План-конспект занятия по робототехнике. Тема: Ультразвуковой датчик EV3
план-конспект

Слесарева Анастасия Валериевна

Данный материал содержит полностью готовое открытое занятие по робототехнике на тему ультразвуковой датчик ev3 с презентацией. Ожидаемые результаты: - изучение блока «операции с данными» (цикл, переключатель); закрепление знаний о правилах работы с инструментами и оборудованием в квантуме;  получение новых знаний и навыков в программировании.  Рассматриваются следующие разделы:1. вспомнить, что изучали на прошлом занятии(датчик касания); 2.Наука бионика. Что это такое и как появилась; примеры из науки "бионика"; 3. Как связаны наука и ультразвуковой датчик; 4. Задание "робот-дальномер. Написать программу с помощью которой на экран модуля будет выводиться расстояние до препятсвия;5. Новые термины: Ветвление и переключатели, и как их использовать; 7. Практическая работа «соблюдение дистанции»; 8. Рефлексия, подведение итогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

Общая информация о занятии

Ф.И.О. педагога

Слесарева Анастасия Валериевна

Дополнительная общеразвивающая программа

Тема занятия

Ультразвуковой датчик

Тип занятия

Лекция, самостоятельная работа.

Группа обучающихся

№ 2

Продолжительность занятия

90 мин

Форма работы

Индивидуальная, командная

Дата проведения занятия

Планируемые результаты образования:

Hard Skills

Навыки работы с компьютером, навыки программирования

Soft Skills

Коммуникативность, активность, коллективность

Цель занятия для педагога

Обучение навыкам программирования

Используемые методы обучения:

Словесный (беседа, лекция, рассказ, объяснение), наглядный (демонстрация), практический (эксперимент).

Материально-техническое обеспечение:

Ноутбуки, интерактивная доска, наборы Lego

Ход занятия

Методы

Действия педагога

Действия обучающихся

1. Организационный этап

(2 мин)

Настроить занимающихся на предстоящую работу, способствовать развитию эмоционально-благоприятной обстановке.

Внимательно слушать наставника, участвовать в беседе

2. Подготовительный этап

(5 мин)

Проведение игры «летучая мышь»

(Приложение 1)

Участие в игре

3. Проверочный этап

(3 мин)

Задать вопрос: какой датчик изучали на прошлом занятии, что измеряет?

Ответить на вопросы.

4. Основной этап

35 мин

Расширить знания занимающихся в навыках программирования, и рассказать о науке бионика.

Участие в беседе о науке «бионика» и совместное составление на своих компьютерах программы.

5. Контрольный

15 мин

Рассказать о том, что такое ветвление и множественное ветвление,

Дать задание по

написанию программы «соблюдение дистанции»

Написание программы с использованием датчика.

6. Итоговый этап

15 мин

Проверить путем эксперимента, предложить исправить недочеты

Демонстрация проделанной работы.

7. Рефлексия

10 мин

Провести беседу, анкетирование.

Рассказ о том, что получилось, что не получилось, что хотели бы исправить или предложить.

8. Информационный этап

Дать задание «подумать, что еще могли взять из окружающей среды и применить на практике»

Внимательно слушать наставника. Подготовить на следующее занятие ответ.

План-конспект учебного занятия

Педагог дополнительного образования: Слесарева Анастасия Валериевна

Реализуемая дополнительная общеобразовательная программа: «;.

Тема: «Ультразвуковой датчик».

Группа обучающихся: №.2

Год обучения: 1-й год.

Форма занятия: групповая, индивидуальная

Форма проведения занятия: беседа, лекция, практическая работа.

Продолжительность занятия: 2 часа

Необходимое оборудование и материалы: ноутбук, интерактивная доска, наборы lego

Цель занятия для педагога: сформировать и расширить у занимающихся знания и навыки программирования.

Цель занятия для обучающихся: приобрести знания о таких понятиях как: переключатель, бионика, ультразвук, сформировать умение описывать и писать программы

Ожидаемые результаты:

Предметные:

- изучение блока «операции с данными» (цикл, переключатель)

- закрепление знаний о правилах работы с инструментами и оборудованием в квантуме;

- получение новых знаний и навыков в программировании

Личностные:

- расширение кругозора, приобретение новых общекультурных компетенций;

- развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия;

- развитие индивидуальных творческих интересов личности в области естественнонаучных наук.

Метапредметные:

- приобретение опыта самостоятельной деятельности и исследовательской работы;

- раскрытие положительной мотивации к учебной деятельности;

- развитие навыков самоконтроля.

Этапы занятия.

1. Организация начала занятия. Подведение через игру к теме занятия. Педагогический прием: беседа, игра.

Время: 8 мин.

2 . Вспомнить какой датчик изучали на прошлом занятии?

