Дисграфия у младших школьников. Что это такое?
статья

Дисграфия – стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

Для профилактики и преодоления этих нарушений  у детей, необходимо использовать специальные упражнения для устранения специфических ошибок при письме и чтении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya_u_mladshih_shkolnikov.chto_eto_takoe.docx185.87 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия у младших школьников. Что это такое?

   Знаете ли вы, что такое дисграфия у младших школьников? Это такая «хитренькая дамочка», которая мешает школьникам нормально, грамотно и красиво писать. Кстати, лучшая подружка дислексии. Они частенько ходят парой. Но лучше бы они ходили где-нибудь в другом месте, подальше от наших детей и не мешали бы им нормально учиться.

Есть предложение узнать дисграфию получше, чтобы быстрее ее победить, если она вдруг появится на горизонте.

План:

1 Что это такое?

2 Откуда она берется?

3 Как выглядит дисграфия?

4 Кто поможет?

5 Виды дисграфии

5.1 Артикуляторно-акустическая

5.2 Акустическая

5.3 Оптическая

5.4 Аграмматическая

5.5 Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

5.6 Моторная

6 Защита от дисграфии

Что это такое?

почерк-ребенка-страдающего-дисграфией

   

Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

То есть у ребенка все в порядке с интеллектом, он знает все правила русского языка, которые он в школе проходил и прекрасно их помнит. А вот писать грамотно не может и все!

Родители удивляются, ну как вместо слова «приближение», можно написать «бриплишения»? Каааак??? Оказывается можно, если у тебя дисграфия. И это важно понять и вовремя заметить. И не тратить время на ругань и наказания, они не помогут. Хотя нет, могут помочь! Помочь замкнуться в себе. А оно нам надо?

Откуда она берется?

схема-причины-дисграфии

   Данное заболевание выявляется примерно у 30% школьников. Именно в начальной школе. Особо внимательными следует быть родителям:

- второклашек;

- левшей;

- переученных левшей;

- бывших воспитанников логопедических групп;

- детишек, в чьих семьях общаются на двух и более языках.

Так же причинами возникновения проблем с письмом могут являться:

  1. Генетическая предрасположенность (если у папы или мамы была дисграфия, то и у сына или дочки она будет).
  2. Инфекции и заболевания, затрагивающие мозг.
  3. Травмы родовые и черепно-мозговые.
  4. Недостаток речевого общения.
  5. Педагогическая запущенность.
  6. Слишком раннее начало обучения ребенка письму, когда он еще к этому не готов психологически.

Как выглядит дисграфия?

диктант-написанный-ребенком-с-дисграфией

   

   Выглядит она крайне непривлекательно. Ужасный, корявый, неровный почерк. Слова идут волной и наскакивают друг на друга.

При этом можно наблюдать:

- пропуски букв;

- замену одних букв другими;

- путаницу в словах, когда буквы меняются местами;

- слитное написание слов, которые должны писаться раздельно и наоборот;

- пропуски целых слов;

- оборванные предложения;

- путаницу в предложениях, когда слова меняются местами;

- замену заглавных букв прописными;

- пропуски знаков препинания.

В общем, полная чехарда получается у детишек! А у родителей получаются сплошные нервы и расстройства. А расстраиваться не надо! Некогда! Потому что пора бежать к специалистам за помощью.

Кто поможет?

   Само это не пройдет. Это невозможно!

Коррекцией этой проблемы занимаются логопеды или логопеды-деффектологи.

Специалист сначала проведет диагностику, познакомится поближе с речью ребенка, особенностями его почерка, ошибками при письме. Определится с видом дисграфии и разработает индивидуальную программу коррекции: подберет специальные упражнения, речевые игры. Подробно объяснит, как с ней бороться.

Родителям маленького дисграфика нужно быть готовыми к тому, что это дело не одного двух дней. На устранение проблемы могут уйти месяцы и даже годы работы. Но оно того стоит! И ради светлого будущего можно и постараться.

