Рабочая программа по функциональной грамотности 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Мейлинг Нина Федоровна

Изучение данного курса начинается в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различ- ным видам речевой деятельности- письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_funktsionalnaya_gramotnost.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для 4 класс «Функциональная грамотность» раз- работана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра- зования;
  • с требованиями к основной образовательной программе начального общего образования;
  • на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-соста- вители М.В. Буряк, С.А. Шейкина);
  • с основной образовательной программы начального общего образования ЧОУ «Гармония» на 2023-2024 учебный год;

«Функциональная грамотность» учитывает возрастные, обще-учебные и психологические особен- ности младшего школьника.

Центральным понятием в данном курсе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется как «функциональная грамотность». Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения мак- симально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, обще- ния и социальных отношений.

Изучение данного курса начинается в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различ- ным видам речевой деятельности- письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом

Известны недостатки в обучении младших школьников (по результатам ВПР в 4 классе, результа- тов участия российских школьников в международных исследованиях PIRLS, TIMS):

  • недостаточно владеют смысловым чтением;
  • не справляются с задачами на интерпретацию информации;
  • затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
  • не умеют высказывать предположения, строить доказательства.

Поэтому программа начинает формирование навыков функциональной грамотности именно в начальных классах.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая грамотность»,

«Естественнонаучная грамотность» и «Математическая грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценива- ется не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных во- просов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучаю- щихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях про- блем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучаю- щихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему граж- данину.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):

1 класс – 33 часа        2-4 классы – по 34 часа

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской кор- зины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотвори- тельный фонд.

Математическая грамотность(занятия 26-33):нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов поку- пок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.

3. Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

  • осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
  • овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
  • осознавать личную ответственность за свои поступки;
  • уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и ис- следования;
  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные:
  • проявлять познавательную и творческую инициативу;
  • принимать и сохранять учебную цель и задачу;
  • планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
  • оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах работы в группе;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно исполь- зовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по ма- тематике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименова- ние разде- лов

Воспитательные задачи

Кол-во часов

Цифровой ресурс

1.

Читатель- ская грамотность

Воспитание уважительного отношения к вечным ценно- стям человека.

Привитие любви и уважения к Отечеству, его языку, куль- туре. Формирование осозна- ния себя как члена общества, представителя страны.

8

Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-

 kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-

 yak-na-temu-dozhdevye-chervi-3-klass- 88519.html

Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp

Учи. Ру https://olympiads.uchi.ru/olymp/finance/ Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu- funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v- buryak-na-temu-kalcij-3-klass- 6188522.html

Математическая мастерская https://www.klass39.ru/reshaem- logicheskie-zadachi-1-4-klass/ 6)Учительский портал: Представлены уроки, тесты, презентации, внеклассные мероприятия, интерактивная доска, ком- пьютерные программы http://www.uchportal.ru/load/47-2-2 Образовательная соцсеть

nsportal https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/matematika/2021/03/20/metodichesk aya-kopilka-kombinatornye-logicheskie-i

2.

Финансовая грамотность

Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Формирование умения сопо- ставления доходов и расхо- дов, простые вычисления в области семейных финансов. Осознание личной ответ-

ственности за свои поступки.

7

3.

Естестве- нно-науч- ная

грамотность

Воспитание культуры обще- ния.

Формирование умения слу- шать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосно- вывать свою позицию выска- зывать свое мнение, быть го- товым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему реше- нию в совместной деятельно- сти, выполняя разные роли в

группе.

10

4.

Математи- ческая грамотность

Воспитание толерантного от- ношения к окружающим.

Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

9

Итого

34 часа

  1. 4 класс

Тема раздела

Тема урока

Содержание сказки

Дата

1

«Читательская грамотность» 8 часов

Старинная женская одежда

Содержание научно-познавательного текста.

2

Старинные женские голов- ные уборы

Содержание научно-познавательного текста.

3

Старинная мужская одежда и головные уборы

Содержание научно-познавательного текста.

4

Жилище крестьянской се- мьи на Руси (2 часа)

Содержание научно-познавательного текста.

5

6

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы

Содержание научно-познавательного текста.

7

История посуды на Руси

Содержание научно-познавательного текста.

8

Какие деньги были раньше в России

Содержание научно-познавательного текста.

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

  • способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чте- нием для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
  • умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
  • умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
  • умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с постав- ленной учебной задачей.

9

«Финансовая грамотность» 9 часов

Потребительская корзина

(2 часа)

Состав потребительской корзины.

10

11

Прожиточный минимум

Назначение прожиточного минимума.

12

Инфляция

Инфляция.

13

Распродажи, скидки, бо- нусы (2 часа)

Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк.

14

15

Благотворительность

Благотворительность.

16

Составляем словарик по финансовой грамотности (2 часа)

Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах.

17

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

  • понимание и правильное использование финансовых терминов;
  • представление о семейных расходах и доходах;
  • умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
  • представление о различных видах семейных доходов;
  • представление о различных видах семейных расходов;

представление о способах экономии семейного бюджета.

18

«Естественно - научная грамотность» 9 часов

Томат

Томат.

19

Болгарский перец

Болгарский перец.

20

Картофель

Картофель.

21

Баклажан. Семейство Пас- лёновые

Баклажан.

22

Лук

Лук.

23

Капуста

Капуста.

24

Горох

Горох.

25

Грибы

Грибы.

26

Проектная работа

Проектная работа

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

  • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и поста- новки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и фор- мулирования основанных на научных доказательствах выводов;
  • способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого позна- ния.

27

«Математическая грамотность»

8 часов

В бассейне

Расписание занятий, выгодная покупка.

28

Делаем ремонт

(2 часа)

Смета ремонта, расчёт стоимости строи- тельных материалов.

29

30

Праздничный торт

Рецепт торта, задачи на тройку величин

«цена, количество, стоимость».

31

Обустраиваем участок

Расходы на обустройство участка, пло- щадь и периметр

32

Поход в кино

(2 часа)

Расходы на поход в кино.

33

34

Отправляемся в путешествие

Расходы на путешествие.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

  • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных кон- текстах;
  • способность проводить математические рассуждения;
  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и пред- сказывать явления;
  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и прини- мать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Итого

34 часа

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, демонстрацион- ный экран.

Для преподавания курса может использоваться учебно-методический комплекс:

  • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 32с.
  • Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 класс общеобразоват. орг. в 2 ч.– М.:ВАКО, 2020 – 112с.
  • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 класс общеобразоват. орг.

– М.:ВАКО, 2020 – 64с.

  • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразоват. орг.

– М.:ВАКО, 2018 – 32с.

  • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 112с.
  • Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая программа. 4 класс общеобразоват. орг.

– М.:ВАКО, 2018 – 56.

Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya- gramotnost/

Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/ Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/ Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руковод- стве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по

ссылке: https://resh.edu.ru/instruction

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ

ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy- gramotnosti/

Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение») Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)

 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ        

  1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения

«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

  1. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/).
  2. Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного учрежде- ния «Федеральный институт качества образования».

Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по функциональной грамотности для учеников начальных классов

      Цель работы: развитие основ  функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника. Формирование функционально г...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММА КУРСА «Функциональная грамотность» 4 класс

Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...

Рабочая программа по функциональной грамотности 1 класс (новый фгос)

Рабочая программа по функциональной грамотности 1 класс (новый фгос)...

Рабочая программа по функциональной грамотности 1-4кл.

Рабочая программа по функциональной грамотности для 1-4 классов....

Рабочая программа по функциональной грамотности 1-4кл.

Рабочая программа по функциональной грамотности "Читай, думай, считай". 1-4кл....

Рабочая программа по функциональной грамотности 1-4 классы 2023- 2024 год.

Пояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность: учимся жизни» разработана в соответствии с требованиями Федерального государстве...

Рабочая программа по функциональной грамотности на 2023-2024 год

Первые шаги в функциональную грамотность...