Патриотическое воспитание младших школьников
консультация (1 класс)

Родина... Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство каждого человека. Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм - животворный и неиссякаемый источник развития  общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon st.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание младших школьников

Родина - это страна, где человек родился и живет, гражданином которой является. Это ее земля, природа, богатства, общественный и государственный строй. Это народ, населяющий страну и создающий ее богатства. Это вместе с тем образ жизни общества.

        Родина... Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство каждого человека. Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм - животворный и неиссякаемый источник развития  общества.

        Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Патриотизм унаследовал лучшие и богатые традиции прошлого, сложился на принципиально новой основе и является патриотизмом нового, высшего типа.

        Чувство патриотизма всегда жило и живет в сердцах наших людей, побуждая их всемерно заботиться о процветании своей Родины, о своей семье, тяжелых испытаний грудью защищать ее от иноземных захватчиков. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется: под влиянием среды, образа жизни и идейно-воспитательтной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

        Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств ведут работники дошкольных и школьных учреждений. Каковы возможные направления патриотического воспитания маленьких граждан нашей великой страны? В чем сущность патриотического воспитания детей?

        Опыт показывает, что уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран, почему ее называют российским государством. Дошкольник может усвоить обязанность трудиться, знать, как обеспечивается его счастливое детство. Он может усвоить, что у нашего народа есть враги, что наше Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя того, чтобы его детство было безоблачным.

        Нет сомнения в том, что уже в начальной школе,  в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности, начальной идейной направленности его развивающегося сознания. Еще до школы ребенку должны быть знакомы слова Родина, семья, подвиг, честь.

        Разнообразны формы воспитания у детей патриотических чувств: это беседы о Родине и делах народа, о природе, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр диафильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры и, конечно, личный пример воспитателя, учителя и родителей. На детей сильное впечатление производят встречи с героями Великой Отечественной войны и труда, участие в спортивных соревнованиях, праздниках, развлечениях. Одной из задач патриотического воспитания дошкольников и младших школьников  является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины - к воинам российской Армии, героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины - эти черты нашего воина понятны детям, взывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми.

         Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки,  характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города со всей страной.

        В начальной школе можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в котором они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

         Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны, необходимо дать им некоторые сведения из географии, экономики, истории страны - рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.

        Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому событию. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимые будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх, а также в играх с военно-патриотическим содержанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"

Цель программы:   Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...

Урок изобразительного искусства в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников...

Урок изобразительного искусства в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников.

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников. Доклад сопровождается презентацией...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию...