Программы по внеурочной деятельности
учебно-методический материал (4 класс)

Сурикова Вероника Сергеевна

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd_4a_umnik_i_umnitsy.doc96 КБ
Файл vd_4a_mir_glazami_detey_gootov.docx30.14 КБ
Microsoft Office document icon vd_4a_istoki_gotov.doc118.5 КБ
Файл 4a_ozozh_gotov.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

начального общего образования

                                                                          приказ №359ос от 11.06.2021г

Тюменская  область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоаганская  общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

                 Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Умники и умницы»

для   4а  класса

начального общего образования

2021/2022 учебный год

                                             Составитель: Сурикова Вероника Сергеевна

                                                  учитель   начальных  классов  

                                         

                               

                                       п.г.т. Новоаганск, 2021г.

1.Пояснительная записка. 1.Пояснительная записка.

      Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах:

- на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2013 г.

- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);

-  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

-  Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10.№ 189.

 Цель: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий

 Задачи:

- развитие мышления в процессе формировани я основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

«Умники и умницы».

Ученик получит возможность научиться:

-классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;

-самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

Ученик получит возможность научиться:

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

2.Содержание курса.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Формы и виды деятельности:

1.«Мозговая  гимнастика». 

2.Разминка.

3.Тренировка  и  развитие  психических  механизмов,  лежащих  в  основе  познавательны способностей, памяти,  внимания,  воображения.

4. Гимнастика  для  глаз.  

5.Логически – поисковые  задания.

6. Веселая  переменка.  

7.Нестандартные  задачи.

8.Самостоятельные решения поисковых задач. 9.Практическая работа геометрического  характера. 10Коллективная проверка решения задач.

11. Оценка своих успехов.   

3.Календарно - тематическое    планирование (34 ч, 1 час в неделю).

п\п

Тема занятия

Кол-во часов

План

Факт

1

Выявление уровня  развития  внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.Развитие концентрации внимания.

1

07.09

2

Тренировка внимания.Игра «Внимание».  Совершенствование мыслительных операций. «Звуки».Анаграммы.  

1

14.09

3

Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика»,«Волшебные фразы». задачи на развитие аналитических способностей.

1

21.09

4

Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру».Логически –поисковые задания

1

28.09

5

Развитие логического мышления.Обучение поиску закономерностей.«Первая одинаковая».Логические задачи.

1

05.10

6

Совершенствование воображения.«Изобрази без предмета»,«Художник».Ребусы. Работа с изографами.Задания по перекладыванию спичек.

1

12.10

7

Развитие быстроты реакции.Игра«Внимание»,«Слоговица», «Так же, как…».Логические задачи.Задачи на развитие аналитических способностей.

1

19.10

8

«Составь словечко».Задачи на развитие аналитических способностей.Закономерности.Развитие концентрации внимания.

1

26.10

9

Тренировка внимания.«Лабиринт»

1

09.11

10

Тренировка слуховой памяти«Послушай, вообрази»«Закодированное слово»,«Поставь точку».  

1

16.11

11

Тренировка зрительной памяти.  «Ряды чисел», «Найди фигуру».Совершенствование мыслительных операций.Задачи на логику. Закономерности.

1

23.11

12

Развитие логического мышления.  «Аналогия»,«Первая – одинаковая».

1

30.11

13

Совершенствование воображения.«Изобрази без предмета», «Фантазёр», «Художник». Ребусы.

1

07.12

14

Пространственное воображение.Работа с изографами и числографами. «Так же, как …»Составление ребусов.

1

14.12

15

Развитие концентрации внимания.«Найди фигуру»,«Вычисли слово»,«Слова в корзинку».

1

21.12

16

Тренировка внимания.«Антонимы»,«Лабиринт», «Найди пару».Совершенствование мыслительных операций.

1

11.01

17

Тренировка слуховой памяти.«Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», «Поставь точку».

1

15.01

18

Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти.«Запомни»,«Наборщик».Решение кроссвордов.

1

18.01

19

Развитие логического мышления.«Найди лишнее слово»,«Числовая закономерность»,«Первая – одинаковая».  Тренировка слуха.

1

25.01

20

Совершенствование воображения.Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

01.02

21

Развитие быстроты реакций.« Внимание», «Шифровальщик»,«Так же, как..»,«Многозначные слова».

1

08.02

22

Развитие концентрации внимания.«Слоговица»,«Найди слово».Антонимы.

