технологическая карта урока кубановедения "Именины"
план-конспект урока (3 класс)

Колесник Наталья Николаевна

ПРЕДМЕТ: кубановедение

КЛАСС: 3 

ТЕМА УРОКА: «Именины»

ТИП УРОКА: открытие новых знаний.

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с происхождением имен и значением их имени; узнать о древних именах.

ЗАДАЧИ:      

Обучающая: узнать о значении своего имени

Развивающая: развивать устную речь учащихся, мышление, память.

Воспитывающая: воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям, гордость и любовь к родному краю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kubanovedenie_13.05.2020.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: кубановедение

КЛАСС: 3 «А»

ТЕМА УРОКА: «Именины»

ТИП УРОКА: открытие новых знаний.

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с происхождением имен и значением их имени; узнать о древних именах.

ЗАДАЧИ:        

Обучающая: узнать о значении своего имени

Развивающая: развивать устную речь учащихся, мышление, память.

Воспитывающая: воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям, гордость и любовь к родному краю.

Формируемые УУД:

Коммуникативные УУД (КУУД)

- уметь аргументировать свой ответ;

слушать и понимать речь других;
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
формировать умение выслушивать и уважать мнение другого человека.

Регулятивные УУД (РУУД)
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
развивать умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД (ЛУУД)

- умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

проявлять интерес к изучению данной темы.

-ценностное отношение к здоровому образу жизни

Познавательные УУД (ПУУД)

- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию;

- формировать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия.

ХОД УРОКА:

№п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Николаевна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Здравствуйте!

Настраиваются на работу.

Регулятивные: -развивать умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

2.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1)  Как называется наука, которая в переводе с греческого означает «родословная»?

-А что такое «родословная»?

-На протяжении 100 лет сколько живет поколений?

-А если пройдет 200 лет, сколько сменится поколений?

-А если 1000 лет?

-Кто рождается в начале века?

-А в конце века кто живет?

2) В классе есть дети, которые являются правнуками и праправнуками потомственных казаков. Все вы ребята живете в семье, где вас очень любят. И домашнее задание у вас было связано с составлением родословной таблицы своей семьи

-Генеалогия.

-Это ряд поколений, происходящих от одного предка.

-3-4.

-6-8.

-До 40 поколений.

-Прадед.

-Его правнук.

Демонстрируются работы детей.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Регулятивные УУД:

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей и других людей по исправлению ошибок.

3.

Этап выявления места и причины затруднения.

-Исторически сложилось так, что современная Кубань стала домом для многих национальностей.

-Сколько национальностей проживает в крае?

Это русские, украинцы, белорусы, адыги, армяне, греки и многие другие. В каждой национальной семье обязательно есть дети, при рождении которым дают имя (открываю на доске рисунок с изображением детей и надписью имен всех национальностей).

Онома – в переводе с греческого означает имя. А наука, изучающая имена людей, - антропонимика.

-Откуда же пришли к нам имена?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-А какую цель мы поставим?

-В крае проживает более 120 национальностей.

-Мы не знаем.

-Именины.

-Познакомиться с происхождением имени.

Познавательные УУД:  постановка и формулирование проблемы; . Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение аргументировать свой ответ.

4.

Этап построения проекта выхода из затруднения.

В истории выделяются три этапа возникновения имен:

а) дохристианский, когда использовались самобытные имена, называли людей по характерным признакам или внешним особенностям. Например: Светлая – беленькая, Чернава – черненькая, Пискун – пищал, Прыгун – очень подвижный.

-Ребята, как вы считаете, по каким чертам характера называли детей?

Порядком рождения называли: Первой, Вторуня, Третьяк. Временами года: Весняна, Зимушка, явлениями природы: Метелица, Снежок.

б)  христианский – в 988 г. Русь приняла христианство. Эта религия была заимствована из Византии. Поэтому на Русь попали многие византийские имена, которые произошли от древнегреческих, древнеримских и древнееврейских.

в) этап после Великой Октябрьской революции, 1917 г.

Имена в этот период были имятворческие, то есть придумывали и называли в связи с переменами и событиями, связанными в жизни.

По обычаям адыгов, мальчика называли именем дедушки или доблестного джигита, а девочку именем бабушки или счастливой красивой женщины.

-Православные люди дают своим детям имена в честь какого то святого, по церковному календарю. Вот как это было: (стихотворение читает ученик)

А теперь послушайте еще одно стихотворение нашего кубанского поэта В. Неподобы, называется «Мое имя».

В классе у нас есть девочка, которая носит очень древнее старое имя, причем персидское, в переводе означающее «сильная», «побежденная». Вот она и прочтет нам это стихотворение.

Слайд Тайна вашего имени.

-Ребята, у вас у всех такие прекрасные имена. Так назвали вас родители. Давайте еще раз познакомимся с вами и узнаем, что означают ваши имена. (дети по очереди встают и называют свои имена, а учитель – значение этого имени)

-Имя – личное название, даваемое человеку при рождении.

-А вы знаете, что такое именины?

-Именины – праздник имени, день памяти святого, имя которого вы носите. Святцы – список христианских святых и праздников в календарном порядке.

-А вы знаете, как называли детей в царских семьях?

-В прошлом веке в купеческих семьях называли так своих детей: Тит, Гордей, Фома, Федул, Фрол, Дарья, Марья.

-В монашеских семьях: Варлам, Евлампий, Фотий.

-Как вы думаете, как называли детей в крестьянских семьях?

У нас на Кубани часто употребляют имена в народно-разговорной форме. Как вы считаете, с чем это связано?

Слушают рассказ учителя.

-По чертам характера: Добр, Храб, Молчак, Умник, Несмеян.

Был в старину такой обычай

Несли младенца в церковь

Там в страницы святцев, пальцем тыча,

Поп имена давал по дням

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким

Но если в день Иеронима,

То хошь, не хошь – Иероним!

Я живу в большущем доме.

Есть в нем Кати, Вали, Томы,

Роза есть и Зульфия,

Есть и Даша – это я!

Мне подружка отвечает:

- Я не знаю, что оно, имя Даша означает,

Только старое оно!

Оторвавшись от мопеда,

Разъясняет старший брат:

- Дарья – дар, подарок это,

А подарку кто не рад?!

-Иван, Александр, Николай, Павел, Мария, Анна.

-Гаврила, Арина, Матрена, Емельян, Фекла, Прасковья.

-Это связано с тем, что много проживает казаков-переселенцев из Запорожья и Дона.

Познавательные: умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, формулировать свою точку зрения. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника.

Физминутка

-Я вижу, что вы немного устали. Встаньте и повторяйте движения за мной.

Показывается видео динамической паузы.

Выполняют физминутку

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

5.

Этап реализации построенного проекта.

Работа в парах. (карточки).

-Прочитайте имена и попробуйте назвать их на русском языке. Например: Мыкола, Мыкыта, Мыхайло, Евдоха, Параска.

Проверяем. А как сегодня мы употребляем эти имена в литературной форме?

-На доске написана пословица: «Нэ имя красэ людыну, а людына имя».

-Прочитайте и объясните ее значение. (Не имя красит человека, а человек имя. Каждая группа вслух объясняет значение этой пословицы)

-Николай, Никита, Михаил, Евдокия, Прасковья.

Делятся на группы и объясняют значение пословицы.

Коммуникативные УУД:

умение выслушивать разные точки зрения и приходить к единому мнению.

Познавательные УУД:

умение выделять существенную информацию.

6.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Ребята, чем знаменито на Кубани имя Епистимия? Это очень редкое, малоизвестное старое имя.

 

-Что означает дата «30 сентября»?

Вера – верить в доброе.

Надежда – на хорошую жизнь, счастливое будущее.

Любовь – не только к родным, близким, но и к своей родине.

Работа с учебником с.48-49.

Работа в парах.

Игра  «Найди пару».

-На карточках вам даны имена: Лера, Саша, Сергей, Кирилл, Марина, Серёжа, Александр, Валерия, Лиля, Лилия. Распределите их по парам.

-Давайте проверим, что у вас получилось.

-Так звали мать девяти погибших сыновей в годы Великой Отечественной войны в г. Тимашевске.

-В этот день отмечают именины «Вера, Надежда, Любовь» - три созвучных древнерусских имени.Работают с учебником.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; умение оформлять свои мысли в устной форме.

7.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Индивидуальная работа с ромашками (написать на лепестках, как ласково произносят ваше имя родные, близкие и друзья).

Выполняют задание учителя.

Регулятивные УУД формировать умения осуществлять пошаговый контроль выполнения действий, контроль за результатом работы по выведенному алгоритму; понимать, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; формировать умения устанавливать соответствие полученного результата.

8.

Этап включения в систему знаний и повторения.

Итак, вспомним начало нашего путешествия.

- Всё ли мы узнали, о чём хотели узнать?

-Сбылись ли ваши планы?

- Какие источники познания помогли вам на уроке?

- А ещё чем можно воспользоваться?

- Назовите 3 этапа возникновения имен?

Отвечают на вопросы учителя.

Узнали много интересного, но не всё.

Регулятивные УУД:  - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные УУД: - аргументировать свои высказывания

9

Домашнее задание

Домашнее задание рабочая тетрадь стр….. задание…

Записывают домашнее задание.

Познавательные УУД:

используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

10.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

- Что, по – вашему, было на уроке интересным, удачным?

- Возникло ли у вас желание посетить эти страны?

- Где бы вы хотели побывать?

 Наклейте свои жетоны на флаг той страны, где вы хотели бы побывать и почему?

- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно. Спасибо за урок!

Оценивают свою деятельность на уроке при помощи смайликов.

Регулятивные УУД:  - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...