Проект по ранней профориентации дошкольников «Путешествие в мир профессии «Писатель» для детей 5-6 лет».
проект

Мухаметзянова Светлана Владимировна

знакомство с профессией писатель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pisatel.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №32» г.Троицка Челябинской обл

Проект по ранней профориентации дошкольников

«Путешествие в мир профессии «Писатель» для детей 5-6 лет».

Руководители проекта:

Мухаметзянова С.В. воспитатель высшей квалификационной категории

Долгушева С.А.:воспитатель высшей квалификационной категории

Паспорт педагогического проекта

Наименование проекта: «Путешествие в мир профессии «Писатель» для детей 5-6 лет».

Участники проекта: Педагоги, родители и дети старшей группы.

Цель проекта: Способствовать формированию у детей 5-6 лет знаний о творческих профессиях (писатель).

Проблема:

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Однако знания о предполагаемых профессиях у детей минимальны и даются эпизодически. Поэтому начинать подготовку ребенка к выбору будущей профессии необходимо уже на этапе дошкольного образования, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

 Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.       

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, в ДОУ был разработан педагогический проект «Лаборатория творческих профессий». Для детей 5-6 лет было выбрано одно из творческих направлений – литературное творчество, а именно, ознакомление дошкольников с профессией писателя.

Задачи проекта: 

Задачи для педагога:

Изучить программы по ранней профориентации дошкольников.

Систематизировать работу с детьми по ознакомлению с миром творческих профессий

Задачи для воспитанников:

Сформировать обобщенные представления о труде взрослых в литературном творчестве, его социальной значимости.

 Формировать познавательный интерес к литературному творчеству, к возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности (в собственном сочинительстве).

Воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, выдержку, желание познавать мир взрослых, уважение к творческим людям.

Развивать творческие способности.

Способствовать совершенствованию речи ребенка, активизации словаря, формированию связной речи, обогащению словарного запаса.

Расширять представления детей о творческих профессиях, продолжать знакомить детей с профессиями литературного творчества: писатель, журналист, художник-оформитель.

Упражнять в узнавании и назывании различных литературных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малых фольклорных групп). Учить видеть красоту литературных произведений, их основную цель.

Задачи для родителей:

Развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей, побудить к размышлению об особенностях воспитания интересов и увлечений у детей в семье.

Сформировать у родителей заинтересованность, желание активного творческого участия в образовательном процессе, в моделировании развивающей предметно -пространственной среды.

Способствовать установлению доверительных взаимоотношений между родителями воспитанников и педагогами в вопросах профориентации дошкольников.

Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта, приобретенного им в детском саду.

Сроки реализации: Октябрь 2022 г.- апрель 2023 г.

РППС проекта: Столы, стулья детские; мольберт; доска магнитная; ширма многофункциональная; художественная литература разного жанра; Портреты детских писателей; дидактические игры; ноутбук, презентации «Писатели - детям», «Профессии: «Писатель», «Журналист», «Художник-оформитель»; оборудование для художественно-эстетической деятельности.

Итоги (продукт) проекта: Книжка – малышка с авторскими произведениями

Планируемые результаты реализации проекта:

В результате работы над проектом:

у авторов проекта сформирована готовность к ранней профориентации дошкольников.

у детей сформированы:

знания о профессии «Писатель», ее социальной значимости;

интерес к творческим профессиям;

интерес к собственному сочинительству;

начальные навыки творческого рассказывания;

нравственные качества личности.

У родителей воспитанников сформированы:

готовность к совместной деятельности в едином пространстве «Семья – детский сад»;

навыки совместной творческой деятельности с детьми в рамках проекта

План реализации проектной деятельности

Наименование мероприятия

Срок проведения

Ответственный

Подготовительный этап

1.

Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта, разработка этапов проектной деятельности

Октябрь 2022

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

2.

Определение основных направлений деятельности и сроков работы

Октябрь 2022

. Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

3.

Составление плана мероприятий с привлечением родителей воспитанников.

Октябрь 2022

. Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

Основной этап

Деятельность с педагогами

1.

Ознакомление с парциальными программами по профориентации дошкольников.

Октябрь2022

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

2.

Беседа «На чем же и где в наши дни печатают книги, газеты и журналы?»

Октябрь 2022

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А

3.

Смотр-конкурс «Лучшая лаборатория профессий» -дидактическое пособие по ранней профориентации дошкольников.

Ноябрь 2022

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

4.

Пополнение РППС по теме проекта:

Портреты детских писателей;

Детская художественная литература разных жанров;

Картотека дидактических игр по профориентации;

Картотека дидактических игр по развитию речевого творчества.

Ноябрь –декабрь 2022

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

Деятельность с детьми

1.

Рассматривание книг

Ноябрь 2022

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

2.

Беседы с детьми: «Такие разные книги», «Какие бывают книги и для кого они печатаются?», «Кто пишет книги?», «Профессия: писатель», «Каким должен быть писатель?», «Что нужно писателю для работы?», «Литературные жанры», «Что же такое стихи и чем они отличаются от прозы?», «Твои любимые сказки», «Герои литературных произведений, они какие?», «Где можно увидеть труд писателя?», «Как появляется мультфильм (кино)?», «Малые фольклорные формы о значении книг».

Ноябрь 2022 г. – февраль 2023 г.

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

3.

