Рабочая программа кружка "Юный экономист"
календарно-тематическое планирование (2, 3, 4 класс)

Акимова Людмила Николаевна

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как мож­но более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.

Программа кружка предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие лич­ностного потенциала каждого учащегося реализуется путем индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет воз­можность принять самостоятельное решение при выборе зада­ния исходя из степени его сложности.

Уделяется большое внимание формированию ин­формационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школь­ника.

Развитие коммуникативной компетентности проис­ходит посредством приобретения опыта коллективного взаи­модействия, формирования умения участвовать в учебном ди­алоге, развития рефлексии как важнейшего качества, опреде­ляющего социальную роль ребенка.

В программе пред­ставлены наиболее яркие, характерные экономические катего­рии, а также те, на которых могут складываться острые инт­риги, межличностные конфликты. Главная особенность и принципиальное отличие данного курса - это приоритет об­щечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов циви­лизованного предпринимательства, которые сложились в про­цессе исторического развития представлений о достойном об­лике бизнесмена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрена и принята  

на заседании педагогического совета

протокол от «  »      2018 г. №  

Утверждаю
Директор  Лицея

______________________
 
приказ от «   »      2018 г. №

Министерство образования Тульской области

Комитет по образованию администрации муниципального образования Щекинский район

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Лицей»


Рабочая программа        внеурочной деятельности

общеинтеллектуальное направление

(кружок)

Юный экономист

(наименование)

3 года

(срок реализации программы)

8-10 лет

(возраст обучающихся)

Акимова Людмила Николаевна

(Ф.И.О. учителя, составителя)

 

2018/2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Юный экономист» разработана на основе авторской программы. Мухиной Е.А., – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 г и опирается на следующие нормативные документы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 19 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  4. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  5. Перечень поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 22.11.2008 № ПР-22505 в части реализации национальной инициативы «Наша новая школа».
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  7. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросу организации введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

 

Методы проведения занятий:  экскурсии, проекты беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа, консультация.

Методы контроля: консультация, выступление, выставка, презентация..

Общая характеристика курса

 Цель курса - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Задачи курса:

-  с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;

- способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;

-  формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;

-  развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности младших школьников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа кружка предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала каждого учащегося реализуется путем индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение при выборе задания исходя из степени его сложности.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Учащимся предлагаются задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, в малых группах.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Предлагаемый курс экономики не ставит своей целью фундаментальное системное освоение экономических категорий. Учащимся предлагается ряд базовых понятий, которые создают необходимую основу мотивированного осознанного изучения экономики на следующих ступенях образования. Представлены наиболее яркие, характерные экономические категории, а также те, на которых могут складываться острые интриги, межличностные конфликты. Главная особенность и принципиальное отличие данного курса - это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.

Содержание программы неоднородно. Его можно соотнести с тремя различными уровнями подачи материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. В целом уровни образуют триединую, комплексную форму.

В качестве основного выделен морально-нравственный уровень. С этой точки зрения главный вопрос, который постоянно затрагивается, - «Для чего?» Ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария. Значительное внимание в курсе

уделено раскрытию и пониманию того, что экономика неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив личность. Столкновение различных экономических интересов а также проблема нравственного выбора порождают сложные жизненные коллизии. Вопрос в том, каким образом можно найти выход из конфликта. Перед учащимися раскрываются два пути: обострение противоречий, вплоть до антагонистической их формы и выход из ситуации с наименьшим ущербом для окружающих, а то и поворот ситуации на пользу всем участникам. При этом применяется экономический инструментарий и раскрывается важность его грамотного использования. Нравственное воспитание осуществляется не декларированием, а преднамеренным созданием коллизий, которые ставят перед учеником проблемы морально-этического плана.

Ко второму уровню относится материал, который учит ребенка видеть экономическую целесообразность, определять выгодность, перспективность любого дела, делать выбор, принимать обоснованные решения.

