Русский язык
план-конспект урока (2 класс)

Фрагмент урока на 15 минут

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что такое имя существительное»

Класс: 2

Цель: Создание условий для ознакомления с именем существительным как часть речи, формировать умения распознавать имя существительное среди других частей речи.

Задачи:

  1. Формировать умение определять вопрос имени существительному;
  2. Развивать умение находить имена существительные в тексте;
  3. Воспитывать трудолюбие к учебе.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Оборудование: УМК «Школа России», учебник «Русский язык» авторы-составители В.П. Канакина и В.Г. Горецкий, ИКТ, презентация.

Межпредметная связь: «литературное чтение»

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Научиться ставить вопрос к имени существительному;

Метапредметные УУД:

Личностные:

  1. Мотивировать себя на учебную деятельность;

Регулятивные:

  1. Развивать умение высказывать свое предположение;

Познавательные:

  1. На основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные:

  1. Развивать умение слушать и понимать других.

Этап

Деятельность учителя

УУД

I.        Мотивационный этап(2 мин)

Здравствуйте, ребята, меня зовут….., и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Работа с пословицей

- Прочитаем пословицу вместе (слайд 1)

«Какие труды, такие и плоды»»

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Правильно, чем больше своих сил, времени и стараний на выполнение какого-либо дела мы  затратим, тем лучше результат нас ожидает.

Мотивация:

Сегодня на уроке, я предлагаю вам стать учеными, и исследовать одну из частей речи. У вас на столах лежат дневники «Юного  ученого», за каждое выполненное задание будем ставить «плюс»  Если вы готовы работать – покажите класс.

Л 1

К 1

Р 1

II.        Актуализация знаний(5 мин)

Повторение ранее пройденного:

Давайте вспомним, из чего состоит наша речь? (наша речь состоит из предложений)

А, из чего состоят предложения? (из слов)

________________________________________________________________

(На слайде №1 даны слова)

- Как одним словом можно назвать: мышка, баран, слон - это (животные)

-Верно, а капитан-это…(человек)

- Можем сказать, что эти слова обозначают живые предметы? (Да)

-А, слова: шары, камыш - это тоже обозначают предметы, только какие? (не живые)

-Может быть, кто-нибудь из вас уже знает, как в русском языке называются слова, которые обозначают предметы?  (не знаем)

-Я вижу что, вопрос у вас вызвал затруднение. Чтобы узнать ответ на вопрос, я предлагаю вам решить анаграмму. (слайд 2)

-Какое слово получилось? (существительное)

- А как называется часть речи?

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

-Отлично, молодцы.

- Сегодня мы с вами познакомимся с частью речи «имя существительное».

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Правильно, тема нашего урока «Что такое имя существительное»

Какую цель поставим перед собой?

-Верно, целью нашего урока будет узнать, что такое имя существительное,

 что оно обозначает, и на какие вопросы отвечает.

-Отталкиваясь от цели по какому плану будем сегодня работать?

-А я вам предлагаю такой план, если вы согласны хлопните.

План.(слайд 5)

 (План перепутан, поставьте в правильную последовательность)

ТБ при работе с инт. Оборудованием.  

Не трогайте оборудование влажными руками,

Не смотрите на свет проектора,

Пользуйтесь тыльной стороной стилуса.

 1. Что обозначает имя существительное.

 2. На какие вопросы отвечает.

3. Роль существительных в речи и предложении.

-Оцените свою работу  в дневниках «Юного  ученого»

Л1,

Р1,

К1,

П1

III. Открытие новых знаний(7 мин)

Работа по первому пункту плана. Узнать, что обозначает имя существительное.

- В начале урока мы говорили, что имя существительное обозначает предметы, животных и людей.  

-Чтобы узнать, что еще обозначает имя существительное, выполним задание на карточках.

(Что обозначает имя существительное)

Проверим. (на сайде)

У кого так же покажите «солнышко».

-Сделаем вывод, что обозначает имя существительное.  (Предметы и вещи, людей и животных, явления природы, события, чувства и качества людей). У кого так же ставьте плюс в дневник ученого.

Работа по второму пункту плана. На какие вопросы отвечает имя существительное.

-Вспомните, какая вторая задача стоит перед нами?

-Верно, мы должны узнать, на какие вопросы отвечает имя существительное.

-Прочитаем про себя правило в учебнике на странице 45.

-….., прочитай вслух.

Элемент научности

- Ученые выяснили, что  имя существительное- самая многочисленная часть речи по количеству слов.

 Около 40%  всех слов в русском языке имена существительные.

-Сейчас вы разделись на 2 группы, Наташа, Полина и Катя будут работать у интерактивной доски, а Ира, Даша и Юля будут работать у интерактивной панели. (Слайд 7)

 Помните про ТБ.

1 группа - ищет имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто?

2 группа – на вопрос Что?

-Поменяйтесь оборудованием и проведите взаимопроверку, если ваши одноклассники, верно, выполнили задание, покажите солнышко. Хорошо, садитесь.

А теперь давайте сделаем вывод, на какие вопросы отвечают имена существительные. Кто? Что?

- ПРАВИЛЬНО, имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

Игровой момент:

-Я вам называю слова, если это имя существительное поднимаем руки вверх.

 Цапля, сова, прыгать, школа, дождь

-Молодцы.

-Если мы выполнили второй пункт плана, покажите класс, отлично!

-Оцените свою работу в дневнике.

