"Простые и сложные предложения", 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока (4 класс)

Гавришко Елена Владимировна

Цели и задачи:

·         Создать условия для обобщения и закрепления знаний о простых и сложных предложениях

Совершенствовать знания о предложении, учить выделять в письменной речи простые и сложные предложения, развивать умения отличать сложное предложение от простого; учить ставить знаки препинания в сложном предложении;

развивающие:

учить выделять существенные признаки в изученном материале, способствовать развитию речи, памяти, внимания учащихся;

развивать интерес обучающихся к изучению русского языка посредством самого языка.

воспитательные:

воспитывать любовь к русскому языку, расширять коммуникативные способности детей, закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта84.53 КБ
Файл Презентация610.43 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Тема: «Простые и сложные предложения»

Цель урока

Задачи

  • Создать условия для обобщения и закрепления знаний о простых и сложных предложениях

Совершенствовать знания о предложении, учить выделять в письменной речи простые и сложные предложения, развивать умения отличать сложное предложение от простого; учить ставить знаки препинания в сложном предложении;

развивающие:

учить выделять существенные признаки в изученном материале, способствовать развитию речи, памяти, внимания учащихся;

развивать интерес обучающихся к изучению русского языка посредством самого языка.

воспитательные:

воспитывать любовь к русскому языку, расширять коммуникативные способности детей, закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.

Тип урока

Урок совершенствования способов действий (урок закрепления).

Планируемые результаты

(предметные)

Различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных предложениях.

Личностные результаты

Владение  первоначальными навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в т.ч. в информационной деятельности.

Метапредметные

Познавательные УУД: уметь анализировать объекты, выделять общие признаки; формулировать понятия; сравнивать объекты, обобщать, работать со словарём.

Регулятивные: уметь определять учебные задачи урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, контролировать свою деятельность по результату; адекватно понимать оценку взрослого и сверстника,   оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные: уметь выражать  свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Основное содержание темы, понятия и термины

Простые предложения состоят из одной грамматической основы.

Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений и представляют собой единое целое.

Союз соединяет части сложного предложения, но обычно не является членом предложения.

Образовательные ресурсы

Портфель знаний для обучающихся.

ЦОР: презентация

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап: организационный

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая

Слушай, не перебивая

Говори всё чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать!

Просмотр мультфильма

2 этап: мотивация учебной деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке.  

- Отгадайте ребус. Ответ на ребус подскажет нам, какую тему мы изучили.

На доске схема

- Что обозначает эта схема?    

- Расскажите, что вы знаете о  грамматической основе предложения.https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4482/20200513165205/OEBPS/objects/c_russ_4_10_1/28f31b82-2bf3-49f0-93ff-0d3e6b1434be.png

Создание проблемной ситуации.

- Выделите грамматические основы в предложениях:

 1)  Дети играли на берегу озера.

 2)  Мальчики строили из песка крепость, а девочки из этого же песка пекли пироги.

- Чем отличаются эти предложения друг от друга?

- Сколько грамматических основ в первом из них?

- А во втором?

- Как называется первое предложение?  А как второе?

Предложение

- Это схема грамматической основы предложения.

- Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

Работа в паре

Ответы детей

3 этап: постановка учебной задачи

Цель: подготовка мышления обучающихся и осознание ими цели урока.

-Сформулируйте тему урока, исходя  из наших рассуждений.

- Сформулируйте  цель нашего урока, опираясь на тему.

-Используйте опорные  слова:

 1) закрепить знания  о …и …;

 2) учиться различать …и …;

 3) учиться ставить…

Как будем проверять свои знания?

-Проверять вам ваши знания поможет портфель знаний, в которых даны задания. Они помогут нам  самостоятельно работать и увидеть результаты своей работы. Каждое  выполненное задание вы оцените знаками ? или +

- А сейчас проверим свою грамотность и поиграем в игру «Огоньки»

Правило: «зажечь» огоньки под изученными орфограммами

Пришла золотая осень. Листья на деревьях пожелтели. Золотая – золото, позолота.

Осень – осенний

Листья – Ь

Деревьях – дерево, Ь

Пожелтели – приставка –ПО, желтый.

«Простые и сложные предложения»

Цель: 

 1)закрепить знания о простых и сложных предложениях;  

2)учиться различать простые и сложные предложения;

3)учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Высказывания детей

Один ученик работает у доски.

4 этап: первичное закрепление во внешней речи.

