Внеурочная деятельность
рабочая программа (1 класс)

Измайлова Лариса Алексеевна

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

 1 класс

Количество часов в неделю - 1 час

Количество часов в 1 полугодии – 16 часов, во 2  полугодии -   17 часов

Количество часов в год - 33 часа

   Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Ученик научится:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Получит возможность научиться:

  • отличать звук от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим);
  • устанавливать признаки гласных и согласных звуков;
  • называть буквы русского алфавита;
  • подбирать родственные  слова, антонимы, многозначные слова;
  • устанавливать системные связи слов;
  • правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов;
  • распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах;
  • делить слова на слоги;
  • подбирать родственные слова;
  • объединять слова в группы;
  • проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце;
  • составлять текст по вопросам учителя;
  • работать со словарями;
  • отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады

2.Содержание курса внеурочной деятельности

                 

         1. Удивительные невидимки звуки.

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

2. Слоговое лото.

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

3. Веселые звуки.

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

4. Игры со звуками.

Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах). Игра “Грамотный регулировщик”. (Звуко-буквенный анализ слов).

5. Весёлые гласные звуки .

Сказка о звуках. Игра «Посели букву в домик гласных». Нахождение гласных звуков в словах. Упражнение – изменение лексического значения слова путём замены звуков.

6. В мире согласных звуков

Упражнение «Угадай слово по звукам». Игры «Звенит – жужжит», «Твёрдый-мягкий».  Игра «Доскажи словечко». Игры на развитие фонематического слуха.

7. Загадки и стихи о буквах.

Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А. Шибаева.

8. Куда спрятались буквы.

Игра «Звук –хлопок». Упражнение «Составь слово». Упражнение – изменение лексического значения слова путём добавления, отсечения, замены звука. Игра «Возьмём – не возьмём». Игра «Буква – движение». Игра «Угадай слово по звукам»

9-10. Буквы е, ё, ю, я. Их загадки на письме.

Сказка «Как гласные звуки «А», «О», «Э», «У» спасли звук «Й». Лекция “Загадки звука [ й`] и букв е, ё, ю, я.” Буквы в названиях животных, в начале слова и звуки которые они обозначают (ёж, енот, ехидна, ястреб, ёрш, ягуар, юрок).  Буквы е, ё, ю, я после согласных и перед гласными.  

Стихи на букву (звук) - Й, Е, Ё, Ю, Я. Слово рассыпалось. Игра «Сколько букв? Сколько звуков?»

11. Ребусы, головоломки про буквы.

Разгадывание ребусов, головоломок, загадок, шарад. Игры с буквами.

12. Буквы ь, ъ.

Грамматические сказки и рассказы с буква ъ, ь. Весёлые стии С. Бондаренко. Рифмованные упражнения. Беседа о твёрдом знаке – букве-подсказчице.

13. Путешествие по ленте букв.

Назови гласные звуки русской азбуки. (А О У Э Ы И)

Назови гласные буквы русской азбуки (А О У Э Ы И Я Ё Ю Е)

Назови непарные звонкие согласные звуки (Н Н’ М М’ Л Л’  Р Р’ Й’)

Назови непарные глухие согласные звуки ( Х Х’ Ц Ч’ Щ’)

Назови парные согласные звуки (Б-П  В-Ф  Г-К  Д-Т  Ж-Ш  З-С     Б’-П’  В’-Ф’ Г’-Г’  Д’-Т’  З’-С’)

Какие буквы не обозначают никакого звука? ( Ъ, Ь)

Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?

Какие гласные обозначают твёрдость согласного?

9. Какие согласные звуки всегда мягкие?

10. Какие согласные звуки всегда твёрдые?

Дай характеристику буквам Е, Ё.

12. Дай характеристику букве Л (Буквой “эль” обозначают два звука. Твёрдый звук [л] и мягкий звук [л']. Эти звуки согласные и звонкие).

Аналогично проводится работа над характеристикой остальных букв

14. В гости к Алфавиту.

Чтение отрывка из книги С. Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

15. По порядку становись.

Практические упражнения и игры с алфавитом.

Слова, слова, слова….

16.Слова, слова, слова….        

Рассказ «Волшебные слова». Игра «Начало и конец слова». Сказка «Без одного слова». Ребусы.

17.Превращения слов        

Сценки. Скороговорки. «Доскажи словечко». Сказка «Вот что с буквами случилось». Считалки. Загадки.

18.Скороговорки        

Стихотворение «На Хоря напала хворь». Скороговорки-ребусы. Загадки.

