Рабочие программы, 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Саидова Берлант Даидовна

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение», 4 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Математика», 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._aop_po_lit.chteniyu_4_klass.docx224.01 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное образование

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

городской округ город Пыть-Ях

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

D:\АТТЕСТАЦИЯ 2\Рисунок (2) — копия.jpg

Адаптированная рабочая программа

для обучающихся с ограниченными возможностями

 здоровья с НОДА (вариант 6.2) в рамках ФГОС

начального общего образования

по учебному предмету «Литературное чтение»

по учебно-методическому комплекту «Школа России»

для  обучающейся 4 В класса ФИ

Учитель  Саидова Б.Д.

2022-2023 учебный год,

г. Пыть-Ях

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по курсу «Литературное чтение» для 4 класса разработана на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

- Федерального  государственного образовательного  стандарта  начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009)  с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г.

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья " (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847).

-Приказа Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы…» (Пр.№1087 от 13.08.2015 г.)

-Адаптированной основной образовательной программы  для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением опорно-двигательного аппарата) МАОУ «Прогимназия «Созвездие».

- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Прогимназия «Созвездие».

- Учебного плана МАОУ «Прогимназия «Созвездие».

- Программы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение», (Литературное чтение Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: /пособие для общеобразовательных организаций/ Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий - М.: Просвещение, 2021. – 205с.

Предмет «Литературное чтение» входит в образовательную область «Филология».

Программа предназначена для обучающейся 4в класса ФИ……………………………. (Заключение ТПМПК протокол №252 от 17.10.2018 г.). ИМЯ………. не может обходиться без помощи взрослых, занятия проходят на специально оборудованном кресле. Девочка проговаривает отдельные гласные звуки, слова не говорит. Слушает рассказ учителя внимательно, но быстро устаёт. Писать и раскрашивать девочка не может, так как не удерживает в руках предметы более 2-3 секунд. На вопросы учителя о правильности и неправильности ответа отвечает только кивая головой, «да», «нет»,

Разработанная адаптированная рабочая программа предусматривает реализацию особых образовательных потребностей обучающейся с НОДА:

– применение дополнительных средств обучения для лучшего запоминания и повторения;

– разделение изучаемого материала на небольшие логические блоки, выполнение заданий небольшими шагами;

– увеличение доли конкретного материала и соблюдение принципа от простого к сложному при объяснении материала;

– необходимость большего времени на первичное ознакомление с учебным материалом;

– использование специальных методов, приемов и средств обучения (дидактических пособий, визуальных средств);

– наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач

 - наличие системы заданий, обеспечивающих систематизацию вербального материала, его схематизацию, перевод в таблицы, схемы

- наличие наглядного сопровождения изучаемого материала (схемы, таблицы, раздаточный материал);

 – наличие четкой системы и алгоритма организации самостоятельных работ и проверки заданий с обязательной корректировкой и комментариями;

– увеличение доли методов социальной стимуляции (обращение внимания, апелляция к ограничениям по времени) на занятиях.

– индивидуализация обучения;

- мотивирование при помощи игровых компьютерных технологий;

- профилактика утомления на уроках (использование физкультурной паузы, профилактика зрительного утомления, смена одного вида деятельности другим)

- регламентирование работы за компьютером;

- особый речевой режим работы (хорошая артикуляция учителя, немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов, обеспечение зрительного контакта во время говорения);

– дополнительное использование зрительного восприятия в различных коммуникативных ситуациях.

Адаптированная рабочая программа для обучающейся с НОДА предусматривает применение специальных технологий:

- здоровьесберегающие технологии (соблюдение ортопедического режима (регулярная смена вертикального и горизонтального положения тела в целях нормализации тонуса мышц спины, сидение в статической позе не более 10–15 минут, сидение с опорой ног на ножную подставку (угол 90°), соблюдение эргономического режима, зрительного режима);

- использование ПК и специализированных индивидуальных компьютерных средств;

- применение дистанционных технологий;

- дифференциация заданий с учетом двигательного нарушения и недостаточности зрительно-моторной координации.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

         Для корректного овладения навыками чтения помимо общеречевого развития, необходимо достаточное созревание психофизиологических функций, например, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, пространственной ориентации, зрительного восприятия, внимания, зрительно-моторной координации, памяти. Необходимость использования разнообразных приемов и методов при обучении чтению детей с НОДА проявляется из-за различных по своей структуре степеней нарушения двигательной и речевой функции, а также особенностей формирования психических процессов.

