Рабочая программа по функциональной грамотности 1-4кл.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Горева Наталья Викторовна

Рабочая программа по функциональной грамотности "Читай, думай, считай". 1-4кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Ивановская область

Кинешемский муниципальный район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дьячевская средняя общеобразовательная школа»

___________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
Председатель

_____________(Демьяненко Е.В. )

Протокол №___________________

от "____" ______________  20___ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_______________(Баканова М.В.)

"____" ______________  20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________________(Катаева В.А.)

Приказ №___________________

от "____" ______________  20___ г.

                        М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по развитию функциональной грамотности   «Читай, думай, считай».

                                (указать предмет, курс или модуль)

Уровень обучения (класс)        начальное общее образование (1-4 классы)

Составитель(ли)        Горева Н.В.  1 категория.

Д.Дьячево

СОДЕРЖАНИЕ

1.Содержание модуля «Основы читательской грамотности».

            1.1. 1 класс

с.4

1.2. 2 класс

с.4

1.3. 3 класс

с.4

  1. Планируемые результаты освоения модуля

  1. Личностные результаты          

с.6

  1. Метапредметные результаты

с.6

  1. Предметные результаты.

  1.   1 класс

с.7

  1.   2 класс

с.7

  1.   3 класс

с.7

3.Тематическое планирование

  1. 1 класс

с.8

  1. 2 класс

с.8

  1. 3 класс

с.8

1.Содержание модуля «Основы математической грамотности».

            1.1. 1 класс

с.9

1.2. 2 класс

с.9

1.3. 3 класс

с.9

2. Планируемые результаты освоения модуля

  1. Личностные результаты          

с.10

  1. Метапредметные результаты

с.10

  1. Предметные результаты.

  1.   1 класс

с.10

  1.   2 класс

с.10

  1.   3 класс

с.10

3.Тематическое планирование

3.1.  1 класс

с.11

3.2.  2 класс

с.11

3.3. 3 класс

с.11

1.Содержание модуля «Основы финансовой грамотности».

            1.1. 1 класс

с.12

1.2. 2 класс

с.12

1.3. 3 класс

с.12

2. Планируемые результаты освоения модуля

  1. Личностные результаты          

с.14

  1. Метапредметные результаты

с.14

  1. Предметные результаты.

  1.   1 класс

с.15

  1.   2 класс

с.15

  1.   3 класс

с.15

3.Тематическое планирование

3.1. 1 класс

с.16

3.2. 2 класс

с.16

3.3. 3 класс

с.16

1.Содержание модуля «Основы естественно-научной грамотности».

            1.1. 1 класс

с.17

1.2. 2 класс

с.17

1.3. 3 класс

с.18

2. Планируемые результаты освоения модуля

  1. Личностные результаты          

с.19

  1. Метапредметные результаты

с.19

  1. Предметные результаты.

  1.   1 класс

с.20

  1.   2 класс

с.20

  1.   3 класс

с.20

3.Тематическое планирование

  1.  1 класс

с.21

  1.  2 класс

с.21

3.3  3 класс

с.22

1. Рабочая программа модуля «Основы читательской грамотности».

Содержание

1 класс

Тема 1. Настоящий читатель.

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Настоящий читатель много читает. Читаем и переживаем, испытываем эмоции. Чтение тексов из учебников русского языка, окружающего мира и математики. Сходство и различие текстов.

Тема 2. Любимые книги.

Любимая книжка. Обложка любимой книжки.

Лента времени. Писатели и их книги. Портреты писателей.

Любимые писатели. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто

Тема 3. Подведение итогов года.

Творческая работа «Твое представление о настоящем читателе (устное сочинение, рисунок и т.п.)

2 класс

Тема 1. Основные правила пользования библиотекой. Вводный урок.

Знакомство с понятиями «пользователь», «документ», «источники», «информация».

Тема 2. История возникновения информационных центров. Виртуальная экскурсия по мировым информационным центрам мира и страны. Структура библиотечных систем.

Тема 3. Библиотека  информационный центр школы. Система расстановки библиотечного фонда. Отделы библиотеки (читальный зал, абонемент, справочная, художественная, краеведческая литература и периодические издания)

Тема 4. Методы работы с информацией. 

Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения. Форма ведения дневника, иллюстрации.

Тема 5. Информационная культура школьника.

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ. Безопасный Интернет.

Тема 6. Подведение итогов.

Практическая работа. Самостоятельный поиск информации. Презентация дневника чтения за учебный год.

3 класс

Тема 1. Книги верные друзья.

Презентация дневника читателя. Отзыв о наиболее понравившейся книге, прочитанной за время летних каникул.

Тема 2. Писатели и художники в одном лице. 1 час.

Творчество писателей – иллюстраторов детских книг. Иллюстрирование сюжета по рассказу.

Тема 3. Будь здорова, книжка!

Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «Эти книги, лечим сами».

Тема 4. Библиотека  информационный центр школы.

Расширение представлений о библиотеке. Открытый доступ к книжному фонду. Система расстановки библиотечного фонда. Назначение разделителей на книжных полках. Правила пользования открытым доступом. Правила и обязанности читателя.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА).

Алфавитный каталог (АК).

Тема 5. Методы работы с книгой.

Структура книги. Знакомство с основными элементами книги. Дать понятия «титульный лист», «обложка», «аннотация», «содержание», «иллюстрация»; навыки самостоятельного выбора книг с помощью полученных знаний.

Тема 6. Подведение итогов.

Практическая работа. Самостоятельный поиск информации. Поиск информации по автору книги.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Личностными результатами изучения данного  курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления

Метапредметные

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии поставленной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • использованию навыки поиска и анализа информации в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;
  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • допускать возможность существования различных источников информации, в том числе совпадающих, и учитывать и сохранить авторство источника информации;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные:

  • правил пользования библиотекой;
  • основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие, форзац);
  • уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-популярная, справочная), иметь представление о различных видах литературы;
  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников;
  • знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры;
  • понимать значение терминов, определенных программой;
  • знать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;
  • овладение методами аналитико–синтетической переработки информации;
  • изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы;
  • ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь критически оценить и обработать найденную информацию;
  • уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы.

Виды и формы деятельности в рамках программы.

Виды организации занятий в данном курсе: игровые; познавательные, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: лекция-беседа, лекция-обзор урок–практикум, виртуальная экскурсия, библиотечный урок, конференция, выставка-обзор, консультация, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы.

Тематическое планирование

1 класс

Раздел

Количество часов

Электронные ресурсы

1

Настоящий читатель

4

https://otvet.mail.ru/question/79505570 

2

Любимые книги

3

https://skazki.rustih.ru/avtorskie-skazki/samuil-marshak-skazki/ 

https://avidreaders.ru/author/barto-agniya-lvovna/ 

3

Подведение итогов

1

Итого:

8 часов

2 класс

Раздел

Количество часов

Электронные ресурсы

1

Основные правила пользования библиотекой

1

http://achlib.ru/o-biblioteke/pravila-polzovanija-dlja-detei-do-10-let.html 

2

История возникновения информационных центров

2

3

Библиотека-информационный центр школы

1

https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/10/13/biblioteka-eto-informatsionnyy-tsentr-shkoly 

4

Методы работы с информацией

2

https://infourok.ru/effektivnie-metodi-i-priemi-raboti-s-informaciey-2041803.html 

5

Информационная культура школьников

1

https://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/informacionaja-kultura-uchaschihsja-formirovanie-informacionoi-kultury-u-uchaschihsja.html 

6

Подведение итогов

Итого:

8 часов

3 класс

Раздел

Количество часов

Электронные ресурсы

1

Книги-верные друзья

1

https://proza.ru/2010/04/06/1331 

2

Писатели и художники в одном лице

1

https://mel.fm/blog/oksana-grekhova/82501-5-literatorov-kotoryye-byli-eshche-i-khudozhnikami 

3

Будь здорова, книжка!

1

4

Библиотека-информационный центр школы

2

https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/10/13/biblioteka-eto-informatsionnyy-tsentr-shkoly

5

Методы работы с книгой

2

https://disshelp.ru/blog/osnovnye-metody-i-priemy-po-rabote-s-knigoj/ 

6

Подведение итогов

1

Итого:

8 часов

2. Рабочая программа модуля «Основы математической грамотности»

Содержание

1 класс

  1. Арифметические забавы

Из истории развития математики. Виды цифр. Римская нумерация. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами). Работа с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр).

  1. Логика в математике.

Ребусы. Разгадывание ребусов. Математические ребусы и их решение.

  1. Задачи с геометрическим содержанием.

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Творческая работа «Составление картины-аппликации из геометрических фигур».

2 класс

  1. Арифметические забавы.

Из истории математики. Как люди научились считать. Игры с числами. Магические квадраты. Задачи на сообразительность и внимание.

  1. Логика в математике.

Больше-меньше, раньше-позже. Быстрее-медленнее. Множество и его элементы. Способы задания множеств. Сравнение и отображение множеств. Истинные и ложные высказывания. Символы в реальности и в сказке.

  1. Задачи с геометрическим содержанием.

Задачи на разрезание и склеивание. Кодирование.

3 класс

  1. Арифметические забавы.

Ребусы. Шифры. Задачи про цифры. Закономерности. Задачи на взвешивание и переливание.

  1. Логика в математике.

Задачи на поиск закономерностей. Задачи с лишними и недостающими данными. Задачи, решаемые без вычислений.

  1. Задачи с геометрическим содержанием.

Задачи со спичками. Игра-головоломка «Пифагор».

      Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные:

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  • анализировать правила игры;
  • действовать в соответствии с заданными правилами;
  • включаться в групповую работу;
  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

  • использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
  • умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  • приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).

Тематическое планирование

1 класс

Раздел

Количество часов

Электронные ресурсы

1

Арифметические забавы

4

https://urok.1sept.ru/articles/628698 

2

Логика в математике

2

https://infourok.ru/zanimatelnaya-logika-v-matematike-1134053.html 

3

Задачи с геометрическим содержанием

2

Итого:

8 часов

2 класс

Раздел

Количество часов

Электронные ресурсы

1

Арифметические забавы

2

https://urok.1sept.ru/articles/628698 

2

Логика в математике

4

3

Задачи с геометрическим содержанием

2

https://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/zadachi_s_ghieomietrichieskim_sod 

Итого:

8 часов

3 класс

Раздел

Количество часов

Электронные ресурсы

1

Арифметические забавы

3

2

Логика в математике

3

3

Задачи с геометрическим содержанием

2

https://videouroki.net/video/19-zadachi-s-geometricheskim-soderzhaniem.html 

Итого:

8 часов


3. Рабочая программа модуля «Основы финансовой грамотности».

Содержание

1 класс.

Что такое финансовая грамотность.

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка. Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.

Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность.  Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). 

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства. 

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.

Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Что такое деньги? Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Что такое источник дохода. Откуда в семье деньги. Где и как хранятся деньги.

2 класс.
Что такое деньги и откуда они взялись. Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Какие деньги были раньше в России. Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

 Современные деньги России и других стран.  Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

3 класс.

Откуда в семье деньги. Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

На что тратятся деньги. Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить.  Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Как умно управлять своими деньгами. Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Как делать сбережения. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Планируемые  результаты учебной деятельности.

Личностными результатами изучения является формирование следующих умений:

  • осознавать себя как активного члена семьи, общества и государства;
  • овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  •  развивать самостоятельность и осознавать личную ответственность за свои решения в сфере финансов;
  •  развивать навыки сотрудничества с учителем, родителями, сверстниками во время подготовки к заданиям и обсуждению их итогов;
  • проявлять учебно–познавательный интерес к учебному материалу и способам решения элементарных финансовых задач;
  • объяснять различия между расходами  на товары  и  услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
  • овладевать навыками рефлексии во время обсуждения результатов

Метапредметными результатами обучающихся являются:

Регулятивные УУД:

  • понимать цели своих действий;
  • составлять простые планы с помощью учителя
  •  проявлять познавательную и творческую инициативу;
  •  оценивать правильность выполнения действий;
  •  адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей;
  • составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей;
  • оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач.

