развитие логики
материал (4 класс)

развитие логики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskoe_myshlenie.docx148.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия студентки

Класс: 4

Тема: Развитие логического мышления.

Направление деятельности: научно-познавательная.

Цель: Организация деятельности учащихся по развитию логического мышления.

Задачи:

1   образовательная: Формировать стремление учащихся к размышлению, поиску.

2   развивающая: Развивать память, логическое мышление, познавательные интересы.

3   воспитательная: Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, аккуратность, умение работать в парах.

Планируемые результаты:

  • Личностные: высказывают своё мнение; умеют оценивать свою работу.
  • метапредметные:

- регулятивные: умеют действовать по образцу, алгоритму.

- познавательные: перерабатывают полученную информацию, наблюдают и делают самостоятельные выводы.

- коммуникативные: оформляют свою мысль в устной и письменной речи; слушают и понимают речь других, вступают в беседу.

  • Предметные: извлекают информацию, предложенную в разных формах (текст, иллюстрация).

Используемая литература: Методическое пособие «Умники и умницы» О.Холодова, рабочая тетрадь «Умники и умницы» О.Холодова

Оборудование: Конверты с заданиями, картинки для разминки, колонка, лента, линейка

Этапы занятия

Задачи этапов

Методы, приемы взаимодейств.

Формы взаимодейств.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Вводная часть

Обеспечение нормальной обстановки для работы на занятии и психологическая подготовка учащихся к общению и предстоящему занятию.

Беседа

Беседа

Фронтальная

Фронтальная

-Здравствуйте, ребята!

-Сегодня ваше занятие «Логика» буду вести я, меня зовут Ульяна Алексеевна. Присаживайтесь.

-Сегодня на занятии мы с вами будем развивать ваше воображение, внимание и логическое мышление.

-Давайте сразу договоримся ребята, что ответы на вопросы мы не будем выкрикивать с места, а будем поднимать руки, вставать и отвечать. Отвечать нужно громко, чётко, чтобы все в классе вас слышали.

-Перед тем как начать работу. Давайте проверим вашу готовность. Я называю предмет, а вы поднимаете его вверх, чтобы я видела, что он у вас есть. У вас должны быть ручка, карандаш, 4 конверта с заданиями и геометрические фигуры.

-Замечательно! Вижу, что все готовы.

-Все необходимые вещи у нас с вами есть. Но этого для работы мало. Как думаете, что ещё нужно сделать?

-Нам ещё нужно подготовить наш организм к работе, чтобы он быстро не устал, и мы с вами плодотворно поработали. А для этого мы с вами проведём мозговую гимнастику.

«Мозговая гимнастика»

-Первое упражнение «Качания головой». Дышим глубоко, плечи расслабили и уронили голову вперёд. Качаем голову медленно из стороны в сторону. Аккуратно, не делаем резких движений.

-Молодцы, ребята.

-Дальше мы будем выполнять упражнение «Восьмёрки».  Представьте, что взяли в правую руку ручку и пишем в воздухе восьёрку 3 раза, потом берём нашу «ручку» в левую руку. Тоже рисуем 3 восьмёрки в воздухе. А теперь попробуйте нарисовать восьмёрки двумя руками. Также 3 раза.

-Замечательно!

-И последнее упражнение «Зоркие глазки». Глазами рисуем 6 кругов вправо и 6 кругов влево.

-Супер. Прекрасно выполнили все упражнения.

Показывают свою готовность.

Высказывают своё мнение.

Выполняют гимнастику.

Основная часть

Обеспечение восприятия обучающимися нового материала.

Беседа, наглядность

Беседа

Опрос

Беседа

Опрос

Беседа, наглядность

Опрос

Беседа

Опрос

Беседа

Беседа

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Парная

Парная

Фронтальная

-Организм мы с вами подготовили. Теперь можем выполнять задания. А начнём мы с разминки. Я буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечаете.

-Не забываем, что мы не выкрикиваем ответы, а поднимаем руку.

«Разминка»

-Из какого полотна нельзя сшить рубашку?

-Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок – остался стебелёк. Что это?

-Из какой сказки «Карабас-Барабас»?

-Четыре человека обменялись рукопожатиями. Сколько всего было человек?

-Как называется знак вычитания в математике?

-Как называется сторона света, где заходит солнце?

-Какие вы ребята умные.

«Выполнение упражнений»

-А сейчас находим у себя на столе конверт с номером 1. Все нашли?