Материал третьего уровня направлен на изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант. Этот материал расширяет и углубляет понимание основных экономических категорий, закладывает основу для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах обучения, учит проникать в суть явлений, видеть за внешней формой экономическую сущность. Форма подачи материала побуждает ребенка к поисково-исследовательской деятельности.

Одно из основных направлений курса - осмысление детьми жизненных ситуаций, которые вызвали появление базисных экономических категорий. Большое внимание уделяется связям между экономикой, историей, естествознанием, математикой.

Усвоение экономических знаний происходит с опорой на жизненный опыт ребенка. Ученик переносит на себя возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и поступки с мнением и поступками персонажей книги. Главное в этом направлении - не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности.

В конце данной программы выделены знания, умения и навыки, которые должны быть усвоены ребенком. Формированию осознанного и прочного навыка обращения с экономическими понятиями и категориями способствует постоянное использование математического аппарата. Решение задач является одним из важных разделов практического курса экономики, представленного в отдельном учебном пособии - задачнике-рабочей тетради. Чтобы решать задачи по экономике, ученику необходимо, во-первых, овладеть теоретическими знаниями о сущности основных экономических понятий, во-вторых, научиться мыслить экономически грамотно, осознать то, что экономическая логика и формальная логика - не одно и то же.

Описание места курса  в учебном плане

В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности на кружок «Юный экономист» отводится 102 часа во 2 – 4 классах, (1ч в неделю - 34 учебные недели)

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Одним из направлений программы курса «Экономика и мы» является духовно-нравственное воспитание младших школьников. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

■ патриотизма через активное познание истории, первичное освоение понятия  «меценатство»  и понимание значимости достижений экономического развития своего и других народов;

«трудолюбия,  творческого  отношения  к  учению,  труду,

жизни;

■ ценностного отношения к природе, окружающей среде;

■ нравственных отношений в экономическом поведении.

В представленном курсе выделяются и другие приоритетные направления, среди которых: формирование целостной картины мира и развитие универсальных учебных действий за счет интеграции предметных областей;

формирование информационной грамотности современного школьника.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- использовать на практике понятия «торговля», «посредничеством, «услуги» и представления о товаре как о благе, используемом владельцем для обмена с целью получения других благ; о производителе; о потребителе; о собственных затратах; о прибыли как разнице между выручкой от продаж товаров и услуг и затратами, необходимыми для производства и продажи этих товаров и услуг; о цене оптовой - цене, по которой производитель продает свой товар; о цене розничной - цене, по которой торговец продает этот же товар конечному потребителю; о торговле как особом роде деятельности; о торговой прибыли; о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней (внутри своей страны) и внешней (в других странах); о рынке как отношениях, складывающихся между продавцами и покупателями, и рынке как географическом месте купли-продажи; о спросе и предложении, об их изменениях в сторону увеличения или уменьшения и соотношении между ними, об их взаимосвязи с ценой; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос; об услугах как особой форме коммерческой деятельности; о посредничестве как особой форме коммерческой деятельности;

- использовать на практике понятие «аренда» и представления о собственности и праве ею распоряжаться, об аренде как временном пользовании чужой собственностью за определенную плату;

-  использовать на практике понятия «банк»,  «кредит» и представления о первоначальном капитале как сумме денег, необходимой для любого предпринимательского начинания, о кредите и кредитоспособности; о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы; о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег; о банковской прибыли как разнице между суммой процентов, получаемых по ссуде, и суммой процентов, выдаваемых по вкладам;

-  использовать   на   практике   понятие   «производство» и представления о производстве как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ; о производителе, собственных затратах производителя; о прибыли производителя; об оптовой цене и оптовой торговле как торговле партиями и разнице между оптовой ценой, по которой производитель продает свой товар, и розничной ценой как ценой, по которой конечный потребитель его приобретает; о материальных затратах; о трудовых затратах; об увеличении прибыли за счет снижения затрат; о снижении затрат и сохранении качества производимого продукта; о штрафах как мерах наказания за невыполнение или некачественное выполнение обязательств; о свободной конкуренции как форме борьбы между предпринимателями;