1

15.02

23

Тренировка внимания.Вопросы-загадки. «Лабиринт»,«Найди 7 ошибок», «Слоговица».Пословицы.

1

22.02

24

Тренировка слуховой памяти.«Волшебные слова»,«Заполни заготовки».Графический диктант.Штриховка.

1

01.03

25

Тренировка зрительной памяти.«Найди фигуры»,«Зарисуй по памяти»,«Запомни расположение фигур»Графический диктант. Штриховка.

1

15.03

26

Развитие логического мышления.Обучение поиску закономерностей.«Первая – одинаковая»,«Числовая закономерность»,«Аналогия». Графический диктант.Штриховка.

1

22.03

27

Совершенствование воображения.«Фантазёр»,«Пойми рисунок»,«Изобрази без предмета»,«Угадай настроение». Логические задачи.Задания по перекладыванию спичек.Графический диктант. Штриховка.

1

05.04

28

Развитие быстроты реакции.«Лабиринт», «Так же, как…»,«Фразеологизмы». Графический диктант.Штриховка.

1

12.04

29

Тренировка слуховой памяти.«Поставь точку».Литературная викторина.Работа над содержанием текста.

1

19.04

30

Совершенствование воображения. «Внимание»,«Числовая закономерность», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

26.04

31

Выявление уровня  развития  внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Конкурс эрудитов.

17.05

32

Выявление уровня  развития  внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.  Развитие концентрации внимания.

1

24.05

33

Тренировка внимания. Игра «Внимание».  Совершенствование мыслительных операций.«Звуки».Анаграммы.  

1

26.05

34

Тренировка слуховой памяти.«Весёлая грамматика»,«Волшебные фразы». Задачи на развитие аналитических способностей.

1

27.05

Итого: 34ч



Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

начального общего образования

                                                                          приказ №359ос от 11.06.2021г

Тюменская  область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоаганская  общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

                 Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Мир глазами  детей.»

для   4а  класса

начального общего образования

2021/2022 учебный год

                                             Составитель: Сурикова Вероника Сергеевна

                                                  учитель   начальных  классов  

                                         

                               

                                       

п.г.т. Новоаганск, 2021 г.

  1.Пояснительная записка.

     Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир глазами детей» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах:

    Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);

-на основе авторской программы по внеурочной деятельности (В. А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А.Горского. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения)

    Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

     Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10.№ 189.

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Задачи:

•        развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

•        научить приёмам мастерства;

  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

2.Планируемые результаты изучения курса.

Ученик научится

- наиболее типичных представителей животного мира России,

- какую пользу приносят представители животного мира;

- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

- способы сохранения окружающей природы;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология - наука об общем доме;

- экологически сообразные правила поведения в природе.

Ученик получит возможность научиться

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

- составлять экологические модели, трофические цепи;

- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

  3.Содержание программы «Мир глазами детей».                                               

                                                     

    1.Когда я вышел на улицу(2 часа)

Закрепление правил поведения на улице и в общественных местах. Правила пешехода и пассажира. Правила поведения при проведении спортивных мероприятий. Социальная адаптация в обществе.

э Практическая работа экскурсии, походы с целью практического закрепления правил безопасности

      2.Югра спортивная (3 часов)

Известные спортсмены прошлого и настоящего. Проведение спортивных турниров и эстафет .

Практическая работа

Экскурсии в спортивные клубы(ФОК) и секции поселка. Встречи с известными спортсменами города. Спортивные эстафеты и турниры. Подготовка к походу Правила безопасности в походе.

        3. Летопись времени. Новоаганск вчера, сегодня, завтра(5 часов)

 Подворье Северянина в прошлом. Земля отцов-моя земля. Здесь я родился (моя малая Родина). Известные люди нашего  поселка. История края и его населенных пунктов. История в архитектуре. Становление п Новоаганск. Югра в годы Великой Отечественной войны.. Достопримечательности Югры. Улицы нашего нашего поселка.

 Практическая работа:экскурсии к памятникам архитектуры нашего города, к местам боевой славы, посещение музеев поселка. Новоаганск , встречи с интересными людьми,   встречи с участниками «горячих точек», тематические классные часы; интервьюирование, выполнение коллективных и индивидуальных заданий в ходе проведения экскурсии, проектные работы.

