План-конспект пробного занятия по робототехнике
план-конспект по информатике

Козлова Виктория Павловна

В данном конспекте представлен материал, позволяющий познакомить ребят старшего дошкольного и младшего школьного возрастов с удивительным миром робототехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mk_malyshi.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

пробного занятия по робототехнике для дошкольников

Путешествие в страну робототехники

Цель: Достичь того, чтобы каждый ученик усвоил понятие робототехника и его составляющие.

Задачи:

- Познакомить детей с понятием «робототехника», «робот»

- Познакомить ребенка с конструктором «ROBO»

- Познакомить детей с понятием «алгоритм»

- Познакомить детей с программным обеспечением, необходимым для работы

- Закрепить правила работы в классе

Оборудование:

- Набор для конструирования робота

- Рабочие тетради

- Карандаши / ручки

- Ноутбуки

- ПО (Scratch, Gcompris)

- Медиапрезентация

- Карточки с вариантами для практических заданий?

Ход занятия

1. Вступление (5 минут)

Учитель: Здравствуйте дорогие гости нашей страны Робототехники. Меня зовут Виктория и сегодня я познакомлю Вас с обитателями нашей страны.

Знакомство с рабочим местом

Учитель (далее У): Ребята, давайте с вами обговорим вещи, без которых мы не сможем заниматься (правила) – В кабинете мы не бегаем, не приносим с собой еду и напитки, за столом сидим правильно, не шумим, друг друга не перебиваем, если что-то не поняли спрашиваем.

Возможно использование рабочих тетрадей для 7-10 лет (урок 1)

2. Непосредственно-образовательная деятельность

2.1. Теория «Робот», «робототехника» (5 минут)

У: Ребята, что такое робот?

Дети (далее Д): Умный механизм, помощник человека…

У: А вы знаете, из чего состоит робот?

Д: Из механизмов, деталей, блоков, модулей. …

У: Правильно, роботы состоят из различных деталей, которые образуют механизмы, электродвигателей, датчиков, а также платы или микроконтроллера.

Показ детям наглядно или при помощи картинок деталей, из которых состоят роботы.

Д: повторяют за педагогом названия деталей.

У: А какие бывают роботы?

Д: Перечисляют каких роботов они знают

У:Правильно. Мы можем разделить роботов на 2 группы – промышленные и бытовые.

2.2. Практическая работа (5 минут)

Предложить детям разделить на 2 группы карточки с изображением роботов (презентация-игра)

Сборка элементарного робота с закреплением названия составляющих деталей.

Подвижная игра «Гномики - великаны»

2.3. Теория «Программирование», «Алгоритм» (10 минут)

Знакомство с понятиями «программа», «программист», «алгоритм»

Знакомство с интерфейсом программы Gcompris, ScratchJr.

У: Ребята, мы с вами поговорили из чего состоит робот и собрали первого простого робота. Теперь, чтобы он работал, мы должны написать программу.

У: Как вы думаете. Что такое программа?

Д: То, что роботу скажет человек на языке, понятном роботу.

У: А как называют такого человека?

Д: Программист.

У: Правильно, программист пишет алгоритм программы, т.е. последовательный набор команд, которые должен выполнить робот.

Показ на экране/доске образца написания алгоритма.

У: Мы будем писать алгоритма в визуальном блочном языке ScratchJr. Каждый блок называют пиктограммой, он несет свое индивидуальное значение. Если неправильно написать алгоритм, то робот будет работать неправильно, не будет справляться со своей задачей.

У: Чтобы написать самим алгоритм, необходимо использовать мышь или клавиатуру нашего компьютера. Давайте проверим, как вы умеете ими пользоваться.

2.4. Практическая деятельность с использованием компьютера (5 минут)

Практическое закрепление понятия алгоритма и его работы.

Выполнение лабиринта из программы Gcompris.

Для дошкольников более детально уделяем внимание алгоритму прохождения лабиринта с написанием схемы его прохождения на листе А4.

2.5. Теория «Программирование» (5-10 мин)

Знакомство со средой программирования ScratchJr.