- использовать на практике понятие «акционерная форма капитала» и представления о капитале как о деньгах, приносящих прибыль; об акциях, акционерных компаниях; о курсе акций и их номинальной стоимости; контрольном пакете акций как способе осуществления финансового контроля; о долговых обязательствах, кредитоспособности и мерах наказания за неуплату долгов;

- использовать на практике понятие «экономические циклы» и представления о монополии и монополиях, их формах и видах; о конкуренции на уровне монополий; об экономических циклах и их фазах;

- использовать на практике понятия -«налоги», -«пошлины», «платежи»   и   представления   о   налогах,   видах   налогов и налоговых поступлениях; о таможенных пошлинах как разновидности налогов, взимаемых государством с товаров, провозимых через границу; о финансировании как предоставлении денежных средств на определенные цели.

Обучающийся получит возможность научиться:

- за внешними формами видеть суть экономического явления;

- отличать формальную логику от экономической;

- выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор;

- работать с табличным материалом: уметь читать таблицу, сводить данные в таблицу;

- вычислять недостающие данные и заполнять таблицу;

- пользоваться основными формулами расчета себестоимости, цены и прибыли (исходные формулы расчета: себестоимость + прибыль = цена).

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция положительного отношения к учебе;

- ориентация на понимание причин успешного обучения;

- широкая мотивационная основа экономической деятельности,    включающая    социальные,    учебно-познавательные и внешние мотивы;

- проявление интереса к новому учебному материалу;

- способность к самооценке.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания  необходимости экономических знаний  в современном обществе;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;

- морального-нравственного сознания, способности к решению морально-нравственных проблем, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

-  вносить коррективы в действия  на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной   литературы,   в   открытом   информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

-  ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей)

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-  фиксировать информацию  с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-  строить логическое рассуждение,  включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;

- допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Содержание  курса

2 класс (34 ч)

Труд и работа (4 ч)

Виды денег: монеты, купюры. Труд и работа. Заработная плата как плата за работу. Заработная плата - источник существования и жизнеобеспечения семьи. Разделение труда. Обмен результатами своего труда.

Домашнее хозяйство (2 ч)

Домашнее хозяйство. Самое первое представление о товаре и деньгах.

Покупатель и продавец (4 ч)

 Товары и продукты, необходимые в домашнем хозяйстве. Понятие о покупателе и продавце. Различные формы организации торговли: магазин, рынок, ярмарка, лавка, ларек, киоск, супермаркет, мини-маркет. Процесс купли-продажи. Обмен товаров и денег. Самое первое понятие цены. Сдача.

Услуги (3 ч)

Понятие услуги. Предприятия бытового обслуживания: химчистка, прачечная, ателье, ремонт обуви, парикмахерская, фотостудия и т.д. Представление о деятельности организаций, осуществляющих контроль за выполнением обязательств, соблюдением порядка.

Начальное представление об оптовой и розничной торговле (2 ч)

Начальное представление об оптовой и розничной торговле.

Богатство и деньги. Богатство и счастье.

Понятие бюджета: семейного, государственного (3 ч)

Понятие бюджета: семейного, государственного. Доходы и расходы.

Понятие государственной казны.  Налогообложение. Первое представление о банке как финансовом посреднике.

Первое представление о банке как финансовом посреднике (4 ч)

Сбережения - накопления. Формы накопления денег.

Вклад. Свободные деньги. Достаток. Возможности использования накопленных средств. Соотношение желаний, потребностей и возможностей, понятие о вложениях. Выгода.

Начальное представление о конкуренции. Понятие сделки. Первое понятие о собственных затратах. Экономия собственных затрат. Изменения цен: дешевле - дороже.

