Программа "Психологическая азбука"
рабочая программа

Будник Инна Борисовна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Психологическая азбука».  Цель программы: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни, коммуникации и развитию познавательных способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_psihologicheskaya_azbuka_68_ch.docx76.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Нижневартовска

«Центр детского творчества»

Программа рассмотрена

на заседании ППК

протокол № 4

от 08.09.2022 г.

Программа принята на

педагогическом совете

приказ № 470

от 15.09.2022г.

протокол № 1

от 15.09.2022 г.

Утверждаю

Директор МАУДО

г. Нижневартовска «ЦДТ»

________Ахметзянова А.Г.

01.09.2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Психологическая азбука»

социально-педагогической направленности

Возраст обучающихся 6,5-8 лет

Срок реализации программы – 1 год

автор-составитель:

Будник И.Б.,

педагог-психолог

                                       

                                                             

г. Нижневартовск, 2022

Оглавление

1.

Паспорт программы

3-4

2.

Пояснительная записка

4-5

3.

Учебный план, содержание программы по блок-темам

5-10

4.

Мониторинг результатов освоения программы

10-12

5.

Организационно-педагогические условия реализации программы

11-12

6.

Список литературы

12

7.

Приложения

13

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Психологическая азбука».

Авторы-разработчики

Программы

Будник Инна Борисовна, педагог-психолог муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского творчества».

Тип программы

Образовательная

Вид программы

Модифицированная

Направленность программы

Социально - педагогическая

Форма реализации программы

Групповая

Сроки реализации программы

1 год

Возраст обучающихся

от 6,5-8 лет

Цель программы

Формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни, коммуникации и развитию познавательных способностей.

Задачи программы

  1. Сформировать положительное отношение к школе, навыки конструктивного общения.
  2. Развивать у обучающихся познавательные процессы.
  3. Воспитание нравственных чувств.

Краткое содержание программы

    Программа направлена на создание психолого-педагогических и социальных условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в школьной системе, помощь младшим школьникам в понимании себя, во взаимодействовании со сверстниками, учителями и родителями, развитие познавательных способностей.

Планируемые результаты

   В результате обучения по программе «Психологическая азбука» обучающиеся:

сформируют:

  • позитивную мотивацию к обучению; конструктивные коммуникативные навыки; положительное отношение к себе и сверстникам.
  • разовьют:
  • познавательную активность; познавательные процессы - память, внимание, мышление;
  • повысят:
  • эффективность обучения.

Пояснительная записка

        Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в школах в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями обучающихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса.  

        Данная программа психологических занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, развитию познавательных процессов, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка.

         Дополнительная общеобразовательная программа «Психлогическая азбука» разработана и реализуется с учетом Федерального Закона Российской Федерации №273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с изменениями, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №10 от 24.03.2021; Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.; муниципальных правовых актов.

           Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий, которые помогают первоклассникам справиться с психологическими проблемами на данном этапе их развития. 

         Программа разработана на основе модификации и дополнения программ: «Лесная школа». Коррекционные сказки для младших школьников» М. Панфиловой, «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой и «Развивающие задания» Языкановой Е.В.  

  • «Лесная школа», направленная на   предупреждение школьной дезадаптации и тревожности первоклассников.
  • «Тропинка к своему Я», направленная на развитие коммуникативных навыков обучающихся.
  • «Учись учиться», направленная на развитие познавательных процессов обучающихся.

        

        Программа рассчитана на 1 год обучения (68 часов в год по 24 часа в I и II блок – теме, 20 часов в III блок-теме). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Группы формируются по 10-15 человек. Возрастной охват детей 6,5-8 лет.

Цель программы: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни, коммуникации и развитию познавательных способностей.

Задачи:

  1. Сформировать положительное отношение к школе, навыки конструктивного общения.
  2. Развивать у обучающихся познавательные процессы.
  3. Воспитание нравственных чувств.

         Программа представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, психологические игры, упражнения, элементы

психогимнастики, сказкотерапии, арт-терапии.        

         Программа «Психологическая азбука» базируется на основных принципах:

целостности, системности, индивидуализации, гуманизации и сотрудничества

        

1блок - тема «Лесная школа».           

  Учебный план

тема занятий

Кол-во часов

Примечание

 

всего

теория

практика

Вводное занятие.

