Род собр (поощр и наказ)
методическая разработка


Предварительный просмотр:

38А, Савина Нина

Читательская конференция для родителей по теме:

«Поощрение и наказание в семье»

Форма: читательская конференция

Вид: собрание-диспут

Цель: определить эффективные способы поощрения и наказания в воспитательном процессе

Примечание: за неделю-две до собрания проводится анонимное анкетирование родителей (приложение 1)

Вступительная часть

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена актуальной проблеме.

Я предлагаю вам посмотреть инсценировки двух ситуаций от ваших детей. Опираясь на увиденное и на заранее прочитанный вами материал статьи И.Н. Морозюк, определите проблему, которой посвящено сегодняшнее собрание.

(Первая сценка – из повести М. Горького «Детство» и вторая – из книги психолога Дейла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей»)

Максим Горький:

(действующие лица: 1 ребенок – Алеша, 2 – ребенок – тетка Наталья, 3 ребенок – дед, 4 ребенок – мать)

«Однажды дед спросил:

— Ну, Олешка, чего сегодня делал? Играл! Вижу по желваку на лбу. Это не велика мудрость желвак нажить! А «Отче наш» заучил?

Тетка тихонько сказала:

— У него память плохая.

Дед усмехнулся, весело приподняв рыжие брови.

— А коли так, — высечь надо!

И снова спросил меня:

— Тебя отец сек?

Не понимая, о чем он говорит, я промолчал, а мать сказала:

— Нет, Максим не бил его, да и мне запретил.

— Это почему же?

— Говорил, битьем не выучишь.

— Дурак он был во всем, Максим этот, покойник, прости господи! — сердито и четко проговорил дед.

Меня обидели его слова. Он заметил это.

— Ты что губы надул? Ишь ты…

И, погладив серебристо-рыжие волосы на голове, он прибавил:

— А я вот в субботу Сашку за наперсток пороть буду.

— Как это пороть? — спросил я.

Все засмеялись, а дед сказал:

— Погоди, увидишь…

Притаившись, я соображал: пороть — значит расшивать платья, отданные в краску, а сечь и бить — одно и то же, видимо. Бьют лошадей, собак, кошек; в Астрахани будочники бьют персиян, — это я видел. Но я никогда не видал, чтоб так били маленьких, и хотя здесь дядья щелкали своих то по лбу, то по затылку, — дети относились к этому равнодушно, только почесывая ушибленное место.

!

Дейл Карнеги

(действующие лица: 1 ребенок – автор, 2 ребенок – мать, 3 ребенок – ребенок)

«...Так, пол века назад один десятилетний мальчик работал на фабрике в Неаполе. Он страстно хотел стать певцом, но его первый учитель охладил его. “Ты не можешь петь, - заявил он. - У тебя совсем нет голоса. Он звучит, как ветер в оконных станях”.

Однако мать мальчика - простая бедная крестьянка - обняла его и ободрила. “Я знаю, что ты можешь петь, - сказала она. - Я уже замечаю твои успехи”. Она ходила босиком, чтобы сэкономить деньги на оплату его уроков пения. Эта похвала и поддержка матери-крестьянки изменили жизнь мальчика. Возможно, вы слышали о нем. Его звали Энрико Карузо..»

Итак, как вы считаете, о какой проблеме будет идти речь на собрании? Почему вы так решили? Совершенно верно, сегодня мы с вами поговорим о поощрении и наказании в семье. Скажите, является ли данная тема актуальной для вас? Пожалуйста, аргументируйте своё мнение.

Действительно, данная тема является актуальной, поскольку система поощрений и наказаний в семье призвана обучать ребенка правилам жизни в том обществе, в котором он родился.

По данным исследования Центра оперативных и прикладных исследований Российского общества социологов, наиболее распространенным видом воздействия на ребенка является отчитывание, громкая ругань. С результатами исследования вы можете познакомиться на слайде (приложение 2).

https://www.propodderzhka.ru/biblioteka/pooshhreniya-i-nakazaniya-v-rossiyskich-semyach/

— Опираясь на результаты исследования, посмотрев инсценировки от детей, какие мысли у вас появились?

— Как вы считаете, какие способы поощрения и наказания можно применять в воспитательном процессе? И нужно ли вообще поощрять или наказывать ребёнка?

Обобщая вышесказанное, сформулируйте цель сегодняшнего собрания (определить эффективные способы поощрения и наказания в воспитании ребенка). Запишите тему и цель собрания в ваш персональный буклет.

Основная часть

Итак, я заметила, что ваши мнения относительно проблемы поощрения и наказания в семье расходятся, о чем свидетельствуют результаты анкетирования.

Действительно, трудно представить себе более спорный вопрос в воспитании, чем вопрос о наказании детей. Надо или не надо? Если да, то как не навредить здоровью и психике? Если нет, то как справиться с плохим поведением и приучить к порядку? Ученые и практики до сих пор не имеют на этот счет единой точки зрения. Попробуем сегодня разобраться в этом непростом вопросе.

Для начала предлагаю выяснить, что же такое наказание и что такое поощрение? Какие ассоциации с этими словами у вас возникают? Запишите возникшие ассоциации в своих буклетах.

Наказание – это мера воздействия, применяемая к кому-л. за какую-л. вину, проступок, преступление.

Поощрение – это похвала, награда, то, чем поощряют кого-л

Давайте обратимся к статье И.Н. Морозюк и посмотрим, что же о наказании и поощрении говорит он.

«В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и тому подобное педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением.

Что же такое наказание? В голову сразу лезет воспоминание о полученных в детстве затрещинах или домашнем аресте за какую-либо провинность, либо за шалость. Но, наверняка, вспомнятся и друзья, для которых затрещины были обычным делом, поскольку сыпались справа и слева, и никакая “домашняя тюрьма” не могла заставить беспрекословно слушаться. Ибо наказание — это вовсе не действие со стороны наказывающего, а то, что происходит в наказываемом. То, что он при этом переживает. С точки зрения психологии это хорошо всем известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда более не переживать.»

Обратимся теперь к одному из вопросов, представленных в статье: за что поощрять и за что наказывать? Поделитесь своими мыслями. Давайте посмотрим, какой ответ дает сам И.Н. Морозюк.

«Многие родители прибегают к различным способам поощрений и некоторые из них становятся традиционными для отдельных семей. Например, ребенок поощряется и получает денежное вознаграждение за уборку в доме, за мытье посуды, то есть за то, что он должен проделывать постоянно, помогая родителям, что должно быть его ежедневной обязанностью. Не получится так, что, однажды приболев, родитель может не дождаться «бесплатной» помощи и сострадания»

Согласны ли вы с мнением автора? Почему?

Как вы считаете, какие же формы наказания и поощрения могут быть приемлемыми, а какие – нет?

Сейчас я предлагаю вам обсудить в группах, какие формы и приемы наказания могут быть приемлемыми, а какие – нет. Первой группе необходимо составить перечень правильных приемов поощрения и наказания, а второй группе – перечень неправильных приемов поощрения и наказания. На данную работу вам дается 3-4 минуты. Все выводы запишите, пожалуйста, в ваши персональные буклеты.

Поделитесь результатами своей работы. Вторая группа, согласны ли вы с мнением первой группы? Почему? Первая группа, согласны ли вы с мнением второй группы? Почему?

Обратимся к статье И.Н. Морозюк и посмотрим, что он пишет об ошибках в применении наказаний и поощрений.

«Недопустимо формировать замечание в оскорбительной, бранной форме. Типичная ошибка - использование поощрения в форме своеобразной «платы» за правильное поведение. Это нередко встречается в семьях.

Безусловно, ошибочным является наказание за не преднамеренный, случайной поступок, который не привел к каким-либо тяжелым последствиям, если к тому же сам провинившийся признает неправильность своего поведения и обещает исправиться.

«Во многих семьях, особенно часто используются поощрения в виде подарков.»

Как вы считаете, можно ли считать подарки способом поощрения? Почему? Стремление делать детям подарки за что-либо становится источником трудностей в воспитании.

Под поощрением нельзя понимать конфеты, телефон последней марки, спортивный велосипед или мотоцикл, а порой и машину за успехи. Лучшая награда для ребенка - сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это. Там, где символ становится главным и самоцельным, где лишь он заставляет ребенка хорошо вести себя, — в семье что-то неладно.

Как вы считаете, должна ли быть какая-то система правильного распределения наказаний и поощрений? Почему? Все ли согласны?

Обратимся к статье И.Н. Морозюк:

“Сколько затрещин и сколько конфет”

Как вы понимаете данное высказывание? Согласны ли вы с ним? Почему? Давайте посмотрим, о чем еще говорит И.Н. Морозюк.

Воспитательная проблема заключается не в количестве, а в отношении к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и воспитанника, в нем сфокусировано все, что их связывает и сближает. Важно, как формировались их взаимоотношения, насколько они эмоционально близки друг другу!

Чтобы наказание возымело действие, наказываемый должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с родителями или иными воспитателями. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием.

Если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но наше поведение приносит вред. Наказанный с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения, и урока на будущее.»

Поэтому применяя способы наказания или поощрения, мы должны придерживаться каких-то правил.

Давайте попробуем разобраться, каким правилам мы должны следовать, если наказываем или поощряем ребенка.

Я предлагаю вам выполнить следующую работу в парах. Напишите 2-3 правила, которых нужно придерживаться, наказывая ребенка, и 2-3 правила, которым нужно следовать, поощряя ребенка.

Поделитесь результатами своей работы. Все ли согласны? Почему?

Запишите выводы в персональный буклет.

Правила наказания:

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.

9. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным.

10. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

11. Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

— когда он болеет;

— перед сном и сразу после сна;

— во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

— во время работы и игры;

— непосредственно после душевной или физической травмы;

— когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается;

— когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

Правила поощрения:

1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

Ребенок оценит искреннюю похвалу, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»

Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!»

Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.

Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

3. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остального чувства зависти или обиды. Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.

6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Давайте попробуем закрепить сделанные нами выводы на практике. Представим себе следующую ситуацию:

Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнял свое поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал о случившемся. “Бестолочь! – возмутилась мать, - от твоей помощи одни убытки! Марш в угол!” Мальчик молча выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.

Объединитесь в пары, ответьте на вопросы из раздаточного материала на ваших столах и попробуйте разыграть, как бы вы поступили на месте мамы Вити.

Вопросы: Почему мама поступила таким образом? Какой педагогический вывод следует из этой ситуации? Что изменилось бы, если бы мама просто простила Витю?

Прощение – это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это, по сути, примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать, и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.

Можно сделать вывод, что в наши дни в воспитании без этих средств не обойтись, и задача заключается в том, чтобы их использование было, как минимум, элементарно грамотным в педагогическом отношении. Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», - подчеркивал А.С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А.С. Макаренко советовал в особенности родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.

Заключительная часть

Наша встреча подходит к концу. Предлагаю повести итоги. Кто помнит, какую цель мы сегодня перед собой ставили? Определить эффективные способы поощрения и наказания в воспитании ребенка

Скажите, все ли заполняли персональные буклеты? Какую информацию вы зафиксировали?

Прошу вас высказать свое мнение. Насколько полезным было для вас родительское собрание? Что из предложенного Вы будете использовать? Что для вас оказалось особенно ценным и полезным? Остались ли у Вас вопросы?

На этом всё! Спасибо за внимание! Я была рада встрече с вами!


Приложение 1

Уважаемые родители!

К предстоящему родительскому собранию, которое состоится________, прошу Вас заполнить анкету. Вариант или варианты выбранных ответов, пожалуйста, обведите ручкой. Благодарю за сотрудничество.

Классный руководитель ________

Примечание: Анкетирование проводится анонимно!

Анкета

1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?

  1. Да
  2. Не очень
  3. Плохо

2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?

  1. Круглые сутки
  2. 5-6 часов в сутки
  3. 1-2 часа в сутки

3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?

  1. Всегда
  2. Иногда
  3. Никогда

4. Какова роль поощрения в воспитании детей?

  1. важно без сомнения;
  2. необходимо воспринимать как должный факт;
  3. не имеет смысла.

5. Какие виды поощрения вы используете в семейном воспитании?

  1. словесная похвала;
  2. поощрение материальное (подарок, сувенир);
  3. денежное вознаграждение;
  4. действенное поощрение (разрешение на прогулку, просмотр телепередачи, поездку).

6. Нужна ли мера в поощрении детей?

  1. поощрять необходимо всегда;
  2.  поощрение действенно от случая к случаю;
  3. чем чаще, тем лучше.

7. Вспомните своё детство. Наказывали ли вас в семье?

  1. часто;
  2.  иногда;
  3. никогда.

8. Как вы относитесь к физическому наказанию?

  1. полностью поддерживаю;
  2. считаю, что периодически оно допустимо;
  3. отрицательно.

9. Какова реакция вашего ребёнка на физическое наказание?

  1. нейтральное, т.к. оно не имеет положительного воздействия;
  2. боится его;
  3. принимает как должное.

10. Существует ли, по - вашему мнению, взаимосвязь между физическим наказанием и формированием отрицательных черт характера у ребёнка?

  1.  физические наказания в детском возрасте не способствуют возникновению отрицательных черт;
  2. физические наказания дисциплинируют;
  3. чем чаще наказывают, тем больше отрицательных черт формируется у ребёнка

11. Как вы наказываете своего ребёнка?

  1.  Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним
  2. Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете
  3.  Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.
  4. Наказываете трудом
  5.  Не разрешаете гулять, общаться с друзьями
  6.  Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень
  7. Свой вариант: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2



Предварительный просмотр:

Дейл Карнеги

«Я знавал Пита Барлоу. Пит исполнял цирковой номер с участием собак и пони. Всю свою жизнь он странствовал с цирком или в составе эстрадных трупп. Мне нравилось наблюдать за тем, как Пит дрессировал новых собак для своего номера. Я заметил, что, как только в работе собаки намечался малейший успех, Пит сразу начинал гладить и хвалить ее и давал ей кусок мяса. Он делал из этого целое событие.

Здесь нет ничего нового. Дрессировщики применяют этот прием в течение уже многих столетий.

Так почему же мы не проявляем тот же здравый смысл, когда пытаемся воздействовать на людей? Почему мы не используем мясо вместо кнута? Почему мы не прибегаем к похвале вместо осуждения? Давайте хвалить даже за малейшую удачу. Это вдохновляет людей на дальнейшие успехи. «...»

...Так, пол века назад один десятилетний мальчик работал на фабрике в Неаполе. Он страстно хотел стать певцом, но его первый учитель охладил его. “Ты не можешь петь, - заявил он. - У тебя совсем нет голоса. Он звучит, как ветер в оконных станях”.

Однако мать мальчика - простая бедная крестьянка - обняла его и ободрила. “Я знаю, что ты можешь петь, - сказала она. - Я уже замечаю твои успехи”. Она ходила босиком, чтобы сэкономить деньги на оплату его уроков пения. Эта похвала и поддержка матери-крестьянки изменили жизнь мальчика. Возможно, вы слышали о нем. Его звали Энрико Карузо. «...»

...Полвека назад другой мальчик работал в Лондоне в галантерейном магазине. Он должен был вставать в пять часов утра, подметать помещение и работать, как раб, четырнадцать часов в день. Это была тяжелая, нудная работа, и он презирал ее. Промучившись так два года, он почувствовал, что больше не в силах выдержать этого. Поэтому, поднявшись однажды рано утром с постели и даже не позавтракав, он пешком отправился к матери, которая работала экономкой. Ему пришлось пройти пятнадцать миль.

Он был вне себя от отчаяния. Он умолял ее, плакал. Он клялся, что покончит с собой, если вынужден будет остаться в магазине. Затем он написал длинное, трогательное письмо своему старому школьному учителю, в котором говорилось, что он убит горем и не хочет больше жить. Старый учитель подбодрил его, заверив, что на самом деле он очень умен, способен заниматься более интересными вещами, и предложил ему работу учителя.

Это одобрение изменило судьбу мальчика и наложило прочный отпечаток на историю английской литературы. Ибо с той поры этот мальчик написал семьдесят семь книг и заработал своим пером более миллиона долларов. Вы, возможно, слышали о нем. Его имя Герберт Дж. Уэллс. «...»

...Итак, если вы хотите воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды, соблюдайте правило шестое:

Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу»


Джоан К. Ролинг — «Гарри Поттер и узник Азкабана»

«Он вышел из пике, вскинув руку в воздух, и стадион взорвался аплодисментами и криками. Гарри взмыл над ревущими трибунами, в ушах его стоял странный звон, а в кулаке был крепко зажат крошечный золотой мячик, беспомощно хлопающий серебряными крылышками.

Вуд, из глаз которого ручьями текли слезы, подлетел к Гарри, обхватил его за шею и разрыдался, уткнувшись ему в плечо. Подлетевшие следом Фред и Джордж с силой захлопали его по спине, а затем до Гарри донеслись вопли Анджелины, Алисии и Кэти: “Кубок наш! Кубок наш!” Сборная Гриффиндора, превратившись в многорукое и многоногое чудовище, хрипло вопя, опустилась на землю.

И тут на поле начали одна за другой накатывать алые волны болельщиков. Их кулаки, как градины, забарабанили по плечам и спинам игроков. У Гарри было такое впечатление, словно он оказался посреди бурного моря тел и вот-вот утонет в нем. А затем толпа подняла его и других игроков сборной на руки.

Гарри, взлетев над толпой и, наконец, оказавшись на свету, сразу увидел Хагрида, с головы до ног обвешанного алыми розетками. “Ты разбил их, Гарри, ты их разбил! — вопил великан. - Я еще расскажу об этом Клюву!”

Потом Гарри увидел Перси Уизли, который, позабыв о своей привычной напыщенности и важности, прыгал как безумный. А профессор МакГонагалл рыдала громче, чем Вуд, вытирая лицо огромным флагом Гриффиндора. Пробившиеся к Гарри сквозь толпу Рон и Гермиона даже не нашлись, что сказать, и просто улыбались, глядя на него. Толпа поднесла Гарри к трибуне, на которой с гигантским кубком в руках стоял Дамблдор.

Когда всхлипывающий капитан передал Гарри Кубок, и он поднял его в воздух, он подумал, что в этот момент он мог бы создать самого лучшего в мире Патронуса».



Предварительный просмотр:

«Поощрение и наказание как воспитательная проблема».

И.Н. Морозюк, педагог-психолог

ГОУ РМ СПО (ССУЗ)

«Зубово-Полянский педагогический колледж

Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка.

В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. Можно придерживаться наиболее близкого для вас взгляда, но необходимо учитывать и индивидуальные особенности и возраст ребенка. Мы говорим о студентах, на сегодняшнее время они и есть наши дети.

Значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. В семье же, где сложились правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми, можно обходиться без поощрений и наказаний. Наверное, отсюда и появляется убеждение, что в принципе, в идеале поощрения и наказания не нужны вообще.

Как писал великий педагог К.Д. Ушинский: «если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусств воспитания».

В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и тому подобное педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением.

К наказаниям часто относится любое осуждение, угроза, порицание.

Несправедливые поощрения и наказания, как никакой другой метод стимулирования, способны нанести моральные травмы детям. Поэтому в каждом конкретном случае, решая вопрос о целесообразности применения поощрения и наказания, нам взрослым исключительно важно правильно оценить характер отношений, сложившихся в данной ситуации.

Поощрения и наказания в нашем образовательном учреждении строятся на точном и всестороннем учете индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, тщательном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются.