           4. Встреча с прекрасным (7часов)

Югорские умельцы. Всякая работа мастера хвалит. Народно-прикладное искусство и современность. Охранные природные зоны нашего края. Памятники природы края.

 Практическая работа:

Формы проведения: проектные работы, экологический десант, экологические акции, рисунки к праздникам Югры, экскурсия в художественная  студия Новоаганска, посещения театральных представлений по графику заезда артистов, посещения кинотеатра, экскурсии в парк, экологические десанты

 Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

.

             5. Символика края (3 часа)

Герб, гимн, флаг края. История и современность.

: Практическая работа Праздники, проработка индивидуальных исследовательских тем 

     6. Моя семья( 3часа)

Воспитание труженника в прошлом. Моя родословная. Знакомство с семейными традициями. Профессии моих родителей. Родной отцовский дом. Семейные традиции старшего поколения.  «Храни меня, мой талисман»

Практическая работа совместные праздники, экскурсии, проектные работы, научная конференция, встречи с членами семьи одноклассников 

        7.Югра- православная. ( 5 часов)

Храм Новоаганска. Святые места в Нижневартовском  районе. Православные праздники. Мои друзья- люди разных национальностей и вероисповеданий.

Практическая работа  экскурсии в музеи и библиотеки поселка Новоаганск научнаяконференция.:
                8.Труженникам –нефтянникам  нет переводу( 5 часов)

Твои земляки-труженики.Исторические места трудовой  славы земляков. Кто ленится тот не ценится. Народные обычаи и традиции. Предания старины глубокой. Пословицы, сказания и легенды. Легендарный « Самоотлор»

Практическая работап раздники, экскурсии, составление фотоколлажей, презентация личного опыта посещения экскурсий, проектные работы. 

              9. Итоговый урок (1 час) Храни меня мой край-ЮГРА

 Стихи, гимн Нижневартовского района

 Практическая работа:.

Формы организации внеурочной деятельности

Каждая тема занятий предполагает организацию познавательно-творческой и оздоровительной деятельности: беседы, рисование, изготовление детьми поделок\, игры, мини-соревнования, состязания (как в помещении так и на природе), экскурсии и прогулки.

4.Тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Мир глазами детей»

Тема занятий

Кол-во час

План

Факт

1.Когда я вышел на улицу(2 часа)

1

Правил поведения на улице и в общественных местах. Правила пешехода и пассажира.

1

2.09

2

Правила поведения при проведении спортивных мероприятий. Социальная адаптация в обществе.

1

9.09

2.Югра спортивная (3 часов)

3

Известные спортсмены прошлого и настоящего

1

16.09

4

Экскурсии в спортивные клубы(ФОК) и секции поселка.

1

23.09

5

Подготовка к походу Правила безопасности в походе.

1

30.09

3. Летопись времени. Новоаганск вчера, сегодня, завтра(5 часов)

6

Подворье Северянина в прошлом. Земля отцов-моя земля.

1

07.10

7

Здесь я родился (моя малая Родина). Известные люди нашего поселка.

1

14.10

8

История края и его населенных пунктов. История в архитектуре. Становление п Новоаганск.

1

21.10

9

Югра в годы Великой Отечественной войны.

1

28.10

10

Улицы нашего нашего поселка

1

11.11

4. Встреча с прекрасным (7часов)

11

Югорские умельцы. Всякая работа мастера хвалит.

1

18.11

12

Народно-прикладное искусство и современность.

1

25.11

13

Охранные природные зоны нашего края. Памятники природы края.

1

02.12

14

Проект « Редкие рыбы Югры»

1

09.12

15

Экскурсия в лес.Т/б иправила поведения на экскурсии.

1

16.12

16

Посещения  кинотеатра дк « Геолог»

1

23.12

17

Народно-прикладное искусство и современность. (рождественские поделки)

1

13.01

5. Символика края (3 часа)

18

Герб, гимн, флаг края.

1

20.01

19

История и современность.Формы проведения: праздники.

1

27.01

20

 История форм и праздников

1

03.02

6. Моя семья( 3часа)

21

Моя родословная.

1

10.02

22

Знакомство с семейными традициями.Профессии моих родителей.

1

17.02

23

Родной отцовский дом.Семейные традиции старшего поколения.«Храни меня, мой талисман»

1

24.02

        7.Югра- православная. ( 5 часов)

24

Храм Новоаганска.

1

03.03

25

Святые места в Нижневартовском районе.

1

10.03

26

Православные праздники.

1

17.03

27

Мои друзья- люди разных национальностей и вероисповеданий.

1

24.03

28

Экскурсии в музеи и библиотеки поселка Новоаганск.

1

07.04

8.Труженникам –нефтянникам  нет переводу( 5 часов)

29

Твои земляки-труженики.

1

14.04

30

Исторические места трудовой  славы земляков.

1

21.04

31

Кто ленится тот не ценится. Народные обычаи и традиции.

1

28.04

32

Предания старины глубокой.Пословицы, сказания и легенды.

1

05.05

33

 Легендарный«Самоотлор»( презентация)

1

12.05

9. Итоговый урок (1 час) Храни меня мой край-ЮГРА

34

Храни меня мой край- ЮГРА.Стихи,гимн Нижневартовского района.

1

19.05

Итого : 34 часа



Предварительный просмотр:

     

                                                                                                                                                                                                                       Приложение

к основной образовательной программе

начального общего образования

приказ №359ос от 11.06.2021г.

 

Тюменская  область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоаганская  общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

       Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Социальные истоки»

для   4 а  класса

начального общего образования

2021/2022 учебный год

Составитель: Сурикова Вероника Сергеевна

                                                                учитель начальных классов

                                                                                                                                                                                     

                               

                                         пгт Новоаганск 2021г

                                           Пояснительная записка

          Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах:

- на основе авторской программы «Истоки» И. А. Кузьмина, А.В. Камкина. М: издательский дом «Истоки», 2012;

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10.№ 189.

Цель курса – введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.

Задачи:

– раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;

– присоединение семьи к школе;

– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

– подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В 4 классе ученик научится:

- понимать следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правило. Путеводный образ. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Искренность.
Достоинство. Дружба. Дружба народов. Мир как состояние человека.
Лад. Духовное здоровье. Целеустремленность. Воля. Дисциплинированность. Активный отдых. Пассивный отдых. Саморазвитие. Путь к себе.

Ученик получит возможность научиться:

исходя из контекста понимать смысл их употребления и корректно использовать в своей речи; опираться на них в своей деятельности и общении.

                            3.Содержание учебного предмета

                                   Разделы содержания

1.Традиции образа -8ч

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?

ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный.Мать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная.  Крестная, богоданная, названная.Род. Родоначальник и родословие. Виды родословной.

Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь.

Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные. Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления.

СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя.Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции.

Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.

СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ.Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло — черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум,  просвещенное сердце — образы просветителей.Образы праведников и мудрецов. Святые, бессеребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.Образы-символы: крест купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.

2.Традиции Слова- 8ч

СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.

СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения.Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения.

ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори.

Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.

Присяга - слово долга. Обет - добровольное обязательство.

3.Традиции дела 8ч

ТРУД. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора.

Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер - золотые руки.

Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.

СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства:  дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы-командиры. Полководцы.

Служение священства - научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.

Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.

ТВОРЧЕСТВО. Талант - особый дар человека. Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.

Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.

Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.

4.Традиции праздника -10ч

ГУЛЯТЬ ВСЕМ МИРОМ. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы.

Общинные праздники; братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселие.

Престольный праздник; литургия, молебен, крестный ход, гостевание. ярмарка, гулянье.

РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины — наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников.

ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники — общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.

МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники — важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический  и духовный смысл этих проявлений праздника.

Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.

ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать — хранительница очага, крестная мать. Мир — Вселенная, мир — сообщество, мир-согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Пакров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза. 

Формы проведения занятий: лекции; практические занятия с использованием занимательного материала; работа со словарями омонимов, синонимов, антонимов, фразеологизмов, этимологии; творческая работа учителя и учащихся.

4.Тематическое планирование

№ П/П

Тема занятия

Кол-во час

Дата  

план

факт

1.Традиции образа 8ч

1

Вводный урок « От автора» Знакомство с книгой «Истоки»

1

6.09

2

Первые образы « Отец»Первые образы «Мать»

1

13.09

3

Первые образы « Отечество»

1

20.09

4

Священные образы “Спаситель”

1

27.09

5

Священные образы «Пресвятая Богородица»

1

04.10

6

Священные образы « Ангел- Хранитель»

1

11.10

7

Светлые образы. «Свет и  просветители. Праведники и мудрецы»

1

18.10

8

Светлые образы “Образы Знаки”

