Рабочая программа учебного курса "Финансовая грамотность"
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Асамбаева Елена Дмитриевна

Рабочая программа разработа для обучающихся 2-3 классов

Учебный курс «Финансовая грамотность"

           Рабочая программа учебного курса «Финансовая грамотность» направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Целью учебного курса «Финансовая грамотность» является создание условий для формирования и развития экономической грамотности.

Задачи:

  • Ознакомление с первоначальными основами финансовой грамотности;
  • Воспитание ответственного и грамотного подхода к финансовой деятельности;
  • Овладение первоначальными знаниями и умениями о сохранении семейного бюджета, о правильном расходовании денег, об экономии и т.д.
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon finansovaya_gramotnost.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Каргатская средняя школа №3 им. И.А. Домбровского

Рабочая программа по учебному курсу

«Финансовая грамотность»

для обучающихся 2-3 классов

Составитель:

Асамбаева Е.Д.,

учитель начальных классов

2022 год

Учебный курс «Финансовая грамотность»

        Рабочая программа учебного курса «Финансовая грамотность» направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Целью учебного курса «Финансовая грамотность» является создание условий для формирования и развития экономической грамотности.

Задачи:

  • Ознакомление с первоначальными основами финансовой грамотности;
  • Воспитание ответственного и грамотного подхода к финансовой деятельности;
  • Овладение первоначальными знаниями и умениями о сохранении семейного бюджета, о правильном расходовании денег, об экономии и т.д.
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

I. Планируемые результаты

2 класс

Личностные УУД:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД:

• сравнения,  обобщения освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование  различных  способов  поиска,  сбора,  обработки, анализа и представления информации;

• овладение  логическими  действиями, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Предметные результаты

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов

II. Содержание курса

2 класс

Что такое деньги и откуда они взялись (4 часа).

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

• Объяснять причины и приводить примеры обмена.

• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

• Описывать свойства товарных денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Приводить примеры первых монет.

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (4 часа).

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет

от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

• Объяснять, почему появились монеты.

• Описывать купюры и монеты.

• Сравнивать металлические и бумажные деньги.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Какие деньги были раньше в России (2 часов).

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

• Описывать старинные российские деньги.

• Объяснять происхождение названий денег.

Современные деньги России и других стран (6 часов).

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции

• Описывать современные российские деньги.

• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

• Приводить примеры иностранных валют.

III.Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Дата

Тема занятия

Форма контроля

                         Что такое деньги и откуда они взялись.(4 ч)

1

Что такое деньги и откуда они взялись? Как появились деньги.

2

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена.

3

Появление первых денег-товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов.

4

Появление первых монет. Первые монеты разных государств.

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.(4 ч)

5

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег.

6

Защита монет от подделок. Современные монеты

7

Способы защиты от подделок бумажных денег.

8

Рассмотрим деньги поближе.

Какие деньги были раньше в России.(2 ч)

9

Древнерусские товарные деньги. Какие деньги были раньше в России. Клады. «Меховые деньги». Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. Деньга и копейка.

10

Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

11

Рубль, гривенник и полтинник. Пословицы и поговорки про деньги. Дизайн купюры сказочной страны.

Современные деньги России и других стран. (6 ч)

12

Современные деньги России.

13

Современные деньги мира.

14

Доллары и евро – самые известные иностранные деньги.

15

Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах.

16

Функции банкоматов.

17

Наличные, безналичные и электронные деньги.

3 класс

Планируемые результаты

Личностные УУД:

-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных (игровых и   реальных) экономических ситуациях, умение находить выходы из конфликтных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;

-понимание, что ребенок – это  член семьи, общества и государства;

-развитие самостоятельности и осознание  ответственности за свои поступки

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

-составлять простые планы;

-проявлять инициативу;

-оценивать правильность выполнения действий;

-правильно воспринимать предложения друзей, знакомых, учителей, родителей.

Познавательные УУД

- решению проблем творческого и поискового характера;

-использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

-сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;

-овладеет базовыми предметными и метапредметными понятиями.

Коммуникативные УУД

-составлять текст;

- вести диалог;

-излагать свое мнение;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

-понимать экономические термины;

-иметь представление о роли денег в семье и обществе;

-знать источники доходов и расходов семьи;

-уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

-проводить элементарные финансовые расчеты.

Содержание курса

3 класс

Откуда в семье деньги (6 ч).

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, кому и почему платят пособия.

• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

На что тратятся деньги (4 ч).

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

• Сравнивать покупки по степени необходимости.

• Различать планируемые и непредвиденные расходы.

• Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Как умно управлять своими деньгами (2 ч).

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Компетенции

• Объяснять, как управлять деньгами.

• Сравнивать доходы и расходы.

• Объяснять, как можно экономить.

• Составлять бюджет на простом примере.

Как делать сбережения (5 ч)

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.

Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

• Сравнивать разные виды сбережений.

III.Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

3 класс

№ п/п

Тема занятия

Форма контроля

Откуда в семье деньги (6 часов).

1

Откуда деньги в семье? Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.

2

Основной источник дохода современного человека

3

Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.

4

Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Пенсия. Стипендия. Пособие.

5

Денежный займ. Имущество. Аренда.

6

Проценты по вкладам. Кредиты. Мошенничество.

На что тратятся деньги (4 часа).

7

Обмен денег на товары и услуги.

8

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.

9

Обязательные и необязательные расходы. Сбережения.

10

Долги. Вредные привычки. Хобби. На что тратятся деньги.

Как умно управлять своими деньгами (2 часа).

11

Бюджет – план доходов и расходов. Учёт доходов и расходов.

12

Сравниваем доходы и расходы. Способы экономии. Как умно управлять своими деньгами

Как делать сбережения (5 часов)

13

Превышение доходов над расходами. Сбережения. Копилки. Коллекционирование.

14

Вложения в банк или ценные бумаги. Банковский вклад. Недвижимость.

15

Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

16

Сравниваем разные виды сбережений. Откуда в семье деньги и на что тратятся деньги

17

Как умно управлять своими деньгами  и как делать сбережения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Учись писать грамотно" для 3 го класса по программе "Школа России"

Рабочая программа учебного курса "Учись писать грамотно" составлена в соответствии с образовательной программой начального общего образования, учебного плана МКОУ Козловская СОШ....

Рабочая программа учебного курса "Учись писать грамотно" 1 класс

Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов....

Рабочая программа учебного курса «Финансовая грамотность» для 1-2 классов

Рабочая программа по учебному курсу «Финансовая грамотность» для 1- 2 классов разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования Федерального ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Финансовая грамотность» для 10 класса основного общего образования

Рабочая программа разработана и составлена на основе  учебно-методических пособий:1. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.:...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Финансовая грамотность» 4 и 4 дополнительный классы

Адаптированная рабочая программа по финансовой грамотности для  4 и 4 дополнительного классов с ЗПР составлена на основе следующих нормативно правовых документов...

КОНСТРУКТОР РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебного курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1-4 класса уровня начального общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1-4 класса уровня начального общего образования...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «учебная лаборатория «Грамотный читатель» 1 класс

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «учебная лаборатория «Грамотный читатель» разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС НОО и реализуется 3 года с 1 по 3 кл...