         Особенности и степень выраженности нарушений речи зависят от локализации и тяжести первичного дефекта, темпа созревания корковых речевых зон. При тяжелом поражении центральной нервной системы наблюдается полное или почти полное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.

         Нарушения артикуляционной моторики задерживают формирование голосовой активности, влияют на звукопроизносительную сторону речи. Тяжесть нарушений звукопроизношения может усиливаться за счет дыхательных расстройств, нарушения голоса. Из-за снижения работы анализаторных систем школьники с НОДА и интеллектуальной недостаточностью часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отмечаются трудности звуко - буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения.

        Основными причинами возникновения затруднений при обучении чтению у детей с речевой патологией является недоразвитие фонематических процессов, полиморфные нарушения в звукопроизношении, бедный словарный запас, многочисленные ошибки при употреблении лексико-грамматических категорий, трудности в связной речи, при построении самостоятельный высказываний. Как следствие, дети с нарушениями речи с трудом учатся звуковому анализу и синтезу слов, у них возникают проблемы при запоминании букв и соотнесению их со звуком речи. Некоторые из них даже при совместной работе логопеда, дефектолога и учителя длительное время не могут освоить способ слияния гласных и согласных. В дальнейшем они читают очень медленно, допускают большое количество ошибок и не могут объяснить прочитанное или подобрать картинку, которая обозначает смысл прочитанного.

Цели образовательно-коррекционной работы

        Рабочая программа реализует познавательные и социо-культурные цели и способствует решению следующих задач:

 - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова, совершенствование речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать;

 - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельности.

 Коррекционные задачи, реализуемые на уроках литературного чтения:

- развитие связной речи;

 - развитие активного, активизация пассивного словаря;

- развитие наглядно-образного мышления;

 - развитие словесно-логического мышления;

- развитие слухового внимания и памяти;

 - формирование умения планировать свою деятельность.

        Коррекционная работа включает:

- предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;

- коррекцию нарушений психофизического и психофизиологического развития медицинскими, психологическими, педагогическими средствами;

- формирование у обучающихся с НОДА механизмов компенсации дефицитарных психомоторных функций;

- формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся усваивать общеобразовательные предметы.

        Комплексная программа коррекционной работы предусматривает медицинское воздействие (коррекцию двигательных нарушений), специальную психолого-педагогическую, в том числе логопедическую работу, а также психологическое сопровождение.

        Программа коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей детей с НОДА, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с НОДА с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей и ресурсов детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА));

- возможность освоения детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата АООП и их адаптации к условиям образовательного учреждения.

 

Общая характеристика учебного предмета

        Cпецифика курса литературного чтения требует особой организации учебной деятельности школьников в форме урока.

         Обучение курса дает возможность развивать у учащихся основные виды речевой деятельности.

         При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: игровые, технология опорных сигналов, проективные. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: внеклассного чтения, кружковой деятельности, игры, викторины. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме теста.

Описание места учебного предмета в учебном плане 

        На изучение курса «Литературное чтение» выделяется: - 136 часов (4 часа из обязательной части учебного плана, 34 учебных недели).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

        Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.         Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

        Предметные результаты:

 1) понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

 2)  осознавать значимости чтения для личного развития; формировать представления о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировать потребности в систематическом чтении;

3)  достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладеть чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

 4) использовать разные видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) уметь использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) уметь работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Уметь написать отзыв на прочитанное произведение;

 8) развивать художественно-творческих способностей, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

        Планируемые результаты освоения учебного предмета 

Учащиеся научатся: 

  • с помощью учителя определять главную мысль прочитанного программного произведения (рассказа, сказки);
  •  составлять простой план (в форме вопросов или предложений);
  •  самостоятельно находить в тексте незнакомые слова и выражения и с помощью учителя или по словарю выяснить их значения;
  •  практически различать по жанрам произведения (стихотворение, сказка, рассказ).

