся с обучением навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года

Трудности и причины их возникновения в обучении младшего школьника:

п/п

Трудность

Причина

        Пути решения

1.

Невозможность правильного

воспроизведения графического образца

буквы, цифры (по высоте, наклону).

несовершенство в развитии

микромоторики руки

Создание доброжелательной, благоприятной атмосферы в классе, формирования позитивного отношения к учению, создание ситуации успеха, развитие навыков самостоятельной работы. Контроль за выполнением письменных работ,

индивидуальная работа. Консультации и беседы с родителями. Включение ребёнка в список коррекционных занятий с школьным психологом и логопедом. Вести работу по нахождению личностных смыслов обучения.

2.

Пропуск букв и слогов.

низкий уровень развития

фонематического слуха, слабая

концентрация внимания

3.

Трудность написания букв. Замена букв,

слогов («он» на «но», «кот» на «ток»)

несформированность пространственных

представлений

4.

Трудности при решении математических

Задач.

слабо развито логическое мышление,

низкий уровень развития образного

мышления

5.

Затруднения при пересказывании текста,

неумение выделить главную мысль

текста.

слабое развитие логического

запоминания, низкий уровень речевого и образного мышления

6.

Трудности в усвоении новых знаний.

низкая степень восприятия и

произвольности

7.

Трудность в самостоятельном

выполнении заданий.

низкий уровень развития произвольности, заниженная самооценка, несформированность самоконтроля

8.

Плохое знание таблиц сложения.

низкий уровень развития механической памяти

9.

Невнимательность, рассеянность.

низкий уровень развития произвольности, низкий уровень устойчивости и концентрации внимания

10.

Средняя степень дезадаптации, дезадаптация.

Имеют заключения ПМПК

- ОВЗ ЗПР вариант 7.1, 7.2;

- ОВЗ ТНР вариант 5.1, 5.2;

- ОВЗ РАС вариант 8.2.

11.

Отрицательное отношение к учёбе.

неумение учиться, ошибки воспитательного характера.

12.

Низкая мотивация.

несформированность позиции ученика, заниженная самооценка,

внутреннее стрессовое состояние,

трудности в усвоении материала,

трудности в семье,

особенности развития «Я-концепции»,

низкий уровень самоконтроля,

адаптационный стресс.

Расписание  индивидуальных  занятий

со слабоуспевающими обучающимися

в 2019/2020 учебном году

  №

                     Предмет

     День недели

   1.

                 Математика

     Понедельник, среда.

   2.

                Русский  язык

     Вторник, четверг.

Расписание консультаций

для родителей слабоуспевающих учащихся

в 2019/2020 учебном году

  №

                     День недели

     Фомы работы

   1.

                 Вторник

Индивидуальные консультации, с методическими рекомендациями и практикумом по отдельным предметам.

   2.

                Пятница

Групповая встреча (возможно встреча со специалистами, работающими со слабоуспевающими детьми), для озвучивания результатов учащихся, а также с целью корректировки дальнейшей работы.

План проведения индивидуальных занятий

со слабоуспевающими обучающимися

на 2019/2020 учебного года

                                                                   

Предмет: математика.

                                    Тематика занятий

     Сроки     реализации

                                   1 четверть

1.Количественный и порядковый счёт предметов.

Сентябрь – октябрь

2.Сравнение предметов.

Сентябрь – октябрь

3.Множество. Элементы множества. Сравнение множеств.

Сентябрь

4.Отрезок. Прямая. Точка.

Сентябрь – октябрь

5.Сравнение чисел.

Октябрь

                                    2 четверть

1.Замкнутые и незамкнутые линии. Треугольники и четырёхугольники

Ноябрь

2.Сложение и вычитание

Ноябрь

3.Длина отрезка.

Декабрь

4.Работа с числовым отрезком.

Декабрь

5.Примеры в несколько действий.

Декабрь

6.Задача.

Декабрь

                                      3 четверть

1.Решение примеров на сложение и вычитание

Январь

2.Меры длины.

Январь

3.Столько же и ещё, столько же, но без…

Февраль

4. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Февраль

5. Задачи на разностное сравнение

Февраль

6.Решение примеров на сложение и вычитание.

Февраль - март

7.Масса.

Март

8.Сложение и вычитание отрезков.

Март

                                     4 четверть

1.Переместительное свойство сложения.

Апрель

2. Решение текстовых задач разных типов.

Апрель

3. Решение примеров: □ + 6; □ + 7; □ + 8; □ + 9;

Апрель

4. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

Май

5. Задачи с несколькими вопросами.

Май

  1. Таблица сложения и вычитания

Май

  1. Двузначные числа от 10 до 20.

Май

Предмет: русский язык.

                                    Тематика занятий

     Сроки     реализации

                                    1 четверть

1.Слово в общении.