Написание элементарной программы

У: А теперь мы с вами познакомимся с программой RobboScratchJr. В ней можно не только писать алгоритмы к роботу, но и рисовать мультфильмы, создавать простые компьютерные игры. Интерфейс состоит из сцены, списка спрайтов (героев), палитры блоков и области скриптов.

Учитель показывает детям, где располагается сцена, область скриптов, где находится список спрайтов, говорим какие блоки есть и для чего они нужны.

У: Посмотрите внимательно экран вашего ноутбука. В центре экрана есть белый прямоугольник – это сцена. На ней будут происходить разные действия. Ниже расположена линия с разными по цвету пиктограммами – это палитра блоков. Назовите мне её цвета и предположите, за какие команды отвечает каждый из блоков.

Д: Синий, желтый, красный, зеленый, салатовый, фиолетовый блоки. Зеленый отвечает за звуки и другие ответы.

У: Вы правильно назвали цвета блоков, молодцы. Желтый блок отвечает за начало написания нашего алгоритма, т.е. как мы с вами будем запускать программу. Синий блок отвечает за движение спрайта, а зеленый за движение робота. Салатовый как вы правильно сказали отвечает за звуки, а вот фиолетовый блок отвечает за внешние изменения спрайта. Ну и конечно же красный блок отвечает за конец нашего алгоритма и конец программы, либо говорит нам как мы будем переходить со сцены на другую сцену (слайд).

У: Давайте напишем простой алгоритм, где спрайт «Рыбка» будет плыть из нижнего правого угла и прятаться в пещере.

Д: Рыбке нужно плыть сначала влево, потом вверх, а потом спрятаться.

У: Правильно. Все пиктограммы мы с вами будем соединять как пазлы. Приступим?

Д: ДА!!!

2.6. Практика «Программирование» (5 минут)

Самостоятельное написание программы для рыбки «Прятки в пещере» в среде ScratchJr.

Последующее усложнение и модификация программы в зависимости от возраста.

У: Ребята, для начала вам необходимо установить фон сцены. Для этого выберите в прямоугольнике над сценой нужный фон. Затем нам необходимо переместить рыбку в нижний правый угол нажав и удерживая при переносе рыбку левой клавишей мышки.

У: Молодцы. Все справились! Теперь внизу, под областью команд мы с вами видим пустое поле, где слева нарисован контур нашего героя – это область программирования. Именно здесь мы будем писать программу для движения рыбки.

У: Чтобы написать программу, нам необходимо составить алгоритм. Вы уже знаете, что у каждого алгоритма есть начало (желтый блок),выберите как начнется движение рыбки и перенесите эту команду в область программирования. Затем при помощи команд из синего блока перенесите пиктограммы, соответствующие траектории движения рыбки до пещеры. А теперь нам надо, чтобы рыбка спряталась. Для этого в блоке фиолетового цвета выбираем пиктограмму с контуром предмета.

У: У нас с вами есть программа, но алгоритм не закончен. Какой блок мы с вами еще не использовали?

Д: Красный, мы не написали конец.

У: Правильно. Давайте запустим нашу программу и посмотрим. Что у нас получилось.

Если у детей плохо получается перетаскивать блоки, помогаем.

3. Знакомство с понятием электричество (10 минут).

У: Ребята, вы все знаете, что без электричества не сможет работать ни один робот. А что такое электричество вы знаете?

Д: ответы детей.

У: Правильно, электричество – это маленькие заряженные частицы – электроды, которые бегают по проводам внутри замкнутой цепи и дают энергию для работы приборов.

У: Давайте возьмем с вами набор «Знаток» и посмотрим что внутри. Скажите мне, здесь есть приборы. Которые вы уже знаете? Если есть, назовите мне их и расскажите, зачем они нужны.

Д: Лампочка – дает свет, батарейки – дают энергию, вентилятор, магнит, выключатели…

У: Хорошо. Сейчас я предлагаю с вами собрать простую схему – мы будем включать и выключать лампочку. Возьмите в вашем наборе большой прямоугольник с отверстиями и выпуклыми элементами – это плата. На ней мы будем собирать нашу схему. Для начала возьмем прибор, который будет давать нам электроэнергию или как его правильно называют источник питания.

