Программа "Юные экономисты"
рабочая программа

Левина Екатерина Станиславовна

Программа направлена на повышение финансовой грамотности среди воспитанников младшего школьного и среднего школьного возраста социально-реабилитационного центра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunye_ekonomisty.docx136.9 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социальной политики Нижегородской области Государственное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка» Шатковского района»

    РАССМОТРЕНО

на социальном консилиуме

от___________№______

                                  УТВЕРЖДЕНО

                         приказом директора

  от________ №______

Программа «Юные экономисты»

по формированию финансовой грамотности у детей школьного возраста

(срок реализации 1 месяц)

Составитель:

Левина Екатерина Станиславовна

педагог-психолог

п. Светлогорск

2023 год


Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………………

3

2. Концептуальные основы……………………......................................................

5

3. Нормативно-правовое обеспечение программы………………………………

7

4. Механизм реализации программы……………………………………………..

8

5. Тематический план……………………………………………………………...

9

6.Календарный учебный график………………………………………………….

10

7. Содержание программы………………………………………………………..

11

8. Ожидаемый результат…………………………………………………………..

14

9. Список используемой литературы……………………………………………..

15

10. Приложение 1………………………………………………………………...

16

11. Приложение 2………………………………………………………………….

19


1. Пояснительная записка

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям. Несоворшеннолетние практически ежедневно слышат в школе, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к младшему школьному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья».

Актуальность. Воспитанники Центра недостаточно готовы к выходу в самостоятельную жизнь: у них не сформированы некоторые необходимые жизненные навыки практического и материального порядка; есть существенные трудности в общении с окружающими; неумение противостоять асоциальным явлениям; затруднения в построении своей семьи и личной жизни. Дети, находящиеся в Центре не сталкиваются с миром финансов. Данная программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток. «Экономика детям» значима потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она создана на основе игрового метода. На мой взгляд, игра – это самый эффективный метод обучения. Позволяет углубить знания несовершеннолетних, повысить интерес к миру финансов. Игровая форма проведения занятий позволит сделать интересными и увлекательными для воспитанников даже скучные темы.

Новизной данной программы является направленность на формирование финансовой грамотности несовершеннолетних на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент.

В основу программы положена комплексная работа с детьми, которая включает формирование представления у воспитанников совокупности знаний о денежной системе, особенностях её функционирования и регулирования, продуктах и услугах.


2. Концептуальные (теоретические) основы

Концептуальная (теоретическая) основа программы опирается на положения теории воспитания и обучения Л. С. Выготского, который считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться. При помощи игрового метода, несовершеннолетние будут самостоятельно изучать темы программы «Юные экономисты».

Направленность общеобразовательной программы

Программа под названием «Юные экономисты» имеет социально-педагогическую направленность и общеразвивающий характер. Программа создана на основе игрового метода. Она направлена на формирование представления о финансах у детей.

Педагогическая целесообразность программы

В процессе реализации данной программы воспитанники будут обучаться азам экономики, сформируют экономические представления посредством игры.

Цель проекта: формирование у несовершеннолетних основ экономической компетенции и финансовой грамотности.

Целью программы является: формирование у несовершеннолетних основ экономической компетенции и финансовой грамотности.

В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:

Развивающие задачи:

- сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;

- расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;

- развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность;

- способствовать формированию коммуникативные навыки.

Информирующие задачи:

- информировать детей о способах накопления денежныхсредств;

- информировать детей о способах эффективной траты денежных средств.

Педагогные задачи:

- воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту;

- воспитывать умение работать в парах, в команде.

Формы и методы работы

Участниками программы «Юные экономисты» являются дети с 10 до 17 лет.

Оптимальное количество участников варьирует от 3 до 10 несовершеннолетних детей. Учебная группа формируется из несовершеннолетних, находящихся на социальном стационарном обслуживании в Центре. Состав учебной группы может меняться в связи с разными периодами пребывания детей в Учреждении.

При реализации программы используются игровые формы работы, познавательно-исследовательскую деятельность.


3. Нормативно-правовое обеспечение программы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от  28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

4. Устав ГБУ «СРЦН «Ласточка» Шатковского района».


4. Механизм реализации программы

Срок реализации программы составляет 1 месяц.

Этапы реализации программы:

I этап – Диагностический.

II этап – Основной. Построен на игровом методе работы с детьми.

III этап – Итоговый. На данном этапе проводится итоговое диагностическое обследование.

Формы организации деятельности детей на занятии:

- групповые,

- индивидуальные.

Формы подведения итогов реализации программы

Программа является вариативной. Педагог-психолог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

Для достижения основной цели проводится вводная, итоговая диагностика.

Диагностика направлена на определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах диагностики заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы.

Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность программы по финансовой грамотности.

Для проведения диагностики мной используются метод тестирования.

Программа считается успешно реализованной при условии положительной динамики развития основ финансовой грамотности хотя бы у одного участника.


5. Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1

«Азбука финансов» (вводное занятие)

1

2

«Что такое семейный бюджет. Планируем вместе»

1

3

Деловая игра «Директор супермаркета»

1

4

«Как правильно делать покупки»

1

5

«Поиск сокровищ пирата Финансиста»

1

6

«Сколько нужно человеку.

Финансовая безопасность. Учимся экономить»

1

7

Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Детский мир»»

1

8

Игровая ситуация «Ты мне, я – тебе»

1

9

Проблемная ситуация «Копейка рубль сбережет»

1

10

«Приключение Умника и Торопыжки»

1

11

«Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта. Дом, в котором «живут деньги»»

1


Календарный учебный график

Название темы занятия/

месяц

1 месяц

2 месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

1 занятие.

«Азбука финансов» (вводное занятие)

1

2 занятие.

«Что такое семейный бюджет. Планируем вместе»

1

3 занятие.

Деловая игра «Директор супермаркета»

1

4 занятие.

 «Как правильно делать покупки»

1

5 занятие.

 «Поиск сокровищ пирата Финансиста»

1

6 занятие.

 «Сколько нужно человеку.

Финансовая безопасность. Учимся экономить»

1

7 занятие.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Детский мир»»

1

8 занятие.

Игровая ситуация «Ты мне, я – тебе»

1

9 занятие.

Проблемная ситуация «Копейка рубль сбережет»

1

10 занятие.

«Приключение Умника и Торопыжки»

1

11 занятие.

 «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта. Дом, в котором «живут деньги»»

1

Итого

                                                          11


6. Содержание программы

Занятие 1 «Азбука финансов» (вводное занятие).

Содержание занятия: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Ритуал приветствия «Улыбка». Разминка «Приветствие». Озвучивание темы. Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело». Физминутка «Покупка». Сказка про финансы. Практическая работа «Мини-банк». Рефлексия занятия. Ритуал прощания «Пожелание».

Занятие 2 «Что такое семейный бюджет. Планируем вместе»

Содержание занятия: формирование у детей первичных элементарных экономических представлений. Ритуал приветствия «Улыбка». Разминка «Приветствие». Игра-викторина «Финансы». Игра «Хочу и надо». Рефлексия занятия. Ритуал прощания «Пожелание».

Занятие 3 Деловая игра «Директор супермаркета»

Содержание занятия: обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Экскурсия в магазин. Ритуал приветствия «Улыбка». Разминка «Приветствие». Игра «Магазин». Рефлексия занятия. Ритуал прощания «Пожелание».

Занятие 4 «Как правильно делать покупки»

Содержание занятия: научить детей устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него. Ритуал приветствия «Улыбка». Разминка «Приветствие». Беседа про деньги. Физминутка «Будем денежки считать». Игра в магазин. Рефлексия занятия. Ритуал прощания «Пожелание».

Занятие 5 «Поиск сокровищ пирата Финансиста»

Содержание занятия: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Ритуал приветствия «Улыбка». Разминка «Приветствие». Загадка про деньги. Беседа о монетах. Мультфильм Азбука денег Тетушки совы серия 1. Стишок-кричалка: «Пираты». Игра «Собери целые монетки из частей». Физкультминутка «Будем денежки считать». Рефлексия занятия. Ритуал прощания «Пожелание».

Занятие 6 «Сколько нужно человеку. Финансовая безопасность. Учимся экономить»

Содержание занятия: формирование у детей важность умения расходовать деньги экономно. Ритуал приветствия «Улыбка». Разминка «Приветствие». Отрывок «Три копейки на покупки» Ш. Галиев. Рассказ про появление денег. Игра в круге с мячом. Разбор ситуаций. Рефлексия занятия. Ритуал прощания «Пожелание».

Занятие 7 Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Детский мир»»

Содержание занятия: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Ритуал приветствия «Улыбка». Разминка «Приветствие». Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Детский мир»». Рефлексия занятия. Ритуал прощания «Пожелание».

Занятие 8 Игровая ситуация «Ты мне, я – тебе»

Содержание занятия: формирование элементарных экономических знаний. Ритуал приветствия «Улыбка». Разминка «Приветствие». Игра «Хочу и надо». Беседа про бартер. Рефлексия занятия. Ритуал прощания «Пожелание».

Занятие 9 Проблемная ситуация «Копейка рубль сбережет»

Содержание занятия: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста. Ритуал приветствия «Улыбка». Разминка «Приветствие». Беседа про экономию. Поговорки об экономии и бережливости. Рефлексия занятия. Ритуал прощания «Пожелание».

Занятие 10 «Приключение Умника и Торопыжки»

Содержание занятия: формирование у детей первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека. Ритуал приветствия «Улыбка». Разминка «Приветствие». Отгадывание загадок. Беседа про потребности. Игра «Сосчитай монетки». Обсуждение с детьми: «А чтобы купили вы?». Игра «Хочу и надо». Физминутка «Будем денежки считать». Рефлексия занятия. Ритуал прощания «Пожелание».

Занятие 11 «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта. Дом, в котором «живут деньги»»

Содержание занятия: продолжать знакомить детей с понятием «деньги». Ритуал приветствия «Улыбка». Разминка «Приветствие». Игра «Для чего нам нужны деньги?» Беседа о монетах. Игра «Дополни». Физ.минутка «Покупаем продукты». Рефлексия занятия. Ритуал прощания «Пожелание».


7. Ожидаемые результаты и способы определения результативности

К концу реализации программы у детей:

- сформируется представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители.

- расширятся представления об обмене товарами и услугами, об понятиях: «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;

- сформируются навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.


8. Список использованной литературы:

1. Васин, Д. А. Деньги и бизнес для детей / Д. А. Васин. – М. : Эксмо, 2019. – 128 с. URL: https://7books.ru/dmitriy-vasin-dengi-i-biznes-dlya-detey-978-5-699-97904-2/ 

2. Шефер, Б. Пес по имени Мани / Б. Шефер. – М. : Попурри, 2011. – 107 с. URL: https://to-name.ru/multimedia/doc/shefer-bodo/pes-po-imeni-manni.pdf 

3. Чеснова, И. Е. Как правильно тратить и копить деньги / И. Е. Чеснова. – М. : Издательство АСТ, 2022. URL: https://libcat.ru/knigi/detskaya-literatura/prochaya-detskaya-literatura/445411-irina-chesnova-kak-pravilno-tratit-i-kopit-dengi.html 


Приложение 1

Диагностика для определения уровня финансово – экономических знаний воспитанников

Педагог-психолог _____________________________________________________________________________

Ф.И. (ребенка)

Задание №1

«Выбери верное предложение»

Задание №2

«Найди лишнее»

Задание №3

«Продолжи предложение»

Итог

Уровень

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

В соответствии с классификацией К. Ф. Исаевой, В. И. Логиновой  выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у воспитанников. 

Высокий. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизниПрименяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.  

Средний: Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Их знания характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно – следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку.

Они частично используют финансово – экономические представления в игре и труде.

Низкий: Дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознании его по содержанию, не могут установить причинно – следственные связи, после обозначения понятия, явлении или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщает отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняется в классификации по признаку. Не используют  финансово экономические знания  в игровой и трудовой деятельности. 

Диагностика для определения уровня финансово – экономических знаний воспитанников (слайд 1.)

Задание 1 «Выбери верное предложение». (слайд 2, 3)

Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, реклама и т.д.) 

Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал». 

  1. Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки. 
  1. Реклама нужна человеку для развлечений. Реклама важна для продажи товара. 
  1. Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться. 
  1. Пенсию обычно получают мамы и папы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки. 
  1. Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы и расходы. 

1 балл – правильно 0- 2 ответа

2 балла – правильно 3 -4 ответа 

3 балла – правильно 5 ответов 

Задание 2 «Найди лишнее». (слайд 4 - 9)

Материал: 6 карточек, на которых изображены: 

- рубль, доллар, евро, кошелек (категория «деньги»); 

- банкноты достоинством 100 рублей, 5 долларов, 10 евро, 50 – копеечная монета (категория «деньги»); 

- кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин (категории «товар», «производство»); 

- человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»); 

- игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»); 

- одежда, дом, продукты, книга (категория «потребности»). 

Инструкция:«Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действия) лишний? Почему? Как можно назвать одним словом остальные три?» 

1 балл – 0 -2 карточки отобраны правильно

2 балла –3 - 4 карточекотобраны правильно

3 балла – 5 -6 карточекотобраны правильно. 

 Задание 3 «Продолжи предложение». (слайд 10,11)

Материал: предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картинки. 

Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи». 

  1. Любой труд приносит…(пользу, деньги) 
  1. Моя мама (мой папа) получает за свой труд….., бабушка получает…., а брат (сестра)
  1. Доходы семьи можно увеличить, если….( кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.) 
  1. Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир – это (профессии). 
  1. Любой товар можно…(продать, купить, изготовить). 
  1. Здание, где хранятся и накапливаются  деньги называется… (банк). 
  1. Чтобы люди узнали о товаре, нужна… (реклама). 

