Программа по экономике "Школа юного экономиста"
рабочая программа на тему

ПЕНА

Программа расчитана на 3 года . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_programma.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

Экономика

Пояснительная записка

Программа «Школа юного экономиста» является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности. Программа является адаптированной, создана на основе программы М. М. Ворониной «Школа юного экономиста».

1. Пояснительная записка

Актуальность  программы  обусловлена тем, что экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни.

Человек осознает мотивы своего поведения, ставит перед собой конкретные цели, задачи и действует в соответствии с этими целями и собственными возможностями, пытаясь достичь при этом наилучшего результата. Именно в этом и заключается основная задача экономики.

Не надо забывать, что решающим условием улучшения жизни отдельного человека, его семьи и общества является все более высокая выработка высококачественной продукции в процессе трудовой деятельности человека. Благодаря этому каждый человек может получить от общества все большее количество товаров и услуг для удовлетворения своих потребностей.

        Так же  в  процессе  экономической  деятельности  человек  расширяет  свой  кругозор,  повышает  уровень  своих  знаний,  становится  специалистом,  формируется  как  личность,  самореализуется.

Таким  образом,   экономическая  сфера  жизни  человека  не  только  связана  с  обеспечением  основы  существования  человека,   но  и  является  источником  его  творческого,  духовного  и  социального  развития.

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста ( 8-11 лет ), рассчитана на 3 года  обучения. Объём программы –102 часа. Режим занятий: 1 час в неделю .  По 34 часа за год.

Цель программы состоит в формировании у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитании экономической культуры мышления.

Задачи:

Для достижения поставленной цели программа имеет следующие основные задачи:

Обучающие: - формирование у учащихся представлений об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей; - освоение простейших приёмов выбора; - овладение элементарными экономическими расчётами; - понимание графиков и таблиц.

Развивающие: - развитие навыков принятия решений, ответственности за их последствия; - развитие умения доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы; - развитие творческого и логического мышления; - развитие навыков коллективных действий.

 Воспитательные: - воспитание бережливости, аккуратности, ответственности; - стимулирование разносторонней активности детей.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

- умение обосновывать суждения, давать определение;

- владение основными видами пересказа, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

Содержание занятий включает ознакомление младших школьников с экономическими понятиями, встречающимися в повседневной жизни, доступными для данного возраста. Предлагаются разнообразные формы творческой деятельности, интересные познавательные задания, развивающие любознательность, экономическое мышление, креативность.

Типы и формы обученияНа занятиях используются игровые моменты, групповые, индивидуальные, коллективные формы работы. Курс основ экономических знаний для младших школьников имеет интегрированный характер, что осуществляется межпредметными связями с математикой (решение математических задач с экономическим содержанием, сравнение величин), с развитием речи (объяснение пословиц и поговорок, составление рассказов, анализ художественных текстов), с окружающим миром (знакомство с природными ресурсами, экологией), с изобразительным искусством (рисование рекламы, объектов экономической деятельности).

Содержание программы неоднородно. Его можно соотнести с тремя различными уровнями подачи материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. С другой стороны, каждый уровень неотделим от других, образуя триединую, комплексную форму.
    
В качестве основного выделен морально-нравственный уровень. С этой точки зрения главный вопрос, который постоянно ставится в книге, "Для чего?"
     Ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария.
     Нравственное воспитание осуществляется не прямым декларированием, а преднамеренным созданием коллизий, которые ставят перед учеником проблемы морально-этического плана.
     Ко второму уровню относится материал, который учит ребенка видеть экономическую целесообразность, определят выгодность, перспективность любого дела, уметь делать выбор.
    
 К следующему, третьему уровню относится материал, направленный на изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант. Он расширяет и углубляет понимание основных экономических категорий, закладывает основу для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах обучения. Материал этого уровня учит проникать в суть явлений, видеть за внешней формой экономическую сущность. Форма подачи материала побуждает ребенка к поисково-исследовательской деятельности.

Виды УУД при изучении кружка «Школа юного экономиста»:

Личностные УУД:

  1. Формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
  2. Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий;
  3. Действие нравственно-этического оценивания.

Регулятивные УУД:

  1. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодоления препятствий;
  2. Прогнозирование, умение спланировать свою работу.

Познавательные УУД:

  1. Способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение и т.д.)
  2. Использование логических операций (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем.)

Коммуникативные УУД:

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций учащихся;
  2. Формирование умения объяснить свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
  3. Формирование умения работать в парах в малых группах.

  1. Содержание программы.

Первый  год  обучения

1. «Наши семьи» (20часов) учащиеся должны узнать, что такое семья, кто является членами семьи, познакомиться с видами семей: полная и неполная.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: учащиеся должны узнать, что представляют собой понятия «зависимость членов семьи друг от друга» и «домашняя работа»; как члены семьи живут и работают вместе.