Познавательные УУД:

  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
  • освоить  способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладеть  логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: вести дискуссию, выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, аргументировать, доказывать, вступать в общение с целью быть понятым, проявлять доброжелательность и отзывчивость.
  • договариваться совместно о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), давать оценку и самооценку своей деятельности и других.
  • конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса;
  • осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  •  осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

  • понимать и правильно использовать  экономические термины;
  • иметь представление о роли денег в семье и обществе;
  • характеризовать виды и функции денег;
  • знать  источники доходов и направлений расходов семьи;
  •  рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  •  определять элементарные проблемы в области семейных финансов и пути  их решения;
  •  проводить  элементарные финансовые расчеты;
  • приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи.

Тематическое планирование

1 класс

Раздел

Количество часов

Электронныересурсы

1

Что такое финансовая грамотность?

1

https://invlab.ru/financy/finansovaya-gramotnost-dlya-detey/ 

2

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство.

3

https://infourok.ru/prezentaciya_po_poznaniyu_mira_na_temu_semya._rodstvennye_otnosheniya_4_klass-428275.htm 

3

Потребности. Товары и услуги.

3

https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-na-temu-dlya-chego-nuzhna-ekonomika-potrebnosti-lyudej-4224233.html 

Итого:

7 часов

 2 класс

Раздел

Количество часов

Электронные ресурсы

1

Почему так важно изучать финансовую грамотность?

1

https://infourok.ru/ek-finansovaya-gramotnost-urok-1-pochemu-vazhno-razvivat-svoyu-finansovuyu-gramotnost-4454233.html 

2

Что такое деньги и откуда они взялись.

3

https://infourok.ru/user/1061648/blog/urok-po-finansovoj-gramotnosti-vo-2-klasse-chto-takoe-dengi-i-otkuda-oni-vzyalis-187882.html 

3

Какие деньги были раньше в России.

2

https://infourok.ru/prezentaciya-k-vneurochnomu-zanyatiyu-po-finansovoj-gramotnosti-kakie-dengi-byli-ranshe-v-rossii-5805755.html 

4

Современные деньги России и других стран.

2

https://infourok.ru/prezentaciya-po-predmetu-okruzhayuschiy-mir-sovremennie-dengi-2826385.html 

Итого:

8 часов

3 класс

Раздел

Количество часов

Электронные ресурсы

1

Чему можно  научиться на уроках финансовой грамотности?

1

https://fulledu.ru/articles/1154_uroki-finansovoy-gramotnosti-v-shkole-dlya-chego-n.html 

2

Откуда в семье берутся деньги?

2

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-finansovoj-gramotnosti-na-temu-otkuda-v-seme-berutsya-dengi-3-klass-5195332.html 

3

На что тратятся деньги.

2

https://infourok.ru/prezentaciya-po-finansovoy-gramotnosti-na-temu-na-chto-tratyatsya-dengi-3930567.html 

4

Как с умом управлять своими деньгами.

3

https://infourok.ru/prezentaciya-po-finansovoy-gramotnosti-kak-umno-upravlyat-svoimi-dengami-1571551.html 

Итого:

  1. часов

 4. Рабочая программа модуля «Основы естественно-научной грамотности»

Содержание

1 класс

  1. Введение

Науки о природе. Как изучают природу? Изучать природу — значит, любить и охранять.

  1. Тайны за горизонтом.

Неблагоприятные и необычные явления природы.

  1. Жили-были динозавры… и не только они.

Первобытные животные. Кошки и собаки-друзья человека.

  1. Тайны камней.

История образования камней. Виды камней. Легенды о камнях.

  1. Загадки растений

Книга рекордов Гиннесса. Самые интересные факты о растениях.

  1. Эти удивительные животные

Книга рекордов Гиннесса. Самые интересные факты о животных.

  1. Планета насекомых

Книга рекордов Гиннесса. Самые интересные факты о насекомых.

  1. Загадки под водой и под землей

Удивительные свойства и тайны воды. Опыты с водой.

Творческая работа «Земля-наш дом родной».

2 класс

  1. Введение

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

  1. Тайны за горизонтом

Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце? Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь?

  1. Жили-были динозавры... и не только они

Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок? Почему люди не летают? Крокодилы. Какое животное первым появилось на суше? Как черепахи дышат под водой?

  1. Тайны камней

Когда были        открыты драгоценные камни? Что такое песок? Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? Как образуется золото?