19.Тематические группы слов        

Игра «Дополни группу», «Общее»  «Лишнее».  Найди слова. Загадки. «Доскажите словечко»

20.Знаете ли вы?        

Сценка-загадка «Лесной карнавал». Крылатые выражения. Скороговорки. Загадки. «Доскажите словечко»

21.Ребусы, игры, головоломки и еще кое-что        

Веселое зачеркивание. Ребусы. Загадки. Сквозная буква.  «Доскажите словечко». Анаграммы.

22.Ударение        

Практическая работа. Игра «Слово рассыпалось». Вопросы-шутки. Игра «Соображай быстро». Сценка «На арене цирка».    

23.Многозначность слов        

Практическая работа. Сказка-малютка «Про хвосты и головы». Инсценировка по рассказу Н.Сладкова «Овсянка». Крылатые выражения.  Наборщик. Анаграммы.

24. Грамматические игры        

Игры деда-Буквоеда «9 ос». «Змейка», анаграммы, загадки, шарады, «Шифровальщик», Буква заблудилась»

25. Синонимы        

Сказка «Переполох», игра «Найди друга», задачи Знайкина, игра «Из двух слов – одно». Загадки. «Доскажите словечко».

26.Антонимы        

Сказка «Яблоко» (Г.Сапгир). Игра «Наоборот». Грамматические задачи. «Зашифрованное слово». Грамматическая арифметика.

27. Крылатые выражения        

Сценка «Три загадки» (Н.Сладков). Ирга «Кто больше». Ира «Третье слово». Загадки. Игры деда-Буквоеда «9 ква».  

28. Состав слова. Корень        

Инсценировка «Кор и Ень». Игра Кто первый?». Игры деда-Буквоеда «9 котов». Игра «найди слова». Загадки.

29. Сложные слова        

Загадки.  Практическая работа. Игры деда-Буквоеда «1, 2, 3 ». Шифровальщик. Игра «Третье слово». Анаграммы.

30. Как интереснее изучать словарь        

Работа с текстами.  Игра «Заглянем в окошко». Игры деда-Буквоеда «9 люков». Загадки. Ребусы. Крылатые выражения.

31.Родное слово        

Инсценировка «Буква заблудилась». Шарады. Игра «Веселые буквы». Наборщик.

32. К тайнам волшебных слов. Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

33. КВН по русскому языку        

       

3.Тематическое планирование

урока

Тема урока

Дата

по плану

Дата

по факту

Веселые звуки

1

Удивительные невидимки звуки.

2

Слоговое лото.

3

Веселые звуки.

4

Игры со звуками.

5

Весёлые гласные звуки.

6

В мире согласных звуков

Веселые буквы

7

Загадки и стихи о буквах.

8

Куда спрятались буквы.

9-10

Буквы е, ё, ю, я. Их загадки на письме.

11

Ребусы, головоломки про буквы.

12

Буквы ь, ъ.

13

Путешествие по ленте букв.

14

В гости к Алфавиту.

15

По порядку становись.

Слова, слова, слова….

16

Слова, слова, слова….

17

Превращения слов

18

Скороговорки

19

Тематические группы слов

20

Знаете ли вы?

21

Ребусы, игры, головоломки и еще кое-что

22

Ударение

23

Многозначность слов

24

Грамматические игры

25

Синонимы

26

Антонимы

27

Крылатые выражения

28

Состав слова. Корень

29

Сложные слова

30

Как интереснее изучать словарь

31

Родное слово

32

К тайнам волшебных слов.

33

КВН по русскому языку



Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»

 1 класс

Количество часов в неделю - 1 час

Количество часов в 1 полугодии – 16 часов, во 2  полугодии -   17 часов

Количество часов в год - 33 часа

   Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы  «Занимательная математика»  Е.Э.Кочуровой.

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Ученик научится:

  •  анализировать предложенные  варианты решения задачи, выбирать из них верные;
  •  принимать и сохранять учебную задачу;
  •  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  •  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

Получит возможность научиться:

  •  использовать знаково-символические средства;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;
  •  складывать и вычитать в пределах 100;
  • правильно выполнять арифметические действия;
  •  рассуждать логически грамотно;
  • знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;

 анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и         вопрос, данные и искомые числа(величины);

  •  выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

2.Содержание курса внеурочной деятельности

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы вответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора.  «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1 1,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

3.Тематическое планирование

урока

Тема урока

Дата

по плану

Дата

по факту

1

Математика – это интересно

2

Танграм: древняя китайская  головоломка.