1 балл – правильно 0 - 3 ответа

2 балла – правильно 4 - 5ответов

3 балла –правильно 6 -7 ответов

      После проведения диагностики необходимо подсчитать общее количество баллов, в соответствии с которым определяется уровень развития финансово – экономических знаний у дошкольников.

                       Уровни:

Низкий уровень - от 3 до 4 баллов

Средний уровень - от 5 до 7 баллов

Высокий уровень - от 8 до 9 баллов


Приложение 2

План-конспекты занятий

Занятие 1 «Азбука финансов» (вводное)

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

- развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;

- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Материал и оборудование: иллюстрации по тематике, зерна кофе, глиняный кувшин, ковёр-самолёт, мультфильм, мультимедийное оборудование.

Ход занятия:

1. Вводная часть. Ритуал приветствия «Улыбка».

Разминка «Приветствие».

Ребята! Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам друг с другом нужно.

Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед),

Здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед),

Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа),

Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева),

Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе),

Вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть (приседаем),

Можем мы большими быть (вырастаем на носочках),

Но один никто не будет (соединяемся в середине).

2. Основная часть.

Озвучивание темы.

Педагог: Ребята. У каждого из нас есть свои мечты! Новая кукла, новый конструктор, самокат, видеоигра, новые модные заколки, пенал или машинки. А может быть, вы хотели бы завести домашнего питомца, ну например, котенка, щенка или хомячка? Или вы мечтаете о путешествии на воздушном шаре в какой-нибудь город или страну?

Педагог: Хочу с вами поделиться одной историей и внимательно послушать ее.

«Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого -

наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер – предшественник современных денег».

Педагог: Сейчас хочу вам предложить посмотреть мультфильм.

Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело».

Педагог: Посмотрели и засиделись мы с вами, предлагаю разминку сделать.

Физминутка:

«Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).

Сказка про финансы.

Педагог: А теперь послушайте, пожалуйста, сказку.

Подружились Лиса Алиса, Буратино и Папа Карло. Стали жить они вместе. Лиса Алиса на работу ходила в цирк и за это получала зарплату. Буратино учился в летней школе, хотел стать учителем, и за свою учебу получал стипендию. Папа Карло не работал, он был уже пожилой и получал пенсию. Из чего состоял доход семьи Папы Карло?

Дети: Зарплата, пенсия, стипендия.

Педагог: Скажите, где взрослые получают деньги за свою работу?

Дети: В банке, банкомате.

Педагог: Все верно. Для того чтобы пойти в банк, что нужно взять с собой? (ответ детей). Правильно кошелёк. Это специальный домик для денег. Туда кладут деньги, чтобы не потерять.

Педагог: Для чего нужны деньги в семье?

Дети: Для того чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться в аптеку за лекарством.

Практическая работа «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем - потом тратим».

Ход практики: предложить ребятам создать свой «мини-банк». Предоставить право выбрать самим кто будет отвечать за сбор и хранение монет. Он будет напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложить обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку компьютера или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Педагог: Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить?

Дети: Нет, остатки можно положить в копилку.

Педагог: Чтобы деньги не лежали в копилке без дела, нужно заставить их работать. И сейчас я вам, расскажу, как это можно сделать. Банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%. А на что вы потратите свою прибыль, решать только вам.

3. Заключительная часть.

Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности.

Ритуал прощания «Пожелание».

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!


Занятие 2 «Что такое семейный бюджет. Планируем вместе»

Цель: формирование у детей первичных элементарных экономических представлений.

Задачи:

- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

- развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;

- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Оборудование: распечатанные монетки золотые, надпись команд «Знайки» и «Почемучки», красные смайлики, зелёные смайлики,  картинки (вода, одежда, еда, жилье), схема потребностей и 5 монет, сделать кошельки детям.

Ход занятия:

1. Вводная часть. Ритуал приветствия «Улыбка».

Разминка «Приветствие».

Ребята! Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам друг с другом нужно.

Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед),

Здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед),

Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа),

Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева),

Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе),

Вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть (приседаем),

Можем мы большими быть (вырастаем на носочках),

Но один никто не будет (соединяемся в середине).

2. Основная часть.

Педагог: Сегодня мы много интересного узнаем о деньгах и для чего они нам нужны.

Педагог: Я хочу вам предложить сыграть в игру. Игра состоит из 4-х раундов за каждый раунд команда, давшая правильный ответ, получает золотую монетку. Вы разделитесь на две команды, команда «Знайки» и команда «Почемучки», а я буду ведущей нашей игры. Команде «Знайки» я даю красные смайлики. Команде «Почемучки», - зеленые для того, чтобы ребёнок, знающий правильный ответ, поднимал смайлик.

1-раунд «Деньги»

Педагог: - Ребята ВНИМАНИЕ!

Послушайте мою загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

- Что это?

Дети: Деньги, монеты.

Педагог: - Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?

Ответы детей.

Педагог: Вы правы. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно!

Педагог: обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке.

2-раунд «Потребности».

Педагог: - Что такое потребности?

Ответы детей

Педагог: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

Перед вами картинки для каждой команды, вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье).

Педагог: - Без чего человек не может жить?

Ответы детей:

- Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.

- Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток. А кому ещё нужна вода для существования? (Животным, растениям)

- Человек не может прожить без воздуха.

Давайте, проведём эксперимент, сколько времени мы с вами сможем без воздуха. (Зажимают нос)

- Чтоб нам лучше дышалось, давайте потренируем наше дыхание.

Дыхательная гимнастика.

Педагог: Давайте дальше будем играть, какие же ещё потребности у человека?

- У человека есть потребность в одежде. Для чего существует одежда? (Она защищает человека от холода, от жары)

- А какая бывает одежда? (Осенняя, зимняя и т. д.). А животные испытывают потребность в одежде? А что их защищает от холода, от жары? (Шерсть, шкура, мех.)

- Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе.

Педагог: - Назовите такие предметы, которые человек хочет иметь, но без которых он может обойтись, они ему не обязательно нужны?

Ответы детей.

Педагог: обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке.

3-раунд «Хочу и надо»

Педагог: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?

Ответы детей.

Педагог:

Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

Доход- это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Педагог: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

Ответы детей.

Педагог: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.

Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо».

Игра «Хочу и надо».

Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность. Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.

Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты, купить одежду – 1 монета, на продукты – 1 монета.

Педагог: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.

Педагог: обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке.

4-раунд «Домик, в котором живут деньги»

Педагог: Буратино на Поле чудес в «Стране Дураков» закопал в землю пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег.

Вопросы к детям:

• «Вырастут ли деньги?

• Где они могут «расти»?

• Куда Буратино надо было положить деньги?

Ответы детей.

Педагог: У каждой монеты – есть дом, в котором они живут. Давайте и мы с вами сделаем кошелечек из бумаги для нашего друга Буратино, что бы он мог спрятать в него свои монеты. Изготовление, детьми кошелечка используя схему.

Педагог: Молодцы ребята. Красивые кошелечки у вас получились.

Педагог: подошло время подвести итог нашей игры. Ребята посчитайте, сколько у каждой команды золотых монет. Дети приносят золотые монетки, сообщая, сколько заработала каждая команда.

3. Заключительная часть.

Рефлексия: 

Педагог: Вот и закончилось наше занятие. Давайте, попробуем сформулировать правила обращения с деньгами.

1. Экономно распоряжаться деньгами.

2. Потраченные средства уже не вернешь.

3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

4. Невозможно иметь все, что хочешь.

5. Деньги можно накопить или потратить.

Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.

6. Бережно относиться к деньгам.

Ритуал прощания «Пожелание».

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!


Занятие 3 Деловая игра «Директор супермаркета»

Цель: обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры.

Задачи:

- закрепление знаний о функционировании магазина.

- формирование навыков культурного поведения в общественных местах.

Игровой материал: плакат «Магазин», прилавки, кассы, бумага, карандаши, несколько

игрушечных весов, счеты, банки емкостью 0,5 л, 1 л, 2 л, пластилин, природный материал, предметы-заместители, одежда для продавцов, сумки, кошельки.

Игровые роли: директор магазина, продавцы, кассиры, покупатели, рабочие фабрики, шоферы.

Ход игры:

Педагог сообщает, что ребята идут на экскурсию в магазин, после этого проводит этическую беседу о правилах поведения в магазине и в общественных местах. На экскурсиях ребята встречаются и беседуют с администрацией магазина, самостоятельно делают покупки.

Возвратившись в группу и обсудив экскурсию, Педагог организует работу несколько фабрик - швейной, игрушечной, письменных принадлежностей, а также хлебобулочного комбината. Дети под руководством педагога вырезают из бумаги и раскрашивают одежду для кукол, шьют маленькие тетрадочки, делают из пластилина и природного материала игрушки, различные поделки, пекут хлеб, булки, пирожные, торты и т. п.

Перед началом игры, после распределения ролей и обсуждения плана игры, педагог еще раз напоминает, как должен покупатель разговаривать с продавцом, а продавец – с покупателем, и предлагает одно из главных условий игры: без слов «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо» товары отпускаться не будут. Дальше начинается игра.

Директор объявляет об открытии нового магазина и приветливо встречает покупателей. После этого покупатели расходятся по отделам магазина: одни покупают одежду, другие - продукты, третьи - канцелярские товары. Идет оживленная торговля. Все товары имеют цены, но округленные, чтобы дошкольникам было легче считать, в рамках изучаемого в детском саду программного материала. Неплохо в игру ввести маленькие весы для взвешивания продуктов (песок, мелкие камешки, другой природный материал). Желательно продавать молоко, чтобы дети знакомились с емкостями - 0,5 л, 1 л, 2 л. Примерно через полчаса педагог может предложить ребятам поменяться ролями.

Игру в «Магазин» можно соединять с другими играми, такими как «Семья», «Завод», «Фабрика», «Ферма», «Шоферы», и др.


Занятие 4 «Как правильно делать покупки»

Цель: несовершеннолетние научатся устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него.

Задачи:

- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

- развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;

- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Ожидаемый результат: все дети будут отвечать на заданные вопросы; большинство детей будут проявлять уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Материалы и оборудование: карточки правил поведения в магазине.

Ход занятия:

1. Вводная часть. Ритуал приветствия «Улыбка».

Разминка «Приветствие».

Ребята! Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам друг с другом нужно.

Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед),

Здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед),

Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа),

Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева),

Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе),

Вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть (приседаем),

Можем мы большими быть (вырастаем на носочках),

Но один никто не будет (соединяемся в середине).

2. Основная часть.

Педагог: Как вы думаете, зачем людям нужны деньги?

Игра «Для чего нам нужны деньги?»

(Педагог бросает мяч ребенку и говорит: деньги нам нужны, а ребенок продолжает)

-для покупки продуктов питания;

-для оплаты бытовых услуг;

- для оплаты развлечений;

- для оплаты услуг (уточнить каких именно)

- для оплаты проезда на транспорте;

- для покупки подарков;

-для путешествий и т.д.

Педагог: Ребята, скажите пожалуйста, вам приходилось ходить в магазин с родителями?

Педагог: Зачем люди вообще ходят в магазин?

Педагог: Ребята, скажите, если я хочу купить хлеб, я должна идти в мебельный магазин?

Педагог: А платье я пойду покупать в обувной магазин?

Педагог: А что нужно, чтобы совершать покупки?

Педагог: Давайте мы посмотрим слайды, а вы скажите какие это магазины.

Педагог: В магазине есть определенные правила поведения или в нем можно вести себя как на детской площадке: бегать, лазить, кричать?

Педагог: И их вы знаете?

Педагог: Хорошо, тогда сегодня мы с вами отправимся в магазин совершать покупки, но для начала я хочу проверить, а точно ли вы умеете вести себя в магазине.

В магазине детишки шалили.

Их родители заняты были.

Вот девчонка конфеты взяла,

Их открыла и есть начала.

Вот мальчишка полез с нетерпеньем

На витрину за банкой варенья.

Банку он рукавом зацепил

И с витрины ее уронил.

Педагог: Как вы считаете, стоит ли так себя вести и почему?

Педагог: Правильно, в магазине не нужно брать ничего без разрешения родителей.

Физминутка

«Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять  (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живем.

Третья монетка- одежду купить, (отгибаем средний палец)

На четвертую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Педагог: С этим мы  разобрались, а теперь рассмотрим другую ситуацию.

В одном магазине

Стоит на витрине,

Совсем как живой,

Котенок из плюша-

Пушистые уши

И хвостик трубой.

Раз мимо шла мама

С дочуркой упрямой;

Увидев его,

Заныла девчонка:

«Сейчас же котенка

Купи мне его!»

Педагог: Подскажите, ребята, а обязательно нужно маме делать эту покупку?

Педагог: Правильно, мама знает, на что у нее сегодня есть деньги и если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают.

3. Заключительная часть.

Рефлексия: 

О чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Ритуал прощания «Пожелание».

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!


Занятие 5 «Поиск сокровищ пирата Финансиста»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

- расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

- развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;

- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Оборудование, дидактический материал: бумага для рисования, карандаши, магнитная азбука, магнитная доска, денежные фишки игровые, история комикс тема.1, тема 2, тема 3 «История о рублике и его друзьях », сундук 3 шт, письмо «пирата финансиста», карта клада, сюжетно-ролевые костюмы, гримм театральный, альбом с монетами. Используются методические приемы: игровые, наглядные, словесные.

Словарная работа: деньги, рубль, монеты, расход, доход, обмен.

Организация работы: групповая, мозговой штурм и индивидуальная продуктивная деятельность.

Ход игры:

Педагог: Ребята послушайте внимательно загадку и отгадайте ее? Появились мы на свет давно,

Назначенье у нас таково:

В магазине вы берите

Всё, что только захотите,

Только к кассе подойдите

И конечно заплатите.

Педагог: Правильно - это деньги. А вы знаете, какие бывают деньги? (Бывают монеты и банкноты).

Беседа о монетах. 

Рассматриваем сначала монеты.

Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки монет, то Педагог помогает им.

Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Какие монеты вы знаете?

Дети называют монеты разного достоинства (1,2,5,10), Педагог демонстрирует данную монету всем детям.

Педагог: А еще есть такие деньги. Педагог достаёт банкноты.

Как можно назвать эти деньги?

Банкноты. А какие они?

Бумажные, прямоугольные, шуршат.

Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

Какие банкноты вы знаете?

Дети называют банкноты, Педагог демонстрирует их( 10,50,100) детям, затем проговаривают хором.

А давайте посмотрим мультфильм откуда появились деньги. (Азбука денег Тетушки совы серия 1).

Подведение итогов просмотра мультика.

Недавно я получила письмо от пирата Финансиста, послушайте его послание: Я на острове далеком

Много лет тому назад

В яме темной и глубокой

Закопал бесценный клад.

Вы тот клад сейчас найдите

И себе его заберите…

А еще в письме была карта. Давайте посмотрим        ее, что же на ней показано (смотрим карту) На ней показано место, где спрятан сундук с деньгами!

Ребята, поплывем на поиски клада пирата Финансиста? Но прежде чем нам клад искать,

Пиратом настоящим надо стать!

Стишок-кричалка: «Пираты»

Поднимаем якоря, отправляемся в моря! Мы бесстрашные ребята. Дети: Потому что мы пираты!

В море грозная волна, Ураганы и шторма, Ну а мы плывём куда-то. Дети: Потому что мы пираты!

Всех зверюшек нам милей Обитатели морей: Осьминог, дельфины, скаты. Дети: Потому что мы пираты!

Наточили мы ножи, Кто не спрятался - дрожи! Только мы не виноваты, Дети: Потому что мы пираты!

Прямо к острову плывём, там сокровища найдём! Заживём, друзья, богато. Дети: Потому что мы пираты!

Ребята нам нужно проплыть острова с заданиями чтобы найти клад пирата! Все готовы? ну тогда поплыли!

остров «игровая» – игра «Для чего нужны деньги?» Пират Финансист хочет узнать для чего же нам понадобятся деньги? И на что вы потратите его сокровища.

(Игра с мячом)

Итак, деньги нам нужны:

для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (Педагог уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков;

для оказания помощи бедным (Педагог уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.

Педагог опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

Если мы едим на автобусе, мы платим?

Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т. д.

Молодцы ребята! Мы справились с заданием. Путь открыт для следующего острова. поплыли дальше.

остров «Монетная»

Педагог: Давайте ещё в одну игру поиграем. Надо навести порядок разложить монеты по достоинству, т. е разложить от самой маленькой стоимости, до самой большой.

(Дети выкладывают монеты 1, 2, 5,10 рублей).

Педагог: Посмотрите, здесь на ковре разложены части монеток. Давайте составим целые монетки из этих частей.

(Проводится игра «Собери целые монетки из частей»).

Педагог: Молодцы, ребята и с этим заданием справились. Давайте назовем достоинство монет, которые мы с вами собрали. (1, 2, 5, 10 рублей).

А теперь давайте мы с вами чуть, чуть отдохнем. Физкультминутка.

«Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (Сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Отдохнули? Тогда поплыли дальше! 3 остров – «Чеканка монет»

(Дети выполняют работу, вдавливая монеты в пластилин).

. Вот сколько монет у нас получилось.

Ребята, скажите, а чтобы у вас были деньги, что для этого нужно. Дети: работать.

Педагог: А, чтобы вы работали, что для этого нужно? Дети: Хорошо учиться и получить профессию.

Ну что ребята вот и на третьем острове мы с вами справились с заданием. А там на четвертом острове нас ждет сундук с сокровищами пирата Финансиста.

4 остров – находим сундук с сокровищами. 6. Заключительная часть.

О чем мы сегодня говорили?

Какие бывают деньги?

Чем отличается монета от банкноты?

Как можно назвать монеты и банкноты одним словом?

 (наличные деньги)

3. Заключительная часть.

Рефлексия.

Ритуал прощания «Пожелание».

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!


Занятие 6 «Сколько нужно человеку. Финансовая безопасность. Учимся экономить»

Цель: формирование у детей важность умения расходовать деньги экономно.

Задачи:

- расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

- развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;

- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Оборудование: картинка из сказки «Три копейки на покупки» Ш. Галиев, презентация, монеты, карточки «Людям каких профессий принадлежат инструменты», магазин.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, когда я недавно зашла в магазин, то услышала разговор мамы и сына («ТРИ КОПЕЙКИ НА ПОКУПКИ» Ш. Галиев)

Маму в магазин сопровождает сын.

Три копейки ей даёт:

– Вот! Купи мне самолёт!

А ещё – ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетрадки, краски,

Маски, сказки и салазки

Постарайся не забыть!

А на сдачу можно даже

И свистульку мне купить!

Педагог: О чём он просил маму?

Дети: Он просил, чтобы мама купила ему много разных игрушек за три копейки.

Педагог: Достаточно ли у его денег для такой покупки?

Дети: Нет. Только на три копейки почти ничего нельзя купить. Нельзя требовать, чтобы купили столько игрушек сразу. Он не понял, что денег у него мало.

Педагог: А вы хотели бы разобраться в том, как правильно потратить деньги?

Дети: Хотим. (Дети садятся на стулья).

Педагог: Никто уже не помнит, когда возникли деньги, это было очень-очень давно. Предлагаю вам послушать сообщение на эту тему

Сообщение. Первые деньги не были похожи на те, что существуют сейчас. Только представьте себе, что где-то деньгами считались: птичьи перья, зерно, соль, сушёная рыба, шкуры зверей. Давайте с вами посмотрим:

Каменные деньги - мелкие и очень большие. Были такие экземпляры, которые достигали 4х метров в диаметре (высота двухэтажного дома). (Исландия)

Соль - использовали в Африке

Раковины каури - использовались в Китае, Индии, Африке. Раковины блестящие, легкие, прочные, величиной с лесной орех. Их могли носить как бусы на шее.

На Руси "товарными" деньгами служили шкурки куниц, соболей, белок, лисиц.

Затем в Древнем Египте появились отчеканенные монеты из золота, серебра и меди, они были дорогими, прочными и удобными.

На Руси первые монеты чеканились из серебра. Большой слиток серебра назывался гривна, отрубленный от нее кусок – рубль, монетка с изображением всадника с копьём – копейка.

Первые бумажные деньги начали печатать в Китае.

Педагог: Предлагаю всем вам сегодня за правильные ответы, активное участие на занятии получать монетки-жетончики. Согласны? Для удобства вы будете складывать монетки в кошельки. (Кошельки сделаны на каждого ребёнка из бумаги). Эти деньги пригодятся вам в конце занятия. Скажите, а зачем нужны деньги, что можно купить?

Игра в круге с мячом. (Примерные ответы детей:«Чтобы покупать продукты, одежду, книги, игрушки, обувь, телефон, планшет, воздушные шары, конфеты, оплатить услуги связи, для оплаты электроэнергии, оплата билетов в транспорте»).

Педагог: А много ли надо денег, чтобы что-нибудь купить?

Дети: Есть дорогие товары и не дорогие.

Педагог: Кто в семье зарабатывает деньги?

Дети: Родители и другие взрослые (бабушка, дед, старшие сестры и братья)

Педагог: Предлагаю вам подойти к столам и разложить карточки, ответив на вопрос: «Людям каких профессий принадлежат данные инструменты». (Дети работают свободными группами). Расскажите, для людей каких профессий вы подобрали рабочие инструменты.

Дети: Врач, строитель, фермер, повар, продавец.

Педагог: Кем работают ваши родители?

Ответы детей.

Педагог: Садитесь на стульчики. Скажите, пожалуйста, легко ли вашим родителям зарабатывать деньги? Трудно. Ваши папы и мамы достойны уважения за их каждодневный труд. Вспомните знакомые вам пословицы о труде.

Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.

Денежки труд любят.

Без копейки рубля нет.

Деньги счет любят.

Каков товар, такова и цена.

Педагог: а я знаю ещё одну. «Нелегко деньги нажить, а легко прожить». Как вы её понимаете?

Дети: Если много тратить, то заработанные деньги быстро закончатся.

Педагог: Как тогда потратить деньги правильно?

Дети: Надо быть экономными, не тратить деньги на ненужные вещи.

Педагог: А как вы понимаете слово «экономный»?

Дети: Экономный, значит, не тратит все деньги сразу, планирует свои покупки.

Педагог: Молодцы. Вспомните, пожалуйста, разговор между сыном и мамой, который мы слышали в начале занятия. Сын был прав?

Дети: Нет, не все эти игрушки были ему нужны.

Педагог: Как бы вы себя повели в такой ситуации? Сходите в наш магазин и купите там, на заработанные вами деньги, те товары, которые нужны вам и вашей семье. Вы можете взять только те товары, на которые вам хватит денег. На карточке с изображением товара есть цифра и соответствующее количество точек, посчитайте, сколько денег у вас есть и совершите покупки. Я буду продавцом. (Один товар предлагается в нескольких экземплярах).

Рефлексия.

На что вы потратили свои деньги? (Дети рассказывают о своих покупках, их пользе для семьи)

Смогли ли вы купить все товары, которые вам были нужны?

У кого-нибудь из вас остались деньги? (Дети, если такие есть, рассказывают о причине своей экономности).

Педагог: Скажите, ребята, какую проблему мы пытались сегодня решить? (Правильно распоряжаться заработанными деньгами).

Будете ли вы требовать от родителей постоянных покупок для вас игрушек?

Понравилось ли вам наше занятие? Что о нём вы расскажете родителям?

Спасибо вам за занятие.


Занятие 7 Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Детский мир»»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  1. формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;
  2. развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
  3. воспитывать культуру речевого общения;
  4. знакомство с профессиями продавца, кассира.

Предварительная работа: экскурсия в магазин, беседа «Мы были в магазине» (вычленение ролей), поделка материалов с детьми (чеки, касса, «деньги», ценники), встреча с продавцом магазина.  

Оборудование, дидактический материал: касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки, флажки для игры «Найди себе пару», презентация «Магазин «Детский мир».

Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Методика и технология проведения мероприятия

Данное занятие для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Роли: продавцы, кассир, покупатели, шофер. По ходу игры Педагог помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее. Роли в игре распределены заранее: два продавца отдела «Игрушки», директор магазина,  продавец в кафе, покупатели. В процессе занятия уделяется большое внимание отслеживанию уровня усвоения учебного материала. С этой целью проводится контрольное задание в игровой форме – викторина «Отгадай загадку».

Ход занятия

Педагог:

Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.

Педагог:

У вас, у всех растут года

Будет и семнадцать.

Где работать вам тогда,

чем заниматься?

        Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?

        А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?

А поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.

Качу, лечу во весь опор.

Я сам шофёр и сам мотор!

Нажимаю на педаль

и машина мчится в даль.

И, так, поехали! (звучит песенка «Весёлые путешественники»).

Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный город «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? И первая остановка «Магазин «Детский мир». Вот здесь мы и поработаем.

Педагог. У нас магазин «Детский мир». А в нем большой отдел «Игрушки». Магазин большой, красивый, уютный.  Есть комната отдыха,  где можно отдохнуть и попить кофе.  Какие роли нужны для игры в магазин?

Дети. Продавцы, покупатели, кассиры.

Педагог. Кто будет продавцами игрушек, надевайте свою одежду и становитесь за прилавок, готовьте игрушки к продаже. Кассиры, садитесь за кассы.

Продавцы кофе, проходите в кафе. Ну, а остальные ребята будут покупателями.

Раздаётся звонок.

Педагог. Магазин открыт, покупатели, заходите!

1-й продавец отдела «Игрушки»:

Стоят на полке чинно в ряд,

Стоят игрушки, ждут ребят.

Куклы, матрёшки, лошадки, зверюшки,

Будут, будут у ребят игрушки.

Педагог:

Дети, посмотрите как много игрушек. Но хочу вам посоветовать. Не спешите с покупками. Потратив деньги, их уже не вернешь. А у вас денег только на одну покупку. Поэтому сначала определите предмет покупки, а потом только расплачивайтесь.

Ребенок должен понять, что не может купить за одну и ту же денежку несколько заинтересовавших его игрушек, что потраченных денег уже не вернешь.

2-й продавец отдела «Игрушки»:

Есть машины, мишки,

А вот разноцветные книжки!

Посмотрите, мальчики,

Вот на полке мячики.

Педагог:

Какие мячи! Все яркие, красивые! Давайте купим эти мячи.

Педагог просит детей объяснить значение терминов «цена», «деньги»,  «покупка», «продажа». В случае затруднения помогает детям, обобщает ответы. Покупатели за покупки расплачиваются деньгами, кассиры принимают деньги, выдают чек. Все вместе проверяют, правильно ли дана сдача.

Директор:

Внимание,  покупатели, кто устал, пройдите в комнату отдыха. Она расположена в зелёном уголке магазина. Здесь можно кофе попить и с игрушками поиграть. Я - директор, буду впускать туда  в том случае, если вы отгадаете  загадки:

  1. Маленькая, кругленькая

     Из кармана в карман скачет. (Монета).

  1. Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги).
  2. На товаре быть должна

     Обязательна ... (цена).

4. За сметану, хлеб и сыр

    В кассе чек пробьёт ... (кассир).

5. Мебель, хлеб и огурцы

    Продают нам ... (продавцы).

Педагог:

А теперь в комнате отдыха поиграем в игру.

Проведение игры «Найди себе пару».

Материал. Флажки (по числу участников — по 2 флажка каждого цвета, один флажок должен остаться без пары) .

Ход игры. В игре принимает участие нечетное число детей. Каждый ребенок получает один флажок. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) дети разбегаются по площадке (комнате). По другому сигналу (например, два удара в бубен или слова «найди пару») дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом.

Один ребенок остается без пары.

