Оценка метапредметных результатов
материал

Оценка метапредметных результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenka_metapredmetnyh_rezultatov.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности оценки метапредметных результатов

В соответствии с ФГОС основным объектом системы оценки, ее содержательной  и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждого предмета.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижений обучающихся всех трех групп результатов образования: предметных, метапредметных и личностных.

(когда выставляется оценка по иностранному языку, она включает не только предметные результаты, но и метапредметные и личностные)

Оценка метапредметных результатов

Метапредметные результаты формируются за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

        Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:

  •  способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
  • расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
  • развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника, формирование мотивации к изучению иностранного языка;
  • развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • развитие смыслового чтения текстов разных стилей в соответствии с целями и задачами (просмотровое, поисковое, изучающее);
  •  умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  •  умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  •  способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  •  умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
  • осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности;
  • овладение умением координированной работы с разными компонентами УМК (учебникам, рабочей тетрадью, аудиодиском, справочными материалами и т.д.).

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Однако вклад учебных предметов в формировании отдельных  универсальных действий различен. Так, например, неоценим вклад  технологии в становлении и формировании регулятивных учебных действий, а иностранного языка в формировании коммуникативных и познавательных УУД.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться.

Оценку достижений метапредметных результатов подводят по итогам года. Мы можем оценить достижения метапредметных результатов одного ребенка или целого класса.

Таблица УУД


Класс


Метапредметные результаты


Регулятивные УУД


Познавательные УУД


Коммуникативные УУД


2 класс

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5.
 Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.
6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.
7. Корректировать выполнение задания.
8. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.
3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках.
4. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план.
5. Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием.
6. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
7. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.
8. Выполнять задания по аналогии

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.
3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
4.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
5.Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
6.Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


3 класс

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
4. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5.Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.
7.Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.
8. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
9. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов.
10.Оценивать собственную успешность в выполнения заданий

1. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.
3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.
4.Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
6. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.
7.Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия

1.Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.
3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
5. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.
6. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.


4 класс

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
2. Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
3.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
4.Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка
. 
5.Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
6.
 Ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.
7.
 Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники и рабочие тетради.
8. Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
9. Планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями:
 маршрут движения, время, расход продуктов, затраты и др.

1. Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений.
6.Составлять сложный план текста.
7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.

1. Владеть диалоговой формой речи.
2.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
4. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
5. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре.
Договариваться и приходить к общему решению.
6. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.
7.Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

  Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий.

Уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен.

      Во-первых, достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.

      Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру и другим предметам с учётом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.

 И, наконец, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.

В этом случае в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов наблюдения учителя или школьного психолога может быть оценено и достижение таких действий.

Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:

 - решение задач творческого и поискового характера (система заданий УМК: творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);
- проектная деятельность;  
- текущие, тематические, промежуточные и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;  
- комплексные работы на межпредметной основе,  
- мониторинг сформированности основных учебных умений.

В ходе текущей, тематической оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки при оценке диалогической речи целесообразно отслеживать не только владение диалоговой речью, но и уровень сформированности такого умения, как взаимодействия с партнером, ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника, стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Оценка диалогической речи

(1) Выполнение коммуникативной задачи

2 балла

(2) Взаимодействие с собеседником

2 балла

(4) Лексико-грамматическая правильность речи

2 балла

(5) Соблюдение произносительной формы

(отсутствие фонетических ошибок)

2 балла

(6) Интонационная правильность речи

2 балла

Максимальный балл

10

Планируемые метапредметные результаты (познавательные и коммуникативные: планирование, умение строить сообщение в устной форме, умение оформлять мысли в устной речи, формулировать собственной мнение, аргументировать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи.

Оценка монологической речи

(1) Выполнение коммуникативной задачи

2 балла

(3) Содержание

2 балла

(4) Лексико-грамматическая правильность речи

2 балла

(5) Соблюдение произносительной формы

(отсутствие фонетических ошибок)

2 балла

(6) Интонационная правильность речи

2 балла

Максимальный балл

10

 

В комплексной работе оцениваются сформированность большинства познавательных и регулятивных учебных действий, навыки работы с текстом, с информацией, логические операции.

Мониторинг освоения учебных программ и сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий может осуществляться на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК, представленных на листах с проверочными и тренинговыми заданиями.

В учебниках даются отдельные задания на определённые предметные и метапредметные умения.  Например, в упражнении учебника проверяются умения извлекать информацию, представленную в текстах, анализировать ее, сравнивать и использовать ее в выполнении заданий (познавательные УУД).