Д: Это батарейки. Вот они (достают из набора и показывают).

У: Правильно. На нашем аккумуляторе с батарейками есть знак +, именно от него по электрической цепи побегут электроды в прибор. Теперь нам нужно взять выключатель и лампочку и поставить их на плату рядом с батарейками друг напротив друга или параллельно. Обратите внимание, что на лампочке тоже есть знак +. Он обозначает, что с этого места в прибор будет поступать электричество. А выключатель будет замыкать или размыкать электрическую сеть.

У: Какие элементы мы с вами еще не поставили на нашей схеме?

Д: Мы не использовали провода, по которым будет бегать электричество.

Проверяем работу лампочки, можно предложить заменить лампочку на мотор вентилятора.

4. Рефлексия, обратная связь для родителей (10 минут)

У: Ребята, понравилось наше занятие?

Д: ответы детей

У: О чем мы сегодня с вами говорили?

Д: О роботах.

У: Сможете назвать мне 2 группы роботов?

Д: Бытовые и промышленные.

У: Мы с вами собирали робота, из чего он состоял?

Д: Рассказывают из каких механизмов состоял робот (робоплатформа, колеса, микросхемы, мотор, датчики).

У: А что нам необходимо сделать, чтобы робот смог нас слушаться и выполнять наши команды?

Д: написать программу, алгоритм.

У: А что такое алгоритм?

Д: Это последовательность команд, которую выполняет робот или спрайт (герой).

У: На что влияет правильность написанного алгоритма?

Д: На правильную работу робота или героя.

У: Что мы используем для написания алгоритма движения рыбки?

Д: Пиктограммы.

Старшие дети могут ответить в каких программах они писали алгоритмы с использованием пиктограмм.

У: А без какой важной вещи не сможет работать ни один робот в нашей стране Робототехники?

Д: Без электричества.

У: Ребята, вы молодцы!!! Я надеюсь, что ваше сегодняшнее путешествие в страну Робототехники вам понравилось. Давайте попрощаемся с ее жителями и наведем порядок на своих местах.

Дети наводят порядок на своих рабочих местах. В это время даем обратную связь для родителей.

Говорим какие дети молодцы, перечисляем, что у каждого ребенка получилось, в чем возникли трудности. Рассказываем, чем будем заниматься в дальнейшем, что это дает для развития ребенка (память, внимание, усидчивость, развитие кругозора, инженерных навыков, навыков программирования).

Отвечаем на вопросы родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект регионального открытого занятия по шахматам "Виват, короли"

Учебный материал расчитан на 1и 2 классы. Конспект и презентацию можно использовать на открытом уроке. Материал насыщен интересными игровыми моментами, включена инсценировка с участием детей. На таком...

ПЛАН - КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ» (3 КЛАСС)

Представленный план - конспект интегрированного учебного занятия по технологии и изобразительному искусству раскрывает содержание четырех комплексных уроков: 2 часа технологии и 2 часа изобразительног...

План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений»

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений» 3 класс ...

План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Зиме не лето, в шубу одета»

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Зима не лето, в шубу одета» (3 класс): Орнамент в украшении народной о...

План – конспект интегрированного учебного занятия по технологии и изобразительному искусству «Лепка барельефа «Золотая рыбка» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по  технологии и изобразительному искусству (2 урока)  «Лепка барельефа «Золотая рыбка» (3 класс)....

План-конспект учебно-тренировочного занятия по баскетболу с учащимися 3х классов по теме: "Совершенствование технических приемов в баскетболе"

В плане дается материал для совершенствования техники игры в баскетбол юных спортсменов. Продолжительность занятия 80 минут....

План-конспект внеурочного игрового занятия игра «Страна профессия»

Предлагаемая разработка ориентирована на младший школьный возраст. Это внеклассное занятий направленное на выявление и систематизацию знаний по теме «Профессии», развитие творческих способностей учащи...