Обращаясь к нему, все играющие говорят:

«Ваня, Ваня (Маша, Оля и др.), не зевай! Быстро пару выбирай».

Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке, и игра повторяется.

Указания к игре. Во время бега дети должны держать свои флажки поднятыми вверх

Директор:

Магазин наш закрывается,

Мы с вами все прощаемся.

Поиграли мы для вас-

Вам понравилось у нас?

Приходите в гости к нам -

Мы споём и спляшем вам.

А сейчас уже пора -

Ждут нас игры и дела.

Педагог. Ребята, наведите порядок в магазине. Игрушки возьмем с собой в группу. Хотите ещё с ними поиграть?

Дети: Хотим!

Педагог: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, магазин закрывается. Все садятся в автобус и возвращаются в детский сад.

А если вам, дети, понравилось в городке, мы с вами туда приедем еще не раз. Когда ещё будем играть в игру «Магазин», ребята поменяются ролями: одни будут покупателями, а уже другие, кто захочет, продавцами.

До скорой встречи в магазине «Детский мир»!


Занятие 8 Игровая ситуация «Ты мне, я – тебе»

Цель: формирование элементарных экономических знаний.

Задачи:

1. формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;

2. развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

3. воспитывать культуру речевого общения.

Ход игры:

Педагог: Ребята, посмотрите какой чудесный сундучок- хранитель сказок. Хотите посмотреть, что там внутри? (Да). Но здесь замок и мы его должны открыть.

(Дети вместе с воспитателем проговаривают слова)

На двери висит замок.  (Руки сцеплены в замок)

Кто его открыть бы мог? (Пытаются разъединить руки)

Повертели, покрутили,

Постучали и открыли.

Я открываю сундучок… и что это?

Дети: Самовар

Педагог:В какой сказке есть этот предмет?

Дети: «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского.

Педагог: Давайте вспомним начало сказки

Дети: Муха, муха, Цокотуха, Позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

Педагог:А что было дальше?

Дети: Пошла муха на базар И купила самовар.

Педагог: А что она отдала за самовар?

Дети:Она заплатила за самовар денежку.  

Педагог: Денежка — это что такое? (ответы детей) Да, деньги-это рубли и монеты, на которые можно что-то купить. А зачем муха купила самовар?

Дети: чтобы угостить гостей чаем.

Педагог: Нужную покупку сделала муха?

Игра «Хочу и надо».

(Показ слайдов. «Надо» - предметы без каких человек не сможет жить, потребности физиологические, общение).

Педагог: А что еще можно купить на рынке? (Дети перечисляют) Как все это называется?

Дети: товар.  

Педагог: У меня нет денег, но есть вот такие красивые яблоки. А мне очень хочется слив. Как мне их получить?

(предположения детей)

Да, я могу обменять сливы на яблоки. И это называется «ты – мне, я – тебе». Сейчас я достану еще один сказочный предмет. Что это, ребята?

Дети: Горшочек из сказки «Горшочек каши» Братьев Гримм.

Педагог:  О каком обмене рассказывается в этой сказке?

Дети: Старушка за ягоды дала девочке горшочек.

Как по-другому можно сказать об их обмене?

Дети: «ты – мне, я- тебе»

Педагог: А вот еще один предмет из сундучка. (Скалочка) Какому сказочному герою она принадлежит?

Дети: Лисичке из сказки «Лисичка со скалочкой»  

Педагог: Что делала лисичка в сказке?

Дети: она делала обмен

Педагог: Действия лисы были честными? (Нет) Почему вы так думаете? (ответы детей) Верно, обмен был выгоден только лисе. Каков конец у сказки?  Давайте вспомним пословицы и поговорки о честности.

Дети: Не честно просишь, неохотно дать. Честность всего дороже. Честные глаза в бок не глядят. Честное дело не таится.

Педагог: А в каких еще сказках герои совершают бартер?    

Дети: «Кувшинчик и дудочка», «Петушок и бобовое зернышко».

Если дети затрудняются, показываю картинки-подсказки.

Итог: Ребята чем мы с вами сегодня занимались?

Дети: играли в игру «ты – мне, я – тебе»

Педагог: Что оно означает?  

Рефлексия: Какие сказочные герои помогли нам познакомиться с этой игрой?


Занятие 9 Проблемная ситуация «Копейка рубль сбережет»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи:

- формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность)

 - развивать у детей умение экономить;

- выделять слова и действия, относящиеся к экономике;

- развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность.

Ход занятия:

Педагог: Я, кажется, что-то слышу…

(Звучит голос Кота Матроскина:«А я ничего выписывать не буду,  Я экономить буду») В.: Кто это?

Д.: Кот Матроскин.

П.: Правильно, ребята, это герой сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино». Дети, как вы думаете, экономить - это хорошо?

Д.: Да.

 П.: Как вы можете помочь родителям экономить деньги?

 Д.: не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.

В.: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать Что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники. Я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

 Сегодня густо, а завтра — пусто.

Считай деньги в своем кармане!

 Цыплят по осени считают.

Лиса и во сне кур считает.

Запасливый лучше богатого.

Подрасту — свое наживу.

Деньги счет любят. /Без счета и денег нет/.

Без копейки рубля не бывает. /Копейка рубль бережет/.

Из копеек рубли вырастают.

Не деньги богатство - бережливость да разум.

Слову — вера, хлебу — мера, а деньгам — счет.

Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит!

П.: Молодцы! Мы будим помнить эти пословицы и поговорки русского народа и другим расскажем. Правда, ребята? Ведь русский народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколение. Так они и до наших дней дошли. Из них мы узнаем, что наши предки умели быть бережливыми и экономными. Этому и нам у них нужно поучиться.


Занятие 10 «Приключение Умника и Торопыжки»

Цель: формирование у детей первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи:

1) закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;

2) уточнить от чего зависят потребности человека;

3) продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

4) способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;

5) способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.

Ход занятия:

Вводная часть.

Педагог: «Здравствуйте»!

Сегодня я хочу познакомить вас с двумя братцами мышатами. А вот и они! (показ мышат игрушек или перчаточные куклы) Мышата: здороваются.

Педагог: Давайте знакомиться.

Первый мышонок на все вопросы всегда отвечает «Нужно подумать!».И его назвали Умник. А второй – не задумываясь, говорит: «Ай, пусть так». И назвали его Торопыжка. С ними часто происходят разные истории. И сегодня я расскажу вам одну из них.

Однажды два братца отправились в сказочное путешествие в страну Финансов, где узнали много интересного о деньгах и для чего они нужны.

Основная часть.

Звучит весёлая музыка и Мышата отправляются в путь.

Педагог: В дорогу каждый из них взял… Отгадайте что:

Послушайте мою загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

  • Что это?

Дети: Деньги, монеты.

Педагог: -Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?

Ответы детей.

Педагог: Вы правы. Деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно!

  • В дорогу каждый из мышат взял кошелёчек с монетками.
  • Сколько монеток у Умника?
  • А у Торопыжки?
  • Сравните.