Так же здесь важно понять, что без помощи специалиста не обойтись, своими силами справиться с дисграфией крайне трудно, практически невозможно. Здесь все должны работать совместно: вы, ребенок, логопед и учитель.

Виды дисграфии

схема-виды-дисграфии

Артикуляторно-акустическая

   Школьник произносит звуки неправильно. И проговаривает их при письме тоже неправильно, соответственно и пишет он неправильно. Коррекция данного вида дисграфии будет направлена на правильное произношение звуков.

Акустическая

   В этом случае ученик произносит звуки правильно. Вот только он их путает. Особенно те, которые похожи по своему звучанию. Вы ему говорите: «Жук». А он слышит «шук». А как слышит, так и пишет.

Оптическая

   Наши прописные буквы очень друг на друга похожи. Все они состоят из одних и тех же элементов: кружочков, палочек, черточек, крючочков. Школьник никак не может запомнить, как их правильно размещать. Он знает, что здесь должна быть буква «ц», но вместо двух крючочков пишет три и получает в результате «щ». А еще он может писать зеркальные буквы, то есть развернутые в другую сторону.

Аграмматическая

   При таком виде дисграфии ребенок не может объединять части речи, например, существительные и прилагательные. И у него вместо «большая собака» получается вдруг «большой собака». Так же есть затруднения в склонении слов по родам и падежам.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

   Трудно дается деление предложений на слова, а слов на слоги и буквы. Искажается строение слов и предложений. Пропускаются гласные и согласные, переставляются местами буквы в словах и слоги. А также слова в предложениях.

Моторная

   Это когда все дело в руке ребенка, в пальчиках, которым тяжело держать ручку и выполнять много-много мелких движений, чтобы написать ту или иную буковку. Возможно, во время подготовки к школе было уделено мало внимания подготовки руки к письму.

Защита от дисграфии

   Можно ли предупредить это заболевание? Заняться профилактикой?

Здесь все зависит от причины, которая его вызвала. Если это, например, родовая травма, то дисграфия уже есть, и предупредить ее не получится.

Ну а если рассматривать социальные аспекты, которые влияют на возникновение дисграфии, то тут все в наших родительских руках. Нужно с ребенком заниматься, причем тем, к чему он готов психологически. Нужно с ним разговаривать, нужно перед школой готовить руку к письму, развивать мелкую моторику. Нужно вовремя решать логопедические проблемы. Нужно быть внимательным к своему ребенку и все будет отлично!

Ну а если дисграфия все-таки подобралась к вашему маленькому школьнику, то не отчаивайтесь. Берите в свою команду хорошего логопеда, принимайте в союзники учителя, настраивайте ребенка на победу.Желаю вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по профилактике дисграфии у младших школьников

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии....

Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников

Разработанный урок направлен на развитие просодических компонентов речи. Может быть полезен в работе учителей-логопедов школьных логопедических пунктов при общеобразовательных школах, педагогов учебно...

Презентация к обобщению опыта по теме"Профилактика и устранение дисграфии у младших школьников"

Презентация была подготовлена к выступлению на районном методическом объединении. В ней представлена моя система работы по устранению и профилактике дисграфии  с применением логопедических методо...

Роль профилактики в "борьбе" с дисграфией у младших школьников.

Статья раскрывает вопрос о важности профилактики нарушений письменной речи, рациональности её проведения еще в детском саду, задолго до начала обучения ребенка в школе. Описываются пердпосылки успешно...

Коррекция оптической и моторной дисграфии у младших школьников

в презентации дано определение дисграфии в том числе отличие оптической от моторной. Комплексное обследование детей. Виды ошибок. Основные направления корркционной работы....

Коррекция оптической и моторной дисграфии у младших школьников

основные направления работы, представлено большое разнообразие игр и упражнений для коррекции оптической и моторной дисграфии. Дана сравнительная характеристика...

Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)

laquo;Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии). Статья сопровождается материалом практической направленности/...