Учащиеся получат возможность научиться:

  •  правильно, осознанно, выразительно и с определенной скоростью читать доступный пониманию текст целыми словами с переходом к чтению словосочетаниями, соблюдением ударения в словах, правильной интонации и смыслового (логического) ударения и пауз;
  • делить произведение на части и озаглавливать их;
  • отыскивать в тексте слова и выражения, используемые автором для характеристики действующих лиц, для описания картин природы;
  • понимать значение новых слов, состоящих из знакомых значимых частей (корня, суффикса, приставок);
  • понимать прочитанный про себя текст.

Список методической литературы:

1. Калижнюк Э.С. Методические рекомендации по исследованию функций зрительнопространственного восприятия у детей с церебральными параличами. - М., 1976. – 22 с. 2. Левченко И.Ю. Проблемы реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в работе с тяжелыми множественными нарушениями развития // Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник статей по материалам круглого стола (17 февраля 2016 года/ Сост.: И.Ю. Левченко, А.И. Павлова, М.В. Шешукова. – м.: ПАРАДИГМА, 2016. – с. 16)

3. Павловская Н.Т. Коррекция нарушений функции верхних конечностей в системе реабилитации больных со спастической диплегией //Коррекционная педагогика. № 2(8), 2005. С. 61-67.

4. Васина М.В. Практика использования специального оборудования в обучении детей с тяжелыми двигательными нарушениями / М.В. Васина // Коррекционная педагогика. – 2008. – № 3. – С. 70-72.

 5. Данилова Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. – М: Издательство: Детство-Пресс, 2011. – 144 с.

6. Данилова Л.А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. – СПб., 1997.

7. Ипполитова М.В. Особенности коррекционной работы по развитию связной речи учащихся с церебральным параличом / М.В. Ипполитова // Коррекционная педагогика. – 2009. – № 3. – С. 40-48.

 8. Ипполитова М.В. Развитие речи учащихся с церебральным параличом / М.В. Ипполитова // Коррекционная педагогика. – 2009. – № 2. – С. 52-62.

9. Клочкова Н.Н. Компьютерные технологии в логопедической реабилитации детей с церебральным параличом в условиях стационара / Н.Н. Клочкова // Коррекционная педагогика. – 2010. – № 1. – С. 15-17.

10. Кудинова З.А. Организация и проведение уроков труда в начальных классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VI вида / З.А. Кудинова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 4. – С. 10-12.

11. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. ФГОС обучающихся с ОВЗ: обучение детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – Москва, НКЦ, - 2018.

12. Мастюкова Е. М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст]: кн. для логопеда/Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. - М.: Просвещение, 1985. – 192 с. 58

13. Приходько О.Г. Рекомендации к организации и содержанию логопедической работы по преодолению тяжелых дизартрических расстройств / О.Г. Приходько // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 1. – С. 28-35.

14. Симонова Т.Н., Симонов В.Г. Развитие и коррекция моторики у детей с церебральным параличом. – Астрахань, 2007.

15. Халилова Л.Б. Основные направления лексической работы в специальной школе для детей с церебральным параличом//Дефектология,1986, N 6.

16. Халилова Л.Б. Вопросы теории обучения речевой коммуникации учащихся с церебральным параличом // Дефектология, 1990, № 1.

Основное содержание учебного предмета

Самое великое чудо на свете (3ч)

Рукописные книги древней Руси.

Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (12ч) 

Русские народные песни.

Докучные сказки.

Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Поэтическая тетрадь (11ч)

1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»;  2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»;  3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (21ч)

 1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь (8ч)

 1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки (10 ч)

 1. Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы (9 ч) 

1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь (5 ч)

 1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое (14ч) 

1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь (5ч)

 1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке — наберешь кузовок (10ч)

 1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (5ч) 

1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература (6 ч)

«Храбрый Персей». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».

        Основная форма организации учебного процесса – урок.

 Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Самое великое чудо на свете

3

Устное народное творчество

11

Поэтическая тетрадь 1

10

Великие русские писатели

23

Поэтическая тетрадь 2

6

Литературные сказки

9

Были – небылицы

10

Поэтическая тетрадь 3

6

Люби живое

21

Поэтическая тетрадь 4

7

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

9

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки»

8

Зарубежная литература

4

Резерв

9

Всего:

136

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

4 класс  УМК «Школа России»

п/п

Тема урока

Дата

Примечание

План

Факт

1

Введение. Знакомство с учебником.

01.09

Летописи, былины, жития  (11 часов)

2

Внеклассное чтение.  Самые интересные книги, прочитанные летом. Простейший рассказ о своих впечатлениях.

06.09

3

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Былина – жанр устного народного творчества. Поэтический текст былина. «Ильины три поездочки».

07.09

4

Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой.

08.09

5

Из летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников.

13.09

6

Из летописи. «И вспомнил Олег коня своего».  Выразительное чтение и понимание исторического произведения.

14.09

7

Входная контрольная работа. Проверка техники чтения.

15.09

8

Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

20.09

9

Герои былина – защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри».

21.09

10

 Сергий Радонежский – святой земли Русской. В.Клыков «Памятник Сергию Радонежский».

22.09

11

«Житие Сергия Радонежского».  Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.

27.09

12

Обобщение урок –игра «Летописи. Былины. Жития». Оценка  достижений. Проект «Создание календаря исторических событий». Тест  «Проверим себя».

28.09

Чудесный мир классики  (17 часов)

13

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

29.09

14

Русские классики детям. А.С.Пушкин «Няне». Подготовка сообщения о А.С. Пушкине

04.10

15

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!». Средства художественной выразительности. Рифма

05.10

16

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Литературная сказка. Виды речевой деятельности: слушание, чтение.

06.10

17

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Литературная сказка. Её отличие от народной. Виды речевой деятельности: слушание, чтение.

11.10

18

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добра и зла. Формирование личной цели. Характеристика героев.

12.10

19

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Выразительное чтение наиболее понравившихся отрывков произведения. Деление сказки на части.

13.10

20

Внеклассное чтение.  Урок - КВН по сказкам А.С.Пушкина.

18.10

21

А. Шан-Гирей о М.Ю. Лермонтове.

19.10

22

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Основная мысль и сюжет сказки. Деление на части. Выборочное чтение.

20.10

23

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

25.10

24

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».Характеристика главного героя, его характер и поступки.

26.10

25

Л.Н. Толстой «Детство». Из воспоминаний. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному.

27.10

26

Внеклассное чтение.  Жизнь и творчество Л.Н. Толстой

08.11

27

А.П. Чехов «Мальчики». Понимание основного содержания текста.

09.11

28

А.П. Чехов «Мальчики». Главные герой рассказа – герои своего времени.

10.11

29

Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики». Оценка  достижений.

15.11

Поэтическая тетрадь  (10 часов)

30

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…»

16.11

31

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» Выразительность поэтической речи. Красота природы нашего края.

17.11

32

А.А. Фет. «Бабочка». «Весенний дождь». Средства худ. выразительности-эпитеты. Декламация стихотворения. Работа над интонацией (темпом, ритмом, ударением)

22.11

33

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»«Где сладкий шепот...». Настроение, выраженное в стихотворении. Средства худ. Выразительности – звукопись.

23.11

34

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову.

24.11

35

Н.А.Некрасов «Школьник».Выразительное чтение стихотворения

29.11

36

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина. Средства художественной выразительности- рифма.

30.11

37

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».Декламация стихотворений. Проверим себя и оценим свои достижения.

01.12

38

Внеклассное чтение.  Родные поэты. Стихи для детей поэтов-классиков ХІХ – начала ХХ веков. Поэтические картины. Поэты – Арсеньевцы о красоте родного края.

06.12

39

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Тема и основная мысль сказки.

07.12

Литературные сказки  (13 часов)

40

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». События, их последовательность. Составление плана сказки.

08.12

41

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ.

13.12

42

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Понимание основного содержания.

14.12

43

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Деление на части. Составление простого плана. Мотивы народных сказок в авторском тексте.