Цель: формирование у обучающихся способности к  новому способу действия, разным формам организации  деятельности

Пробное действие.  

Но прежде чем мы приступим к выполнению заданий, давайте составим алгоритм правила о простом и сложном предложении.

Задание 2. Самостоятельная работа.

Дифференцированные задания.

- Вы можете выбрать задание.

1.Найди сложные предложения и выдели в них грамматические основы.

2.Вставь пропущенные союзы и знаки препинания.

Фронтальная работа. Проверка

ФИЗМИНУТКА

Задание 3.  Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст. При списывании расставляй нужные знаки препинания и пропущенные буквы.

Работа в группах.

Обучающиеся составляют кластер.

Дети работают самостоятельно.

Оценивают себя.

Лето ушло. Птицы скоро улетят в тёплые края. Наступает золотая осень. Солнышко уже не так греет, серые тучи покрывают небо. Осень раскрашивает деревья яркими красками. 

5 этап: рефлексия деятельности.

Цель: самооценка учащимися своей деятельности,  метода преодоления затруднений, оценка  нового способа действия

- Какую цель поставили перед собой в начале урока?

- Достигли мы её?

- Оцените свои знания, полученные на уроке в листе самооценки.

Мои результаты

+

-

Проверяю орфограммы

Могу отличить сложное предложение от простого

Умею ставить знаки препинания в сложном предложении

Нахожу в своей работе ошибки

Работаю по алгоритму

Дети оценивают себя, суммируя все заработанные баллы.  

Домашнее задание

Представьте такую ситуацию: вы собирались идти гулять, но мама вас не отпускает потому, что вы не сделали уроки. Как вы напишите сообщение о том, что вашу прогулку нужно перенести. Что вы напишите другу? 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая Слушай, не перебивая Говори всё чётко, внятно, Чтобы было всем понятно Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать!

Слайд 2

[ ─ = ] Что обозначает эта схема? ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ

Слайд 3

Дети играли на берегу озера. 2) Мальчики строили из песка крепость, а девочки из этого же песка пекли пироги.

Слайд 4

Опорные слова 1) закрепить знания о ... и ...; 2) учиться различать ... и ...; 3) учиться ставить ...

Слайд 5

Пришла золотая осень. Листья на деревьях пожелтели.

Слайд 6

КЛАСТЕР ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ 1 ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ СОСТОИТ ИЗ 2 И БОЛЕЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ Простые предложения в составе сложного соединяются без союзов или с помощью союзов и, а, но.

Слайд 7

Найди сложные предложения, подчеркни в них грамматические основы. Зелёной листвою одеты деревья. Пахнет грибами и спелой земляникой. Громко поют птицы. Кукуют неугомонные кукушки, пересвистываются иволги, в кустах над ручьями заливаются соловьи. В лесу под деревьями рыщут звери. Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся весёлые белочки, а в тёмной чащобе скрывается рысь.

Слайд 8

Вставь пропущенные союзы и знаки препинания. Улетают журавли , и низкие осенние облака заволакивают небо. Над лесом торопливо бежали бесформенные облака , а ветер неистово раскачивал деревья и ломал ветки. Листья на деревьях уже пожелтели , но осень ещё не вступила в полную силу. Солнце иногда показывалось из-за туч , но тут же скрывалось. Последние осенние цветы издавали резкий и приятный запах. Сады почти осыпались , кое – где ещё висели на яблонях сухие розовые листья.

Слайд 9

Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст. При списывании расставляй нужные знаки препинания и пропущенные буквы. Лето ушло. Птицы скоро ул е тят в тёплые края. Наступает з о л о тая ос е нь. Со л нышко уже не так греет , серые тучи покрывают небо. Осень раскрашивает д е ревья яркими красками.

Слайд 10

Домашнее задание Представьте такую ситуацию: вы собирались идти гулять, но мама вас не отпускает потому, что вы не сделали уроки. Как вы напишите сообщение о том, что вашу прогулку нужно перенести. Что вы напишите другу? Составьте сложное предложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России"Тема: «Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения».

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с прави...

Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Конспект урока русского языка 4 класс на тему " Простые и сложные предложения" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложногоЦели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о простом и слож...

Технологическая карта урока по русскому языку «Простые и сложные предложения» (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и с...

Технологическая карта урока русского языка "Простое и сложное предложение" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о простых и сложных предложениях, ознакомления с особенностями простых и сложных предложений.Задачи урокаДидактические:вспомнить порядок в...