Технология: опрос

Время: 3 мин.

2. Обсуждение понятий бионика, ультразвук, инфразвук знакомство с историей образования бионики.

Технология: лекция, видео просмотр.

Время: 9 мин.

4. Размышление. Летучие мыши и бионика как связаны?

Время: 3 мин.

5. Демонстрация ультразвукового датчика. Делаем своими руками. Ультразвуковой датчик ставим к роботу(модулю).

Технология: творческая деятельность.

Время: 5 мин

6. Подготовка рабочего места.

Время: 3 мин.

7. Написание программы, используя датчик. (сколько см. осталось до препятствия)

Робот дальномер.

Технология: лекция.

Время: 10 мин.

8. Проверка обучающимися программы.

Технология: диалог, игра.

Время: 5 мин.

9. Перерыв.

Время: 5 мин.

11. Проверка знаний у обучающихся о правилах работы с инструментами и оборудованием в лаборатории.

Технология: Беседа.

Время: 2 мин.

#1055;рактическая работа «соблюдение дистанции».

Технология: рассказ задачи

Время: 5 мин.

13. Написание программы на практическую работу «соблюдение дистанции»

Технология: самостоятельная работа

Время: 10 мин.

14. Проверка работы.

Технология: экспериментальная

Время: 7 мин.

15. Исправление ошибок.

Технология: объяснение

Время: 5 мин.

16. Демонстрация рабочей модели робота

Технология: экспериментальная

Время: 3 мин.

Уборка рабочего места в лаборатории.

Время: 3 мин

18. Подведение итогов, рефлексия.

Технология: диалог, анкетирование

Время: 10 мин

Приложение 1

Игра «Летучие мыши»

Представляем, что все мы летучие мыши. А летучие мышки, известны своей способностью даже в темноте «видеть» препятствия на своём пути.

Задача в игре – пройти через лабиринт соперника с одного края площадки до другого. Наш лабиринт размером 10 на 10 клеток. Для начала расставляем стены в своем лабиринте. Но стены у нас можно использовать как размеры деталей Lego. На экране у нас приведены примеры. В общей сложности они должны составлять примерно 30 клеток. Детали не должны соприкасаться к углам.

Разберем на примере 5 на 5 поле. Детали все те же. Сейчас покажется примерное расположение наших стен. (нажатие мыши) Теперь спрячем и к нам прилетит мышка (нажатие мыши). Допустим она стартует с поля Б5. Она должна перелететь на противоположную сторону.

Команды ходят по очереди. Игрок начинает от правого ряда 10 (на примере 5) и посылает импульсный сигнал на N направлении. Двигаться можно только по вертикали горизонтали и диагонали. А в этом нам поможет компас. Все знают стороны света? Если забыли на экране у нас подсказка.

Для педагога по слайдам:

Слайд 1

Настроить занимающихся на предстоящую работу, способствовать развитию эмоционально-благоприятной обстановке.

Здравствуйте. Как дела в школе, что нового узнали?

Слайд 2

Чтобы узнать тему нашего занятия я предлагаю поиграть в игру «летучая мышь».

Слайд 5

Итак, я рассказала, что мышки летают, и не сталкиваются потому, что посылают ультразвуковые импульсы. Я думаю, все уже догадались с каким датчиком мы сегодня будем работать. Дети отвечают Слайд 6

Мы сегодня узнаем как связаны летучие мыши, такая наука как бионика и ультразвуковой датчик. Но для начала давайте вспомним. Мы на прошлом занятии изучали датчик касания.

Что мы помним о датчике?

Какие условия выполняет датчик (режимы датчика)?

В каких проектах использовали?

Слайд7

Мы вспомнили прошлую тему, многим эти знания помогут для написаниях сегодняшних программ с ультразвуковым датчиком. Как я уже говорила: Летучие мыши напрямую связаны с ультразвуковым датчиков в результате применения такой науки как бионика. Кто-нибудь слышал уже об этой науке?

Слайд 8

13 сентября 1960 года на симпозиуме «Живые прототипы искусственных систем – ключ к новой технике» официально закреплено рождение бионики Наука разделена на 3 части

Биологическая- как устроено в природе, теоретическая- построить математическую модель, техническая-как применить в технике.

Слайд 9

Идеи многих конструкций и изобретений были заимствованы человеком у природы. Главный символ Парижа - 300-метровая башня, названная именем своего создателя Александра Эйфеля.

Ее конструкция повторяет строение большой берцовой кости человека.

Слайд 10

Я предлагаю просмотреть небольшой видеоролик.

Слайд 11

Ультразвук - механические колебания, находящиеся выше области частот, слышимых человеческим ухом (обычно 20 кГц). Ультразвуковые колебания перемещаются в форме волны, подобно распространению света. Однако в отличие от световых волн, которые могут распространяться в вакууме, ультразвук требует упругую среду такую как газ, жидкость или твердое тело.