1

1

  1. Сказки для школьной адаптации.

4

1

3

1.1

Создание лесной школы.  

1

0,5

0,5

1.2

Смешные страхи.  

1

0,5

0,5

1.3

Игры в школе.

1

1

1.4

Школьные правила.

1

1

  II.     Сказки об отношении   учеников к вещам.

4

0,5

2,5

2.1

Собираем портфель.

1

1

2.2

Госпожа Аккуратность.

1

0,5

0,5

2.3

Жадность.

1

1

2.4

Волшебное яблоко.

1

1

 III.     Сказки об отношении учеников к урокам и к знаниям.

4

1

3

3.1

Домашнее задание.

1

0,5

0,5

3.2

Школьные оценки.

1

1

3.3

Ленивец.

1

0,5

0,5

3.4

Списывание. Подсказка.

1

1

IV.   Сказки о здоровье и о том, как стать большим.

2

1

1

4.1

Бабушкин помощник.

1

0,5

0,5

4.2

Режим. Телевизор.

1

0,5

0,5

V.  Сказки о школьных конфликтах.

8

1,5

6,5

5.1

Ябеда.  

1

1

5.2

Задача для лисенка.

1

0,5

0,5

5.3

Спорщик.

1

1

5.4

Обида.

1

0,5

0,5

5.5

Хвосты.

1

1

5.6

Драки.

1

0,5

0,5

5.7

Грубые слова.

1

1

5.8

Дружная страна.

1

1

Итоговое занятие.

1

1

ИТОГО:

24

5

19

Краткое содержание программного материала.

Вводное занятие. Установление контактов с обучающимися (1 час).

Знакомство. Создание мотивации к участию в групповой работе. Знакомство с правилами поведения в группе. Групповая диагностика особенностей эмоционально-личностной и мотивационной сферы обучающегося.  

Сказки для школьной адаптации (4 часа).

Тема 1. Создание лесной школы. Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного открытого общения детей друг с другом в группе.

Тема 2. Смешные страхи.  Снижение тревожности.

Тема 3. Игры в школе. Расширение знаний о поведении в школе, обучение новым играм.

Тема 4. Школьные правила. Содействие осознанию позиции школьника, знакомство с правилами поведения на уроке и перемене.

Сказки об отношении учеников к вещам (4 часа).

Тема 1.  Собираем портфель. Помощь обучающимся в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.

Тема 2. Госпожа Аккуратность. Закрепление понятия «аккуратность», мотивирование к аккуратному и бережливому отношению к школьным вещам.

Тема 3. Жадность. Знакомство с отрицательной характеристикой понятия «жадность».

Тема 4. Волшебное яблоко. Знакомство с отрицательной характеристикой понятия «воровство».

Сказки об отношении учеников к урокам и к знаниям (4 часа).

Тема 1. Домашнее задание. Формирование ответственного отношения к выполнению домашнего задания.

Тема 2. Школьные оценки. Знакомство с понятиями «оценка» и «отметка», формирование умения их различать.

Тема 3. Ленивец. Осознание и принятие правил школьной жизни, активизация познавательной активности обучающихся, формирование положительной мотивации.

Тема 4. Списывание. Подсказка. Содействие осознанию школьных норм и правил. Закрепление правил поведения на уроке, формирование ответственного отношения к урокам.

Сказки о здоровье и о том, как стать большим (2 часа).

Тема 1. Бабушкин помощник. Формирование уважительного отношения к старшим, желания им помогать.

Тема 2. Режим. Телевизор. Формирование навыков здорового образа жизни.

Сказки о школьных конфликтах (8 часов).

Тема 1. Ябеда.  Знакомство с отрицательной характеристикой понятия «ябеда».

Тема 2. Задача для лисенка. Коррекция лживости, обманчивости.

Тема 3. Спорщик. Коррекция демонстративного поведения.

Тема4. Обида. Коррекция обидчивости.

Тема 5. Хвосты. Формирование толерантного отношения к окружающим.

Тема 6. Драки. Профилактика и коррекция агрессивного поведения.

Тема 7. Грубые слова. Обучение приемлемым способам выражения гнева.

Тема 8. Дружная страна. Формирование доброжелательных доверительных

взаимоотношений.

