«Педагогическое общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
статья (4 класс)

Проблема обучения и воспитания детей с ОВЗ является сегодня в России актуальной, что в значительной мере обусловлено большим числом таких детей. Эффективность психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях школьных образовательных организаций во многом зависит от личности педагога. Одна из основных проблем работы с детьми с ОВЗ - это кадры. Для такой работы педагогов специально не готовят. Воспитатель, работающий с детьми с ОВЗ, должен обладать определенными качествами (в частности коммуникативными и эмоциональными), так как анализ специфических личностных особенностей таких детей показывает, что их деятельность более эмоционально зависима, чем деятельность нормально развивающихся сверстников. И что успешность обучения детей с ОВЗ гораздо больше зависит от взаимодействия их с учителем, воспитателем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_obshchenie_s_detmi_s_ovz.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме: «Педагогическое общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила: учитель-логопед ГКОУ школы-интерната № 1

г. Ейска

Бурковская Жанна Владимировна

2023 г.


Проблема обучения и воспитания детей с ОВЗ является сегодня в России актуальной, что в значительной мере обусловлено большим числом таких детей. Эффективность психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях школьных образовательных организаций во многом зависит от личности педагога. Одна из основных проблем работы с детьми с ОВЗ - это кадры. Для такой работы педагогов специально не готовят. Воспитатель, работающий с детьми с ОВЗ, должен обладать определенными качествами (в частности коммуникативными и эмоциональными), так как анализ специфических личностных особенностей таких детей показывает, что их деятельность более эмоционально зависима, чем деятельность нормально развивающихся сверстников. И что успешность обучения детей с ОВЗ гораздо больше зависит от взаимодействия их с учителем, воспитателем.

Дети с ОВЗ– одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своём развитии от нормы. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции. Главной задачей обучения и воспитания таких детей, находящихся в специальных школах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение к доступному им общественно-полезному труду и приобретение ими социального опыта. Дети с ОВЗ имеют свои особенности:

Так, к специфическим особенностям познавательной деятельности относятся ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, замедленность восприятия, нарушение всех видов памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания, потребность в более длительном периоде для приема и переработки сенсорной информации. В мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций, в речи, как правило, наблюдается несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, несформированность лексико-грамматического строя. Нарушения интеллектуальной деятельности, безусловно, сказываются на учебной деятельности: слабая регуляция произвольной деятельности, низкий навык контроля и самоконтроля приводят к неумению спланировать свою деятельность, довести ее до конца, сравнить и оценить результаты.    

Недостаточное понимание материала приводит к замене многих логических связей механическими. В результате приобретаемые знания часто бессистемны, поверхностны, долго автоматизируются, быстро забываются, не используются в новых ситуациях. Несформированность навыков интеллектуальной и учебной деятельности сопровождается нарушением внимания, повышенной истощаемостью и, соответственно, низкой работоспособностью. Если таким детям вовремя не оказывается помощь, направленная на развитие и коррекцию интеллектуальной и учебной деятельности, а также не устранение пробелов в знаниях, то велика вероятность возникновения вторичных нарушений, в виде школьной дезадаптации, личностных изменений, трудностей в поведении, социальной адаптации.

Учитывая особенности детей-олигофренов, педагогическое общение приобретает иной характер. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка. Дети с ОВЗ более замкнутые, у них присутствуют проблемы в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми. В процессе социализации этих детей важная роль принадлежит коммуникативному общению, которое помогает вступлению воспитанников в мир социальных отношений, готовит их к активной общественной жизни.

Многочисленные беседы, проведённые с детьми и их родителями, свидетельствуют о том, что ребят угнетает не столько трудность познания, сколько трудности общения – с учителем и одноклассниками. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем более повышенные требования предъявляют они к учителю в сфере организации взаимоотношений. Вот почему каждый учитель должен правильно наладить педагогическое общение со своими учениками.

Несмотря на общеизвестную истину «убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса», многие, с позволения сказать «педагоги» используют в педагогическом общении самый вульгарный крик. Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, посвященные учительскому крику. «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней... Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания «распечь», «пробрать»... слово педагога должно, прежде всего, успокаивать». Не так уж редко педагогическое общение подменяется назидательным пустословием учителя, которое вызывает у учащихся только одно желание: скорее дождаться его конца. В. А. Сухомлинский по этому поводу писал: «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и — это особенно важно — обращенным к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, а наоборот — чтобы цена слова постоянно возрастала».

Ребёнок с ОВЗ может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему может помочь правильно организованное педагогическое общение. Каждый учитель и воспитатель, работающий с детьми с ОВЗ, должен сделать всё возможное, чтобы обеспечить все условия своевременного и полноценного развития личности ребёнка, способного найти и реализовать себя в самостоятельной жизни.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения. От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и “въесться” в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.

Кроме того, немаловажное значение для продуктивного общения с детьми с ОВЗ имеют качества личности учителя:

- глубокое знание психологии ребёнка (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов)

- социальная установка на человека (аттракция);

- безусловное принятие ребёнка – принцип предвосхищающего уважения;

- развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение;

- воспитанность эмоциональной сферы;

- самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения;

- коммуникативные умения – умения вступать в общение, выбирать и создавать новые способы коммуникации, владение техникой общения;

- речевое развитие;

- педагогическая интуиция.

Педагог, воспитатель в своей работе постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие коммуникативной культуры у педагога нередко приводит к возникновению конфликтных состояний, напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом, что отрицательно сказывается на развитии детей с ОВЗ.

Основные принципы организации работы учителя с родителями детей с ОВЗ:

1) принимать учеников с ОВЗ "как любых других детей в классе",

2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи, 3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

4) использовать и другие формы коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д.

Заключение:

Коммуникативная культура, как профессионально значимое качество личности, пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, так как ни одна из его функций, ни один из видов его деятельности не могут осуществляться вне педагогического взаимодействия. Она является важнейшей составляющей педагогической компетентности, обеспечивающая педагогу успешность профессиональной деятельности, во многом способствует повышению познавательной активности школьников, развитию эмоционально-волевой сферы, что особенно важно при работе с детьми с ОВЗ.

Дополнительная информация:

Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими задержку в развитии и проблемы общения, умственные нарушения:

• Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.

 • Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.

• Не говорите свысока. Не думайте, что вас не поймут.

• Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.

• Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.

• Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.

• Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми. Например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.

• Обращайтесь непосредственно к человеку.

• Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.


Список литературы:

1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.:

Педагогика, 1991. – 88 с., ил.

2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной

защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 1997. - №1. –

С. 3 -10.

3. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело

больных детей. // Социально-педагогическая работа. – 1998. - №6. – С. 59-

63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка По теме «Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Живописцу - требуется холст,Скульптору - необходимо пространство,Для оригами нужен только лист бумаги....

Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..

Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...

Использование инновационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации...

Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...

Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Применение методов Образовательной Кинесиологии (Образовательной  Кинестетики) в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного образовательного учреждения с целью профилактики и ко...

Выступление на Педагогическом совете «Здоровьесберегающие технологии в воспитательной системе классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

     Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует пр...

Возможности песочной терапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются показания и противопоказания для занятий песочной терапией. Так же приведены ряд упражнений, которые можно использовать для занятий в песочнице....