Уметь: делать выбор между «хочу» и «надо»

2. «Наука экономика. Потребности и возможности» 14 ч.потребности, факторы, влияющие на формирование потребностей. Ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей. Необходимость выбора. Товары и услуги. Потребитель. Потребление.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать:что такое потребности; почему люди не могут иметь все, что хотят, и им приходится делать выбор; почему всякий раз, когда делается выбор, от чего-то приходится отказываться; что такое товары и услуги, кто такой потребитель.

Уметь: приводить примеры потребностей; объяснять, что влияет на формирование потребностей; объяснять, почему из-за ограниченности возможностей необходимо делать выбор; описать конкретную ситуацию, в которой нужно делать выбор; выбрать одну игрушку из трех и четко объяснить, от чего при этом пришлось отказаться; приводить примеры товаров и услуг; правильно подбирать товары и услуги, удовлетворяющие каждую потребность в определенном списке потребностей.

3. «Натуральное и товарное хозяйство.»10ч.Что такое натуральное и товарное хозяйство. Отличие натурального хозяйства от товарного. Почему весь мир пользуется товарным хозяйством.

В результате изучения данной темы ученик должен:

Знать: понимать разницу между натуральным и товарным хозяйствами, знать преимущество товарного хозяйства.

Уметь: приводить примеры натурального и товарного хозяйства.

4.«Наше село» 15 ч. учащиеся должны иметь представления о требованиях к упаковкам иметь представление о понятиях «производство», «брак».

Знать: учащиеся должны знать представления о требованиях к упаковкам.

Уметь: пользоваться информацией на упаковке.

5.«Деньги. История развития денег.» 9ч.История возникновения денег. Роль денег. Бумажные деньги. Познакомить учащихся с историей денежной единицы России.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: Что такое деньги. Для чего они нужны. Учащиеся должны чётко понимать, что количество денег и богатство страны - не одно и то же; за что банки получают проценты, выгодно ли давать деньги в кредит, в результате чего может наступить банкротство банка.

Уметь: учащиеся должны иметь представление об обмене товара на деньги – продаже; обмене денег на товар – покупке; о цене; знать свойства и функции денег. Иметь представление об эмиссии денег и понимать термин «инфляция»; уметь рассчитывать проценты.

Практическая работа.

  1. «Расходы. Бюджет семьи.» 5 ч. учащиеся должны познакомиться с понятием «бюджет»; объяснить учащимся, для чего нужны сбережения;

Знать: понятие «бюджет»; «Расход»; «Доход».Учащиеся должны узнать, что такое банки и где банки берут деньги.

Уметь: вести семейный бюджет.

  1. «Наш село »12 ч. учащиеся должны узнать о некоторых строительных специальностях, о значении их качественной работы; познакомиться с понятиями «специализация», «проект», «масштаб», «дизайнер»; учащиеся должны узнать о значении планирования сельского строительства для его экономического развития.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: учащиеся должны четко уяснить, что надо производить то, что продаётся, а не продавать то, что производится.

Уметь: различать профессии.

  1. «Экономика» 11ч. учащиеся должны иметь представление об экономном отношении ко всем видам ресурсов, о понятиях «экономия», «бережливость», «скупость»; учащиеся должны иметь представление о работе продавца, о правах покупателей, о местах торговли.

Знать: учащиеся должны знать права покупателя; понятия «Экономия», «бережливость», «скупость».

Уметь: учащиеся должны уметь экономить.

  1. Предполагаемые результаты реализации программы

Требования к уровню подготовки

В результате изучения экономики ученики начальных классов должны:

знать:

 - какие бывают потребности; - каковы источники удовлетворения потребностей; - почему все потребности нельзя удовлетворить;

 - что такое деньги и их роль в жизни человека; - что такое доходы и расходы; - где можно приобрести товары и услуги; - что такое «источники доходов»; - что такое «собственность», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия» - о взаимоотношениях продавца и покупателя; - значение труда в удовлетворении потребностей; - о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.

Учащиеся должны уметь: - анализировать свои потребности; - выделять основные и особые потребности; - определять источники удовлетворения различных потребностей; - пользоваться деньгами; - определять источники доходов и расходов; - объяснять значение труда в удовлетворении потребностей; - совершать элементарные покупки в магазине; - анализировать возможности семейного бюджета

. Формы и виды контроля

Формы и виды контроля знаний, умений, навыков:

  • защита проекта
  • графический диктант (верно/неверно)
  • экономические игры
  • задачи
  • кроссворды
  • проверочные работы
  • тематические игры

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

6.Методические рекомендации

Младшим школьникам можно в доступной форме показать, что благосостояние человека и всей страны зависит от качества труда, а богатство выражается не только в деньгах, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей.