За что поощрять и за что наказывать? Этот вопрос, прежде всего, встает не только перед педагогами, но и перед родителями в ситуации применения поощрения или наказания, даже если ваши дети сегодняшние студенты, а не малыши. Многие родители прибегают к различным способам и некоторые из них становятся традиционными для отдельных семей. Например, ребенок поощряется и получает денежное вознаграждение за уборку в доме, за мытье посуды, то есть за то, что он должен проделывать постоянно, помогая родителям, что должно быть его ежедневной обязанностью. Не получится так, что, однажды приболев, родитель может не дождаться «бесплатной» помощи и сострадания. Ошибка родителей в том, что многие из них считают правильным способ зарабатывания карманных денег детей с пользой для дела, как нам порой, кажется. Мы думаем, что вознаградив сегодня за труд, завтра он сделает это дело лучше и по собственной инициативе, но это далеко не факт и скорее всего, этого не случится.

Что же такое наказание? В голову сразу лезет воспоминание о полученных в детстве затрещинах или домашнем аресте за какую-либо провинность, либо за шалость. Но, наверняка, вспомнятся и друзья, для которых затрещины были обычным делом, поскольку сыпались справа и слева, и никакая “домашняя тюрьма” не могла заставить беспрекословно слушаться. Ибо наказание — это вовсе не действие со стороны наказывающего, а то, что происходит в наказываемом. То, что он при этом переживает. С точки зрения психологии это хорошо всем известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда более не переживать.

Целесообразно знать о тех типичных ошибках, которые допускаются на практике в применении поощрений и наказаний.

Недопустимо формировать замечание в оскорбительной, бранной форме. Типичная ошибка - использование поощрения в форме своеобразной «платы» за правильное поведение. Это нередко встречается в семьях.

Безусловно, ошибочным является наказание за не преднамеренный, случайной поступок, который не привел к каким-либо тяжелым последствиям, если к тому же сам провинившийся признает неправильность своего поведения и обещает исправиться. Родители, порой предвидя отрицательные последствия поведения своего ребенка и оберегая от этого, пытаются из лучших соображений как бы заранее наказать за это. Аргументируя тем, что хотели как лучше, но порой не всегда это лучше.

Итак, на вопрос как правильно распределять наказания и поощрения, мы не дадим точного ответа, сколько того и другого должно приходиться на каждого. “Сколько затрещин и сколько конфет”. Воспитательная проблема заключается тут не в количестве, а в отношении к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и воспитанника, в нем сфокусировано все, что их связывает и сближает. Важно, как формировались их взаимоотношения, насколько они эмоционально близки друг другу! Чтобы наказание возымело действие, наказываемый должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с родителями или иными воспитателями. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже того, весь возбуждаемый негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так “хладнокровно” наказывает. Воспитатель оказывается в роли надсмотрщика, который высек провинившегося, но тот за собой никакой вины не видит.

Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. наказанный с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее.

А как обстоит дело с поощрением? Оно как воспитательное средство более действенно. Если наказание лишь останавливает отрицательные действия, то поощрение ориентирует на положительные и закрепляет их. Во многих семьях, особенно часто используются поощрения в виде подарков. Стремление определенной категории родителей, во что бы то ни стало, делать своим детям дорогие подарки становится источником трудностей в воспитании.

Под поощрением нельзя понимать конфеты, телефон последней марки, спортивный велосипед или мотоцикл, а порой и машину за успехи. Лучшая награда для ребенка - сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это. Там, где символ становится главным и самоцельным, где лишь он заставляет ребенка хорошо вести себя, — в семье что-то неладно.

Поощрение и наказание — основные воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мы достигаем определенной воспитательной цели. Цель наказания, таким образом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого – прощение!

Прощение – это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это, по сути, примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать, и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.

Но и здесь следует избегать крайностей. Никогда ничего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно лишь углубит пропасть между воспитателем и ребенком. Но всегда с готовностью прощать все – значит, потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Так что и здесь рассудительность, и понимание индивидуальных качеств ребенка будут служить нам лучшим ориентиром.

Бесспорно одно: в наши дни в воспитании без этих средств не обойтись, и задача заключается в том, чтобы их использование было, как минимум, элементарно грамотным в педагогическом отношении. Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», - подчеркивал А.С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А.С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.