Итоговое занятие (1 час). Диагностическое обследование эмоционально- личностной и мотивационной сферы обучающихся (мониторинг).  

2 блок -тема «Тропинка к своему Я».

Учебный план

Блок-тема, тема занятий

Кол-во часов

Примечание

 

всего

теория

практика

Вводное занятие.  

1

1

I.

Радость.

6

2

4

1.1

Что такое мимика?

1

0,5

0,5

1.2

Радость. Как ее доставить другому человеку?

1

0,5

0,5

1.3

Радость. Радостные события в моей жизни.

1

1

1.4

Жесты.

1

0,5

0,5

1.5

Радость можно передать прикосновением.

1

0,5

0,5

1.6

Радость можно подарить взглядом.

1

1

II.

Грусть.

2

0,5

1,5

2.1

Грусть.

1

0,5

0,5

2.2

Грусть. Ролевая игра.

1

1

III.

Страх.

4

1

3

3.1

Страх. Его относительность.

1

0,5

0,5

3.2

Страх. Ролевая игра.

1

1

3.3

Как справится со страхом.

1

0,5

0,5

3.4

Страх и как его преодолеть.

1

1

IV.

Гнев.

10

2,5

7,5

4.1

Гнев. С какими чувствами он дружит?

1

0,5

0,5

4.2

Гнев.

1

1

4.3

Может ли гнев принести пользу?

1

0,5

0,5

4.4

Может ли гнев принести пользу?

1

1

4.5

Обида

1

0,5

0,5

4.6

Рассерженные шарики.

1

0,5

0,5

4.7

Рассерженные шарики.

1

0,5

0,5

4.8

Рассерженные шарики.

1

1

4.9

Разные чувства.

1

1

4.10

Разные чувства.

1

1

Итоговое занятие.

1

1

ИТОГО:

24

6

18

Краткое содержание программного материала.

Вводное занятие (1 час). Диагностика эмоционального состояния. Знакомство с базовым спектром эмоций. Разница между эмоции и чувства.

Радость (6 часов).  Что такое мимика? Радость. Как ее доставить другому человеку? Жесты. Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом. Знакомство с эмоцией «радость», понятиями мимика и жесты. Обучение распознаванию и выражению эмоции радости, удовольствия (описание, интонация речи, мимика, пантомимика, цвет, музыка). Развитие чувства эмпатии - принадлежности к группе, получение опыта позитивного взаимодействия.

Грусть (2 часа). Грусть. Грусть. Ролевая игра. Знакомство с эмоцией «грусть». Обучение распознаванию и выражению эмоции грусти, печали (описание, интонация речи, мимика, пантомимика, цвет, музыка). Развитие умения принимать настроения других людей.

Страх (6 часов).  Страх. Его относительность. Страх (ролевая игра). Как справится со страхом. Страх и как его преодолеть. Знакомство с эмоцией «Страх». Обучение распознаванию, выражению эмоции страха (описание, интонация, мимика, пантомимика, цвет, музыка) и умению побеждать эмоции страха.

Гнев (10 часов).  С какими чувствами он дружит? Гнев. Может ли гнев принести пользу? Рассерженные шарики. Разные чувства. Знакомство с эмоцией злость и ее производными. Обучение распознаванию и выражению эмоции злости и гнева (описание, интонация речи, мимика, жесты, цвет, музыка). Обогащение опыта отреагирования эмоций (упражнения в саморегулиции и конструктивном общении). Преодоление барьеров в общении.  

Итоговое занятие (1 час). Диагностика эмоционального состояния обучающихся (мониторинг). Обогащение опыта отреагирования собственных чувств и эмоций. Развитие умения описать свое настроение, осознание настроения другого.  

 3блок - тема «Учись учиться».  

        Учебный план

Блок-тема, тема занятий

Кол-во часов

Примечание

 

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Развитие внимания.

1

0,5

0,5

3.

Развитие внимания.

1

0,5

0,5

4.

Развитие внимания.

1

1

5.

Развитие внимания.  

1

1

6.

Развитие внимания.  

1

1

7.

Развитие внимания.  

1

1

8.

Развитие логического мышления.

1

1

9.

Развитие логического мышления.

1

1

10.

Развитие логического мышления.

1

0,5

0,5

11.

Развитие логического мышления.