Есть противоположный ему звук.

Инфразвук - звуковые волны с частотой ниже, чем порог восприятия ухом человека (ниже 20 Гц).

Слайд 12

Немного узнав о такой науке как бионика. Кто-то догадался Как появился ультразвуковой датчик?

Способность летучей мыши к навигации основана на использовании передачи звука. Летучая мышь создает и непрерывно посылает своими голосовыми органами ультразвуковые сигналы. Звук отражается от возникающих на пути предметов. По отраженным сигналам мышь определяет характер объекта и расстояние до него. Так работает и датчик. В одном глазу у нашего робота источник ультразвука, в другом приемник.

Слайд 13

Как появился ультразвуковой датчик?

Ответ. в результате применения науки бионика изучили как мыши получают сигнал о препятствиях.

Слайд 14

Задание.
РОБОТ-ДАЛЬНОМЕР

Написать программу:

Вывод на экран модуля оставшееся расстояние до препятствия

Слайд 15 проверка

Слайд 16 практическая работа

Слайд 17 Подведение итогов

Слайд 18 рефлексия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

г. Майкоп, 2023 г. ГБОУ ДО РА «Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея, структурное подразделение ДТ "Кванториум" ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА: УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДАТЧИК Составила: педагог дополнительного образования Слесарева Анастасия Валериевна,

Слайд 2

МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ: А Б В Г Д 1 2 3 4 5

Слайд 3

МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ: А Б В Г Д 1 2 3 4 5

Слайд 4

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А Б В Г Д Е Ж З И К 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А Б В Г Д Е Ж З И К 1 команда 2 команда

Слайд 6

УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДАТЧИК

Слайд 7

ДАТЧИК КАСАНИЯ Что мы помним о датчике? Какие условия выполняет датчик (режимы датчика)? В каких проектах использовали?

Слайд 8

Бионика – наука о применении знаний живой природе для решения инженерных задач при конструировании технических систем

Слайд 9

13 сентября 1960 год закреплено рождение бионики Как устроено в природе Построить математическую модель Как применить в технике

Слайд 11

Ультразвук - упругие колебания среды, волны лежащие в диапазоне выше слышимой области звуков (от 20000 Гц). Инфразвук - звуковые волны с частотой ниже, чем порог восприятия ухом человека (ниже 20 Гц).

Слайд 12

Как появился ультразвуковой датчик? Ответ: в результате применения науки бионика изучили как мыши получают сигнал о препятствиях .

Слайд 13

Задание. РОБОТ-ДАЛЬНОМЕР Написать программу: Вывод на экран модуля оставшееся расстояние до препятствия

Слайд 14

1 2 3 4 5

Слайд 15

Ветвление- алгоритм, в котором порядок выполнения действий зависит от выполнения некоторых условий.

Слайд 16

Вкладывая блоки «переключатель» друг в друга, можно составить множественные разветвления Можно задать уже не 2, а 3 условия

Слайд 17

Практическая работа «соблюдение дистанции» РОБОТ-ШПИОН АЛЕКС СЛЕДИТ ЗА ПОРЯДКОМ В ГОРОДЕ. НЕДАВНО АЛЕКС ПАТРУЛИРУЯ УЛИЦЫ ЗАМЕТИЛ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ВЫХОДИЛИ ИЗ ФАБРИКИ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КОНФЕТ. ОН НАЧАЛ ЗА НИМИ СЛЕДИТЬ, НО СПУСТЯ 5 МИНУТ СЛЕЖКИ ЗА ОБЪЕКТОМ БЫЛ РАСКРЫТ. ПОМОГИТЕ РОБОТУ НЕ РАСКРЫТЬ СЕБЯ. НАПИШИТЕ ПРОГРАММУ ПРИ КОТОРОЙ РОБОТ БУДЕТ СОБЛЮДАТЬ ДИСТАНЦИЮ ЗА ОБЪЕКТОМ РОВНО 50 СМ .

Слайд 18

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЧТО ИЗУЧИЛИ СЕГОДНЯ? ЧТО ДЕЛАЛИ НА ЗАНЯТИИ?

Слайд 19

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ У меня получилось… Я смог… Мне захотелось… Было интересно … Я испытывал трудности… Меня удивило… Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

План- конспект внеурочного занятия в 1 классе. Тема: "Знаки и символы"

Тема урока: Знаки и символы     Тип урока: Урок - игра     Формы: смотр знаний, игра, работа в группах.     Цель: закрепить представления де...

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»....

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

План-конспект пробного занятия по робототехнике

В данном конспекте представлен материал, позволяющий познакомить ребят старшего дошкольного и младшего школьного возрастов с удивительным миром робототехники....