3

Путешествие точки.

4

Игры с кубиками.

5

Танграм: древняя китайская головоломка.

6

Волшебная линейка

7

Праздник числа 10

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

9

Игра- соревнование «Веселый счёт»

10

Игры с кубиками.

11

ЛЕГО- конструкторы.

12

ЛЕГО- конструкторы.

13

Весёлая геометрия

14

Математические игры

15

«Спичечный» конструктор

16

«Спичечный» конструктор

17

Задачи-смекалки.

18

Прятки с фигурами

19

Математические игры

20

Числовые головоломки

21-

Математическая карусель.

22

Математическая карусель.

23

Уголки

24

Игра в магазин. Монеты.

25

Конструирование фигур из деталей танграма

26

Игры с кубиками.

27

Математическое путешествие.

28

Математические игры

29

Секреты задач

30

Математическая карусель.

31

Числовые головоломки

32

Математические игры

33

Математические игры



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

ИМЕНИ СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И.»

Протокол № ______

от «____» ______20__ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол №___ от «______»

заседания МС

Председатель МС: Васильева Л.И.

___________________

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ «СОШ №6  

им. Сирина Н.И.»_

_______________  С.О. Москвина

Приказ № _______

от «____» ___________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности «Учусь создавать проекты»

(общекультурное направление)

уровень образования (класс): начальное общее образование (1 класс)

Учитель: Измайлова Лариса Алексеевна

Программа разработана на основе

  • требований ФГОС начального общего образования;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования школы;
  • авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей.  /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём. – М.: Издательство РОСТ, 2012.

Ханты-Мансийск – 2018


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»

 В результате изучения курса «Учусь создавать проект» обучающиеся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку своей работы;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:    

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  •  Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Программа  1 класса предусматривает достижение 1 уровня результатов:  предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.

     Обучающийся будет знать: основы проведения исследовательской работы; что такое мини – проект и творческий проект; методы исследования: наблюдение, опыт; способы поиска необходимой для исследования информации; правила сотрудничества в процессе исследования; основные логические операции, их отличительные особенности; правила успешной презентации работы.

     Обучающийся будет уметь: определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; подбирать материал, необходимый для исследования; оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других; сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА                             «УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»

1класс (33 часа)

Что такое проект: Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир

 Как выбрать тему проекта. Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? Хобби. Выбор интересной идеи. Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.

Цель и задачи проекта. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач исследования.

Гипотеза проекта. Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез. Обсуждение итогов прошедших занятий, формирование портфолио ученика.

Организация исследования. Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего плана исследования.

Поиск информации: книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, беседы со взрослыми, друзьями. Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы.

Наблюдение – доступный способ добычи информации. Наблюдение. Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения.

Эксперимент. Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента. Обсуждение итогов прошедших занятий, формирование портфолио ученика.

Индивидуальное исследование. Работа индивидуальная и коллективная. Индивидуальные консультации учителя.

Работа в паре. Выбор темы. Распределение работы в паре.

Работа в группе  Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.

Презентация. Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.

Подготовка к защите проекта. Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.

Защита работ. Урок-конференция. Коллективный и личностный анализ результатов. Формирование портфолио.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

ИМЕНИ СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И.»

Протокол № ______

от «____» ______20__ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол №___ от «______»

заседания МС

Председатель МС: Васильева Л.И.

___________________

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ «СОШ №6  

им. Сирина Н.И.»_

_______________  С.О. Москвина

Приказ № _______

от «____» ___________20__г.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «Учусь создавать проект»

для учащихся 1 «Б» класса

на 2018-2019 учебный год

(33 часа)

Учитель: Измайлова Лариса Алексеевна

Ханты-Мансийск – 2018

Тема урока

Количество часов

1

Кто я? Моя семья.

1

2

Чем я люблю заниматься. Хобби.

1

3

О чем я больше всего хочу рассказать.

Выбор темы проекта.

1

4

Как собирать материал? Твои помощники. Этап.

1

5

Повторение. Давай вспомним.

1

6

Проблема.

1

7

Проблема. Решение проблемы.

1

8

Гипотеза. Предположение.

1

9

Гипотеза. Играем в предположения.

1

10

Цель проекта.

1

11

Задача проекта.

1

12

Выбор нужной информации.

1

13

Интересные люди - твои помощники.

1

14

Продукт проекта.

1

15

Виды продукта. Макет.

1

16

Повторение пройденных проектных понятий.