1

0,5

0,5

12.

Развитие логического мышления.

1

1

13.

Развитие логического мышления.

1

0,5

0,5

14.

Развитие зрительной памяти.

1

1

15.

Развитие зрительной памяти.

1

0,5

0,5

16.

Развитие зрительной памяти.

1

1

17.

Развитие слуховой памяти.

1

1

18.

Развитие слуховой памяти.

1

0,5

0,5

19.

Развитие  памяти

1

0,5

0,5

20.

Итоговое занятие.

1

1

ИТОГО:

20

4

16

Краткое содержание программного материала.

Введение (1 час).  Диагностика познавательных процессов (память, внимание, мышление)

Развитие внимания (6 часов).

            Знакомство с основными специальными упражнениями, тренирующими основные свойства внимания. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Развитие способности к переключению внимания. Развитие концентрации внимания. Развитие устойчивости внимания. Развитие распределения внимания. Развитие объема внимания.  

Развитие мышления (6 часов).

        На занятиях обучающиеся выполняют упражнения, направленные на развитие логического мышления по средствам освоения основ мыслительных операций: строят умозаключения, приводят доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делают выводы, обосновывая свои суждения.

Развитие памяти (6 часов).

           Знакомство с основными мнемическими приемами запоминания: группировкой, классификацией, установлением аналогий, мнемотехническими приемами, достраиванием запоминаемого материала, ассоциациями. Развитие слуховой и зрительной памяти. Развитие осмысленной памяти. Контрольная диагностика уровня развития памяти.

Итоговое занятие. (1 час). Мониторинг познавательных процессов (память, внимание, мышление). Подведение итогов.

В результате обучения по программе обучающиеся

 Сформируют: 

  • позитивную мотивацию к обучению;
  • коммуникативные навыки;
  • положительное отношение к себе и сверстникам.

Разовьют:

  • разовьют познавательную активность;
  • познавательные процессы (память, внимание, мышление).

Методическое обеспечение учебного процесса.

Данная программа направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни, коммуникацию и развитие познавательных способностей.

         Программа базируется на основных принципах: целостности, системности, индивидуализации, гуманизации и сотрудничества. 

        Для более эффективной реализации программы созданы условия для благоприятного личностного общения педагога-психолога с обучающимися, используются технологические средства обучения, применяются игровые технологии. Весь материал дается в доступной, наглядной, эмоциональной форме. Много времени уделяется практической работе, на отработку тех или иных навыков.

         Формы и методы проведение занятий соответствует возрасту детей и позволяют достигнуть хорошего результата. Программа представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, психологические игры, упражнения, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арт-терапии.        

Условия реализации программы.

Организационные: программа рассчитана на 1 год обучения (68 часов в год по 24 часа в I и II блок – теме, 20 часов в III блок-теме). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Группы формируются по 10-15 человек. Возрастной охват детей 6,5-8 лет. Осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям с учетом их возрастных психоэмоциональных особенностей.

  • Кадровое обеспечение: программу «Психологическая азбука» реализует педагог-психолог, удовлетворяющий его квалификационным требованиям. В его функциональные обязанности входит создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, снятие у учеников страхов и эмоционального напряжения, профилактика школьной дезадаптации и развитие у обучающихся познавательных способностей.  

Материально-технические условия

        Для эффективной реализации программы необходима материально-техническая база:

  • учебный класс;
  • учебная мебель;
  • оргтехника: компьютер;
  • стимульный материал к диагностическим методикам и тестам;
  • аудиотехника;
  • игры и игрушки.

Психолого-педагогическое сопровождение:

         В процессе обучения по программе «Психологическая азбука» педагог-психолог проводит диагностику обучающихся.

 Перечень методик по обследованию эмоционально- личностной и мотивационной сферы обучающихся:

  • анкета оценки уровня школьной мотивации Лускановой Н.Г.;
  • методика определения самооценки «Лесенка» Щур В.Г.;
  • проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» Орехова О.А.;
  • проективная методика рисуночный тест «Что мне нравится в школе»;
  • методика  «Солнце, тучка, дождик»;
  • методика «Корректурная проба» (Тест Бурдона);
  • методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э.Ф. Замбацявичене;
  • методика "Заучивание 10 слов " А.Р. Лурия;
  • методика изучения социально-психологического климата с помощью метода «Цветописи» (А. Н. Лутошкин).