Сентябрь

2. Культура общения. Помощники в общении: жесты. Мимика, интонация».

Сентябрь

3. Различение слова и предмета, им обозначаемого. Логические упражнения: слова-названия конкретных предметов, слова обобщающего характера.

Сентябрь

4. Гласные и согласные звуки.

Октябрь

5. Модели слов, различение звучания слова и его значения

Октябрь

                                      2 четверть

1.Согласные звуки и буквы

Ноябрь - декабрь

2. Звуковой анализ слов. Модели слов. Классификация слов

Ноябрь – декабрь

3. Повторение изученных букв. Ребусы. Составление предложений по схемам

Декабрь

4. Звуковой анализ. Чтение слогов, слов и предложений. 

Декабрь

                                 3 четверть

1. Игры со словом. Чтение предложений и текста.

Январь

2. Послоговое чтение. Ударение, чтение целыми словами с ориентировкой на знак ударения.

Январь

3. Звуковой анализ. Сравнение звуков. 

Январь – февраль

4. Деление слов на слоги. Ударение. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения.

Февраль

5. Мягкий знак — показатель мягкости согласных.

Февраль

6. Письмо слов и предложений. Классификация слов.

Февраль – март

7. Разделительные ь и ъ. Списывание слов с предварительным проговариванием.

Март

8. Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.

Март

9.Конструирование предложений

Март

                                 4 четверть

1.Имена собственные и нарицательные

Апрель

2. Слова, отвечающие на вопросы кто? Что?

Апрель

3. Алфавит.

Апрель

4. Перенос слов.

Май

5.Орфограммы. Письмо под диктовку.

Май

6.Орфограммы. Работа над текстом.

Май

                           

Прогнозируемый результат:

  1. Усвоение учащимися программного материала по предметам в полном объеме.
  2. Улучшение качества обученности слабоуспевающих учащихся.
  3. Повышение мотивации у слабоуспевающих учеников.
  4. Глубокий, устойчивый интерес к предмету.
  5. Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
  6. Улучшение мыслительных операций (внимания, памяти, логического мышления), аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
  7. Повышения уровня активности на уроках и внеурочной деятельности.

Дидактический материал для работы со слабоуспевающими обучающимися.

Дидактический материал для учащегося:

Математика 1 класс:

  1. Марченко Математика 1 класс. Найди ошибку. - Москва, «Эксмо», 2011
  2. Насибулина Л.В., Повторяем математику. 1 класс. С-Петербург, «Издательский дом «Литера», 2012
  3. Холодова О.  Рабочая тетрадь в 2-х частях «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)». -  Москва: РОСТ книга, 2007
  4. Бебенко М.В. Математика. Быстрые и занимательные задания 1 класс – Москва, изд-во «5 за знания», 2010
  5. Бебенко М.В. Математика. Блиуконтроль знаний 1 класс – Москва, изд-во «5 за знания», 2010
  6. Узорова О.В. Нефедова Е.А. Тренировочные тетради по математике 1 класс. –М., Астрель 2012
  7. Остапенко М.А. Математика 1 класс. Серия «Проверь за 5 минут!» С-Петербург, «Издательский дом «Литера», 2012

Русский язык 1 класс.

1.        Литвинова Е.А.идр. «Тестовые материалы для оценки качества обучения.  

            Русский язык 1 класс» -Москва: «Интеллект-Центр», 2011

2.        Айзацкая Н.И. «Русский язык 1класс. Найди ошибку. – М., «Экмо»2011

3.        Шклярова Т.В. «Вставь букву». - Москва, «Грамотей»,2011

4.        Безкоровайная О.В. «Русский язык 1класс. Вставь букву. – М., «Экмо»2011

5.        Шклярова Т.В. «Найди ошибку». - Москва, «Грамотей»,2011

Дидактический материал для учителя:

  1. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию письменной и связной речи. – М. «Аркти», 2000
  2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. – М. Ось-89,2005
  3. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. –М.: Рольф, 2000
  4. Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
  5. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М. «Просвещение», 1977
  6. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия. Игровые задания. М. «Первое сентября», 2004
  7. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал для младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 2003.
  8. Шабанова А.А. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися 1-2 классов начальной школы. – Волгоград: Учитель, 2007
  9. Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет. М., 1993
  10. Игры на внимание. http://sonnet.ee/.
  11. Ирина Асеева «Если хочешь научиться…» Школьный портал http://sonnet.ee/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.    Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умств...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2 класса...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2 класса

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. ...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

Рабочая программа индивидуальной работысо слабоуспевающими учащимися 3 класса.Пояснительная записка.Цели и задачи.Прогнозируемый результат.Тематическое планирование....

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Рабочая программа индивидуальной работысо слабоуспевающими учащимися 3-В класса....

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися....