Основы финансовой грамотности
рабочая программа (3 класс)

Мирошник Татьяна Владимировна

Программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_finansovoy_gramotnosti_3_klass.docx111.67 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Омской области

Комитет по образованию Русско-Полянского муниципального района

БОУ "Алаботинская СОШ"

РАССМОТРЕНО

   СОГЛАСОВАНО

   УТВЕРЖДЕНО

МО начальных классов

    Зам.по ВР

        Директшколы

Руководитель МО

     Малец Н.Г.

Протокол №11

        Приказ №50

Гошенко Л.И..

Протокол №5

от "06" 06  2022 г.

от "06" 06  2022 г.

от "04" 06  2022 г.

                                     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                          учебного курса внеурочной деятельности          

                                               «Основы финансовой грамотности»

                                    для 3 класса начального общего образования

                                      на 2022-2023 учебный год

Составитель: Мирошник Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

1.Пояснительная записка

          Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями:

  • федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Министерства просвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
  • стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
  • СП 2.4.3648-20;
  • СанПиН 1.2.3685-21;
  • основной образовательной программы НОО БОУ «Алаботинская СОШ», утвержденная приказом № 50 от "06" 06.2022 г

        Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Цель курса: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Место курса в плане внеурочной деятельности БОУ «Алаботинская СОШ»: курс предназначен для обучающихся 3 класса и рассчитан на 17 часов в год.

2. Содержание курса внеурочной деятельности

      Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.

Это проявляется:

• в выделении в цели программы ценностных приоритетов;

• в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;

• в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.

        Курс «Основы финансовой грамотности» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, и представления информации и публичных выступлений.

Тема 1.Введение в экономику (1 час): Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика;
Тема 2. Потребности (5 часов): Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.
Тема 3.Товары и услуги (3 часа): Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы;
Тема 4.Деньги (8 часов): Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

  1. Личностные результаты:

Гражданско-патриотическое воспитание:

становление ценностного отношения к своей Родине - России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

уважение к своему и другим народам;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание:

формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

бережное отношение к природе;

неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира;

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

2. Метапредметные результаты:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

2) базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

3) работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

2) совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

  1. Предметные результаты:


Обучающийся научится:
 понимать и правильно использовать экономические термины;
 иметь представление о роли денег в семье и обществе;
 уметь характеризовать виды и функции денег;
 знать источники доходов и направлений расходов семьи;
 уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
 проводить элементарные финансовые расчеты.


4. Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения

Количество часов

ЭОР/ЦОР

Дата проведения

1

Введение в экономику. Знакомство с понятием«экономика».

Виртуальная экскурсия

1

http://school-collection.edu.ru/

11.01

2

Потребности. Что такое «потребность».

Деловая игра

1

http://uchi.ru/

http://www.int-edu.ru/

18.01

3

Какие бывают потребности;
Домашнее хозяйство.

Конкурс Знатаков

1

http://www.int-edu.ru/

25.01

4

Распределение ролей в семье.

Ролевые игры

1

http://school-collection.edu.ru/

01.02

5

Домашние обязанности в семье.

Ролевые игры

1

http://school-collection.edu.ru/

08.02

6

Что такое бюджет семьи.

Проектная, исследовательская деятельность

1

http://uchi.ru/

http://www.int-edu.ru/

15.02

7

Что такое «товар». Какие бывают товары.

Практикум

1

http://uchi.ru/

22.02

8

 Где можно приобрести товары и услуги.

Экскурсия

1

http://school-collection.edu.ru

01.03

9

 Зачем нужна реклама.

Творческие задания

1

http://www.int-edu.ru/

15.03

10

Зачем нужны деньги.

Квест

1

http://uchi.ru/

22.03

11

Как появились деньги.

Презентация, беседа

1

http://school-collection.edu.ru

05.04

12

Деньги и страны.

Игра

1

http://www.int-edu.ru/

12.04

13

Где и как хранятся деньги.

Олимпиада по финансовой грамотности

1

http://uchi.ru/

19.04

14

 Что такое источник дохода.

Викторина

1

http://www.int-edu.ru/

26.04

15

Что такое «маркетинг».

Виртуальная экскурсия

1

http://school-collection.edu.ru

03.05

16

Обмен. Рынок. Торговля.

Практикум

1

http://uchi.ru/

10.05

17-

18

Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

Деловые и ролевые игры

2

http://school-collection.edu.ru

17.05

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Основы финансовой грамотности" 2 класс

Данная программа составлена на основе авторской программы "Финансовая грамотность"  автор Ю.Н.Корлюгова , в рамках совместного проекта Министерства финансов РФ и Всемирного банка "...

Внеклассное мероприятие по основам финансовой грамотности

Материал предназначен для внеклассного мероприятия в рамках реализации программы по основам финансовой грамотности....

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности в начальной школе», 3 класс

Данный курс реализует интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи....

Интегрированный урок по математике и основам финансовой грамотности в 4 классе

Тема: Повторение  пройденного материала. Площадь. Периметр.Цель: Создать условия для повторения изученных тем в разделе «Действия над числами и  величинами»Форма: Математический ...

Основы финансовой грамотности в начальной школе

laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 4 классов в сфере экономики семьи.Курс рассчитан на 17 часов (2–3 классы) и 17часов (4 кла...