 Список используемой литературы

1. Арцишевская И.Л., Психологический тренинг для будущих первоклассников. - Москва, 2001.

2.Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М: «Совершнство»,1998.

3.Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

4. Пилипко Н.В. Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. / под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.

5.Платонов К.К. Занимательная психология. – М.: Римис, 2011.

6.Рабочая книга школьного психолога. /ред. И. Дубровиной. – М.: «Просвещение», 1991. 5.К.Фопель. Как учить детей сотрудничать? ч. 1-4. – М.: «Генезис», 1999.Школьный психолог» газета №18, 2003г. (Р. Рахманкулова. Практическая работа по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников.)

7. Филиппова Ю.В. Общение. Дети 7-10 лет. -Ярославль: Академия Развития, 2002.

8.Узорова О.В., Нефедова Е.А., Пальчиковая гимнастика. -М.: «АСТ: Астрель», 2007.

9. Чистякова М.И. Психогимнастика. Москва, 1990.

10. Хухлаева О.В.  «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе» Генезис, 2011.

11. Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты игры, упражнения. ФГОС. -М.: Издательство «Экзамен», 2017.

 

Приложение 1

Календарный учебный график

Сроки проведения занятия

Тема занятия

Форма проведения занятия

Количество часов

Форма контроля

Место проведения

всего

теория

практика

месяц

неделя

Сентябрь

Октябрь

4-5

1

 

Сказки для школьной адаптации.

Лекционные, практические занятия

5

2

3

Стартовая диагностика

Кабинет № 310, улица Ленина, 9 «а»

Октябрь

1-3

Сказки об отношении учеников к вещам.

Лекционные, практические, занятия

4

1,5

2,5

Наблюдение, опрос

Кабинет № 310, улица Ленина, 9 «а»

Октябрь Ноябрь

3-4

1

Сказки об отношении учеников к урокам и к знаниям.

Лекционные, практические, занятия

4

2

2

Наблюдение, опрос

Кабинет № 310, улица Ленина, 9 «а»

Ноябрь

2

Сказки о здоровье и о том, как стать большим.

Лекционные, практические, занятия

2

1

1

Наблюдение, опрос

Кабинет № 310, улица Ленина, 9 «а»

 Ноябрь

Декабрь

3-4

1-3

Сказки о школьных конфликтах.

Лекционные, практические, занятия

9

2

7

Наблюдение, опрос

Кабинет № 310, улица Ленина, 9 «а»

Декабрь

Январь

3-5

2

Радость

Лекционные, практические, занятия

7

2

5

Наблюдение, опрос

Кабинет № 310, улица Ленина, 9 «а»

Январь

3

Грусть

Лекционные, практические, занятия

2

0,5

1,5

Наблюдение, опрос

Кабинет № 310, улица Ленина, 9 «а»

Январь

Февраль

4

1

Страх

Лекционные, практические, занятия

4

1

3

Наблюдение, опрос

Кабинет № 310, улица Ленина, 9 «а»

Февраль

Март

2-4

1-3

Гнев

Лекционные, практические, занятия

11

2,5

8,5

Наблюдение, опрос

Кабинет № 310, улица Ленина, 9 «а»

Март

Апрель

4-5

1-2

Развитие внимания.

Лекционные, практические, занятия

7

1

4

Наблюдение, опрос

Кабинет № 310, улица Ленина, 9 «а»

Апрель

Май

2-4

1

Развитие мышления.

Лекционные, практические, занятия

6

2

6

Наблюдение, опрос

Кабинет № 310, улица Ленина, 9 «а»

Май

2-5

Развитие памяти.

Лекционные, практические, занятия

7

1

6

Итоговая диагностика

Кабинет № 310, улица Ленина, 9 «а»

 ИТОГО:

68

18,5

49,5

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе по теме "Азбука, азбука каждому нужна". Программа Е.Д. Критской, Сергеевой

Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока "Азбука, азбука каждому нужна". На этом уроке первоклассники знакомятся с  элементами нотной грамоты.   В форме игры мале...

Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Азбука, азбука каждому нужна..

Азбука, азбука каждому нужна... (УРОК МУЗЫКИ)...