1

17

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

1

18

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

1

19

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

1

20

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

1

21

Выступление перед знакомой аудиторией.

1

22

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.

1

23

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

1

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

1

25

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

1

26

Повторение. Давай вспомним.

1

27

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Играем в ученых. Поилка для цветов.

1

28

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.

1

29

Тест «Чему я научился?»

1

30

Памятка для учащегося-проектанта.

1

31

Твои впечатления от работы над проектом.

1

32

Пожелание будущим проектантам. Твои советы им. Коллективный проект.

1

33

Советы на лето от Мудрого Дельфина.

1

ВСЕГО за 1 класс

33



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

ИМЕНИ СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И.»

Протокол № ______

от «____» ______20__ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол №___ от «______»

заседания МС

Председатель МС: Васильева Л.И.

___________________

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ «СОШ №6  

им. Сирина Н.И.»_

_______________  С.О. Москвина

Приказ № _______

от «____» ___________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности «Шахматы» 

(общеинтеллектуальное направление)

уровень образования (класс): начальное общее образование (1 класс)

Учитель ______ Измайлова Лариса Алексеевна ___

Программа разработана на основе

  • требований ФГОС начального общего образования;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования школы;
  • авторской программы «Шахматы в школе» 1 класс / Э.Э.Уманская, Е.А. Прудникова, Е. И. Волкова.  - М: «Просвещение», 2017, рекомендованной Минобразования РФ к использованию во внеурочной деятельности.

Ханты-Мансийск – 2018


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К концу первого года обучения обучающиеся научатся:

  • Объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • называть шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • использовать правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения, обучающиеся должны научиться:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать (делать рокировку);
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1 класс (33 часа)

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

        Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению "до матового" периода игры.   На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. 

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат – 1 час

История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры – 29 часов

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии.

Соревнования – 3 часа

Дидактические игры и задания

  • "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
  • "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
  • "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
  • "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
  • "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
  • "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
  • "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
  • "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
  • "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
  • "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
  • "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
  • "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
  • "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
  • "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

ИМЕНИ СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И.»

Протокол № ______

от «____» ______20__ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол №___ от «______»

заседания МС

Председатель МС: Васильева Л.И.

___________________

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ «СОШ №6  

им. Сирина Н.И.»_

_______________  С.О. Москвина

Приказ № _______

от «____» ___________20__г.

Тематическое планирование

по курсу внеурочной деятельности «Шахматы»

для учащихся 1 «Б» класса

на 2018-2019 учебный год

(33 часа)

Учитель: Измайлова Лариса Алексеевна

Ханты-Мансийск – 2018

Тема урока

Количество часов

Сведения из истории шахмат

1

1

Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат.

1

Базовые понятия шахматной игры

29

2

Шахматная доска.

1

3

Горизонталь.

1

4

Вертикаль.

1

5

Диагональ.

1

6

Шахматная нотация

1

7

Шахматные фигуры и начальная позиция.

1

8

Ладья

1

9

Слон.

1

10

Ферзь.

1

11

Конь

1

12

Пешка.

1

13

Превращение пешки.

1

14

Король.

1

15

Ценность фигур.

1

16

Нападение.

1

17

Взятие. Взятие на проходе.

1

18

Шах и защита от шаха.

1

19

Мат.

1

20

Пат – ничья

1

21

Рокировка.

1

22

Основные принципы игры в начале партии.

1

23

Мат двумя ладьями одинокому королю.

1

24

Мат ферзём и ладьей одинокому королю.

1

25

Мат ферзём и королем одинокому королю.

1

26

Материальное преимущество.

1

27

Нарушение основных принципов игры в начале партии.

1

28

Партии – миниатюры

1

29

Запись шахматной партии.

1

30

Шахматный этикет

1

Соревнования

3

31

Шахматный турнир

1

32

Шахматный турнир

1

33

Шахматный турнир

1

ВСЕГО за 1 класс

33



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

ИМЕНИ СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И.»

Протокол № ______

от «____» ______20__ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол №___ от «______»

заседания МС

Председатель МС: Васильева Л.И.