Педагог: Деньги нужны для удовлетворения потребностей.

-Что такое потребности?

Ответы детей

Педагог: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности– это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

Перед вами картинки вы должны среди них определить и выбрать жизненноважные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье).

Педагог: вы правильно сказали - жилье, в доме можно укрыться от непогоды, от посторонних людей, дом - семейный очаг, где может собираться вся семья.

И решили мышата выбрать себе дом.

(На доске или на экране изображения трёх домиков: очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 и третий 2).

Торопыжка сразу взял самый дешевый домик, зачем платить лишнее.

А Умник стал думать и рассуждать.

Сначала он решил взять самый большой дом за 3 монетки, но потом отказался.

Как вы думаете почему?

(Одному не нужен такой большой дом, для одного дорого).

И взял домик за две монетки.

А как вы думаете, почему он не взял маленький и старый домик?

(Ответы детей)

Так и вышло! В этом домике Торопыжке было очень холодно, крыша протекала, и ему пришлось потратить ещё две монетки на его ремонт.

Педагог: Давайте поможем мышатам сосчитать оставшиеся монетки.

(Дети на доске или на столе производят отсчёт и подсчёт монет. Сколько осталось?) Стало холодно. И мышата вспомнили ещё про одну важную потребность.

Какую? (Одежда).

И купили её, потратив по одной монетке.

  • Отложим из их кошелёчков по одной монетке.

А потому мышат забурчали животики, и они вспомнили про ещё одну жизненно важную потребность. Какую?

(Потребность в еде)

Взяли Мышата по одной монетке, и пошли в магазин.

Посмотрите, что они купили (в корзинке у Умника крупа, мука, сыр, молоко, овощи. У Торопыжки много разных сладостей).

Обсуждение с детьми: «А чтобы купили вы?».

Подвести детей к пониманию, что сладости не жизненно необходимая потребность.

Педагог: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?

Ответы детей.

Педагог:

Бюджет– это подсчет доходов и расходов.

Доход -это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Расход – это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуги на покупку вещей.

Педагог: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

Ответы детей.

Педагог: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.

Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо».

игра «Хочу и надо».

Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.

Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.

Сначала нужно оплатить квартплату– 2 монеты, купить одежду– 1монета,

на продукты– 1 монета.

Педагог: Когда уплачены все жизненноважные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.

Физминутка: «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать.   (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом,(пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы) Заглянули мышата в свои кошельки, а там…

Подсчёт детьми.

У Умника осталась одна монетка. Торопыжка спросил у него, что он с ней сделает.

А что бы сделали вы?  Ответы детей.

Умник: Эта монетка поможет нам заработать много других монеток, но это уже другая история и я расскажу её вам в следующий раз.

Заключительная часть (рефлексия):

А сегодня давайте напомним мышатам правила обращения с деньгами:

  1. Экономно распоряжаться деньгами.
  2. Потраченные средства уже не вернешь.
  3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
  4. Невозможно иметь все, что хочешь.
  5. Бережно относиться к деньгам.
  6. Деньги можно накопить  или потратить. Накопление должно быть  привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.

А мышата дарят нам на память вот эти кошелёчки. В них можно хранить монетки. Они все белого цвета. Каждый из вас с помощью цветных карандашей, восковых мелков и фломастеров сможет разукрасить свой кошелёк, что бы он стал самым красивым.

Мышата благодарят детей и прощаются сними.


Занятие 11 «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта. Дом, в котором «живут деньги»»

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «деньги».

Задачи:раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги.

- Закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

- Продолжать учить разграничивать понятия, находить сходные и отличительные черты.

Использовать в своей речи распространенные предложения.

Развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми.

Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности

Продолжать учить согласовывать слова с движениями.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Педагогические средства: беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность.

Предшествующая работа: Рассказ педагога о том, как появились деньги, о заменителях денег. Просмотр «Уроки тетушки Совы» 10 серия «О банке».

Оборудование:

- ноутбук и видеопроектор.

- мяч

- копилка с набором разных монет и банкнот;

-изображение пластиковой карты;

-бумага и цветные карандаши.

Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнота.

Ход занятия:

1. Ребята, наш бычок Борька принёс интересный предмет.

Педагог демонстрирует кошелёк.

- Что это такое?

- Для чего же нужен кошелёк?

- Правильно, чтобы класть в него деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям складывать деньги в кошелёк? Что на них можно купить?

2. Игра «Для чего нам нужны деньги?»

 Я бросаю мяч и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны: 

- для покупки продуктов питания; 

- для оплаты бытовых услуг; 

- для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?); 

- для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

- для оплаты проезда на транспорте;

- для покупки подарков;

- для оказания помощи бедным (уточнить, что такая деятельность называется благотворительностью).

Педагог опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

- Если мы едем на автобусе, мы платим?

- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

3. Беседа о монетах.

- А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.

Рассматриваем сначала монеты.

- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

- Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

- Какие монеты вы знаете?

Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.

- Смотрите, у нас в кошельке ещё что-то осталось. Давайте достанем.

Педагог достаёт банкноты.

- Как можно назвать эти деньги?

- Банкноты. А какие они?

- Бумажные, прямоугольные, шуршат.

Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

- Какие банкноты вы знаете?

Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям,  затем проговаривают хором.

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни».

Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота…

- Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).

- Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль)

Физ.минутка «Покупаем продукты»

Сумку в руки мы берём,

(наклоняются и берут воображаемую сумку)

В магазин с тобой идём.

(шагают на месте)

В магазине же на полках

Не шарфы и не футболки.

(поднимают руки вверх и отрицательно покачивают головой)

Вкусно пахнет здесь всегда,

(поворот головы вправо, затем влево с вдыханием воздуха)

В доме – вкусная еда.

(«дом» над головой)

- Ребята, придумайте и нарисуйте деньги для сказочного леса, в котором живут бычок Борька и его друзья. 

Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в сказочном лесу.

После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.

Что вы придумали: монету или банкноту?

Какой она формы?

Как она называется?

Что и почему на ней изображено?

 (Обсуждение работ)

6. Заключительная часть.

- О чем мы сегодня говорили?

- Какие бывают деньги?

- Чем отличается монета от банкноты?

- Как можно назвать монеты и банкноты одним словом? (Наличные деньги).

- А безналичные деньги где у нас хранятся? (на пластиковых картах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по экономике "Школа юного экономиста"

Программа расчитана на 3 года ....

Программа по внеурочной деятельности "Школа юного экономиста"

Программа по внеурочной деятельности "Школа юного экономиста" для учащихся начальной школы...

Я- экономист

Рабочая программа, КТП, 4 класс, 34 часа....

Рабочая программа кружка "Юный экономист"

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможн...

Игра "Юный экономист"

Игра по станциям в рамках Недели финансовой грамотности....

презентация"Юный экономист"

презентация по дополнительному образованию...

Школа юного экономиста

Культуру общения с финансами стоит прививать уже в младшем школьном возрасте так же как нравственность, как правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь.Основополагающей идей программы явля...