1

25.10

2.ТРАДИЦИИ СЛОВА 8Ч

9

Священные слова “Заповеди и заветы”

1

08.11

10

Священные слова “Молитвы”

1

15.11

11

Сердечные слова “Родительское благословение”

1

22.11

12

Сердечные слова “ Сердце весть подает”

1

29.11

13

Честные слова “ Правила честного слова”

1

06.12

14

Честные слова “Договор и уговор”

1

13.12

  15

Честные слова “Присяга”

1

20.12

  16

Честные слова “Обет”

1

25.12

3.ТРАДИЦИИ ДЕЛА 8Ч

17

Труд « Земледельцы. Ремесленники »

1

10.01

18

Труд « Купцы и предприниматели»

1

17.01

19

Служение «Воинство»

1

24.01

20

 Служение « Священство»

1

31.01

21

Служение « Суд и управление»

1

7.02

22

Творчество « Искусники. Книжники»

1

14.02

23

Традиции праведного дела

1

21.02

24

Итог « Традиции дела»

1

28.02

4.ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. 10Ч

25

Традиции праздника». (пристольные и храмовые). «Гулять всем миром»

1

07.03

26

Традиции праздника. (пристольные и храмовые). «Гулять всем миром»)

1

14.03

27

Традиции праздника . «Радоваться всей семьей»

1

21.03

28

Традиции праздника. « Радоваться всей семьей»

1

04.04

29

Традиции праздника. «Помнить всем Отечество»

1

11.04

30

Традиции праздника. « Помнить всем Отечество»

1

18.04

31

Традиции праздника.« Молиться все церковью»

1

25.04

32

Традиции праздника.« Молиться все церковью»

1

16.05

33

Традиции праздника. « Потрудиться душой»

1

23.05

34

Итоговый  урок  по теме  «Традиции праздника»

1

30.05

ИТОГО 34Ч



Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

начального общего образования

                                                                          приказ №359ос от 11.06.2021г

Тюменская  область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоаганская  общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

                 Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни»

для   4а  класса

начального общего образования

2021/2022 учебный год

                                             Составитель: Сурикова Вероника Сергеевна

                                             учитель   начальных классов  

                                         

                               

                                       

п.г.т. Новоаганск, 2021 г.

             

1.Пояснительная записка. 

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах:

- на основе авторской программы М.А.Павловой.

 - Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);

 - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

- Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10. № 189.

Цель: 1.Развитие у учащихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование основных принципов здорового образа жизни.

2.Приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания.

Задачи:

1. Сформировать представление о позитивных факторах , влияющих на здоровье

2. Сформировать навыки осознанного выбора у учащихся поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье

3. Научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье

4. Сформировать представление о рациональном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продукта

5. Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы, отдыха, двигательной активности, научить школьника составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.

6. Дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные 

Планируемые результаты курса

 внеурочной деятельности  «Основы здорового образа жизни».

Ученик  получит  возможность научиться:

1.Раскрывать содержание понятий здоровья, здоровый образ жизни, рациональное питание.

2.Проводить аргументацию зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, нарушения осанки, зрения, слуха, стрессов, инфекционных и простудных заболеваний;

3.Аргументировать основные правила поведения в природе; основные принципы здорового образа жизни ,рациональной организации труда и отдыха;

4.Влияние факторов риска на здоровье человека;

5.Описывать и использовать приёмы оказания первой помощи;

6.Смогут прогнозировать воздействие негативных факторов на организм;

7.Приводить примеры негативных факторов, влияющих на здоровье;

8.Смогут аргументировать в отношении поступков других людей, наносящих вред своему здоровью.

9.Смогут обеспечивать уход за телом и жилищем ;

10.Смогут взаимодействовать в группе (распределение обязанностей);

11.Смогут находить необходимую информацию на различных видах носителей ;

12.Смогут презентовать результаты собственной деятельности;

3.Содержание внеурочной деятельности  

«Основы здорового образа жизни».

Тема 1. Что такое здоровье?

Слово учителя. Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание

«Здоровье – это…»

Тема 2. Что такое эмоции?

Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё

имя».

Тема 3. Чувства и поступки.

Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Творческая работа в тетради.

Тема 4. Стресс.

Рассказ учителя. Словарная работа. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов.

Тема 5. Учимся думать и действовать.

Повторение. Чтение и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?»

Тема 6. Учимся находить причину и последствия событий.

Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем?

Как?»

Тема 7. Умей выбирать.

Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент».

Тема 8. Принимаю решение.

Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со

стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?»

Тема 9. Я отвечаю за своё решение.

Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение».

Тема 10. Что мы знаем о курении.

Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно!

Творческая работа.

Тема 11. Зависимость.

Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра

«Давай поговорим».

Тема 12. Умей сказать НЕТ.

Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?».

Тема 13. Как сказать НЕТ.

Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц.

Психологический тренинг.

Тема 14. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ?

Робота со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Рассказ

учителя. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа.

Тема 15. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа.

Тема 16. Волевое поведение.

Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг.

Тема 17. Алкоголь.

Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это интересно! Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно

помнить!

Тема 18. Алкоголь – ошибка.

Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка.

Это полезно помнить! Психологический тренинг.

Тема 19. Алкоголь – сделай выбор.

Беседа по теме. Игра «Список проблем». Оздоровительная минутка. Творческая работа с деревом решений. Психологический тренинг.

Тема 20. Наркотик.

Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра

«Давай поговорим».

Тема 21. Наркотик – тренинг безопасного поведения.

Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». Психологический

тренинг.

Тема 22. Мальчишки и девчонки.

Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э.

Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа.

Тема 23. Моя семья.

Защита рисунков. Анализ ситуации в рассказе К.Д. Ушинского «Сила не право». Оздоровительная минутка. Чтение и анализ стихотворения.

Игра «Продолжи предложение».

Тема 24. Дружба.

Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций.

Тема 25. День здоровья.

Открытие праздника. Игры и соревнования.

Тема 26. Умеем ли мы правильно питаться?

Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки».

Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом.

Тема 27. Я выбираю кашу.

Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай - ка», «Затейники». Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая

вкусная и полезная каша» Игра «Угадай сказку».

Тема 28. Чистота и здоровье.

Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения».

Тема 29. Откуда берутся грязнули? (игра – путешествие)

Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л. Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского

«Очень страшная история». Это полезно помнить! Работа со стихотворением.

Тема 30. Чистота и порядок (продолжение путешествия).

Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Оздоровительная минутка. Работа со стихотворениями.

Тема 31. Будем делать хорошо и не будем плохо.

Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно!

Чтении и анализ стихотворений.

Тема 32. КВН «Наше здоровье»

Тема 33. Я здоровье берегу – сам себе я помогу (урок-праздник)

Тема 34. Будем здоровы.

Посещение медицинского кабинета. Игра «Письма». Практическая работа «Выпуск стенной газеты». 

Формы проведения занятий: лекции; практические занятия с использованием занимательного материала; подвижные игры,беседа.

4. Тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни»

Тема занятий

Кол-во час

План

Факт

1

Что такое здоровье?

1

6.09

2

Что такое эмоции?

1

13.09

3

Чувства и поступки.

1

20.09

4

Стресс

1

27.09

5

Учимся думать и действовать.

1

04.10

6

Учимся находить причину и последствия событий.

1

11.10

7

Умей выбирать

1

18.10

8

Принимаю решение.

1

25.10

9

Я отвечаю за своё решение.

1

08.11

10

Что мы знаем о курении.

1

15.11

11

Зависимость.

1

22.11

12

Умей сказать НЕТ.

1

29.11

13

Как сказать НЕТ.

1

06.12

14

Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ?

1

13.12

15

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

1

20.12

16

Волевое поведение

1

25.12

17

Алкоголь.

1

10.01

18

Алкоголь – ошибка.

1

17.01

19

Алкоголь – сделай выбор.

1

24.01

20

 Наркотик.

1

31.01

21

Наркотик – тренинг безопасного поведения.

1

7.02

22

Мальчишки и девчонки.

1

14.02

23

Моя семья.

1

21.02

24

Дружба.

1

28.02

25

День здоровья.

1

07.03

26

Умеем ли мы правильно питаться?

1

14.03

27

Я выбираю кашу.

1

21.03

28

Чистота и здоровье.

1

04.04

29

Откуда берутся грязнули? (игра – путешествие)

1

11.04

30

Чистота и порядок (продолжение путешествия).

1

18.04

31

Будем делать хорошо и не будем плохо.

1

25.04

32

КВН «Наше здоровье».

1

16.05

33

Я здоровье берегу – сам себе я помогу (урок-праздник)

1

23.05

34

Будем здоровы.

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...