-Открываем его и смотрим на первое задание.

-Прочитайте что нам нужно сделать:

-Давайте рассмотрим первый ряд.

-Какие есть вазы? Какой они формы?

-Как закрашены?

-Какой формы цветы?

-А посмотрите ещё внимательно на то в какие стороны повёрнуты стебли.

-В какую сторону повёрнут стебель первого цветка?

-У второго цветка?

-У третьего?

-Верно.

-А теперь посмотрим второй ряд. Присутствует ли такая же окраска(штриховка) ваз, как и в первом ряду?

-Но что интересного вы заметили?

-Да, вазы остались тех же форм, но окраска у них сменилась.

-А форма цветов осталась такая же?

-Но что тоже с ними произошло?

-Верно, они поменялись местами.

-А направление стеблей такое же?

-В первом ряду было два стебля направленных в право, а один стебель – в лево.

-Во втором ряду сколько стеблей, повёрнутых в право? А влево?

-Верно.

-Заметили ли вы в этих двух рядах какую-нибудь закономерность?

-Знаете что такое закономерность?

-Закономерность – определённая последовательность каких-либо явлений, предметов, которая может меняться местами, но признаки её останутся неизменными.

-Так какую закономерность вы увидели, рассматривая два этих ряда? (Что остаётся таким же, а что меняется?)

-Верно. Повторяются формы ваз, но меняется их окраска. Форма цветов остаётся та же самая, но меняется ваза, в которой они находятся. Так же меняется направление стеблей, но их количество остаётся таким же: два вправо, один влево.

-И как вы видите в 3 ряду не хватает одной вазы.

-Справа вам предложены варианты ваз, из которых нужно выбрать правильную.

-На выполнение даю вам 5 минут. Приступайте.

-Кто выполнит задание сядьте ровно, руки на парту, чтобы я видела вашу готовность.

-Давайте проверим. Какой вазы не хватает в ряду? Под каким номером?

-Почему вы так решили?

-Правильно, ребята. В третьем ряду не хватает вазы под номером 1.

-Какие вы молодцы!

-Давайте продолжим и откроем конверт с номером 2.

-Кто хочет прочитать задание?

-Давайте посмотрим на пример: кипа (рис) унок

-Закроем вторую часть, какое слово первое?

-Да.

-А теперь закроем первую часть, какое слово получилось?

-Правильно.

-Теперь попробуйте сами выполнить это упражнение.

-Приступайте к работе.

-Не забывайте, что кто выполнил работу, показываем свою готовность.

-Вижу, что многие уже готовы.

-Какие слова у вас получились?

-Умнички!

-Открываем конверт под номером 3.

-Читаем задание.

-Задание:

-Давайте рассмотрим пример:

-Какое слово получилось первым?

-Второе?

-Ну и последнее слово.

-А теперь попробуйте самостоятельно выполнить задание.

-Даю вам подсказку, ребята. Сколько точек в скобах, из стольких букв должно состоять слово)

-Кто всё выполнил, покажите мне свою готовность.

-Какие слова у вас получились?

-Хорошая работа, ребята.

-Я вижу, что все вы немного подустали. Предлагаю вам встать из-за парт и выполнить физкультминутку.

«Физкультминутка»

-Молодцы. Присаживайтесь.

-Немного отдохнули. И давайте продолжим нашу работу.

-Сейчас будем работать с вами в парах. Но перед этим давайте вспомним правила работы в парах.

-Замечательно. Не забываем эти правила во время работы.

-И сейчас открываем конверты под номером 4.

-Что нужно сделать в этом задании?

-Верно, вписать слова. Но как вы заметили вместо букв тут цифры. Поэтому, чтобы выполнить это задание, вам нужно вспомнить порядок букв в алфавите. Каждая цифра обозначает букву под этим номером.

-Кто выполнил садимся правильно: спинки прямо, руки на парту.

-Давайте проверим какие слова у вас получились.

-Молодцы ребята. Справились даже с таким трудным заданием.

-А теперь открываем наш последний конверт под номером 5.

-Какие задания вы обнаружили в этом конверте?

-Верно, задачи.

-Прочитайте первую задачу.

-Продолжаем работать в парах, про правила не забываем. Посовещайтесь как можно решить эту задачу. И через 5 минут проверим.

-Кто решил, покажите мне свою готовность. Садимся прямо, руки на парты.

-Сколько всё-таки в комнате кошек?

-Почему вы так решили?