___________________

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ «СОШ №6  

им. Сирина Н.И.»_

_______________  С.О. Москвина

Приказ № _______

от «____» ___________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Истоки» 

(духовно-нравственное направление)

уровень образования (класс): начальное общее образование (1 класс)

Учитель __________Измайлова Лариса Алексеевна____________

Программа разработана на основе

                      - требований ФГОС начального общего образования;

                      - требований к результатам освоения основной образовательной

                        программы начального общего образования школы;

       - авторской программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина, учебника для 1 класса «Азбука истоков», М. изд. «Истоки», 2011 год, автор Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А

Ханты-Мансийск – 2018


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ученик научится или получит возможность научиться:

  •  Проводить простейшую классификацию изученных объектов на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
  • Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты  
  • Использовать словари, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;  
  • Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план,
  •  Обнаруживать простейшие взаимосвязи использовать их для объяснения  
  • Определять характер взаимоотношений человека, находить примеры влияния этих отношений на здоровье и безопасность человека.
  • Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами,
  •  Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);
  • Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих,  понимать необходимость здорового образа жизни;
  • Воспитывать пиетет к  культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;
  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;
  • Фиксировать информацию о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ.
  •   Совершать поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете.  
  • Создавать информационные объекты в качестве отчёта о проведённых исследованиях.

Ученик научится или получит возможность

  • - научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;
  • - обеспечивать  социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;  
  • уметь слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1 класс (33 часа)

  1. Раздел Мир (12 часов)

СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА.

Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.

МИР И ЛАД.

Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.

ИСТОКИ И ШКОЛА.

Истоки глазами детей. Рождественский дар.

ИСТОКИ И РАДУГА.

Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.

СКАЗКИ ПУШКИНА.

В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

РОДНОЙ КРАЙ.

Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

ЩИТ И ГЕРБ.

Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее.  Святыня России. Герб.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ.

Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

  1. Раздел Слово. (10 часов)

СЛОВО.

Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.

ВЕСНА И СЛОВО.

Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО.

Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Груд и подвиг. Святое Слово.

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ.

Добро. Доброе Слово. Доброе дело.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.

Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг.

СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ.

Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

АЛЕША ПОПОВИЧ.

Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.

ЧАША ЖИЗНИ.

Жизнь. Любовь. Добрые дела.

  1. Раздел Образ. (5 часов)

РОДНИК.

Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник - начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

ОБРАЗ РОДИНЫ.

Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА.

Святой Александр Невский - солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

ОБРАЗ ПРАЗДНИКА.

День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

  1. Раздел Книга. (6 часов)

КНИГА.

Книга - живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец.

КНИГА КНИГ.

Собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа. Книга книг - Библия. Библия положила начало объяснению книг в семью - библиотеку.

ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ.

Чтение - сердечный дар. Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя.

ПЕРВАЯ КНИГА.

Первая книга соединяет труд   семьи и школы.

МИР КНИГИ

Итоговое занятие


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

ИМЕНИ СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И.»

Протокол № ______

от «____» ______20__ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол №___ от «______»

заседания МС

Председатель МС: Васильева Л.И.

___________________

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ «СОШ № 6  

им. Сирина Н.И.»_

_______________  

С.О. Москвина

Приказ № _______

от «____» ___________20__г.

Тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Истоки»

для учащихся 1 «Б» класса

на 2018-2019 учебный год

(33 часа)

Учитель: Измайлова Лариса Алексеевна

Ханты-Мансийск – 2018

Тема урока

Количество часов

Мир

12

1.

Вводное занятие. Солнышко, мама и папа

1

2.

Поле и лес. Поле и школа.

1

3.

Поле и семья. Школа и семья.

1

4.

Истоки и школа.

1

5.

Истоковская школа.

1

6.

Бесценный дар. (Рождество)

1

7.

Истоки и радуга.

1

8.

Сказки А.С.Пушкина

1

9.

Родной край

1

10.

Святыни России. Щит и герб.

1

11.

Святыни России. Флаг.

1

12.

Илья Муромец

1

Слово

10

13.

«Вначале было Слово»

1

14.

Весна и Слово.

1

15.

Золотое сердечко.

1

16.

Серебряное копытце.

1

17.

Честное слово. Добрыня Никитич.

1

18

Слово о родителях.

1

19.

Русские богатыри. Труд и подвиг.

1

20.

Алеша Попович.

1

21.

Жизни цель.

1

22.

Чаша жизни.

1

Образ

5

23

Образ родника

1

24

Образ Родины

1

25

Образ защитника Отечества.

(Благоверный князь Александр Невский.)

1

26

Образ праздника. (День Победы)

1

27

Георгиевская скала.

1

Книга

6

28

Книга

1

29

Книга книг

1

30

Живое слово книги

1

31

Первая книга

1

32

Мир книги

1

33

Обобщающий урок

1

ВСЕГО за 1 класс

33

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....