Таким образом, данная программа предназначена для преподавания курса экономики учащимся младшего школьного возраста в качестве дисциплины, позволяющей детям адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

Задания, предлагаемые в разработках, можно видоизменять, дополнять по усмотрению педагога и выбору (возможностям) учащихся.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

Энциклопедии: В. Рахилин «Деньги России». Москва 2001г. Изд. «Слово»

2. Печатные пособия

  1. Для учителя:
  2. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика –М.: Вита-Пресс, 2000
  3. Воронина М.М. «Школа юного экономиста»Волгоград , «Учитель» -2008г.
  4. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С.

Для обучающихся:

  1. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика –М.: Вита-Пресс, 2013
  2. Липсиц И. В. Путеводитель по стране Экономика –М.: Вита-Пресс, 2013
  3. Воронина М.М. «Дидактические  материалы  к  занятиям  по  экономике в  начальной  школе»

 Технические средства обучения

1.. Экранно-звуковые пособия

2..Дидактические игры

3.. Оборудование класса

4..Проектор

5. Раздаточный материал.

*

 

СОГЛАСОВАНО                                        СОГЛАСОВАНО Протокол заседания № 1 Заместитель директора по ВР                  МО классных руководителей _________

_______________________                        __________________________________

Учебно – тематический  план.

Первый  год  обучения

Раздел  «Наши  семьи» 20ч.

Всего часов

1

Введение. Что  такое  семья?

2ч.

2

Обязанности  членов  семьи

2ч.

3

Моя  семья  отдыхает

2ч.

4

Слова  «хочу» и «надо».

2ч.

5

«Хочу»  и  «надо» -  делаю  выбор.

4ч.

6-7

Откуда  берутся  товары  и  услуги.

3ч.

8-9

Профессии  людей

3ч.

10

Что  мы  знаем  о  наших  семьях.  Проверь  себя.

2ч.

20ч.

Раздел: НАУКА  И  ЭКОНОМИКА.  ПОТРЕБНОСТИ  И  ВОЗМОЖНОСТИ. 14ч.

1

Наука  «Экономика»

2

Потребности  людей

3

Путешествие на необитаемый остров.

3ч.

4.

Ограниченность.

2ч.

5.

Выбор.

2ч.

6.

Что  мы  теперь  знаем  о  потребностях.

2ч.

7.

Проверь  себя.

1ч.

Итого:

ВТОРОЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ

Раздел:» Натуральное  и  товарное  хозяйство». 10ч.

34ч.

8.

Путешествие в страну Натурального хозяйства.

9.

Товарное  хозяйство.

2ч.

10.

Обмен.

3ч.

11

Проверь  себя.

2ч.

Раздел : «Наше  село». 15ч.

12

Наше  село.

13

Предприятия  нашего  села.

4ч.

14

Индивидуальное  и  конвейерное  производство.

2ч.

15

Упаковка.

2ч.

16

Общественные  услуги.

2ч.

17.

Дерево  решений.

2ч.

18

Наше  село. Проверь  себя.

1ч.

Раздел: Деньги. История развития денег. 9ч.

19

Что  могут  деньги.  Для  чего  они  нужны?

3ч.

20

История  денежной  единицы  России.

3ч.

21

Что  узнали  о  деньгах.

3ч.

Итого:

34ч.

Третий  год  обучения.

Раздел: «Богатство. Доходы  семьи». 6ч.

22

Богатство.

1ч.

23

Заработная плата.

1ч.

24

Формы  заработной  платы.

1ч.

25

Как помочь тем,  кто  не  работает?

1ч.

26

Аренда.

1ч.

27

Что  узнали  о  богатстве?

1ч.

Раздел: «Расходы. Бюджет семьи» 5ч.

28

Бюджет семьи.

1ч.

29

О  месте,  где  «деньги » растут.

1ч.

30

Как  банкир  помог  больному  королю?

1ч.

31

Как  защитить  себя  и  своё  имущество  от  несчастного  случая.

1ч.

32

Расходы. Бюджет  семьи.

1ч.

Раздел: Наше село. 12ч.

33

Строительный  бизнес.

1ч.

34

Строительный бизнес. Профессии.

1ч.

35

Строительный  бизнес. Проверь себя.

1ч.

36

Газетный  бизнес.

1ч.

37

Газетный  бизнес. Защита проектов.

2ч.

38

Открываем  свой  ресторан.

2ч.

39

Открываем свой  ресторан.

2ч.

40

Мы  идём  в  банк.

1ч.

41

Наше  село. Проверь  себя.

1ч.

Раздел : Экономика.11ч.

42

Что  значит  экономить.

1ч.

42

Покупатели  и  продавцы.

2ч.

43

Почему  цены  разные?

2ч.

44

Игра «Магазин».

2ч.

45

Экономика в школе.

2ч.

46

Путешествие  в  страну  волшебницы Экономики.

1ч.

47

Игра «Аукцион».

1ч.