________________________________________________________________

Работа по третьему пункту плана:

-Какая третья задача стояла перед нами?

-Молодцы, узнать роль существительных в речи и предложении..

 на доске текст: (слайд 8)

Пуш..стый …. (снег) укрыл п..риной поляну. Вот промчался трусливый …. (заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … (лисицы). Стучит по стволу дерева … (дятел).

- Прочитайте текст самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.)

- Что нужно сделать, для того, чтобы текст стал понятным? (вставить пропущенные слова)

- Какой можно сделать вывод о имени существительных  в речи и предложениях.( ответы)

В стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова, (на слайде 9), пропущены имена  существительные. Вставьте их на панели.

-….., вставит слова, а…… прочитает. Как называется стихотворение?

-Верно! Мы бы не смогли красиво формулировать предложения и объяснять понятия.

IV.        Закрепление(3 мин)

Самостоятельная работа

А сейчас выполните разноуровневую самостоятельную работу, выберите карточку, задания которой вы сможете выполнить.

Зеленая карточка.

Подчеркните имена существительные одной чертой.

История, медведь, белый, играть, мама, имя, именной, пуговица, новый, порядочный, окно, выставка.

Красная карточка.

Вставь пропущенные буквы,  и подпишите сверху вопрос кто? или что?

Гор_ д, дев_ чка, м_ шина, м_ л_ ко, м_ дведь, М_ сква, су_ _ ота, с _ бака, яг_ да, л_ сица, в_ р_ бей, вет _ р, б_ рёза.

-А теперь проведите самопроверку под документ камерой. У кого так же ставьте + в оценочные листы

_______________________________________________________________

Творческая работа:

-Назовите, какие существительные есть на картинке? Составьте по одному предложению.

(Слайд 10)


V.        Итог урока. Рефлексия(2 мин)

Итак, с какой темой мы с вами сегодня познакомились?

-Скажите, что же такое имя существительное?

Слова, которые обозначают предметы, события, природные явления  и отвечают на вопрос кто? или что? Называются именами существительными и отвечают на вопросы  Кто? Что?

Вернемся к цели и плану нашего урока , мы достигли цели урока и выполнили все пункты плана покажите класс.

-Молодцы!

Работа с пословицей.

«Где учение, там и умение»

Подумайте и скажите, как вы ее понимаете.

 

Вывод

Эта пословица говорит нам что, лишь при помощи учения можно чему-то в жизни научиться, чтобы что-то уметь.

- Оцените свою работу на уроке. Подсчитайте количество + в вашем оценочном листе. Если у вас стоит + на каждой ступеньке, поставьте себе 5, если + на четырех ступеньках, поставьте себе 4, если на трех, то 3. Покажите свой дневник «Юного ученого». Я согласна с вашей самооценкой.

- Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали на уроке, и я вижу, что вы любите получать новые знания.

-Спасибо за работу на уроке. Я закончила.

                             Раздаточный материал:

Дневник «Юный ученый»

Дневник «Юный ученый»

Дневник «Юный ученый»

Сформулировали: тему, цель и

план урока.

Сформулировали: тему, цель и

план урока.

Сформулировали: тему, цель и

план урока.

Знаем, что обозначает имя  существительное.

Знаем, что обозначает имя  существительное.

Знаем, что обозначает имя  существительное.

Узнали, на какие вопросы  

отвечает.

Узнали, на какие вопросы  

отвечает.

Узнали, на какие вопросы  

отвечает.

Узнали, о роли имени

существительном  в

предложении и речи.

Узнали, о роли имени

существительном  в

предложении и речи.

Узнали, о роли имени

существительном  в

предложении и речи.

Выполнили самостоятельную работу.

Выполнили самостоятельную работу.

Выполнили самостоятельную работу.

Дневник «Юный ученый»

Дневник «Юный ученый»

Дневник «Юный ученый»

Сформулировали: тему, цель и

план урока.

Сформулировали: тему, цель и

план урока.

Сформулировали: тему, цель и

план урока.

Знаем, что обозначает имя  существительное.

Знаем, что обозначает имя  существительное.

Знаем, что обозначает имя  существительное.

Узнали, на какие вопросы  

отвечает.

Узнали, на какие вопросы  

отвечает.

Узнали, на какие вопросы  

отвечает.

Узнали, о роли имени

существительном  в

предложении и речи.

Узнали, о роли имени

существительном  в

предложении и речи.

Узнали, о роли имени

существительном  в

предложении и речи.

Выполнили самостоятельную работу.

Выполнили самостоятельную работу.

Выполнили самостоятельную работу.

Что обозначает имя существительное.   Что обозначает имя существительное.  Что обозначает имя существительное.

Явление природы:                                     Явление природы:                                   Явление природы:

События:                                                     События:                                                 События:

Чувства людей:                                         Чувства людей:                                        Чувства людей:

Качества людей:                                        Качества людей:                                      Качества людей:

Зеленая карточка.

Подчеркните имена существительные одной чертой.

История, медведь, белый, играть, мама, имя, именной, пуговица, новый, порядочный, окно, выставка.

________________________________________________________________________________________________________

Красная карточка.

Вставь пропущенные буквы,  и подпишите сверху вопрос кто? или что?

Гор_ д, дев_ чка, м_ шина, м_ л_ ко, м_ дведь, М_ сква, су_ _ ота, с _ бака, яг_ да, л_ сица, в_ р_ бей, вет _ р, б_ рёза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...