Начальное представление о конкуренции (4 ч)

Понятие сделки. Понятие о собственных затратах. Экономия собственных затрат. Изменения цен: дешевле - дороже.

Приусадебное хозяйство (3 ч)

Приусадебное хозяйство. Запасы. Представление о производительности труда и прибыльности какого-либо дела. Твой вклад в приусадебное хозяйство.

Понятие страхования (2 ч)

Понятие страхования. Страховой взнос.

Договор. Условия договора (3 ч)

Договор. Условия договора. Последствия неисполнения договора. Понятие обязательства с точки зрения экономического соглашения. Понятие убытков. Соотношение затрат и полученных результатов.

3 класс (34 ч)

Экономика – наука для всех и для каждого (3 ч)

Экономика как наука. Краткие исторические сведения о ее возникновении и развитии как результате новых форм взаимодействия человека и природы. Потребности. Виды потребностей.

Этика и мораль предпринимательства (1 ч)

Этика и мораль предпринимательства. Морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя как развитие представлений об общечеловеческих ценностях и нормах морали. Этика деловых взаимоотношений.

Потребности (3 ч)

Потребности. Виды потребности. Потребности древнего человека. Путешествие на «необитаемый» остров.

Торговля – это расчет (5 ч)

Понятие о товаре. Собственные затраты; цена и прибыль. Понятие о торговле. Торговая прибыль. Формы торговли: оптовая, розничная.

Услуга как особый вид деятельности (3 ч)

Услуги как особый вид деятельности. Плата за услуги. Долговые обязательства. Интегрированная игра «Открываю свое дело».

Понятие собственности и право распоряжаться ею (3 ч)

Понятие собственности. Собственность и право распоряжаться ею. Составление и решение экономических задач на нахождение арендной платы

Первоначальный капитал. Сущность кредита (4 ч)

Капитал. Отличие капитала от суммы денег. Первоначальный капитал.

Сущность кредита. Банковский процент и банковская прибыль. Гарантия платежеспособности (залог).

Производство (4 ч)

Производство. Издержки производства. Прибыль производителя.

Материальные и трудовые затраты. Экономия и снижение затрат.

Качество производимой продукции. Штрафы, пени, неустойки.

Конкуренция (2 ч)

Конкуренция. Конкуренция: хорошо это или плохо? Положительные и отрицательные стороны конкурентной борьбы.

Акционерная форма капитала (2 ч)

Акционерная форма капитала. Слияние капиталов и образование акционерных обществ. Паевой взнос. Акции. Дивиденд как часть чистой прибыли акционерной формы. Акционер. Учредители. Срок платежа. Конфискация имущества. Распродажа имущества. Аукцион.

Способы ведения хозяйства (4 ч)

Способы ведения хозяйства. Особенности местного хозяйства. Наш город. Городское хозяйство.

4 класс (34 ч)

Ценовая политика (6 ч)

Конкуренция. Ценовая политика как одна из форм конкурентной борьбы. Маркетинг как комплексная система организации производства и сбыта продукции. Реклама. Более углубленное представление о формах и видах рекламы. Учет требований рынка.

Основные виды и формы торговли (5 ч)

 Более углубленное представление о розничной и оптовой торговле. Формы и виды оптовой и розничной торговли. Оптовая и розничная цена. Их соотношение. Прямые связи и посредническое звено. Производитель  и  потребитель.  Потребитель  промышленный и потребитель конечный.

Амортизация (3 ч)

 Износ физического капитала и необходимость его восстановления, ремонта. Амортизация как ежегодный износ физического капитала. Амортизационные отчисления.

Расчеты между покупателями и продавцами (4 ч)

Расчеты между покупателями и продавцами. Наличные деньги и безналичный расчет. Банк как финансовый посредник.

Налоги (6 ч)

 Система налогообложения. Формы и виды налогов. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Более глубокое ознакомление с понятиями доходов и расходов. Потребление и накопление.

Биржа - организационная форма оптовой торговли (5 ч)

Фондовая биржа как специальное место, где торгуют акциями  и другими ценными бумагами. Акция как особая ценная бумага, подтверждающая, что ее владелец является одним из собственников компании и имеет право на получение части ее прибыли. Дивиденд. Курс акций. Акционеры и акционерное общество.

Понятие о земельной ренте (2 ч)

Понятие о земельной ренте. Аренда, арендаторы, арендодатели и арендная плата.  Плодородие, урожайность и разная прибыльность земельных участков.

Внешняя торговля (3 ч)

Внешняя торговля. Понятие об экспорте, импорте, квотах  и таможенных пошлинах. Прибыльность, эффективность производства.  Развитие производства.

Тематическое планирование

№ темы п/п

Кол-во часов

Название темы/ раздела

 Виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.)

2 класс

4

Раздел I

Труд и работа

1

1

Виды денег: монеты, купюры.

Рассказ учащихся о профессиях родителей, месте их работы.

Проект: «Ценность   труда  людей  разных  профессий».

Пословицы и поговорки о труде.

 Конкурс рисунков «Все работы хороши»

2

1

Труд и работа. Заработная плата как плата за работу.

3

1

Заработная плата – источник существования и жизнеобеспечения  семьи.

4

1

Разделение труда. Обмен результатами своего труда.

2

Раздел II

Домашнее хозяйство

5

1

Что такое домашнее хозяйство?

Рассказ учащихся о том, кто в семье ведет домашнее хозяйство, какие товары и продукты необходимы семье. Обсуждение вопроса: кто из членов семьи и как часто закупает товары, необходимые в домашнем хозяйстве

6

1

Твой вклад в домашнее хозяйство.

4

Раздел III

Покупатель и продавец

7

1

Товар и деньги

Рассказ учащихся о том, какие продукты необходимы в домашнем хозяйстве, в каких организациях торговли члены семьи закупают товары и продукты питания.

Ролевая игра «Думающий покупатель» 

8

1

Товары и продукты, необходимые в домашнем хозяйстве.

9

1

Различные формы организации торговли: магазин, рынок, ярмарка, лавка, ларек,  киоск, супермаркет,  мини-маркет.

10

1

Процесс купли-продажи. Обмен товаров и денег. Самое первое понятие цены. Сдача.

3

Раздел IV

Услуги

11

1

Понятие «услуги».

Подготовленный с помощью родителей рассказ учащихся о предприятиях бытового обслуживания, услугами которых пользуются члены семьи, о видах услуг, которыми пользуются наиболее часто.

 Экскурсия в парикмахерскую.

12

1

Предприятия бытового обслуживания: химчистка, прачечная, ателье, ремонт обуви, парикмахерская, фотостудия

13

1

Деятельность организаций, осуществляющих контроль за выполнением обязательств, соблюдением порядка

2

Раздел V

Начальное представление об оптовой и розничной торговле

14

1

Оптовая и розничная торговля

Знакомство с формами организации торговли (оптовой и розничной) с опорой на жизненный опыт учащихся. Рассуждение на темы: «Что такое счастье?», «Если бы я был волшебником»

15

1

Богатство и деньги. Богатство и счастье.

3

Раздел V

Понятие бюджета: семейного, государственного

16

1

 Бюджет: семейный, государственный.

Рассказ учащихся о том, кто и как

в семье планирует семейный бюджет, какие статьи расходов остаются неизменными, что является источником доходов в семье.

Устное мини-сочинение «Куда расходуются налоги в государстве»

Встреча с налоговым инспектором.

 

17

1

Доходы и расходы.

18

1

Понятие государственной казны.  Налогообложение.

4

Раздел VI

Первое представление о банке как финансовом посреднике

19

1

Сбережения - накопления. Формы накопления денег.

Вклад. Свободные деньги.

Рассказ детей о том, какие виды платежей в семье осуществляются через банк.

Обсуждение на тему: Слова «хочу» и «надо».

