Формирование читательской грамотности при работе с текстом на уроках литературного чтения и окружающего мира
материал

Дубинина Светлана Викторовна

Формирование читательской грамотности при работе с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare_15.11.2022.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре по теме «Формирование читательской грамотности при работе с текстом  на уроках литературного чтения и окружающего мира»

15.11.2022г.

Учитель  начальных  классов

МБОУ Милютинской СОШ

 С.В. Дубинина

 

В век современных технологий роль книги утрачена, интерес к чтению у детей существенно снижен. Школьники отдают предпочтение просмотру телевизору, игре в компьютер, планшет, телефон и т.д. Базовым гуманитарным предметом, способствующим формированию читательской грамотности, считаются уроки литературного чтения и окружающего мира, на которых предполагается решение не только узкопредметных задач, но и общих для всех предметов задач развития младшего школьника.

Уроки литературного чтения и окружающего мира создают основу всего последующего образования, в котором чтение носит ярко выраженный и метапредметный характер. Они играют основополагающую роль в формировании читательской грамотности младших школьников, осознании себя как грамотного читателя.

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, принимать участие в социальной жизни.

Под читательской грамотностью рассматривается способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, определяемых обществом и играющих важной значение в жизни индивида.

В течение продолжительного времени педагоги начальной школы и исследователи в данной области говорили о работе с текстом, но при этом в начальной школе не выделяли ее как важную задачу. На сегодняшний день перед современной начальной школой поставлена задача формирования читательской грамотности младших школьников. В соответствии с ФГОС НОО читательская грамотность – это один из планируемых результатов обучения.  

Читательская грамотность включает в себя следующие умения, необходимые для работы с текстами:

1)        умения, полностью основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании элементарные суждения:

–        умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы;

–        умения найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

–        опираясь на текст, сформулировать элементарные выводы;

2)        умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контекста собственных знания читателя:

–        устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

–        интерпретировать их, соотнося с общей идей текста;

–        реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Младший школьный возраст является наиболее эффективным для формирования читательской грамотности. Для того, чтобы решение данной проблемы было успешным, необходимо создание психолого-педагогических условий, направленных на поддержку и развитие детского чтения в образовательном пространстве школы.

Формирование читательской грамотности у младших школьников предполагает создание необходимых для этого условий, а также учет факторов на уровне школы, на уровне учителя и на уровне ученика. Педагоги для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности должны использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, применяя разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности. Большую роль в формировании читательской культуры младших школьников играют уроки литературного чтения и окружающего мира, где дети учатся работать с текстом и получать для себя новую информацию. В качестве важнейшего условия формирования читательской грамотности младших школьников выделяют организацию работы с учебными заданиями на уроках литературного чтения и окружающего мира.

Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы. Выбор приемов должен быть таким, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. Рассмотрим приемы в рамках актуальных педагогических технологий.

1.        Технология критического мышления, важнейшей целью которой является формирование мыслительных навыков младших школьников, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать разнообразные стороны явлений).

В рамках данной технологии предлагается использованием следующих приемов:

1)        прием «чтение с остановками», материалом проведения которого выступает повествовательный текст. На начальной стадии урока младшие школьники по названию текста высказывают свои предположения, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока осуществляется чтение текста по частям. После чтения каждого фрагмента школьники высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета;

2)        прием «работа с вопросником», используемый при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Педагог предлагает детям ряд вопросов к тексту, на которые им необходимо ответить. Причем вопросы и ответы представлены как в прямой, так и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт;

3)        прием «Знаю, узнал, хочу узнать», используемый как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Детям предлагается таблица с тремя графами «Знаю», «Узнал», «Хочу узнать», в которой они самостоятельно записывают ответы;

4)        прием «уголки», использование которого предполагается при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Суть данного приема состоит в том, что класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, руководствуясь текстом и своим жизненным опытом, другая – отрицательных, обосновывая свое мнение цитатами из текста;

5)        прием «написание творческих работ», играющий большую роль на этапе закрепления изученной темы. Например, младшим школьникам предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Данная работа выполняется учениками в зависимости от уровня их развития;

2.        Технология проблемного обучения, предполагающая создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности младших школьников, заключающейся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления.

Существуют следующие приемы создания проблемных ситуаций:

1)        проблемные ситуации между двумя (или более) положениями:

– одновременное предъявление противоречивых фактов, теории или точки зрения;

–        «столкнуть» разные мнения школьников с помощью вопроса или практического задания;

2)        проблемные ситуации между житейским представлением младших школьников с помощью вопроса или практического задания «на ошибку», а затем предъявляется научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.

3.        Проектная технология, рассматриваемая в качестве совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности, имеющей общую цель, согласованные методы и способы деятельности, обеспечивающие достижение результата – создание проекта.

Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются:

1)        написание сочинения-рассуждения на заданную тему;

2)        выполнение творческой работы – иллюстрации к произведению, викторина или кроссворд по теме;

3)        сочинение своего стихотворения, басни, сказки.

4.        Игровая технология, обеспечивающая достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Данная технология предполагает получение и обмен информации, формирование навыков общения и взаимодействия. На этапе закрепления изученного материалы рекомендуется использование следующих приемов:

1)        «крестики-нолики», предполагающий проведение работы в парах: одни ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения, материала на этапе закрепления или при проверке домашнего задания младшие школьники задают друг другу вопросы. Победителем становится тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков;

2)        «древо мудрости», которое заключает в том, что сначала быстро, но внимательно младшие школьники читают текст. Далее каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске).

5.        Информационно-коммуникационная технология, которая в рамках формирования читательской грамотности является особенно актуальной. Она предусматривает работу с разными источниками информации. При проведении словарной работы для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.

6.        Здоровьесберегающая технология, которая является неотъемлемой частью уроков литературного чтения и окружающего мира. Она обеспечивает создание на уроке зоны психологического комфорта.

7.        Личностно-ориентированная технология, предполагающая создание на уроке учебной ситуации, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности младших школьников. При реализации данной технологии в процессе формирования читательской грамотности важно создать эмоционально положительный настрой школьников на работу.

Таким образом, сочетание указанных приемов способствует эффективной организации работы на уроках литературного чтения и окружающего мира по формированию читательской грамотности. Рассмотренные приемы обеспечивают развитие у младших школьников навыков мышления и рефлексии, которые являются важнейшими составляющими понятия «читательская деятельность».

Продуманная и целенаправленная работа с текстом дает возможность ученику из большого объема информации получить нужную и полезную, а также сформировать социально-нравственный опыт и познавать окружающий мир.

___________ С.В. Дубинина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)

 «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер       Целью образования в современно...

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

Индивидуальный план самообразования. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.

На этой странице представлен индивидуальный план самообразования учителя начальных классов по теме " Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтен...

Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения

Читательская грамотность-это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые мы , как читатели получаем из ...

Средства и приёмы работы по формированию читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения

В данной статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. Выделены приемы формирования читательской грамотности у младших школьников на уроках лите...

Доклад на тему "Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения"

Доклад по данной теме можно использовать учителям начальной школы, молодым специалистам, студентам и практикантам....

статья ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ

Статья может быть полезна для учителей начальных классов. В ней раскрыты возможности использования музыки на уроках литературного чтения для активизации читательской активности младших школьников в на...