Многие педагоги прошлого и наши современники, касавшиеся проблемы поощрения и наказания в воспитании детей, любили повторять крылатые слова К.Д. Ушинского: «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Максим Горький — «Детство»

Через несколько дней после приезда он заставил меня учить молитвы. Все другие дети были старше и уже учились грамоте у дьячка Успенской церкви; золотые главы ее были видны из окон дома.

Меня учила тихонькая, пугливая тетка Наталья, женщина с детским личиком и такими прозрачными глазами, что, мне казалось, сквозь них можно было видеть всё сзади ее головы.

Однажды дед спросил:

— Ну, Олешка, чего сегодня делал? Играл! Вижу по желваку на лбу. Это не велика мудрость желвак нажить! А «Отче наш» заучил?

Тетка тихонько сказала:

— У него память плохая.

Дед усмехнулся, весело приподняв рыжие брови.

— А коли так, — высечь надо!

И снова спросил меня:

— Тебя отец сек?

Не понимая, о чем он говорит, я промолчал, а мать сказала:

— Нет, Максим не бил его, да и мне запретил.

— Это почему же?

— Говорил, битьем не выучишь.

— Дурак он был во всем, Максим этот, покойник, прости господи! — сердито и четко проговорил дед.

Меня обидели его слова. Он заметил это.

— Ты что губы надул? Ишь ты…

И, погладив серебристо-рыжие волосы на голове, он прибавил:

— А я вот в субботу Сашку за наперсток пороть буду.

— Как это пороть? — спросил я.

Все засмеялись, а дед сказал:

— Погоди, увидишь…

Притаившись, я соображал: пороть — значит расшивать платья, отданные в краску, а сечь и бить — одно и то же, видимо. Бьют лошадей, собак, кошек; в Астрахани будочники бьют персиян, — это я видел. Но я никогда не видал, чтоб так били маленьких, и хотя здесь дядья щелкали своих то по лбу, то по затылку, — дети относились к этому равнодушно, только почесывая ушибленное место. Я не однажды спрашивал их:

— Больно?

И всегда они храбро отвечали.

— Нет, нисколечко!



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

К предстоящему родительскому собранию, которое состоится________, прошу Вас заполнить анкету. Вариант или варианты выбранных ответов, пожалуйста, подчеркните ручкой. Благодарю за сотрудничество.

Классный руководитель ________

Примечание: Анкетирование проводится анонимно!

Анкета

1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?
- Да
- Не очень
- Плохо

2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?
- Круглые сутки
- 5-6 часов в сутки
- 1-2 часа в сутки

3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?
- Всегда
- Иногда
- Никогда

4. Как вы поощряете своего ребёнка?
- Радуетесь вместе с ним его успехам
- Стараетесь совместно организовывать досуг
- Просто хвалите
- Покупаете дорогие вещи, подарки, даёте деньги

5. Как вы наказываете своего ребёнка?
- Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним
- Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете
- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.
- Наказываете трудом
- Не разрешаете гулять, общаться с друзьями
- Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наказы, клятвы, обещания на празднике Знаний

Ни один День Знания не обходится без клятв, наказов и обещаний учеников и родителей. Это придаёт иногда торжественность празднику, иногда вносит юмор. Предлагаю небольшую подборку таких моментов....

Наказ первоклассникам от родителей.

Разработка правил первоклассникам от родителей 1 сентября....

Наказ учителя ребятам

материал представляет собой памятку для учащихся начальной школы и их родителей...

Наказ первокласснику.

Данный наказ раздаю каждому первокласснику  в первый  учебный день. Дети читают ( кто умеет), считают, раскрашивают. Хранится наказ в детском портфолио....

Конспект урока чтения по теме: "Рассказ Валентины Осеевой "Кто наказал его?"

Конспект урока с использованием деятельностного подхода....

В.А.Осеева «Кто наказал его?»

Презентация разработана для урока чтения в 1 классе...

В. Осеева "Кто наказал его?" А. Барто "Рыцари"

Воспитание нравственных качеств...