Контрольные работы по предметам включают задания, проверяющие уровень освоения УУД на каждом этапе обучения. Задания типа: «Проверь себя и подсчитай свои результаты» способствуют осуществлению самоконтроля, взаимоконтроля, самооценке. Такое оценивание влияет на эмоциональную сферу ребенка.

Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и таких познавательных УУД как целеполагание, планирование может основываться на устных и письменных ответах учащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в групповой работе.  

Поскольку формирование УУД будет осуществляться через внедрение междисциплинарных программ, то по мере внедрения стандартов и уточнения состава и планируемых результатов будут уточняться и процедуры оценки метапредметных результатов.

Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного процесса. Для этих целей может использоваться:

1) Портфолио учащихся, 2) таблицы «Оценка метапредметных результатов обучения», которые содержат перечень универсальных учебных действий, формируемых на каждом этапе обучения (в течение года). 3) проверочные и контрольные работы, нацеленные на проверку регулятивных и познавательных УУД. Заполненные таблицы позволяют провести качественный анализ индивидуальных достижений учащихся, выявить пробелы и скорректировать работу по освоению УУД.

При анализе результатов мониторинга, наблюдений учителя, материалов Портфолио учащегося становится очевидным: осуществляет ли ребёнок УУД на определённом учебном материале или на разном. Использование учебного действия в различных ситуациях на разном материале говорит о том, что оно освоено ребёнком как универсальный способ.

Методы контроля: наблюдения, тестирования, мониторинг.

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные; устный, письменные опрос; персонифицированные и неперсонифицированный.

Инструментарий контроля: задания УУД, таблицы УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист самооценки.

Результаты освоения универсальных учебных действий учитываются при выведении итоговых годовых отметок по предмету.

Метапредметные УУД

Оценка

Виды педагогического воздействия

Регулятивные УУД

0 (недопустимый уровень)  

Познавательные УУД

 1 (недостаточный уровень)

Обучение и тренировка

Коммуникативные УУД

2 (оптимальный уровень)

Итоговая оценка предметных и метапредметных результатов

Итак, предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
       В образовательном учреждении в начальной школе проводится мониторинг результатов выполнения трёх итоговых работ – по русскому языку, математике и комплексная работа на межпредметной основе.
      Итоговая оценка стоится на основе: 1) накопленной оценки (полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания фиксируемые в форме Портфолио учащегося). 2) оценки за итоговые письменные работы                3) оценки за презентацию проектной работы. Достижение опорного (базового) уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня и его превышение (повышенный уровень). Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

Анализ достижений учащихся включает:

 - текущую успеваемость обучающихся;
- динамику личных достижений учащегося в освоении предметных умений;
- активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах, соревнованиях;
- активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности;
        Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфолио учащегося. Портфолио предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Портфель достижений обучающегося – один из инструментов оценки динамики индивидуальных образовательных достижений ребенка (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т.д.). Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Портфель достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки. В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые обучающимися не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности.

В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:

 1) выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам.

2) материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам + работы  с более высоким уровнем формируемых учебных действий (по ин. языку – диктанты, сочинения, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, иллюстрированные авторские работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.д.).

3) систематизированные листы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.д.

4) материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности (участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и прочее.

Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведется на критериальной основе. По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы::

1) о сформированности у обучающихся универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих им возможность продолжения образования в основной школе;

2) о сформированности основ умения учиться (способность к самоорганизации с целью постановки  и решения учебно-позновательных и учебно-практических задач);

3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Формы представления результатов.

  • табель успеваемости по предметам;
  • тексты комплексных контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся;
  • устная оценка учителем успешности результатов, достигнутых учащимся, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • Портфолио учащегося;
  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных, личностных качеств обучающегося, УУД.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка метапредметных результатов

Листы наблюдений( познавательные   УУД, регулятивные  УУД, коммуникативные УУД)...

Итоговая работа по теме «Оценка метапредметных результатов начального общего образования средствами комплексной работы»

Итоговая работа по теме «Оценка метапредметных результатов начального общего образования средствами комплексной работы»...

Оценка метапредметных результатов

Материал разработан для мониторинга метапредметных результатов. Карта оценки личностных оснований социальной успешности школьников...

Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов.  Разработка системы оценки планиру...

Оценка метапредметных результатов

Формирование метапредметных результатов, а   именно универсальных учебных действий   (УУД) – качественно новая задача,   поставленная перед школой.  Метапредметные результаты образ...

Лист оценки метапредметных результатов

Таблица с перечнем метапредметных результатов обучающихся начальной школы....

Проблема контроля и оценки метапредметных результатов

                Проверка и оценка достижений планируемых результатов младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одн...