  1. Загадки растений

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево. Где растут орехи? Почему крапива жжется? Как растет банановое дерево? Растения – рекордсмены.

  1. Эти удивительные животные

Потомки волка. Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения. Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?

  1. Планета насекомых

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. Как пауки плетут свою паутину? Что происходит с пчелами зимой? Правда ли что у многоножки сто ног? Охрана насекомых.

  1. Загадки под водой и под землей

Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица? Каково происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки забираются в землю?

       Творческая работа по заданной теме.

      3 класс

  1. Введение

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

  1. Тайны за горизонтом

Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде? Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева?

  1. Жили-были динозавры... и не только они

Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы? Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?»

  1. Тайны камней

Разнообразие камней. Айсберг. Что такое коралловый остров? Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней.

  1. Загадки растений

Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?). Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. Лекарственные растения (например: валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка); их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Почему оливу называют деревом мира?

  1. Эти удивительные животные

«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. Красная книга Томской области. Разумные дельфины. Животные – рекордсмены.

  1. Планета насекомых

Обладают ли кузнечики слухом? Почему комар считается злейшим врагом человека? Муравьи и их квартиранты. Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

  1. Загадки под водой и под землей

Что такое ракушка-прилипала? Как передвигается осьминог? Что такое насекомоядные растения? Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? Может ли вода течь в гору? Почему некоторые животные выглядят как растения?

Творческая работа по заданной теме.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; формировать ценности многонационального российского общества;
  • развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать;
  • развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
  • развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работу на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;
  • быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определять общие цели и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • оценивать правильность поведения людей в природе, быту.

Тематическое планирование

1 класс

Раздел

Количество часов

Электронные ресурсы

1

Введение

1

2

Тайны за горизонтом

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/08/23/prezentatsiya-tayny-nashey-planety 

3

Жили-были динозавры… и не только они

1

https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/zhilibyli-dinozavry.html 

4

Тайны камней

1

https://www.maam.ru/detskijsad/isledovatelsko-tvorcheskii-proekt-tainy-kamnei-avtor-vospitatel-vysshei-kategori-sazonova-e-a.html 

5

Загадки растений

1

http://www.myshared.ru/slide/271112 

6

Эти удивительные животные

1

https://infourok.ru/prezentaciya-samie-udivitelnie-zhivotnie-v-mire-1835693.html 

7

Планета насекомых

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-na-temu-planeta-nasekomyh-4401836.html 

8

Загадки под водой и под землей

3

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/02/04/zagadki-podvodnogo-mira 

Итого:

10 часов

2 класс

Раздел

Количество часов

Электронные ресурсы

1

Введение

1

2

Тайны за горизонтом

2

https://znanio.ru/media/tajny-za-gorizontom-kak-drevnie-nahodili-put-uchitelya-defektologa-markovoj-tatyany-yurevny-mobu-sosh--100-gorod-sochi-2510430 

3

Жили-были динозавры… и не только они

1

https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-urokov-okruzhayushego-m 

4

Тайны камней

1

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/10/14/uchebnyy-proekt-tayny-kamney 

5

Загадки растений

1

https://easyen.ru/load/nachalnykh/igra/zagadki_o_rastenijakh/217-1-0-44175 

6

Эти удивительные животные

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2018/10/13/prezentatsi 

7

Планета насекомых

1

http://www.myshared.ru/slide/407954/ 

8

Загадки под водой и под землей

2

https://infourok.ru/prezentaciya-zanyatiya-po-vneurochnoj-deyatelnosti-na-temu-zagadki-pod-vodoj-i-pod-zemlyoj-2-klass-4520066.html 

Итого:

10 часов

3 класс

Раздел

Количество часов

Электронные ресурсы

1

Введение

1

2

Тайны за горизонтом

1

https://infourok.ru/prezentaciya-chto-tam-za-gorizontom-puteshestvie-piteya-3-klass-5581186.html 

3

Жили-были динозавры… и не только они

1

http://www.myshared.ru/slide/886665/ 

4

Тайны камней

1

https://www.1urok.ru/categories/19/articles/24204 

5

Загадки растений

2

http://www.myshared.ru/slide/1331923/ 

6

Эти удивительные животные

1

http://www.myshared.ru/slide/740382/ 

7

Планета насекомых

1

https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/68992-prezentaciya-zemlya-planetanasekomyh-4-klass.html 

8

Загадки под водой и под землей

2

https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/86988-prezentaciya-morskie-zagadki-1-4-klass.h 

Итого:

10 часов

Календарно-тематическое планирование курса

по формированию функциональной грамотности

«Читай, считай, думай»

1 класс

Раздел, тема

Кол-во

 часов

Дата проведения

Модуль «Основы читательской грамотности»

1

Настоящий читатель

4

1

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе.

1

18.01

2

Настоящий читатель много читает. Читаем и переживаем, испытываем эмоции.

1

25.01

3

Чтение текстов из учебников русского языка, окружающего мира и математики. Сходство и различие текстов.

1

01.02

4

Лента времени. Писатели и их книги. Портреты писателей.

1

08.02

2

Любимые книги

3

5

Любимая книжка. Обложка любимой книжки.

1

22.02

6

Любимые писатели. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова.

1

01.03

7

Книги А.Л. Барто.

1

15.03

3

Подведение итогов

1

8

Творческая работа «Твое представление о предстоящем читателе»

1

05.04

Модуль «Основы математической грамотности»

4

Арифметические забавы

4

9

Из истории развития математики.

1

12.04

10

Виды цифр. Римская нумерация.

1

19.04

11

Работа с часами (циферблат с римскими цифрами)

1

26.04

12

Работа с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр)

1

03.05

5

Логика в математике

2

13

Ребусы. Разгадывание ребусов.

1

10.05

14

Математические ребусы и их решение.

1

17.05

6

Задачи с геометрическим содержанием

2

15

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.

1

24.05

16

Творческая работа «Составлению картины-аппликации из геометрических фигур»

1

31.05

Модуль «Основы финансовой грамотности»

7

Что такое финансовая грамотность?

1

17

Что такое финансовая грамотность?

1

23.11

8

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство.

3

18

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

1

30.11

19

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.

1

07.12

20

Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы».

1

14.12

9

Потребности. Товары и услуги.

3

21

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.

1

21.12

22

Что такое «товар». Какие бывают товары.

1

28.12

23

Где можно приобрести товары и услуги.

1

11.01

Модуль «Основы естественно-научной грамотности»

10

10

Введение

1

24

Науки о природе. Как изучают природу? Изучать природу, значит, любить и охранять ее.

1

09.09

Тайны за горизонтом

1

25

Неблагоприятные и необычные явления природы

1

14.09

Жили-были динозавры… и не только они

1

26

Первобытные животные. Кошки и собаки-друзья человека.

1

21.09

Тайны камней

1

27

История образования камней. Виды камней. Легенды о камнях.

1

28.09

Загадки растений

1

28

Книга рекордов Гиннесса. Интересные факты о растениях

1

05.10

Эти удивительные животные

1

29

Книга рекордов Гиннесса. Интересные факты о животных

1

12.10

Планета насекомых

1

30

Книга рекордов Гиннесса. Интересные факты о насекомых

1

19.10

Загадки под водой и под землей

3

31

Удивительные свойства и тайны воды. Опыты с водой

1

26.10

32

Свойства и тайны земли. Опыты с землей

1

09.11

33

Творческая работа «Земля -наш дом родной»

1

16.11

Итого

33 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по функциональной грамотности для учеников начальных классов

      Цель работы: развитие основ  функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника. Формирование функционально г...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММА КУРСА «Функциональная грамотность» 4 класс

Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...

Рабочая программа по функциональной грамотности 1 класс (новый фгос)

Рабочая программа по функциональной грамотности 1 класс (новый фгос)...

Рабочая программа по функциональной грамотности 1-4кл.

Рабочая программа по функциональной грамотности для 1-4 классов....

Рабочая программа по функциональной грамотности 1-4 классы 2023- 2024 год.

Пояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность: учимся жизни» разработана в соответствии с требованиями Федерального государстве...

Рабочая программа по функциональной грамотности 4 класс

Изучение данного курса начинается в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различ- ным видам речевой деятельности- письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом....

Рабочая программа по функциональной грамотности на 2023-2024 год

Первые шаги в функциональную грамотность...