15.12

44

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герой-персонаж. Его характер, поступки. Чтение по ролям

20.12

45

Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие.

21.12

46

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Самостоятельное пользование справочным аппаратом учебника

22.12

47

 С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». Сюжет сказки. Характеристика главных героев.

10.01

48

С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». Характеристика главных героев.

11.01

49

С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». Деление на части. Составление простого плана.

12.01

50

С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.

17.01

51

Поговорим о самом главном. Проверим себя.

18.01

52

Внеклассное чтение.  Сказки любимых писателей.

19.01

Делу время – потехе час  (6 часов)

53

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Тема. Основная мысль произведения. Герои- персонажи, их поступки.

24.01

54

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.   Выборочный пересказ.

25.01

55

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Чтение по ролям.

26.01

56

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Тема произведения. Анализ поступков героев. Смысл заголовка.

31.01

57

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Построение небольшого монологического высказывания о прочитанном. Инсценирование произведения.

01.02

58

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Проверим себя и оценим свои достижения.

02.02

Страна детства ( 8 часов)

59

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

07.02

60

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Основная мысль произведения. Герой произведения..

08.02

61

К.Г. Паустовский«Корзина с еловыми шишками». Краткий пересказ. Связь произведений литературы с музыкой Э. Грига.

09.02

62

М.М. Зощенко «Елка». Формирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения.

14.02

63

М.И. Цветаева «Наши царства».  Средства художественной выразительности.

15.02

64

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».  Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову.

16.02

65

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов Оценка достижений.

21.02

66

Обобщение по разделу «Страна детства». Проверим себя и оценим свои достижения.

22.02

Природа и мы  (11 часов)

67

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Тема произведения.

28.02

68

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Герой- персонаж и его поступки.

01.03

69

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.

02.03

70

А.И. Куприн«Барбос и Жулька». Поступок как характеристика  героя произведения.

07.03

71

А.И. Куприн«Барбос и Жулька».Небольшие письменные ответы, на  поставленные вопросы по прочитанному.

09.03

72

М.М. Пришвин «Выскочка». Тема, главная мысль произведения.

14.03

73

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Понимание основного содержания. Герои рассказа.

15.03

74

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление  плана.

16.03

75

Обобщение по разделу «Природа и мы».

21.03

76

Проект «Природа и мы».

22.03

77

Проверим себя и оценим свои достижения.

23.03

Родина (5 часов)

78

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. С.Д. Дрожжин «Родине». Развитие умения формулировать свои эмоционально- оценочные суждения. Авторское отношение к изображаемому.

04.04

79

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Работа над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением).

05.04

80

Поговорим о самом главном. Песня защитников Брестской крепости. 

06.04

81

Обобщающий урок  «Родина».  

11.04

82

Внеклассное чтение.  «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» Книги о ратных подвигах родного народа.

12.04

Страна Фантазия  (7 часов)

83

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».  Герой- персонаж, его характер и поступки.

13.04

84

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».  Герой- персонаж, его характер и поступки.

18.04

85

Е.С. Велтистов«Приключения Электроника». Понимание основного содержания текста.

19.04

86

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».Тема произведения. Особенности фантастического жанра.

20.04

87

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра.

25.04

88

Промежуточная аттестация. Тест.

26.04

89

Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Проверим себя и оценим свои достижения.

27.04

Зарубежная литература  (17 часов)

90

Внеклассное чтение.   «В путь друзья»

02.05

91

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Свифт «Путешествие Гулливера». 

03.05

92

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».  Герой- персонаж, его характер и поступки.

04.05

93

Комплексная работа.

10.05

94

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Тема и основная мысль.

11.05

95

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление на части.

16.05

96

Г.Х. Андерсен «Русалочка».  Рассказ о Русалочке

17.05

97

Контрольная работа за 2 полугодие

18.05

98

М. Твен «Приключения Тома Сойера».  Юмор в произведении. Чтение по ролям.

23.05

99

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков.

24.05

100

Внеклассное чтение.   Урок – отчёт «Путешествие по дорогам любимых книг»

25.05

101

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

30.05

102

Урок – игра «Литературные тайны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...