Конспект урока по финансовой грамотности "Правила составления семейного бюджета"
план-конспект урока (3 класс)

Пеняскина Дарья Юрьевна

В данном уроке Вы найдете ответы на вопросы "Что такое доходы, расходы?", "Как пополняется семейный бюджет?", "Как накопить на свою мечту?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_po_finansovoy_gramotnosti.docx981.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сценарий урока по этапам

 «Правила составления семейного бюджета»

1 этап. Организационно-мотивационный.

Учитель: 

-Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания.  Помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка.

Дети слушают учителя. Поворачиваются друг к другу, смотрят, улыбаются. Садятся на места, настраиваются на урок.

На доске запись: эпиграф урока

Учитель: 

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».

- Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке.

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

2 этап. Актуализация знаний и введение в жизненную ситуацию.

Учитель: актуализирует с детьми полученные ранее знания: что такое бюджет, доходы, расходы (через учебную презентацию).

Обучающиеся: отвечают на вопросы учителя, вспоминают пройденный материал.

Учитель: Знакомит детей с жизненной ситуацией, представленной в виде отрывка из мультфильма  «Малыш и Карлсон» и текста на слайде.

Обучающиеся: Знакомятся с предложенным материалом, определяют тему урока.

Жизненная ситуация.

Как и Малыш, четвероклассница Вика давно мечтала о собаке. Посмотрев в очередной раз свой любимый мультфильм, она подошла к старшему брату с вопросом:

 - Костя, как ты думаешь, а мне мама с папой когда-нибудь купят  собаку? Я так давно о ней мечтаю!

- Откуда я знаю, спроси у них сама, - отмахнулся Костя.

- Я спрашивала, а они всегда говорят: «Посмотрим». Я и ухаживать за щенком сама буду, и кормить, и убирать. Ну что им стоит?...

- Что им стоит? А вот это интересный вопрос, - сказал Костя. О какой именно собаке ты мечтаешь?

- О лабрадоре. Он такой милый!

- Ну, давай узнаем, во сколько же родителям обойдется твое желание.

Костя и Вика изучили объявления о продаже питомцев и узнали, что щенок лабрадора стоит 15000 рублей.

- Вика, а ты не подумала о том, что наш семейный бюджет может не позволить родителям совершить такую покупку?

- Почему? - удивилась Вика. Мама и папа каждый месяц получают зарплату. И ты стипендию.

- Понимаешь, не всегда доходы семьи превышают расходы, и тогда трата денег на необязательные нужды просто невозможна.

- Что же делать? Неужели моя мечта никогда не исполнится?

Решение ситуации: посоветовать семье Вики и Кости планировать свой семейный бюджет: составить список всех доходов, записать все предстоящие расходы, расставив их в приоритетном порядке. Сравнить доходы и расходы семьи.

Если доходы превышают расходы, нужно откладывать сбережения.

Если расходы превышают доходы, то необходимо искать дополнительный источник доходов, либо отказаться от ненужных трат.

3 этап. Постановка и решение учебных задач.

Учитель: предлагает посмотреть обучающий видеоролик по теме урока, акцентируя внимание учащихся на новых для них понятиях и правилах.

Обучающиеся: знакомятся в предложенным материалом, анализируют его.

Вопросы для обсуждения содержания видеоролика:

Что такое семейный бюджет?

Что такое доходы?

Из чего складываются доходы семьи?

Что такое расходы?

Что такое непредвиденные расходы?

4 этап. Постановка и решение практических задач.

1 задание: «Назовите правила составления семейного бюджета».

Учитель: предлагает учащимся на основе видеоролика записать в тетради правила составления семейного бюджета. В каждом правиле должно быть не больше 3-5 слов.

Обучающиеся: анализируют прозвучавшие в видеоролике правила, выделяя главное.

2 задание: «Непредвиденные расходы».

Учитель: предлагает детям записать 5-7 примеров непредвиденные расходов семьи.

Обучающиеся: выполняют задание.

3 задание: «Доходы и расходы семьи Третьяковых».

Учитель: предлагает учащимся поработать в парах: ознакомиться с предложенным текстом и на основании его составить таблицу доходов,   расходов и годовой бюджет семьи Третьяковых.

Обучающиеся: работая в парах, анализируют текст, составляют таблицы, выполняют необходимые расчеты.

Текст для выполнения задания.

Папа Вики Третьяковой работает водителем. Его зарплата составляет 30 000 рублей в месяц. По выходным он подрабатывает таксистом. За год это приносит ему 150 000 рублей.

Мама Вики - учитель. Зарплата мамы - 15 000 рублей. Она занимается репетиторством, что приносит еще 4000 рублей в месяц.

Дедушка - художник. Получает пенсию 12 000 рублей, и еще в этом месяце продал картину за 3000 рублей.

Костя - студент, его стипендия 4000 рублей в месяц.

У семьи есть вклад в банке 100 000 рублей. В этом году доход от вклада составила 8000 рублей.

Дедушка сдает свою квартиру и получает за нее 13 000 рублей в месяц.

На текущие покупки семья тратит 50 000 в месяц. На коммунальные услуги, транспорт и лечение - 20 000 рублей.