-Правильно. У комнаты четыре угла, а раз в каждом углу сидит по одной кошке, то значит кошек будет 4. Молодцы.

-А как же так получилось, что против каждой кошки сидят 3 кошки?

-Да, это кошки, которые сидят в других углах.

-Давайте перейдём ко второй задаче.

-Прочитайте текст задачи (Шнур длиною 32 см. складывают пополам и разрезают в месте сгиба. Полученные куски снова складывают пополам и разрезают. Так делают до тех пор, пока не получают отрезки длиной по 2 см. Сколько раз придётся повторить операцию разрезания?

-Совещаемся в парах, решаем.

-Кто готов садимся правильно.

-Сколько раз придётся повторить операцию разрезания?

-Давайте это проверим.

-Мне нужно 3 добровольца. Выходите к доске.

(двоим учащимся даётся лента 32 см, и они проделывают то, что сказано в задаче)

-Правильно решили?

-Да, верно. Хорошая работа.

-Железнодорожного

-Одуванчик

-Буратино

-6

-Минус

-Запад

-Да

-Выбери нужную фигуру из шести пронумерованных.

-Есть ваза в виде квадрата, четырёхугольника(трапеция), перевёрнутого четырёхугольника (перевёрнутая трапеция)

-Первая ваза заштрихована. Вторая закрашена чёрным, а третья белого цвета.

Цветы в виде сердца, круга, ромба.

-Вправо

-Вправо

-Влево

-Да

-Вазы поменялись местами.

-Да

-Они в других вазах.

-Тоже поменялось.

-Два, один.

-Остаются одинаковыми формы цветов, ваз их окраска, направление стеблей. А меняется их место.

Выполняют задание.

-Не хватает вазы под номером 1.

-Квадратной вазы в черном цвете ещё не было. Цветочка в форме круга тоже нет в это ряду. И направление стебелька вправо. А в каждом ряду 2 стебля, которые смотрят вправо.

-Вставь вместо точек слово из трёх букв, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

-Кипарис.

-Рисунок.

-То (вар) енье, пи (лот) ерея, бой (кот) лета, носо (рог) алик, то (мат) рёшка, на (бор) дюр.

-Подберите слово, к которому могут предшествовать любые из букв слева.

-Коса

-Роса

-Полоса

-Склад, оклад, уклад, вклад, заклад.

-Слушать друг друга, не мешать другим парам, разговаривать шёпотом.

-Выписать слова.

-Жаба, небо, стул, соты.

- Сосчитай, сколько в комнате кошек, если в каждом из четырёх углов комнаты сидит по одной кошке, против каждой кошки сидит по три кошки и на хвосте у каждой кошки сидит по кошке?

-4

-В комнате 4 угла и в каждом углу сидит по одной кошке. Значит кошек 4.

-Это кошки, которые сидят в других углах.

-4 раза

-Да

Заключит.часть

Самооценка обучающимися собственной деятельности.

Оценка сотрудничества, результата деятельности.

Беседа

Фронтальная

-Мы с вами очень хорошо сегодня позанимались. Вы большие молодцы.

- У вас на краю стола лежат фигуры. Поднимите зелёный круг. Если у вас на занятии всё получалось, не было никаких трудностей. Поднимите желтый квадрат, если у вас возникали трудности, но вы с ними справлялись. И поднимите красный треугольник, если вам показалось всё трудным, и вы ничего не смогли сделать.

-Спасибо большое, вам ребята, за урок. До свидания!

Поднимают фигуры.

-До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи для развития логики.

Предлагаю задачи для олимпиадных заданий или просто на урок....

Развитие логики на уроках русского языка

Развитие словесно-логического мышления, абстрактно-логического мышления, развитие внимания к слову, анаграммы, ребусы....

Задания на развитие логики

Дидактический материал. Вопросы и задания для развития логики у учащихся  2- 4 классов...

КВН по математике для 4 класса (развитие логики у детей)

Используемые задания способствовуют развитию логического мышления, речи, памяти, внимания; активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках  и внеклассных занятиях по математик...

Задачи на развитие логики, внимания...

Материал для внеурочных занятий по математике, для подготовки к олимпиадам....

Развитие логики у первоклассников.

Дистанционное обучение....

Развитие логики (тренажёр 1)

Цель: развитие логического мышления. Новые образовательные программы требуют более эффективного развития словесно-логического мышления младших школьников, отсутствие его необходимого уровня  прив...