20

1

Достаток. Возможности использования накопленных средств.

21

1

Возможности использования накопленных средств

22

1

Соотношение желаний, потребностей и возможностей, понятие о вложениях. Выгода.

4

Раздел VII

Начальное представление о конкуренции

23

1

Понятие сделки.

Рассказ детей о торговых марках продуктов, которые предпочитает покупать семья.

Беседа о причинах изменения цен с опорой на жизненный опыт учащихся

24

1

Понятие о собственных затратах.

        

25

1

Экономия собственных затрат.

26

1

Изменения цен: дешевле - дороже.

3

Раздел VIII

Приусадебное хозяйство

27

1

Приусадебное хозяйство. Запасы.

Рассказ детей о том, какие фрукты и овощи выращивает семья на даче, какие запасы на зиму делает; какой посильный вклад в ведении приусадебного  хозяйства может внести

        

28

1

Представление о производительности труда и прибыльности какого-либо дела.

29

1

Твой вклад в приусадебное хозяйство

2

Раздел IX

Понятие страхования

30

1

Понятие страхования. Страховой взнос.

Страховой взнос. Рассказ учителя о видах страхования и страховых взносах

31

1

Экономическая игротека

Решение занимательных задач с экономическим содержанием

3

Раздел X

Договор. Условия договора.

32

1

Договор. Условия договора. Последствия неисполнения договора.

Проект «Если б я был директором школы»

33

1

Понятие убытков. Соотношение затрат и полученных результатов.

34

1

Итоговый урок

Встреча с успешными людьми

Учатся слушать, задавать вопросы по прослушанному сообщению, вести беседу.

Всего часов – 34

3 класс

3

Раздел I

Экономика – наука для всех и для каждого

1

1

Экономика как наука.

 Мини- проектная деятельность по темам:

«Что мы узнаем из сказок о старинном этикете»;

«Точный расчет: зачем он нужен»

 

2

1

Исторические сведения о  возникновении экономики и её развитии как результате новых форм взаимодействия человека и природы

3

1

Расчёт бюджета семьи. Зачем это знать

        

1

Раздел II

Этика и мораль предпринимательства

4

Морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя как развитие представлений об общечеловеческих ценностях и нормах морали.

Мини- проектная деятельность по темам:

«История этикета»;

 «Составление кодекса чести моего класса»;

«Мой речевой этикет».

3

Раздел III

Потребности

5

1

Потребности. Виды потребности.

 Дети рассматривают, как отражается вопрос о потребностях в сказках, литературных произведениях.

 Мини-проектная деятельность в устной форме по темам:

«Потребности древнего человека»,

«Потребности наших прабабушек»,

«Как изменились потребности человека за 100 лет».

Изучение факторов, влияющих на потребности

6

1

Потребности древнего человека

7

1

Путешествие на «необитаемый» остров

5

Раздел IV

Торговля – это расчет

8

1

Понятие о товаре.

 Исследовательские мини-проекты: «История денег»;

«История копейки»;

 «Что служило деньгами у разных народов», «Пословицы и поговорки

со словами «деньги», «копейка», «рубль»,

«цена», «торговля».

9

1

Собственные затраты; цена и прибыль.

10

1

Понятие о торговле. Торговая прибыль.

11

1

Торговая прибыль

12

1

 Викторина по литературным произведениям, которые связаны

с понятиями товарно-денежных отношений

3

Раздел V

Услуга как особый вид деятельности

13

1

Услуги как особый вид деятельности. Плата за услуги.

Составление бизнес-плана по организации своего предприятия.

 Составление таблицы, какие профессии были раньше и есть сейчас, появились недавно

14

1

Долговые обязательства.

15

1

Интегрированная игра «Открываю свое дело».

3

Раздел VI

Понятие собственности и право распоряжаться ею

16

1

Понятие собственности.