Семья купила Вике телефон за 7000 рублей. В этом году был сделан ремонт за 200 000 рублей.

Доходы семьи Третьяковых

Виды доходов

Сумма в месяц, руб.

Сумма в год, руб.

Зарплата папы

Зарплата мамы

Пенсия дедушки

Стипендия сына

Дополнительный доход папы

Дополнительный доход мамы

Выручка с продажи картины

Проценты по вкладу

Доход от сдачи квартиры в аренду

Итого

Расходы семьи Третьяковых

Виды расходов

Сумма в месяц, руб.

Сумма в год, руб.

Текущие покупки

Коммунальные услуги, транспорт, лечение

Покупка телефона

Ремонт

Итого

Годовой бюджет семьи Третьяковых

Доходы

Расходы

Сбережения

Учитель: по результатам работы просит детей сделать выводы. Дает понятия «дефицитный бюджет», «избыточный бюджет», «сбережения».

Обучающиеся: сравнивают доходы и расходы семьи за месяц и за год, приходят к выводу, что семья Третьяковых может сделать сбережения.

4 задание: «Покупка щенка»

Учитель: предлагает детям, пользуясь полученными данными из предыдущего задания, рассчитать, за какое время семья Вики сможет накопить на покупку щенка.

Обучающие: производят необходимые расчёты, делают вывод.

5 этап. Закрепление материала. Рефлексия.

Учитель: предлагает детям закрепить полученные знания, выполнив тестовое задание на тему «Правила составления семейного бюджета», задает вопросы по основным понятиям урока.

Обучающиеся: выполняют задание, отвечают на вопросы учителя.

По результатам выполнения итогового тестирования учащиеся под руководством учителя формулируют правила составления семейного бюджета:

1. Подсчитайте общий доход семьи.

2. Подсчитайте все обязательные расходы.

3. Сравните доходы и обязательные расходы. Если доходы больше расходов, продолжайте составлять бюджет.

4. Подумайте, сколько денег вы можете отложить на сбережения и непредвиденные расходы.

5. Подсчитайте, сколько денег вы можете потратить на желательные расходы.

Рефлексия.

На магнитной доске размещены два кошелька, на одном надпись «Доходы», на втором - «Расходы». На столах у детей вырезанные из плотной бумаги монетки.C:\Users\user_2.DNS\Desktop\кошелек.jpg

C:\Users\user_2.DNS\Desktop\кошелек.jpghttps://cstor.nn2.ru/forum/data/forum/files/2019-07/235301601-1024x1024bb.png

Учитель: предлагает детям проанализировать свою работу на уроке, понимание материала и в случае, если полученные знания и выполненная работа на высоком уровне, опустить свою монетку в кошелек «Доходы». Если урок не принес ученику ожидаемого результата, то монетку опустить в кошелек «Расходы».

Обучающиеся: выполняют оценку своей работы на уроке, по результатам рефлексии класс делает вывод, получил ли он в конце урока сбережения.

6 этап. Домашнее задание.

Учитель: обращает внимание детей на то, что содержание щенка тоже требует определенных затрат и предлагает дома вместе с родителями посчитать бюджет своей семьи на следующий год, включив в него расходы на приобретённого щенка.

ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ (ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА)IMG_256IMG_256

Как и Малыш, четвероклассница Вика давно мечтала о собаке. Посмотрев в очередной раз свой любимый мультфильм, она подошла к старшему брату с вопросом:

 - Костя, как ты думаешь, а мне мама с папой когда-нибудь купят  собаку? Я так давно о ней мечтаю!

- Откуда я знаю, спроси у них сама, - отмахнулся Костя.

- Я спрашивала, а они всегда говорят: «Посмотрим». Я и ухаживать за щенком сама буду, и кормить, и убирать. Ну что им стоит?...

- Что им стоит? А вот это интересный вопрос, - сказал Костя. О какой именно собаке ты мечтаешь?

- О лабрадоре. Он такой милый!

- Ну, давай узнаем, во сколько же родителям обойдется твое желание.

Костя и Вика изучили объявления о продаже питомцев и узнали, что щенок лабрадора стоит 15000 рублей.

- Вика, а ты не подумала о том, что наш семейный бюджет может не позволить родителям совершить такую покупку?

- Почему? - удивилась Вика. Мама и папа каждый месяц получают зарплату. И ты стипендию.

- Понимаешь, не всегда доходы семьи превышают расходы, и тогда трата денег на необязательные нужды просто невозможна.

- Что же делать? Неужели моя мечта никогда не исполнится?..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему "Семейный бюджет"

Интерактивный урок составлен по  учебнику Плешакова 4 класс. В урок включены структуры сингапурской методики. Данный урок раскрывает такие понятия как "семейный бюджет", "доход", "расход". Рассма...

Урок окружающего мира по теме: "Семейный бюджет"

Урок для учащихся  3 класса УМК "Перспектива".Урок решения  учебной  задачи. Предметные результаты, на уроке учащиеся должны усвоеть понятия : доходы, расходы, семейный бюджет....

Конспект урока по окружающему миру Тема: Семейный бюджет.

Сформировать у детей первоначальное представление о семейном бюджете. Регулятивные УУДНаучить анализировать и объяснять, как ведется семейное хозяйство.  Личностные УУД  ...