Ознакомление с писателями и поэтами и их творчеством.

Ноябрь 2022 г. – февраль 2023 г.

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

4.

Чтение сказок, рассказов, поэтических произведений

Ноябрь 2022 г. – февраль 2023 г.

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

5.

Разучивание присказок, поговорок, пословиц, стихов.

Ноябрь 2022 г. – февраль 2023 г.

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

6.

Экскурсия в книжный магазин, библиотеку

Декабрь –январь 2022 г.

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

7

Детская игровая деятельность. - Дидактические игры: «Угадай сказку или героя сказки», «Опиши героя», «Оцени поступок героя», «Придумай новое название знакомой сказки», «Скажи наоборот», «Придумай похожее слово», «Что за чем?», «Составь мнемодорожку к сказке», «Кого не стало?», «Играем в рифмы», «Сочиним стихотворение», «Придумай рассказ по картинке».

- Игры-драматизации по знакомым сказкам, рассказам.

- сюжетно-ролевые игры «Книжный магазин», «Библиотека», «Презентация нашего творчества. Интервью».

Ноябрь 2022 г. – февраль 2023 г.

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

8.

Решение проблемно-поисковых ситуаций «Что было бы, если…?», «Придумай другой конец (начало) сказке», «Придумай свою сказку», «Подбери рифму».

Ноябрь 2022г. – февраль 2023 г.

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

9

Продуктивная деятельность: рисование героев сказок, лепка «волшебных» предметов, моделирование сказки при помощи символов (геометрические фигуры).

Ноябрь 2022 г. – февраль 2023 г.

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

10

Коллективное составление сказок, стихов. Рассказывание произведений собственного сочинения.

Ноябрь 2022 г. – февраль 2023 г.

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

11

Образовательная деятельность:

ФКЦМ: «Творческие профессии», «Откуда берутся книги?», «Знакомство с творчеством писателей», «Викторина «Вспомни сказку».

Что же такое стихи и чем они отличаются от прозы? В стихах есть рифма и размер.

Речевое развитие: «Мы сочиняем сказку», «Пишем стихи», пересказ литературных текстов, творческое рассказывание.

Художественно-эстетическое развитие: «Рисуем героев любимых книг», «Иллюстрации к книге».

Ноябрь 202 2г. – февраль 2023 г.

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

Деятельность с родителями

1

Социологический опрос «Книга в жизни вашего ребенка».

Ноябрь 2023 г. – февраль 2023 г.

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

2

Консультация для родителей на тему: «Профориентационное воспитание детей с дошкольного возраста», «Знакомим дошкольников с миром профессий», «Книга как средство нравственного воспитания», «Сказка – ложь, да в ней намек», «Сочиняем сказки, стихи с детьми».

Ноябрь 2022 г. – февраль 2023 г.

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

3

Информация в родительском уголке «Что читать детям 5-6 лет?», «Творческие дидактические игры», «Формирование связной речи у дошкольников», «О детских писателях, поэтах».

Ноябрь 2022 г. – февраль 2023 г.

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

4

Совместная творческая деятельность детей и родителей: сочинение сказок, рассказов, стихов с детьми дома, оформление книг совместно с родителями.

Январь . – февраль 2023 г.

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

Заключительный этап

1.

Продукт проекта «Книжки-малышки».

Март 2022 г.

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

2.

Выставка совместного творчества родителей и детей.

Март 2022 г.

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

3.

Презентация книжек-малышек с авторскими произведениями

Март-апрель 2023 г.

Мухаметзянова С.В.

Долгушева С.А.

Литература.

Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2015. – 208 с.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 112 с.

Галанова Т.В. «Развивающие игры в работе с дошкольниками» - Я.; «Академия развития», 2014г.

Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для детей 4-5 лет» - Москва; изд. «Просвещение», 2016г.

Планирование работы воспитателя ДОО под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Шорохова О.А. «Играем в сказку». - М.: ТЦ Сфера, 2016. — 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коуч технологии в системе ранней профориентации учащихся

Методическая разработка, которая дает краткое понятие коучинга, прописаны некоторые приемы, даны примеры....

Ранняя профориентация младших школьников во внеурочной деятельности – это ранняя подготовка их к сознательному выбору профессии

Президент В.В.Путин поручил Правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) обеспечить разработку и реализацию с 2018 года проект по профориентации учащихся &quo...

Статья "Ранняя профориентация младших школьников, как фактор успешности при выборе профессии, связанной с железнодорожным транспортом"

Материал направлен на создание школы нового типа, обеспечивающую всестороннее развитие личности учащихся в соответствии с природным потенциалом каждого, школу, готовящую граждан общества, будущих спец...

Занятие по профориентации для младших школьников «Путешествие в мир профессий»

Младший школьный возраст является самым плодотворным для личностного развития ребёнка. Через игровую деятельность,  происходит познание окружающего мира. В играх профориентационного содержания у ...

Проект Профессиональный хит-парад. Ранняя профориентация МБ ОУ СШ № 2

ПРОЕКТНАЗВАНИЕ КОМАНДЫ «Оптимисты»НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «Профессии разные нужны – профессии разные важны»Ряд мероприятий , которые помогли осуществить этот проект...

Организация работы по ранней профориентации детей в начальной школе

Целью профориентационной работы в начальной школе является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.К задачам п...