Подбор отрывков из сказок, где по смыслу отношений могли быть употреблены экономические понятия (например, «Мужик и медведь»: понятия «арендатор»,

«арендодатель», «арендная плата»). 

17

1

Собственность и право распоряжаться ею.

18

1

Составление и решение экономических задач на нахождение арендной платы

4

Раздел VII

Первоначальный капитал. Сущность кредита

19

1

Отличие капитала от суммы денег. Первоначальный капитал.

  Мини-проекты:

 «История банка»;

 «Как банки повлияли на развитие экономики»;

 «Банк. Вклады»;

«Разновидности банка»

20

1

Сущность кредита. Банковский процент и банковская прибыль.

21

1

Гарантия платежеспособности (залог).

22

1

Игра «Справочное бюро»

4

Раздел VIII

Производство

23

1

Производство. Издержки производства. Прибыль производителя.

Интерактивная игра «Я открываю производство. Мой бизнес-план».

 

24

1

Материальные и трудовые затраты. Экономия и снижение затрат.

25

1

Качество производимой продукции. Штрафы, пени, неустойки.

Игра «Путь к успеху», в которой игроки условно «проходят» различные варианты коммерческой деятельности. Учащиеся, попадая на тот или иной значок, приводят примеры к различным видам деятельности

26

1

Экскурсия на кондитерскую фабрику «Ясная Поляна»

2

Раздел IX

Конкуренция

27

1

Урок – игра «Конкуренция: хорошо это или плохо?»

  Мини-проект:

«Примеры конкурентной борьбы в истории»,

28

1

Положительные и отрицательные стороны конкурентной борьбы

2

Раздел IX

Акционерная форма капитала.

29

1

Акционерная форма капитала. Слияние капиталов и образование акционерных обществ. Паевой взнос. Акции.

Игра «Аукцион»

30

1

Срок платежа. Конфискация имущества. Распродажа имущества. Аукцион.

3

Раздел X

Способы ведения хозяйства

31

1

Способы ведения хозяйства

Дискуссия о рациональных способах ведения хозяйства.

Выясняют, что экономика города представляет собой систему взаимосвязанных экономическими взаимодействиями предприятий города, домашних хозяйств и правительственных организаций.

Выясняют какие субъекты образуют производственную сферу экономики города; какие субъекты образуют потребительскую сферу экономики города; какие субъекты образуют государственную сферу экономики города

32

1

Особенности местного хозяйства

33

1

Наш город. Городское хозяйство.

Экскурсия по городу

34

1

Итоговый урок

Школьная ярмарка

Проводят ярмарку в традиционной для края форме: предлагают заранее изготовленные своими руками товары, рекламируя их, зазывая покупателей

Всего часов – 34

4 класс

6

Раздел I

Ценовая политика

1

1

Конкуренция.

Рассказ учащихся о маркетинговой политике супермаркетов, услугами которых пользуются члены их семей, проведение рекламной кампании изделий, изготовленных на уроках художественного труда

2

1

Ценовая политика как одна из форм конкурентной борьбы.

3

1

Маркетинг как комплексная система организации производства и сбыта продукции.

4

1

Реклама. Формы и виды рекламы.

5

1

Учет требований рынка.

6

1

Конкурс упаковок и рекламы.

5

Раздел II

Основные виды и формы торговли

7

1

Формы и виды оптовой и розничной торговли

Письменные мини-сочинения на тему

«Организация розничной торговли»

8

1

 Оптовая и розничная цена. Их соотношение.

9

1

Прямые связи и посредническое звено.

10

1

Производитель  и  потребитель.  

11

1

Потребитель  промышленный и потребитель конечный

3

Раздел III

Амортизация

12

1

Амортизация. Износ физического капитала

и необходимость его восстановления, ремонта

 

Учитель  приводит  дополнительные примеры износа физического капитала

13

1

Амортизация как ежегодный износ физического капитала.

14

1

Амортизационные отчисления.

4

Раздел IV

Расчеты между покупателями и продавцами

15

1

Наличные деньги и безналичный расчет.

Знакомятся с различными способами хранения денег;

Рассматривают преимущества и недостатки разных способов хранения и сбережения денег

Продолжают изучать историю развития денег, знакомятся с валютой разных стран

16

1

Банк как финансовый посредник.

17

1

Деньги в разных странах

18

1

Викторина по наличным деньгам разных стран

6

Раздел V

Налоги. Система налогооб- ложения

19

1

Формы и виды налогов.

Учатся использовать на практике понятия «налоги», «пошлины», «платежи» и представления о налогах, видах налогов и налоговых поступлениях; о таможенных пошлинах как разновидности налогов, взимаемых государством с товаров, провозимых через границу; о финансировании как предоставлении денежных средств на определенные цели.

Письменные мини-проекты на темы: «Куда идут налоги»,

«Как составить семейный бюджет»,

«Как можно сократить расходы в семейном бюджете»

20

1

Государственный бюджет. Семейный бюджет.

21

1

Ознакомление с понятиями доходов и расходов.

22

1

Потребление и накопление.

23

1

Проект «Кто платит за бесплатные блага?»

24

1

Экономическая игротека

Игра «Маска откровения»

Игра «Знатоки валют»

5

Раздел VI

Биржа - организационная форма оптовой торговли

25

1

Биржа – организационная форма оптовой торговли

 

Письменные мини-сочинения на темы: «История биржевого дела», «История фондовых бирж», «Виды акционерных обществ»

26

1

Фондовая биржа как специальное место, где торгуют акциями  и другими ценными бумагами

27

1

Акция как особая ценная бумага, подтверждающая, что ее владелец является одним из собственников компании и имеет право на получение части ее прибыли.

28

1

. Дивиденд. Курс акций.

29

1

Акционеры и акционерное общество.

2

Раздел VII

Понятие

о земельной ренте

30

1

Аренда, арендаторы, арендодатели и арендная плата.

 Беседы на темы: «Как повысить плодородие земельного участка», «От чего зависит прибыльность земельных участков»

31

1

Плодородие, урожайность и разная прибыльность земельных участков.

3

Раздел VIII

Внешняя торговля

 

32

1

Понятие об экспорте, импорте, квотах  и таможенных пошлинах.

Работа в группах по вопросам организации внешней торговли

33

1

Прибыльность, эффективность производства. Развитие производства.

Решение занимательных задач с экономическим содержанием

34

1

Итоговый урок

Родной край, его особенности

Изучают население, природные и экономические условия. Сырье, промышленность, топливо, материалы

Всего часов – 34

Технические средства обучения

  • компьютер с программным обеспечением
  • мультимедийный проектор
  • магнитная доска
  • экспозиционный экран

Экранно-звуковые пособия

 

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы
  • соответствующие тематике программы.

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воронина  М.М. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников  - Волгоград: «Учитель», 2007.
  2. Даниленко Н.В., Даниленко А.В. Авторская программа экономического образования –Черкесск, 1999.
  3. Детский экономический словарь,  или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике/Состав. Г.М. Евменова, О.И. Меньшикова – М.: Просвещение, 1993.
  4. Зайченко. Н.А. «Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды» Санкт-Петербург, 1998.
  5. Меньшикова О.И. Экономика детям, большим и маленьким. В 8 вып. – М.: Просвещение, 1994.
  6. Мухина Е.А. Программа курса «Экономика и мы» (2 – 4 кл.) - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
  7. Прутченков А.С. Школа и рынок. Методическая разработка деловой финансово-экономической игры. –Москва,1993.
  8. Райзберг Б.А. Математические задачи с экономическим содержанием для начальной школы. – М.: «ПРИОР»,1994
  9. Романовская. Н.И. “Экономическая игротека”- Москва 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

Программа "Юные экономисты"

Программа направлена на повышение финансовой грамотности среди воспитанников младшего школьного и среднего школьного возраста социально-реабилитационного центра....